Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методический материала для проведения психолого-педагогической диагностики




1. Тестовая методика для определения уровня школьных навыков за курс начальной школы. (Приложение 1)

 

2. Экспериментальные методики для изучения уровня развития познавательной деятельности школьников. (Приложение 2)

 

3. Упражнения и задания по развитию познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта и коррекции её недостатков на уроках математики. (Приложение 3)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ - 1

Тестовая методика для определения уровня школьных навыков по математике за курс начальной школы

Диагностические задания для определения уровня школьных знаний являются основными методами в педагогическом обследовании. Они предназначены для выявления уровня усвоения учащимися учебного материала по предмету и составляются в соответствии с программами и критериями уровня и качества обученности, разработанными и утвержденными в Междуреченской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIII вида 30.08.2009года., поэтому в содержание заданий включены основные, наиболее значимые вопроса курса. Данная методика проводится в сентябре на первых уроках математики в 5 классе с целью определения уровня школьных навыков по данному предмету за курс начальной школы. Основная цель – определение уровня развития учащихся с целью осуществления дифференцированного подхода при обучении математике к различным категориям детей. При отборе материала учитываются разные возможности учащихся по усвоению математических представлений, знаний, умений в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта.

Задачи:

· проверить усвоение: нумерации двузначных чисел, математической терминологии;

· проверить сформированность умений складывать и вычитать двузначные числа;

· проверить усвоение: смысла умножения и деления, взаимосвязи умножения и деления, табличных случаев умножения и деления;

· проверить усвоение правил порядка выполнения действий в выражениях,

проверить умение решать простые задачи.

 

Задания выполняются на 3-4 уроках каждым учащимся, либо количество заданий уменьшается (сохраняется лишь тип и вид заданий), тогда учащимся предлагается выполнить работу на 1 уроке.

 

Обработка результатов: Учащиеся, успешно выполнившие задания с использованием минимальной помощи учителя, относятся к 1-му уровню. Учащиеся, выполнившие задания с помощью учителя с опорой на использование счётного материала, таблиц (сложения, вычитания, умножения, деления, соотношения единиц измерения и др.), относятся ко 2-му уровню. Данные уровни прописаны в программе по математике, что даёт возможность при подготовке и проведению уроков использовать дифференцированный подход.

 

Задания:

 

№1

-Напиши цифрами: сто; двадцать четыре; пятьдесят; пятнадцать; восемь; восемьдесят; девяносто; восемьдесят восемь

-Определи, из каких разрядных единиц состоят числа: 7; 19; 90; 100; 3.

-Запиши цифрами: 4дес.1ед.; 9ед.; 5дес.; 6дес.4ед.; 8дес.

-Сравни числа: 71…73; 4…40; 25…52; 89…98; 99…100.

-Вставь пропущенные цифры так, чтобы получились верные неравенства:

76 > …7 43<…5 4… >…4

-Назови пропущенные числа при счёте: 88, 89, …, …, …, 93.

53, 52, …, …, …, …, 47.

-Используя цифры 4, 5, 0, 1. запиши шесть двузначных чисел (не повторяя цифр в записи). Назови числа в порядке возрастания.

 

№2

-Выполни сложение:

25+15= 17+13= 67+13=

24+18= 43+30= 9+0=

49+1= 75+20= 18+50=

- Вставь пропущенные числа, чтобы получились верные равенства:

… + 7=30 53+…=58 72+ …=78

№3

-Выполни вычитание:

39-2= 10-1= 100-1=

27-20= 67-13= 40-7=

97-7= 87-70= 34-8=

-Вставь пропущенные числа, чтобы получились верные равенства:

… - 30=69 40 -…= 10 …- 60=14

№4

-Сравни: 70 – 0 … 100 – 20 20 + 40 … 90 – 40

50 + 20 … 100 – 40 30 + 70 … 60 + 30

№5

 

-Запиши выражения и вычисли их значения:

а) Разность чисел 62 и 20.

в) Сумма чисел 31 и 5.

с) 47 увеличить на 20.

д) 71 уменьшить на 50.

е) На сколько 37 больше 30?

 

№6

 

-Найди значение выражений:

25+30+5= 83-50-3= 78+3-40=

62+7+8= 48+5-8= 67-6+2=

№7

 

-Вставь пропущенные знаки, чтобы получились верные равенства:

67…5…30=42 59…6…9=62

48…20…5=33 76…8 …2=82

№8

 

-Реши задачи:

• Лида нашла 14 грибов, Маша – 8, а Нина – 10. Сколько всего грибов нашли девочки?

