Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как стать дорожным указателем




Джон Уайт

Борьба

Начала

В момент вашего обращения к Христу произошло несколько важ­ных событий не только в вашей жизни, но и на небесах.

Не обязательно, чтобы вы ощущали что-то особое в этот момент. Одни люди при обращении к Христу переживают сильные эмоции, другие - никаких. Вы можете не знать даже точного момента, когда стали христианином. Возможно, вы можете лишь сказать, что с этой минуты признаете: Иисус истории является вашим личным Спасите­лем и Богом.

Но, независимо от того, испытывали ли вы какие-то особые чув­ства или нет, знаете ли вы точный момент вашего обращения, те со­бытия, которые я буду описывать, произошли. Описывая их, я дам определение христианина.

При любом обращении к какой-нибудь вере происходит ряд чисто психологических событий. Если вы обращаетесь к вере в какую-то ре­лигию или мировоззрение, вы будете переживать это. Психологиче­ские факторы обращения известны уже долгое время и хорошо иссле­дованы. Эти факторы включают временный эмоциональный стресс и перемену взгляда на жизнь.

При обращении к Христу, как и при других обращениях, вы може­те пережить много таких психологических событий и, безусловно, вы будете переживать перемену в ваших взглядах на жизнь.

Но при обращении к Христу, в отличии от других обращений, кро­ме психологических перемен, происходят и события сверхъестествен­ные. Эмоциональные состояния при обращении в любую веру - вре­менны.

Однако сверхъестественные события, часто нами не ощущаемые - вечны. Они дают знать демонам и ангелам, что этот человек стал иным по сравнению с другими. Они помогают нам соприкоснуться с вечностью и Вечным Богом.

Новое положение перед Богом

Во-первых, вы - оправданы. Другими словами, Бог смотрит на вас как на совершенно праведного, как будто вы никогда не грешили и не будете грешить. Хотя вам эта мысль может показаться непостижимой, но то, что она выражает, уже произошло и никогда не изменится.

Это не значит, что Бог закрывает глаза на факты и думает о вас лучше, чем вы того стоите. Он знает о вашей греховности. Но Его чув­ства и отношение к вам основаны на праведности, которую вам даро­вал Христос. В глазах Бога вы теперь так же праведны, как и Иисус.

Сначала эта мысль может показаться непривычной или невероятной. Позднее я разберу ее более подробно. Но когда вы постигнете эту мысль полностью, то придете в изумление: вы освобождены, чтобы жить свято, а не желать греха.

Ваше оправдание - событие, имеющее не только небесный, но и земной аспект. Это - небесное событие, так как в этот момент ваш личный представитель и поручитель Иисус, стоя по правую сторону от престола Божьего, ходатайствует за вас перед Богом. Это небесное событие также и потому, что теперь ваше имя записано в небесных анналах в графе «не виновен». Но это также и земное событие, так как вы, будучи существом временным, можете теперь смело приходить к Богу вечности и беседовать с Ним. Более того, Он поощряет вас к это­му И призывает приходить к Нему не униженно и подобострастно, но с высоко поднятой головой.

Второе событие, происшедшее с вами, - это возрождение, или рож­дение свыше. Этим событием вечность вторглась в окружающее вас пространство и восстановила постоянную связь между вами и Вечносущным. Возможно, вы ничего не ощутили, когда произошло это глубоковажное событие. Благодаря чуду Божественной милости, вам была привита новая небиологическая форма жизни. Эта форма жиз­ни дает вам возможность когда-нибудь поселиться в вечности, так же, как земная (биологическая) жизнь позволяет вам сейчас существо­вать в мире, ограниченном временем и пространством.

Жизнь, отныне полученная вами, - это жизнь Самого Бога. Ваши земные родители даровали вам ее из своих тел, и эта жизнь стала ва­шей при вашем рождении. Таким же образом и Бог, наделив вас Своей жизнью, стал в полном смысле слова вашим небесным Отцом. Вы те­перь Божье дитя в буквальном, а не в метафорическом смысле.

В этой новой жизни вы будете возрастать и развиваться. И, по мере своего развития, вы будете становиться все больше и больше похо­жими на Отца, Который вам даровал эту жизнь, подобно тому, как по мере вашего (земного) физического роста, все больше проявляется физическое и эмоциональное сходство между вами и вашими зем­ными родителями. Божественная жизнь будет влиять на ваше физи­ческое и эмоциональное развитие. Вы будете становиться более зре­лыми эмоционально. При прочих равных условиях ваше физическое здоровье станет лучше. Рождение свыше, конечно, не гарантирует, что вы никогда не будете болеть физически или душевно, однако оно дает шансы на улучшение здоровья.

