Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологические аспекты фанатизма




«Лучше власть над самим собой, чем тысячелетняя власть над другими людьми и вещами.» Из беседы суфия Фудайла с багдадским халифом Гаруном аль-Рашидом

Фанатизм [ лат. fanum — жертвенник ] — непоколебимая и отвергающая альтернативы приверженность индивида определённым убеждениям, которая находит выражение в его деятельности и общении. Фанатизм сопряжён с готовностью к жертвам; преданность идее сочетается с нетерпимостью к инакомыслящим, пренебрежением к этическим нормативам, препятствующим достижению общей цели. Для фанатиков, которые находят поддержку во взаимном признании, характерна повышенная эмоциональность, некритическое отношение к любой информации, подтверждающей их взгляды, неприятие критики, даже доброжелательной. Нередко фанатизм носит национальный, религиозный и идеологический характер и является базой различных асоциальных, а иногда и антисоциальных проявлений на уровне не только малых, но и больших групп.

Можно предположить, что склонность к подобной безальтернативной, во многом иррациональной, приверженности к тем или иным взглядам и доктринам, является следствием особенностей психики фанатика, сформированной под воздействием ущербной культуры, мешающей нормальному развитию личности и способствующей воспроизводству в обществе индивидов с типом строя психики «зомби».

Информационно-алгоритмическое обеспечение поведения представителя биологического вида «Человек разумный» включает в себя: 1) врождённую компоненту — инстинкты и безусловные рефлексы (как внутриклеточного и клеточного уровня, так и уровня видов тканей, органов, систем и организма в целом), а также и их оболочки, развитые в культуре; 2) традиции культуры, стоящие над инстинктами; 3) собственное ограниченное чувствами и памятью разумение; 4) «интуицию вообще» — то, что непроизвольно «всплывает» на уровень сознания из бессознательных уровней психики индивида, приходит к нему из коллективной психики, является порождением наваждений извне и одержимости в инквизиторском понимании этого термина, а в момент появления не находит себе объяснения на основе осознаваемых индивидом причинно-следственных связей; 5) водительство Божье в русле Промысла, осуществляемое на основе всего предыдущего, за исключением наваждений и одержимости как прямых вторжений извне в чужую психику вопреки желанию и осознанной воле её обладателя.

В психике всякого индивида есть возможное или действительное место всему этому. И в зависимости от того, что из перечисленного обладает наивысшим приоритетом в психике индивида, взрослый человек является носителем одного из четырёх более-менее устойчивых в течение его жизни типов строя психики:

· животный тип строя психики характеризуется тем, что всё поведение подчинено инстинктам и им служат все способности человека, включая и творческий потенциал;

· тип строя психики зомби (биоробот) характеризуется тем, что инстинкты подчинены программам поведения, которые были внедрены в его психику обществом, пока он рос, и из алгоритмики которых индивид самостоятельно выйти не может в силу разного рода причин.

· демонический тип строя психики характеризуется тем, что индивид живёт по принципу «что хочу — то и ворочу», отвергая Божье водительство либо безсознательно, либо осознанно.

· человечный типстроя психики—это свобода, понимаемая как аббревиатура — С‑овестью ВО‑дительство БО‑гом ДА‑нное. Иными словами, человечный тип строя психики — диктатура совести на основе веры Богу (а не веры в Бога).

Надо особо отметить, что названные ТСП не являются неизменными, т. е. индивид может находиться в разные промежутки жизни (иногда весьма короткие) в разных ТСП, в зависимости от того, какая из компонент психики является в этом промежутке доминирующей. ТСП может меняться даже по нескольку раз на день.

И проявления человечности в определённые моменты жизни свойственны подавляющему большинству людей, проблема заключается в неустойчивости такого состояния. Т.е. достижение ЧТСП происходит обратимо — через какое-то время индивид опять скатывается до уровня демона, зомби или животного. Таким образом, когда говорится, например, что индивид зомби — имеется ввиду статистическое (по времени) преобладание ТСП зомби у данного индивида и это вовсе не означает, что он находится в этом типе строя психики постоянно. Научившись выявлять в себе самом проявления нечеловеческих ТСП индивид может осмысленно и целенаправленно менять свою алгоритмику психики, её иерархическую упорядоченность, продвигаясь к достижению необратимо человечного ТСП.

Демонический и человечный типы строя психики невозможны без наличия воли, понимаемой как способность подчинять самого себя и течение событий вокруг осознанной целесообразности.

Тип строя психики взрослого индивида, преобладающе устойчивый в меняющихся обстоятельствах его жизни, — продукт воспитания. Недостижение индивидом человечного типа строя психики к началу юности[55] — следствие остановки или извращённости развития в более ранние периоды жизни. Культуры, в которых достигшие человечного типа строя психики хотя бы к старости составляют статистически незначимое меньшинство, — дефективны. Но таковы культуры всех региональных цивилизаций: Запада, России, Мусульманской, Ведической и прочих.