• Из коробки взяли 6 карандашей, после чего в ней осталось 8 карандашей. Сколько карандашей было в коробке?

• Алёша поймал 15 карасей, а Дима – на 5 карасей больше. Сколько всего карасей поймали мальчики?

• В киоск привезли 56 журналов. За первый час продали 6 журналов, а за второй час – 7 журналов. Сколько журналов осталось продать?

 

№9

 

-Замени умножение сложением: 1 х 5= 6 х 4= 5 х 3=

-Вставь пропущенные числа: х5 =9х… …х5=7х … …х7= 3х…

-Запиши выражения и найди их значения:

а) Произведение чисел 3 и 7.

в) 2 увеличить в 8 раз.

с) Частное чисел 24 и 6.

д) 36 уменьшить в 6 раз.

№10

 

-Найди значение выражений: 8х7= 6х3= 54:6=

6х4= 8х5= 70:7=

4х7= 81:9= 27:3=

-Найди значение выражений: 20+18:3= 6х4-20=

48:6+12= 90-5х10=

№11

 

-Реши уравнение: 20 + х = 45 87 – х = 70

16: х = 4 7 х Х = 49

№12

 

-Сравни: 6м … 9дм 7см …2см 7дм … 3м

8см … 4м 5ч. …5мин. 50коп. …50руб.

36см … 3дм 6см ….2дм 4см … 4дм2см 1руб. … 100коп.

 

-Выполни действия с величинами: 49см – 7см= 24дм + 30дм=

36см + 4см= 73дм + 20дм=

70см – 4см= 24дм – 8дм=

 

-Сравни: 24дм – 8дм … 20дм

9см + 7см … 3дм

4 дм – 7 см … 5дм

№13

 

-Начерти отрезок АВ длиной 6см. Увеличь его длину на 2см и начерти полученный отрезок.

-Начерти ломаную линию длиной 11см, состоящую из двух звеньев.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ- 2

 

Экспериментальные методики для изучения уровня развития познавательной деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью.

1. Особенности внимания

Внимание не относится к числу психических познавательных процессов, так как оно не имеет собственного содержания. Это сосредоточенность сознания на каком – либо объекте или деятельности, соответственно, внимание включается во все психические процессы и является важной характеристикой познавательной сферы. Внимание играет существенную роль в выполнении учебной и трудовой деятельности. Среди основных недостатков внимания учащихся с интеллектуальной недостаточностью отмечается нарушение концентрации, устойчивости, распределения, переключаемости и объёма. У учащихся данной категории непроизвольное внимание несколько сохраннее произвольного, но и оно отличается своеобразием.

Внимание школьника с легкой умственной отсталостью находится в прямой зависимости от особенностей его работоспособности и связано с высшей нервной деятельностью. Так, у учащихся с возбудимым типом нервной системы несколько сохраннее темп, объём и переключаемость внимания, у флегматичных детей выше устойчивость. Может иметь место несоответствие внешнего выражения внимания состоянию сознания ребёнка. Отмечается адинамичность внимания, которая проявляется в трудности его привлечения к нужным сторонам объекта. Из-за склонности к частому охранительному торможению внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью носит «мерцательный» характер. При умственной отсталости ни одно из свойств внимания не остаётся тем или иным образом не задетым патологическим отклонением в развитии психики. В то же время выявлены возможности коррекции недостатков внимания.

 

Изучение особенностей внимания

Методика «Прокалывание кружочков» (1)

Цель: изучение особенностей темпа, объёма устойчивости и распределения внимания, особенностей работоспособности.

Материал: 1)стандартный белый лист, на обратной стороне которого указываются имя, фамилия, дата работы, класс, время, затраченное на работу, количество допущенных ошибок и уровень выполнения задания.

 

На лицевой стороне листа нарисованы кружочки (15 х 20). При этом некоторые из них помечены крестиками (2 раза крестиком помечаем каждый 2-й кружок; 2 раза – каждый 3-й; 2 раза – каждый 4-й; затем снова каждый 2-й):

O O O O O O O O O O O O O O O

O O O O O O O O O O O O O O O

O O O O O O O O O O O O O O O и т.д.

2) вопросы для работы (как тебя зовут? как зовут твою маму? твоего папу?

на какую букву начинается твоё имя? фамилия? какое сегодня число? месяц? день недели? год? как называется наш город? сколько тебе лет? как зовут твою учительницу? назови свой адрес? есть ли у тебя братья? сёстры? как их зовут? любишь ли ты животных? и т.д.).