Для того, чтобы новая жизнь возрастала, ее необходимо питать и упражнять. Пища, в которой она нуждается, - это Священное Писа­ние. А упражнение - это повиновение верой Божьим повелениям. По мере развития вашей молитвенной жизни, вам будут нужны также потоки чистого, небесного воздуха для дыхания. В последующих главах мы рассмотрим все эти факторы, которые так важны для дальнейше­го духовного роста. А пока достаточно знать, что, уверовав, вы стали гибридом, существом с двумя формами жизни и двумя источниками происхождения.

Новые взаимоотношения с Богом и людьми

Как мы уже заметили, события, которые произошли в вашей жиз­ни, включают также драматические перемены в ваших отношениях с другими. Итак, вы были отчуждены от Бога, а теперь примирились с Ним и стали Его чадом. Вы также вступили в отношения с Его уни­кальным Сыном Иисусом Христом, Которого вы раньше не знали. И эти отношения многогранны. Он ваш Пастырь, а вы Его овца. Со вре­менем вы научитесь различать Его голос и следовать за Ним, куда бы Он вас ни повел. Со Своей стороны, Он обещает давать вам отдых и подкрепление, если вы будете следовать за Ним, а также обязуется возвращать вас на истинный путь, если вы с него свернете.

Он также ваш Господин, а вы Его раб. Он имеет право поступать с вами, как с рабом, но Он никогда не станет вас принуждать быть Ему послушным. Ваши новые отношения с Христом включают ваше при­знание того, что вы являетесь Его рабом и даете Ему право управлять всей вашей жизнью. В вашей власти отказаться дать Ему то, что по праву Ему принадлежит. Но в таком случае вы нарушите ваше по­священие Ему и нанесете вред вашему духовному благосостоянию. Кроме того, вы этим оскорбите Его. Но, как бы вы не вели себя, Он отказывается превращать вас в робота или принуждать вас иным об­разом.

Он также является вашим священником, вашим «великим Перво­священником». Когда вы приходите к Отцу, то приходите к Нему бла­годаря Его священству. Когда вы ощущаете слабость или вас пости­гает разочарование, вспомните, что ваш Первосвященник не только Бог, но и Человек, и это ободрит вас. Он лично испытал все заботы и искушения, которым подвергаются люди, и поэтому может понять ваше состояние. Он сострадает вашей слабости. Так как Он обладает вечными человеческими качествами, то Он, как никто другой, спосо­бен поддержать вас и ходатайствовать за вас перед Отцом.

Мы могли бы поразмыслить и над другими аспектами ваших вза­имоотношений с Христом. Он - ваш полководец в битве, и вы - Его солдат. Он - хлеб, которым вы питаетесь. Он - свет, освещающий ваш внутренний мрак. Можно продолжать в том же духе и дальше. Но сущность всего заключается в том, что вы принадлежите Ему, а Он - вам, и что эти отношения предполагают интенсивный взаимный обмен. Между вами и Христом устанавливаются узы, которые ничто ни на небе, ни на земле, ни в аду не может разорвать.

Принятие Христа изменяет ваши отношения и в других областях. Вы теперь принадлежите к бесчисленному множеству искупленных людей, как здесь, так и за пределами смерти. Вы становитесь соотече­ственником апостолов и мучеников за Христа. И хотя мои слова могут вызвать у вас представление о делах минувших дней, о мечах, древних одеждах и сандалиях, небесное гражданство также отражается и на ваших земных отношениях в сегодняшней повседневной жизни.

Если вы выросли в большой семье, то, наверное, заметили, что с родными братьями и сестрами (или, возможно, с одним или двумя из них) труднее иметь дело, чем с друзьями или чужими людьми. Од­нако в моменты опасности или испытаний (например, когда кто-то обижает вашего меньшего брата) семья обретает единство. Проходит роковой момент, и вновь возникают внутрисемейные трения.

Так что не удивляйтесь, если обнаружите напряженность между членами небесной семьи. Ваши братья и сестры во Христе далеки от совершенства. После того, как первый период радости, когда вы их идеализировали, пройдет, вас возмутит, как много ссор, горечи и даже ненависти существует в христианской «семье».

Вы также обнаружите, что некоторые верующие глупы, вспыльчи­вы, бестактны, напыщены, что среди них есть ханжи и лицемеры. Не­которые окажутся сторонниками крайних политических идей, с ко­торыми вы не можете согласиться, другие неопрятны в еде или дурно пахнут. Позднее мы более подробно рассмотрим сложный комплекс ваших взаимоотношений с другими верующими. А пока ограничимся напоминанием: Бог их любит, хотя вам, может быть, и трудно их лю­бить. В то же время согласитесь, что непривлекательные черты харак­тера есть и у вас. Вы тоже не обладатель белых риз.