Теперь рассмотрим в общем виде, как функционирует алгоритм выработки поведения с защитой памяти системы от накопления недостоверной информации.


Перед загрузкой в память входного потока информации этот поток пропускается через алгоритм-сторож, который выявляет недостоверную и сомнительную информацию, в том числе и попытки прямого и косвенного (опосредованного) управления извне, для того, чтобы выработка управленческого решения исходила бы только на информации, признанной достоверной. В тех случаях, когда возникают затруднения с определением качества информации, алгоритм — сторож памяти — помещает её в специализированную область памяти, показанную на рисунке блоком, названным «Карантин», для последующего выяснения её достоверности. Алгоритм, показанный на рисунке, предполагает, что блок под названием «Преобразователь информации» обладает в системе наивысшими полномочиями. Потому он может перемещать информацию из «Карантина» в область нормальной «Памяти» и изменять «Алгоритм — сторож памяти» по мере накопления системой опыта взаимодействия со средой, что требует в процессе управления переоценки содержимого памяти по категориям «достоверно», «ложно», «сомнительно», «не определённо».

Такие алгоритмы поведения обладают наивысшей помехоустойчивостью.

Так как психика человека всегда работает по вышеописанной схеме, то рассматривать алгоритм поведения человека без алгоритма-сторожа, памяти и карантина не имеет смысла, кроме исключительных случаев, связанных с серьёзными патологиями или экстремальными ситуациями.

При принципиальном отказе перейти от алгоритмов управления, в которых отсутствует алгоритм-сторож и карантин, к описанному алгоритму управления, запас устойчивости системы к помехам во входном канале необратимо исчерпывается. По существу такая стратегия управления является гарантированным переносом необратимой катастрофы в будущее. Эта стратегия достаточно часто находит своё выражение в общеизвестной фразе: «Некогда тут думать и обсуждать! — работать надо: сами видите, какие обстоятельства сложили сь». Но приверженность этой стратегии приводит к тому, что катастрофа неизбежно наступает.

Поскольку неопределённое внешнее управление может быть и агрессивным по отношению к суперсистеме и её элементам, то вопрос о различении источников внешних информационных потоков в процессе самоуправления суперсистемы — вопрос №1 всегда.

Чтобы не быть голословными относительно вопроса №1, опишем общий принцип технологии внушения. Он состоит из трёх этапов.

На первом происходит раскачка сознания, обычно путём эмоциональной накачки, перегрузки информацией, либо ослабления сознания, либо всё вместе.

Для эмоционального переполнения человеку либо дают информацию, вызывающую бурю эмоций, либо проводят какие-либо мероприятия, ритуалы. Например, в СССР в конце 80-х в СМИ резко выплеснули множество информации негативного содержания. Катастрофы, убийства, извращения, антисталинская истерия, в общем, всё то, что вызывает бурю эмоций. В результате сознание части населения сильно пошатнулось, вплоть до того, что резко возросло количество душевнобольных и всё то, о чём вещали населению, переносилось постепенно в жизнь[56].

Многие секты для вовлечения новых адептов комбинируют влияние положительных и отрицательных эмоций. Так, например, создаются фильмы, где показываются ужасные картины неправедной жизни (тут огромное разнообразие: адские муки за неправедность, кроваво-тираническое правительство, ужасные картины апокалипсиса и так далее) и там же в противовес ставятся положительные образы (жизнь в раю после смерти, красивые, но бессодержательные образы «свободы», сытая жизнь, прочие слова и картинки, вызывающие положительные образы, любовь-равенство-богатсво и так далее).

Для ослабления сознания человека лишают определённой пищи (как правило, из рациона исключают белок), сна, либо же применяют психотропные препараты. Всё это делается под различными предлогами, такими как догмы (обряд еврхаристии в РПЦ с применением вина), рекомендации каких-либо гуру магии, науки или любых других на выбор, убеждения, что полезно принимать экстази, алкоголь, наркотики, например под предлогом: «это ведёт к просветлению».

Всё это готовит почву для осуществления второго этапа. После того, как сознание расшатано, старые стереотипы уже неустойчивы и человек готов для их уничтожения и внедрения новых. С ослабленным сознанием, с блокированным от эмоций разумом он бездумно всасывает информацию, подаваемую ему. Именно в такие моменты можно заложить программы, замыкающиеся на самих себя, как, например, с аксиомами (см.ниже).