3) часы с секундной стрелкой.

4) ручка или карандаш.

Выполнение: учащемуся предлагаю ручкой или карандашом прокалывать все кружочки, кроме помеченных крестиками, и при этом отвечать на вопросы. Время выполнения задания не ограничиваю, но учащемуся говорю, что он должен работать как можно быстрее. Ответы на вопросы записываю.

Обработка результатов: подсчитываю количество правильно сделанных строк.

0 – 7 – низкий уровень устойчивости внимания, работоспособности.

8 – 14 – средний уровень устойчивости внимания, работоспособности.

15 – 20 – высокий уровень устойчивости внимания, работоспособности.

Темп внимания покажет время выполнения задания (имеет значение и то, насколько быстро учащийся отвечает на вопросы).

С помощью учащегося уточняю правильность ответов на вопросы.

Соотношу уровень выполнения учеником основного задания (прокалывания кружочков) и ответов на мои вопросы и делаю вывод об особенностях объёма и распределения внимания, при этом учитываю общее количество ошибок.

 

Методика «Поставь знак равенства» (2)

Цель: изучение особенностей внимания, умения сравнивать.

Материал: часы, ручка, бланк:

Фамилия, имя учащегося__________________________________________

Дата рождения_____________________________________________________

Дата обследования _________________________________________________

Класс_____________________________________________________________

1. 1 O ☼◄ O 1 O ☼◄ O

 

2. 2 3 7 В 2 3 8 В

 

3. А Б Р 4 5 А В Р 4 3

 

4. ▲ ■ 9 7 6 ▲ ■ 9 7 6

 

5. ☼ ☼ В В 3 ☼ ☼ ☼ В В

 

6. 1 3 9 6 0 0 1 3 8 6 0 8

 

7. М Р 9 6 9 6 М Р 9 6 9 6

 

8. •  ◄ ◄ 10 •  ◄ ◄ 10

 

9. 3 1 9 5 2 0 3 1 9 5 2 0

 

10. 5 ☼ 5 ▲ • ▲ 5 ☼ 5 ▲ • ▲

 

11. 1 1 1 3 ▲ O O 1 1 1 3 ▲ O O

 

12. 3 9 4 5 6 0 1 3 9 4 5 6 0 1

 

13. --) 4 0 3 5 ☼ --) 4 0 3 5 ☼

14. А З А Н 4 ☼ 1 А З А Н 4 ☼ 1

 

15. 3 4 5 6 9 8 7 3 4 5 6 9 8 7

 

Время выполнения _______________________________________________

Количество ошибок_______________________________________________

Уровень выполнения ______________________________________________

 

Выполнение: учащемуся предъявляется бланк, предлагается внимательно посмотреть на представленные выражения, и, если они одинаковы, поставить между ними знак равенства (=). Фиксируется время работы.

Обработка результатов: подсчитывается количество верно выполненных заданий.

0 – 5 – низкий уровень.

6 – 10 – средний уровень выполнения.

11 – 15 – высокий уровень выполнения.

 

Методика «Решение задач» (3)

Цель: изучение устойчивости, объёма и переключаемости внимания (на числовом материале).

Материал: 10 задач, для решения которых необходима хорошая концентрация внимания.

 

1. Представь, что ты машинист поезда, который едет из Москвы в Санкт-Петербург. Из Москвы поезд выходит в 12-00, до Санкт-Петербурга он едет 8 часа. Сколько лет машинисту? (Столько, сколько испытуемому)

2. Курица живёт 4 года. Сколько проживет полкурицы? (Нисколько)

3. Что тяжелее: килограмм ваты или килограмм железа? (Равны)

4. Сколько грецких орехов в пустом кармане? (0)

5. На сколько лет отец может быть младше своего сына? (Не может)

6. У берёзы 7 веток, на каждой из них выросло по 3 яблока. Сколько всего яблок выросло на берёзе? (0)

7. Сколько горошин может войти в стакан? (0)

8. Шла Лена в лес, а навстречу ей шли Маша, Света, Витя. У Вити было 2 собаки. Сколько всего девочек, мальчиков и собак шли в лес? (1)

9. Летела стая, совсем небольшая. Сколько в ней было птиц и каких? (7сов)

10.Сколько весит килограмм золота?