Наконец, вы должны осознать, что они обрели ту же самую новую жизнь, что и вы. Посмотрите на все их недостатки - и вы поймете, что чудо новой жизни не гарантирует идеального характера. Божествен­ная жизнь должна, тем не менее, расти и развиваться. Объяснить это и есть целью моей книги. Я испытываю большую внутреннюю по­требность поделиться с вами тем, что является самым важным в еже­дневной практической христианской жизни.

Враг легионов

Новые отношения установились у вас теперь также и с силами тьмы. Кем бы вы ни были до того, как стали христианином, - челове­ком нейтральным, любителем гороскопов, колдуньей, чародеем или сатанистом - теперь вы заклятый враг адских легионов.

Не сомневайтесь в их существовании и враждебности. Но и не бойтесь их. Они сами боятся Бога, живущего внутри вас. Они не мо­гут даже прикасаться к вам и уж тем более не могут причинить вам зла. Но они могут вас искушать и будут делать это. Они также станут оказывать вам сопротивление, когда вы будете повиноваться Христу. Они вас не будут трогать, если вы отнесетесь к своему христианству без особого энтузиазма. Но если вы станете ревностным сторонником Христа, то можете ожидать от них серьезного сопротивления.

Апостол Иаков пишет: «Противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак. 4:7). Жизнь с Христом может быть наполнена волнующей и ободряющей чередой постоянных побед над силами зла. Но эта битва никогда не завершается. Ниже я буду говорить об этом подробнее.

То обстоятельство, что я написал эту книгу, или то, что вы проч­ли ее, не может стать гарантией вашего постоянного духовного роста во Христе. И мне, и моим читателям не следует забывать о том, что вам дан личный Наставник. То, что Он пришел к вам, является самым важным из всех событий, связанных с вашим обращением. Ощущали ли вы это или нет, Дух Святой поселился в вас. Христос послал Его вам для того, чтобы вы имели наставление еще лучшее, чем то, каким пользовались апостолы, когда с ними был Он Сам. Вы, вероятно, со­жалеете, что Иисус больше не присутствует физически на земле. Но, с точки зрения Христа, вам дана еще большая привилегия в силу того, что в вас обитает Дух Божий.

Дух Святой - Личность ненавязчивая, скромная. Он не говорит много о Себе, предпочитая рассказывать вам о Христе и о ваших от­ношениях с Ним. Вы можете узнать кое-что о Святом Духе, прочитав отрывки из Евангелия от Иоанна, перечисленные в конце этой главы. Именно Дух Святой делает для вас божественную истину живой и понятной, напоминая то, чему Он уже учил вас, проводя вас через раз­личные трудности и показывая вам вашу слабость. Он ободряет вас, когда вы унываете, вторя, подобно эху, голосу вашего доброго Пасты­ря. Действует Он и многими другими путями.

Если Он заговорит с вами через мою книгу или, что еще важнее, через Священное Писание, вы продвинетесь в вашем росте. Но это произойдет только тогда, когда вы положитесь на Него и не будете надеяться на человеческие выдумки или только на исполнение рели­гиозных обрядов (хотя и то, и другое имеет свое место в жизни).

В вашей жизни могут быть периоды сомнения и затмения. У вас также могут быть периоды поражений и разочарований. Но будут и славные моменты торжества и победы. Самое главное, однако, - это то, что вы становитесь отныне свободными.

Текст Писания для изучения

Перед тем, как перейти к второй главе, уделите полчаса на чтение следующих отрывков из Библии и на молитвенное рассуждение над ними. Читая рекомендованные отрывки, делайте для себя заметки и старайтесь ответить на поставленные вопросы.

Прочтите отрывки из Евангелия от Иоанна (14:15-26), в которых приведены краткие заключительные инструкции Христа ученикам незадолго перед Его распятием.

1. Сравните 16-й стих (в котором говорится о «другом Утешителе», Который придет к апостолам и пребудет с ними вовек) с 18-ым и 20-ым стихами. Здесь показано, что Дух Святой не только являет­ся самостоятельной Личностью, но является также Духом Иисуса и Духом Отца. Конечно, это трудно понять нашим человеческим разумом. Можете ли вы найти доказательства этой идеи в прочи­танных стихах?

2. Какие функции Духа Святого описаны здесь? Заметьте их и пом­ните, что тот же самый Дух Святой живет в вас тоже.