Далее третий этап — цементирование сознания для закрепления стереотипов. Нередко индивида каким-либо образом делают устойчивым ко внешним эмоциональным воздействиям, дают психотехники, позволяющие не переполняться больше эмоциями, либо ограждают его каким-либо образом от всего, что может расшатать сознание. Борьба с соблазнами путём отдаления от них и даже запрета думать о них применяется для этого в церквях имени Христа. Внушение, что отсутствие эмоций приближает к особому праведному состоянию, а при инициации эмоциональное состояние было очищением от всего плохого тоже возможно как вариант цементирования. Вариантов много — принцип один и тот же.

Внешнее управление алгоритмами поведения — довольно распространённое явление, и, к сожалению, зачастую приводит к ущербу для объекта управления, коим может являться и человек, и общество в целом.

При рождении интеллект находится в зачаточном состоянии. В процессе взросления и развития интеллекта преобразователь информации настраивается культурой, воспитанием, и, в свою очередь, настраивает соответствующим образом алгоритм-сторож и карантин. Очевидно, что решающую роль в этом процессе (прежде всего на начальных его стадиях) играют входящие информационные потоки, т.е. культура общества, в котором живёт человек. И существующая культура настраивает преобразователь, а следовательно, и алгоритм-сторож, так, чтобы индивид стал послушным орудием толпо-элитарной Системы — т.е. чтобы доминирующим у него был тип строя психики «зомби». Индивиды с этим строем психики составляют в настоящее время большинство в обществе, являясь продуктом его культуры. Система весьма эффективно использует данную схему выработки поведения для своей пользы, за счёт этого она и устойчива. У большинства индивидов с ТСП «зомби» алгоритм-сторож (посредством преобразователя) настроен так, что вообще не пропускает информацию общественного в целом уровня значимости. Соответственно, они и не принимают участия в процессах управления обществом, являясь по сути «травой на поле боя».

В случае же с зомби-фанатиками имеет место иная настройка, а именно: алгоритм-сторож в какой-то момент пропускает информацию, связанную с глобальными проблемами человечества, однако она индивидом не осмысливается, и информация загружается сразу в память. Дальше преобразователь перенастраивает алгоритм-сторож таким образом, чтобы он не пропускал информацию, которая как-либо противоречит уже усвоенным догмам, и даже информацию которая дополняет ранее полученную. В результате происходит замыкание аксиом на самих себя по типу «Это верно. Потому что так говорят, а так говорят, потому что это верно». Поэтому самостоятельное мышление, развитие интеллекта у такого индивида заблокировано и он фактически в своей деятельности работает на Систему, записавшую свою вредоносную программу в психику индивида.

Надо особо отметить, что с точки зрения тех целей, которые ставит перед человеком Мироздание — и, прежде всего, цели раскрыть в себе Человека — вышеописанная схема выработки поведения является дефективной. Однако с точки зрения Системы она весьма и весьма эффективна и работает на поддержание устойчивости Системы в допустимых пределах.

Задача пробивания защиты алгоритма-сторожа, когда он уже настроен культурой на отсечение всей опасной для Системы информации, крайне сложна, хотя и не является невыполнимой. Поэтому, чем на более ранней стадии развития интеллекта у индивида произойдёт его соприкосновение с культурой, альтернативной библейской, т.е. с определённой информацией — тем больше вероятность того, что алгоритм выработки поведения будет настроен правильно и индивид начнёт работать на осуществление Промысла, а не целей Системы.

Таким образом, мы видим, что алгоритм выработки поведения — только инструмент, который можно использовать по-разному, в соответствии с выставляемыми целями.

Теперь рассмотрим типы мировоззрения и миропонимания, классифицируя их по характеру организации информационных модулей, а не по тематике содержания, выражающей своеобразие культуры обществ на достигнутых ими стадиях исторического развития и специфику профессионализма или особенности биографии индивида.

Можно представить себе мировоззрение, в котором нет устойчивых во времени связей его компонент друг с другом, обусловленных самими же компонентами мировоззрения, а также — матрицей возможных состояний и переходов материи из одних состояний в другие. Имеющиеся связи носят непродолжительный во времени характер, исчезают и возникают под воздействием изменений настроения индивида и активности тех или иных процессов в его психике, а также и под воздействием входящих потоков информации. Иными словами, мировоззрение представляет собой собрание разного рода частностей, в своём большинстве не связанных друг с другом. Если искать метафору для характеристики такого типа мировоззрения, то наиболее подходящая метафора это — калейдоскоп.

Альтернативу калейдоскопическому мировоззрению представляет собой мозаичное мировоззрение. В нём существуют устойчивые во времени связи между его компонентами, обусловленные самими же компонентами, а главное — матрицей возможных состояний и переходов материи из одних состояний в другие. Изменения мозаичного мировоззрения происходят в результате чувственно-мыслительной деятельности индивида и представляют собой расширение тематического состава мозаики и замену одних её фрагментов другими (более детальными или альтернативными по своему характеру прежним тематически однородным), а также и изменение системы взаимосвязей компонент мозаики друг с другом.