 

Выполнение: учащемуся объясняю, что работать он должен будет очень быстро. Отвечать на вопросы необходимо практически сразу, однако нужно быть внимательным и хорошо думать. Затем я зачитываю вопросы и фиксирую ответы ребёнка. В процессе работы ребёнку напоминаю, что работать надо быстрее. Время, необходимое учащемуся на выполнение задания, учитываю.

Обработка результатов: подсчитываю количество верно решённых задач.

7 – 10 – успешно выполненных заданий говорят о высоком уровне концентрации внимания.

5 – 6 – средний уровень концентрации внимания.

1 – 4 – указывает на низкий уровень выполнения заданий.

 

Выводы

Экспериментальные данные, полученные в процессе изучения особенностей внимания учащегося, записываются в форме:

Особенности внимания уч-ся …класса (фамилия, имя)

Методики

№ 1- «Прокалывание кружочков»_____________________________________

№2- «Поставь знак равенства»________________________________________

№3- «Решение задач»_______________________________________________

¥(среднее арифметическое)___________________________________________

 

На соответствующих строчках записывается уровень выполнения учащимся каждого задания. Причём, низкий уровень выражается оценкой 1 балл, средний – 2 балла, высокий – 3 балла. В графе ¥ отмечаю среднее арифметическое значение (А1 + А2 + А3)/3, которое даёт возможность оценить свойства внимания учащегося при выполнении заданий, ориентированных на слуховую, зрительную и тактильно – двигательные сенсорные системы.

 

Далее, на основании данных, представленных в таблице, делаю выводы об уровне развития различных свойств внимания учащегося, о зависимости его внимания от характера предъявляемого задания. Эти выводы ложатся в основу индивидуальной коррекционной программы. При этом отмечаю, какого типа задания необходимы ребёнку при восполнении имеющихся в знаниях пробелов, напротив, на каких упражнениях ему труднее сосредоточить своё внимание.

 

2. Особенности памяти

Память – это отражение прошлого опыта человека, сложный психический процесс, который проявляется в запоминании, сохранении и воспроизведении информации.

Учащимся с интеллектуальной недостаточностью свойственно нарушение соотношения между произвольной и непроизвольной памятью. Так, если в норме продуктивность произвольного запоминания всегда оказывается выше, при умственной отсталости результаты произвольного и непроизвольного запоминания находятся на одинаково низком уровне. При этом наиболее успешно запоминается материал, вызывающий у таких детей эмоциональный отклик.

Память учащихся с нарушением интеллекта характеризуется нарушениями и запоминания (недостаточная осмысленность и последовательность, зависимость от содержания материала), и сохранения (повышенная забывчивость, слабая логическая переработка и недостаточное усвоение материала), и воспроизведения (неточность). Быстрее чем в норме утрачиваются и видоизменяются представления памяти.

Изучение особенностей памяти

Цель: изучение особенностей механической памяти.

Методика А:

Цель: изучение особенностей слуховой памяти.

Материал: часы, бланк, на котором отмечены 10 чисел:

7, 16, 21, 33, 5, 24, 18, 2, 46, 13.

Выполнение: учащемуся с интервалом в 2 – 3 секунды зачитываю весь список чисел. Затем делаю небольшой перерыв (5 – 10 сек.), после которого прошу его воспроизвести запомнившиеся числа. Помечаю на бланке верно названные школьником числа, фиксирую ошибки.

Обработка результатов: подсчитываю количество верно воспроизведённых чисел.

0 – 3 числа – низкий уровень выполнения задания.

4 – 6 – средний уровень.

7 – 10 – высокий уровень.

Методика В:

Цель: изучение особенностей зрительной памяти.

Материал: 10 карточек (размер ¼ альбомного листа), на которых изображены следующие числа: 41, 9, 11, 75, 3, 62, 15, 66, 34, 4; часы.

Выполнение: медленно, с интервалом 2 – 3 секунды, учащемуся показываю все 10 карточек. Затем, после перерыва в 5 – 10 сек. прошу воспроизвести запомнившиеся числа.

Обработка результатов: подсчитываю количество правильно названных чисел, после чего оценку произвожу аналогично методике «А».

0 – 3 – низкий уровень.

4 – 6 – средний уровень.

7 – 10 – высокий уровень.

 

Методика С:

Цель: изучение моторной памяти.

Материал: 10 карточек с числами (размер карточек как в предыдущей методике): 82, 77, 25, 6, 38, 12, 93, 1, 67, 59; бумага, ручка.

Выполнение: учащемуся показываю карточки, прошу его назвать вслух изображенные на них числа и записать их ручкой на листе бумаги. После того, как отработаем со всеми 10 карточками, лист бумаги с записанными учащимся числами, убираю и предлагаю ему назвать те числа, которые запомнил.