3. Прочтите отрывок из Евангелия от Иоанна 15:26-16:15. О каких дополнительных функциях Духа Святого говорится здесь? Какое отношение имеют эти функции к вашей личной жизни?

4. В этой главе я сказал, что Дух Святой - Личность ненавязчивая и скромная. Какие подтверждения этому дает Евангелие от Иоан­на?

Молитва

Когда я был студентом-медиком в Англии, кто-то из товарищей, занятых общественной деятельностью, вручил мне открытку, кото­рая навсегда изменила мою жизнь. Эта открытка произвела на меня глубокое впечатление. Бледно-зеленая в центре, она становилась все темнее и темнее к краям. На ней значились цитаты из Евангелия, опи­сывающие, как Иисус однажды, будучи на земле, провел целую ночь в молитве. Короткое предложение под цитатами заканчивалось сло­вами: «...с Божьей помощью я обещаю проводить, по крайней мере, двадцать минут каждый день в молитве к Богу». Под этим предложе­нием отводилось место для подписи. Я расписался.

Почему эта открытка так сильно подействовала на меня? Может быть, она затронула своей простотой? Ее расцветка и шрифт мне по­нравились эстетически. Но, конечно же, было в ней что-то сверх того. Прошло тридцать лет, но и сегодня в моем сердце звучит радость, ког­да я думаю о том преображении, которое началось во мне благодаря маленькой зеленой открытке.

Это событие можно рассматривать с разных сторон. Очевидно, я испытывал какую-то нужду, какое-то внутреннее стремление, кото­рое и затронула эта открытка. Та нужда, наверное, была удовлетво­рена, так как перемена в моем поведении длится вот уже много лет. Я дал обещание молиться ежедневно. И молюсь.

Бездна призывает бездну

В течение последних десяти лет я наблюдал весну в провинции Манитоба (Канада). При таянии снега вода сначала бежит струйка­ми, а потом спешит потоком в лужи, озера, разливы. Перед нашим домом маленькое озеро, пересекаемое дорогой, радует детей и раздра­жает взрослых. По обе стороны дороги находятся решетки для стока дождевой воды. Они порой засоряются, и возле них образуются лужи. Мне доставляет большое удовольствие каждую весну опускать руки в холодную воду и вытаскивать из стоков листья и прутья, мешаю­щие воде стекать через решетки. С удовлетворением гляжу я, как в эту жаждущую пасть устремляется водный поток.

Зеленая открыточка произвела такое же действие в моей жизни. Она откупорила меня. Я был освобожден.

Я упомянул этот факт не случайно. Обычно проповеди подчерки­вают важность молитвы или указывают, что молиться - наш христи­анский долг. Слова, написанные на моей карточке, означали: если Иисус молился, то же самое должен делать и я. Если Он, Бого -Человек, нуждался в близком контакте с Отцом через молитву, то, очевидно, я нуждаюсь в этом в еще большей степени.

Мы действительно обязаны молиться, и эта обязанность важ­ная. Писание подчеркивает: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5:17). «...Всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» (Фил. 4:6). «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством...» (Ефес. 6:18). «...Должно всегда молиться и не уны­вать» (Лук. 18:1).

Но если молитва - это только наш долг, пусть даже долг важный, то согласимся, в этом мало радости. Быть ревностным и прилежным в исполнении своего долга можно только на время - со временем вся­кая обязанность становится тягостной. Зеленая открытка не только побудила мою совесть к действию. Она пробудила во мне надежду. Я не чувствовал гордости, подписывая ее, а только радость и чувство надежды.

За несколько лет до этого я уже пробовал молиться. Недовольный собой, как христианином, я прочитал какой-то (теперь уже забытый) призыв относительно молитвы, поставил будильник на 6 часов утра и принял решение провести первые два часа следующего дня в молитве и изучении Библии. Это было зимой. В Англии зимой поутру в домах не только темно, но и очень холодно. Мои глаза болели. У меня был насморк. Я дрожал, и у меня было ощущение, что я давно не мылся, несмотря на то, что я вымылся и побрился. Молчаливый дом казался неприветливым. Тем не менее, я настойчиво начал молиться - о своей семье, о двоюродных братьях и сестрах, о дядях и тетях, о соседях и друзьях. Потом я посмотрел на часы и увидел, что прошло всего лишь пять минут. Я как-то должен был продолжать это занятие еще час и пятьдесят пять минут. Это время показалось мне вечностью.

Я кое-как провел в молитве еще двадцать пять минут и к тому вре­мени истощил все возможные темы. С некоторой неуверенностью в себе я решил заняться изучением Библии. Не зная, с чего начать, я приступил к изучению Послания апостола Павла к Римлянам. Я чи­тал с каким-то смутным чувством неудовлетворенности. Как изучать Библию? Пробовал сосредоточиться, но слова на открытой странице упрямо оставались загадочными, упорно отказывались подать мне ка­кой-либо совет.