Названные типы мировоззрения представляют собой два крайних случая. В чистом виде в жизни они в психике людей вряд ли существуют. Реальные мировоззрения одних людей более калейдоскопичны, других — более мозаичны. При этом в калейдоскопе могут «крутиться» какие-то мозаики, носящие частный характер (например, обусловленный профессиональной деятельностью). А в целом мозаичная картина Жизни в психике других людей может содержать какие-то частные калейдоскопические фрагменты, компонентами которых также могут быть какие-то ещё более частные мозаики.

Также надо понимать, что реальные калейдоскопы и мозаики, которым мы уподобили типы мировоззрения, носят в жизни двумерный характер (т. е. они развёртываются на плоскости или криволинейной поверхности), реальное же мировоззрение — многомерно: уподобление его типов калейдоскопу и мозаике (и далее по тексту уподобление миропонимания «кубику Рубика») — всего лишь аналогии, позволяющие умозрительно представить и понять характер взаимосвязей между компонентами мировоззрения (а также и миропонимания).

Кроме того, и мозаичные в своей основе мировоззрения разных людей могут принадлежать к одному из двух подтипов. Каждый из подтипов мозаичного мировоззрения характеризуется направленностью наращивания общего числа своих компонент в процессе детализации и упорядоченностью развития структуры мозаики. Вариантов два, и они взаимоисключающие по отношению к одной и той же мировоззренческой мозаике как компоненте мировоззренческой системы индивида.

Мозаичное мировоззрение может развиваться в направлении:

· либо «от общего к частностям»;

· либо «от частностей к общему».

Соответственно компонентами мировоззрения индивида как системы, включающей в себя некоторый набор элементов, могут быть мозаики обоих типов одновременно, при этом мозаики как компоненты мировоззренческой системы индивида могут отчасти пересекаться по своему содержанию, а отчасти могут быть специализированными, т. е. включать в себя не совпадающие друг с другом аспекты восприятия Жизни индивидом. При этом возможны конфликты различных мировоззрений-компонент в пределах одной и той же мировоззренческой системы в психике индивида.

Короче говоря:

Мировоззрение индивида может быть большей частью калейдоскопическим либо большей частью мозаичным, а мозаики в составе мировоззренческой системы личности могут принадлежать к одному из двух подтипов, характеризуемых направленностью их развития: либо от «общего к частностям», либо «от частностей к общему».

Здесь необходимо обратить внимание, что процесс мышления на основе обоих типов мозаик может протекать в обоих направлениях: и «от общего к частному», и «от частного к общему», но в развитии мозаик всегда доминирует какая-то одна направленность, в которой смена направления на противоположное может быть только краткосрочным эпизодом, обусловленным необходимостью внесения каких-то уточнений в структуру мозаики и устранения в ней ошибок.

Идея «фикс» может легко привиться в калейдоскопическое мировоззрение фанатика. Она нужна не для получения практической, объективной и понятной для него пользы — нет, она нужна, чтобы заткнуть болезненное место в душе. Без какой-либо удобной сверхценной идеи такому человеку очень больно жить. Это может быть религиозная идея, прекрасно подходящая для компенсации страхов, обиды и чувства собственной неполноценности. Все "нехорошие" (толпари, зомби) не спасутся а вот именно он, «правильный» спасётся! Это может быть национальная идея. Это может быть идея политическая: "кто был ничем, тот станет всем" или любое иное, более экзотическое завихрение и самое причудливое их сочетание.

Сначала идея поселяется в сознании будущей марионетки, словно живой организм: она поглощает из окружающей среды только полезное для себя, отбрасывая остальное. Человек перестаёт воспринимать реальность там, где она расходится со спасительными для него умозаключениями: «это не по КОБ...».

Такая зависимость, по сути, — наркомания определённого сорта, только коварнее. Гормоны удовольствия выделяет мозг марионетки под влиянием завладевшей им идеи. Если перестать игнорировать мир реальный и уйти из мира выдуманного, будет ломка. Это, кстати, объясняет почему многие религиозные организации, секты и т. п. конкурируют за реабилитацию наркоманов и алкоголиков. У наркоманов уже есть зависимость, организации же меняют химические вещества на идеи. Зависимость не исчезает, а просто меняет свой облик.[57]

В этой части статьи рассмотрены особенности восприятия новой информации психикой индивида. Приведённые соображения необходимы для понимания вопросов манипулирования совокупностью индивидуальных сознаний людей, составляющих общество. Доминирующая культура формирует распределение психологических характеристик индивидов, дающее возможность управлять поведением большинства индивидов именно на основе калейдоскопичности мировоззрения или Я-центричных частных мозаик.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...