Обработка результатов: подсчитываю количество верно воспроизведённых чисел и определяю уровень выполнения задания.

0 – 3 – верно воспроизведённые числа – низкий уровень.

4 – 6 – средний уровень.

более 6 – высокий уровень.

Выводы

Полученные данные записываются в форме:

Особенности памяти уч-ся … класса (фамилия, имя)

Методики

№ 1 (А)____________________________________________________________

№ 2 (В)___________________________________________________________

№ 3 (С)___________________________________________________________

¥________________________________________________________________

Уровень выполнения учащимися каждого задания записывается и оценивается (низкий – 1 балл, средний – 2 балла, высокий – 3 балла). В графе ¥ привожу среднее арифметическое значение. Затем определяю ведущий тип памяти учащегося, на который следует опираться в коррекционной работе.

Анализ результатов исследования показывает также, в каком направлении необходимо развивать память ребёнка.

3. Особенности мышления

 

Мышление – это процесс обобщённого и опосредованного отражения мозгом окружающего мира, высшая форма отражения. Оно осуществляется при помощи мыслительных операций (анализа, синтеза, классификации, абстрагирования, сравнения). Умственно отсталым учащимся свойственно нарушение всех операций мышления: слабость аналитико – синтетической деятельности, низкая способность к отвлечению и обобщению, сравнение, с опорой на несущественные признаки и т.д. При этом темп мышления умственно отсталого школьника замедлен, тугоподвижен. Наибольшие нарушения отмечаются в словесно-логическом мышлении, наиболее сохранным является наглядно – действенное мышление. Такие недостатки мышления учащихся с интеллектуальной недостаточностью как снижение критичности, нарушение

регулирующей роли мышления, конкретность, непоследовательность, стереотипность и нарушение целенаправленности связаны с недоразвитием личности и отклонениями в поведении. При умственной отсталости нарушения мыслительной деятельности являются наиболее выраженным и стойким – это обусловлено такими ядерными симптомами умственной отсталости, как слабость ориентировочной деятельности, плохая восприимчивость ко всему новому, недостаточная познавательная активность. В то же время имеется наличие определённых возможностей коррекции дефектов мышления учащихся данной категории с опорой на сохранные качества психики.

 

Изучение особенностей мышления

Методика «Направленные ассоциации»

Цель: изучение особенностей словесно-логического мышления, речи.

Материал: часы, 3 бланка

Слово______________________________________________________________

Ответ_____________________________________________________________

время реакции______________________________________________________

примечания_______________________________________________________

 

1. Набор слов – день, зима, жара, верх, хорошо, трудно, мокрый, жизнь, быстро, молодой.

2. Набор слов – варежка, зарядка, смешной, урок, думать, умница, конфетка, развлечения, сильный, деревня.

3. Набор слов – ложка, наволочка, ботинок, шкаф, кольцо, мыло, кот, январь, автобус, помидор.

 

Выполнение: беру бланк, на котором дан 1-й набор слов и прошу учащегося на каждый заданный стимул отвечать словом прямо противоположным по значению (например, свет – темнота, близко – далеко и т.д.). Фиксирую время, которое потребовалось ученику для поиска ответа. На строке «примечания» отмечаю особенности работы.

Затем так же работаю со 2-м набором слов, но, ученику предлагаю подобрать слова, сходные по значению (например, машина – автомобиль, идти – шагать, т.д.).\

 

При работе с 3-м набором слов учащийся должен на каждый стимул отвечать словом более широкого, обобщающего значения (например, берёза – дерево, клубника – ягода, т.д.).

Обработка результатов: подсчитываю суммарное время работы по каждому набору слов, делаю вывод об уровне развития словесного мышления, о богатстве речевого запаса, об индивидуальном темпе мыслительной деятельности. Каждую правильно подобранную ассоциацию оцениваю в 1 балл. Подсчитываю сумму баллов по всем 3-м наборам слов.

0 – 10 – низкий уровень выполнения задания.

11 – 20 – средний уровень выполнения задания.

21 – 30 – высокий уровень выполнения задания.

 

Методика «Нарисуй дом»

Цель: изучение уровня сформированности различных мыслительных операций в ситуации действия (наглядно-действенное мышление); работа с опорой на слуховые стимулы.

Материал: стандартный лист бумаги, набор цветных карандашей, часы.