Каким-то чудом мне удалось растянуть это чтение на два часа. Но я знал, что потерпел неудачу. Так продолжалось еще два дня. А на тре­тий, промучившись тридцать пять минут, я признал свое поражение и с огорчением вернулся в постель.

После того печального опыта я отказался даже думать о молитве и изучении Библии. Это занятие для святых и мучеников за Христа, - решил я. Молитва не для меня. И тем не менее, я чувствовал себя в чем-то виноватым, подавленным и обманутым.

Ибо внутренне я надеялся на что-то, жаждал чего-то, не зная чего. Я думал найти удовлетворение в своей вере и жертвенной молитве. И если я не получил удовлетворения, то потому, что моя вера (или моя способность к жертвованию) были недостаточными. Богатства, которых я желал, существовали. Я жаждал их. Но мои способности оказались ограничены. Поэтому я подавил мои стремления.

Но откуда эти стремления взялись? Представляли ли они собой накопившееся чувство разочарования, на которое я пытался найти чудодейственный и нереалистический ответ? Был ли я отброшен назад, чтобы взглянуть на себя и мир более реально? Или это было указанием разрешать мои проблемы не молитвенными фантазиями, а другим путем? Были ли все эти стремления даны свыше?

В первой главе книги Августина «Исповеди» есть слова, которые часто цитируют: «ибо Ты соделал нас для Себя; и наши сердца оста­ются беспокойными до тех пор, пока не найдут в Тебе свой покой». Августин прав. Конечно, у нас могут быть разочарования. Но глав­ное состоит в том, что мы предназначены для общения с Богом, и без этого общения ощущаем боль пустоты. Он Сам дал нам стремление, стремление, которое мы все разделяем.

Возможно, оно не всегда главенствует в вашем сознании, но всегда присутствует в нем. Больше того, Бог Сам пробуждает в вас это стрем­ление, касаясь Своей музыкой созвучных струн в нашем сердце.

В глубине вашего внутреннего естества (а внутреннее и внешнее естество едины в вечности) Бог построил храм для общения с вами. Из этого храма Он зовет вас с нежной настойчивостью. И из глубин вашего внутреннего естества, как эхо, раздается ответ на Его призыв.

Вы можете не обращать внимания на этот голос, ибо порой при­влекают, волнуют другие факторы. Но они вас привлекают только по­верхностно. Они возбуждают в вас беспокойство, тогда как Его при­зыв - это призыв к миру.

Возможно, вы боитесь, чувствуете себя недостойными прибли­зиться к храму, не говоря уже о том, чтобы войти туда. Вам кажется, что перед тем, как приблизиться к Нему, вы должны принести Богу множество извинений, победить свою неискренность. Поэтому вы от- чуждены, отстраняясь не только от Бога, живущего в вас, но и от глу­бин своего собственного существа. Вы живете на поверхности своей натуры, тогда как бездна призывает бездну.

Бог в поисках человека

Первое, что вы должны понять в вопросе о молитве, - это то, что Бог хочет иметь общение с вами и что Он привлекает вас к Себе. Или, говоря образно, Он «гонится» за вами. Он стремится заманить вас в ловушку для встречи с Собой. Он делает это не потому, что нуждается в вас, но потому что вы нуждаетесь в Нем. Его нежность подобна неж­ности матери по отношению к капризному ребенку. Молиться - это значит обратиться во внутрь (или наружу - это одно и то же), войти в храм, где Он вас ожидает, позволить Ему говорить с вами. Ибо Он там. И Он говорит. И вы можете сидеть в тишине и наслаждаться Его красотой, дрожа от радости.

Но, может быть, вам понадобится некоторое время для того, чтобы научиться с уверенностью входить в присутствие Того, Кто вас зовет. Многие книги о молитве говорят о способах, которыми можно это­го достичь. Я думаю, для этого нужно только две вещи. Первая - вы должны признать, что Дух Святой уже стал вашим Учителем. Не спрашивайте, как вам лучше сотрудничать с Ним. Обучать и настав­лять, - Его задача, и Он научит вас Своим путем и в Свое время.

Вторая - вы должны позволить истине, о которой я говорю, бес­препятственно проникать в ваше сердце. Постоянно напоминайте себе слова Священного Писания: «Приблизьтесь к Богу, и прибли­зится к вам» (Иак. 4:8). Выучите наизусть соответствующие стихи из Библии:

«Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посред­ством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам... и имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистивши сердца от порочной совести...» (Евр. 10:19-22).

До сих пор окольным путем я старался убедить вас в двух вещах. Первая - это то, что инициатива молитвы принадлежит Богу. Вто­рая - что вы созданы, чтобы отзываться на Его призыв. Ваше дело, которое принесет вам глубочайшее удовлетворение, откликаться на Его инициативы, которые Он, по Своей удивительной снисходитель­ности, делает вам.

Было бы, однако, опасно остановиться на этом. Во-первых, может сложиться впечатление, что все, что вы должны делать, - это тихонь­ко ожидать и с верой прислушиваться к голосу Бога. Эта опасность не так страшна, как вторая, и я буду говорить о ней позже. Вторая опасность заключается в том, что вы можете спутать молитву с чем-то вроде трансцендентального созерцания. Ибо действительно, то, о чем я говорю, открывает дверь для беспочвенного экстаза.

Между молитвой и медитациями (последние включают упраж­нения дыхания или концентрацию внимания на своем теле или на каком-то предмете до тех пор, пока он

не займет все сознание) су­ществует фундаментальная разница. Цель этих методов - достичь с помощью упражнении такого расслабленного, беспристрастного ум­ственного состояния, которое считают полезным для здоровья.

Когда же молится.христианин, он не ищет перемен в состоянии своих чувств или сознания. Бог, призывая нас молиться, не предлага­ет нам состояние беспочвенного экстаза. Его цель заключается в том, чтобы мы имели общение с Ним, с Личностью, которая действитель­но существует. Сопровождается ли молитва измененным состоянием чувств или сознания, не важно. Чаще всего таких изменений нет или они очень незначительны. Иногда, как это было с апостолом Павлом, человек может быть «... восхищен в рай и (слышать) неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12:2-4).

Экстаз, однако, возникает редко, у немногих и его не нужно искать. Это не признак особого благословения. К чему мы должны стремить­ся, так это к общению с реальной Божественной Личностью. И тут возникает та первая проблема, о которой я упоминал.

Ожидая в тишине, я не открываю дверь своего внутреннего мира Таинственному Незнакомцу. Я прислушиваюсь к Богу Писаний, к Богу, храм Которого построен внутри моего естества. И когда я про­никну в это святилище, я встречу Бога, Которого явил Иисус и Кото­рого описывает Писание. Я должен приходить именно к Тому, Кото­рый уже явил Себя.

Один неизвестный английский философ-мистик двенадцато­го века написал глубоко впечатляющую книгу под названием «Об­лако» или «Облако незнания». Размышляя долго и с молитвой над этой книгой, я увидел, в чем расходится настоящее христианство с некоторыми формами мистицизма. Автор книги «Облако» убеждает нас покрыть все то, что мы знаем о Боге, темным облаком незнания, освободить себя от любого конкретного знания и понятия о Боге, со­гласившись, что мы не можем познать Его иначе, чем проникая сквозь эту тьму посредством «чистого намерения обнаженной любви».

Звучит прекрасно. В течение восьмисот лет эта книга возбуждала огромный интерес людей, глубоко религиозных и обладающих бле­стящим разумом. Мы действительно не можем понять Бога, к Кото­рому приближаемся в молитве. Его мысли - не наши мысли. Его пути превосходят нашу способность восприятия. Он выше всего того, что мы знаем и понимаем. Мы говорим о превосходстве Бога. Но мы и не Должны познавать то, чего нельзя познать до прихода грядущего дня. Подумайте: Бог потратил столько усилий, чтобы через пророков и по­средством воплощения открыть нам то, что мы в состоянии понять о Нем. Так не безответственная ли глупость и суета с нашей стороны - отбросить все эти конкретные знания и гоняться за сомнительными преимуществами предполагаемого «высшего» переживания? Боюсь, что в таком случае, мы лишь достигнем того самого «измененного» состояния, о котором я говорил выше.

Бог Вселенной сделал Себя постижимым нашему ограниченному разуму. Бог Писания ищет общения с нами. Он всегда останется таин­ственным, но это тайна нашего возлюбленного, известного нам Отца. (А какой ребенок полностью понимает своего земного отца, к которо­му он так близок?)

Поэтому будьте простодушны, вместе с тем и практичны в вашем подходе к Богу. Просмотрите ваше дневное расписание и найдите, где и как вы сможете каждый день выделить двадцать минут времени для спокойного, неторопливого общения с Богом. Выберите место, где вам не будет никто мешать, и приходите туда регулярно.

В этих двадцати минутах нет ничего волшебного. Перед нами ис­ходная точка, с которой молящимся следует начинать. Примерно столько же времени нужно для того, чтобы не спешить и не торопить­ся. Если в дальнейшем вы увидите, что вам необходимо больше вре­мени для молитвы, - прекрасно.

Начните с напоминания о том, что Он вас ищет и хочет говорить с вами. Если утром после сна голова не совсем ясная, умойтесь и одень­тесь, прежде чем приступить к вашему «времени с Богом». Если и по­сле этого вы не избавитесь от сонного оцепенения, не беспокойтесь. Несмотря на то, чувствуете ли вы Его присутствие или нет, начните благодарить Бога за то, что Он вас ожидает. И затем начните настраи­вать свою душу подобно псалмопевцу: «Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя» (Пс. 61:6).

Как вы будете продолжать дальше - зависит от того, что вы найде­те ценного в ненавязчивом руководстве Духа.

Дух научит вас поклонению, что значит выражать Богу Его досто­инство. Он также научит вас хвалению и благодарению. В этом могут помочь также некоторые псалмы. Вы можете прочитать один из них вслух, и это будет актом поклонения Богу. Некоторые из них (как, например, Пс. 29:2-4) могут выразить ваши чувства лучше, чем ваши собственные слова.

Могут оказаться полезными великие молитвы прошлого (как, на­пример, молитвы Лансэлота Эндруса). Или вы, может быть, чувству­ете себя более свободными, вознося хвалу и поклонение собственны­ми словами.

Признание в ваших грехах не только полезно, но и абсолютно не­обходимо для того, чтобы отношения с Богом оставались ясными и открытыми. Но я хочу рассмотреть вопрос об исповеди и чистой со­вести в одной из последующих глав, развив некоторые идеи, которых мы коснулись в первой главе.

Просьбы о помощи для себя и ходатайства за других также явля­ются естественной частью молитвы. Надо помнить: Бог заинтересо­ван в малейших деталях вашей жизни и жизни других людей. Осо­знание этого не делает наши молитвы эгоцентричными, но как это ни парадоксально, помогает нам избегать опасности самолюбования.

Есть ли у вас вопросы о Боге или о Библии, которые вас тревожат? Волнуют ли вас несправедливость и лицемерие, которые царствуют вокруг вас? Бог также озабочен этим. Он желает, чтобы вы подели­лись этим с Ним. Может показаться удивительным, что вечный Бог интересуется вашими ничтожными проблемами и не отвергает их как не достойные внимания мелочи. Но это так: все, что важно для вас, так же важно и для Него.

Что касается ваших личных просьб, то они для Него уже не секрет. Он ждет, когда вы их принесете к Нему. Вам не нужно принуждать Его ко вниманию. Я лично с нетерпением ожидаю, когда мои дети придут ко мне, чтобы попросить деньги на свои детские забавы или попросят прочесть им рассказ. Если они не делают этого, я чувствую себя разо­чарованным. Бог поощряет вас, без вашего ведома, приносить Ему не­которые просьбы, еще до того, как вы их осознали. Он снисходителен даже к просьбам, которые с Его точки зрения неблагоразумны, ибо Он рад, что вы откровенно, с доверием приносите их Ему.

Молитва, таким образом, не является вашей попыткой заставить Бога действовать. Наоборот, это средство вовлечения нас самих в Бо­жью работу, в Его планы. Он управляет всем, что происходит во Все­ленной, и предлагает вам принять участие в этом с помощью молит­вы. Ходатайство делает вас соучастником с Богом в осуществлении Его безупречных планов.

Язык молитвы

Какие слова надлежит использовать в молитве? Нужно ли всегда оканчивать ее словами: «Во имя Господа Иисуса Христа. Аминь»?

Никаких правил на этот счет не существует. Бог смотрит не на форму вашей молитвы, а на искренность и благоговение вашего серд­ца. Чем больше Он открывает Себя вам и чем больше вы Его познаете, тем более естественными будут ваши слова и ваше отношение к Нему. Позвольте Богу открыть Себя вам и потом ведите себя свободно в присутствии Святого.

Что же касается употребления слов «во имя Иисуса Христа», то здесь все зависит от того, зачем вы их употребляете. Если вы суевер­ны и ожидаете, что эти слова чудодейственно умножат силу вашей молитвы, то лучше их опустить.

Для чего же они вообще?

Они напоминают о двух вещах. Употребляя их, вы напоминаете себе, на каких основаниях вы имеете право пребывать в присутствии Бога. Вы бы не имели никакого права обращаться к Богу-Отцу, если бы не получили искупление через Бога-Сына. Стоит время от време­ни повторять эти слова, хотя бы ради того, чтобы помнить сам факт.

Эти слова также естественно сопровождают всякую просьбу. Иисус Сам сказал, что просьбы «во имя Мое» никогда не будут отвергнуты Отцом (Иоан. 14:13-14). Просьба, сделанная «во имя» Иисуса, - это просьба, которую Он Сам одобряет. Иисус таким образом как бы дал Своим последователям власть пользоваться богатствами небесного банка. Но, разумеется, мы можем ими пользоваться только в тех слу­чаях, когда наши нужды согласуются с небесными законами. Только когда я действую по воле Христа, я могу молиться «во имя Его».

Я являюсь президентом одной провинциальной организации. Вместе с казначеем я имею право расписываться на чеках от имени организации. Любой банк примет такие чеки, подписанные мной. По чекам, выписанным от имени организации, я мог бы получить деньги и для личного употребления. Это возможно, но это было бы незакон­но.

В небесном банке молитвы, которые завершаются словами «во имя Иисуса», но не отражают волю Иисуса, не будут приняты. Кассир в земном банке может не заметить неправильно подписанный чек, но Бог всегда знает, какие молитвы - фальшивые.

Правильно понимаемое выражение «во имя Иисуса» должно стать надежной гарантией против молитвенной бессмыслицы. Помните, что молитва - это сотрудничество с Богом в Его Божественных планах. Если эти слова напоминают вам об этом и заставляют вас хорошенько взвешивать свои просьбы перед тем, как их высказывать, тогда они служат важной цели.

Имею ли я право просить Отца «во имя Иисуса», чтобы Он помог мне получить отличную отметку по курсовой работе? Это зависит от того, какое отношение моя курсовая работа имеет к Его планам. Кажущаяся незначительность просьбы и тот факт, что моя курсовая работа никому не будет нужна через двадцать лет, неважны. Осушить одну-единственную слезу может входить в Божественные планы. Что имеет действительное значение, так это то, согласна ли моя просьба с Его волей.

Но как я могу это узнать?

В главе о руководстве мы будем говорить о том, как познавать волю Божью. А пока отметим следующие принципы:

1. Божья воля всегда в том, чтобы мы Его прославляли, благодарили

Его и исповедовали Ему свои грехи.

2. Божья воля всегда в том, чтобы мы открывали Ему желания на­шего сердца. Вы законно можете сказать:

«Господи, я хотел бы получить пятерку по моей курсовой. Это очень важно для меня». Ему нравится, когда мы с Ним делимся нашими желаниями (Пс. 102:13), хотя Он и не во всех случаях дает все, что мы хотим.

3. Божья воля всегда в том, чтобы мы молились за наших врагов (Матф. 5:44).

4. Чем больше мы узнаем о Библии, тем больше понимаем Божью точку зрения на все. Чем больше понимаем Его взгляды, тем боль­ше знаем, в чем состоит Его воля в каждый момент.

5. Библия дает верующим определенные обещания. Божья воля со­стоит в том, чтобы, когда мы молимся, то серьезно воспринимали эти обещания и верили в их осуществление.

6. Если мы не знаем точно волю Божью, мы должны просить мудро­сти. Мы должны это делать с полной уверенностью, что мудрость, в которой мы нуждаемся, нам будет дана (Иак. 1:5-7).

Слово аминь употребляется слишком часто по привычке. По обы­чаю, оно употребляется в конце молитвы, чтобы показать, что молит­ва закончена. Благодаря частому употреблению это слово заменяет точку в нашей устной речи.

В Библии слово «аминь» имеет различные значения, и его можно согласно контексту перевести как «правда», «во истину» или «да бу­дет так». Слова Иисуса Христа, переводимые «истинно, истинно», в греческом тексте созвучны древнееврейскому слову «аминь».

Самые драматичные по своему смыслу «аминь» находим в Книге Откровения, обычно после хора хвалы Богу и Агнцу. В этих случаях окружающие престол выражают свое сердечное одобрение хвалы сло­вом «аминь» в значении «Да, о Господи, совершенно верно!»

Может быть, это и есть самое подходящее употребление для сло­ва «аминь». Вы заметите, что на некоторых молитвенных собраниях люди выражают свое согласие с тем, что сказано в молитвах словами: «Аминь, Господи! Аминь!» Другие произносят: «Да, Господи! Да!» Так как Бог понимает не только еврейский, но и все другие языки, Ему, наверняка, безразлично, какой язык употребляется; Он рад, что Его дети едины в своих молитвах.

Итак, стоит ли произносить «аминь» в конце молитвы? Если оно употребляется в значении «конец абзаца» или «молитва закончена», ответ может быть только один: «да». Но в некоторых случаях это сло­во вполне уместно.

Н<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...