Выполнение: учащегося прошу нарисовать дом. Объясняю, что рисовать он может так, как ему хочется, но необходимо выполнить следующие условия: слушай внимательно, запоминай.

1. Дом должен быть большой.

2. У него должны быть 3 окна.

3. Обязательно нарисуй крыльцо.

4. Около крыльца нужно нарисовать дерево, всё равно какое.

5. Под деревом нарисуй скамеечку.

6. Домик пусть будет жёлтый.

7. В окнах пусть будут видны занавески.

Отмечаю время, затраченное учеником на работу, фиксирую все его высказывания во время рисования, при необходимости прошу ученика пояснить назначение различных деталей рисунка. После окончания рисования у учащегося спрашиваю, нравится ли ему работа, выполнил ли он все необходимые условия, прошу назвать эти условия. Далее учащийся может объяснить, кто живёт в этом доме, где этот дом находится и т.д.

Обработка результатов:

высокий уровень выполнения задания характеризуется соблюдением всех заданных условий. Учащийся полностью принимает и понимает инструкцию и на её основе создаёт собственный художественный образ дома. Рисунок сделан достаточно аккуратно, задание выполняется с интересом. Учащийся объективно оценивает свою работу, отмечает её достоинства и недостатки, самостоятельно называет почти все условия, которые он должен был соблюдать в процессе рисования.

Средний уровень выполнения задания предполагает соблюдение не менее 4 необходимых условий. Особого интереса задание не вызывает, выполняется формально, инструкция понятна ребёнку, но принимает лишь её часть. Рисунок небрежный. Недостатки своей работы ребёнок видит, но его оценка будет носить оправдательный характер («я плохо рисую» и т.д.). Несколько условий называет самостоятельно, остальные может воспроизвести с помощью наводящих вопросов учителя.

Задание, выполненное на низком уровне, отличается крайней неаккуратностью, заданные условия не соблюдаются. Даже, если вначале задание вызывает интерес, этот интерес переключается на второстепенные детали (например, ребёнок начинает рисовать деревья и т.д.). Инструкция в памяти не удерживается, поэтому даже с помощью наводящих вопросов учащийся затрудняется назвать условия, которые было необходимо соблюдать при рисовании. Оценка работы также вызывает затруднения. Как правило, ученик считает, что с заданием справился.

 

Методика «Собери рисунок»

 

Цель: изучение уровня сформированности различных мыслительных операций в ситуации действия (наглядно-действенное мышление); работа с опорой на зрительные стимулы.

Материал: яркий красочный рисунок, разрезанный на большое количество частей рисунок, на котором то же изображение выполнено контуром (размер рисунков – 0,5 альбомных листа).

Выполнение: учащемуся даю разрезанный рисунок и предлагаю собрать из

частей целое, если он испытывает значительные затруднения, на короткое время (1 –2 сек.) показываю второй рисунок, с контурным изображением. Можно использовать пазлы.

В основе коррекционной работы будет лежать исправление имеющихся дефектов с опорой на сохранные, наиболее сильные стороны психики.

 

4. Особенности речи

Речь – процесс использования языка в целях общения. Она тесно связана со всеми психическими процессами, особенно мышлением. От 40 % до 60 % школьников с диагнозом легкая умственная отсталость имеют дефекты устной речи. Среди недостатков речи, свойственных учащимся с интеллектуальной недостаточностью, выделяют недоразвитие всех её функций (коммуникативной, сигнификативной, контрольной, обобщающей, регулирующей), стереотипность, шаблонность, неправильное понимание и употребление слов. Данные особенности затрудняют овладение письменной речью в процессе обучения. Для коррекции недостатков устной и письменной речи умственно отсталых учащихся необходима в первую очередь помощь логопеда.

 

Изучение особенностей речи

Методика «Придумай и назови»

Цель: изучение быстроты гибкости мышления, творческих возможностей, речевого запаса.

Выполнение:

1. Учащемуся предлагаю как можно быстрее назвать 10 слов, в написании которых была бы буква –а-. Записываю все слова, называемые учащимся, фиксирую время и особенности работы, при необходимости делаю замечания.

2. Учащийся должен подумать и быстро назвать 10 предметов, которые нельзя сделать из железа. Слова записываю, фиксирую время работы.

 

3. Учащемуся предлагаю придумать 10 вопросов, которые нельзя задать в процессе знакомства мальчику (девочке), если хочешь узнать о нём (ней) больше. Все высказывания записываю, отмечаю время работы.

Обработка результатов: каждое правильно подобранное слово, или придуманный вопрос, оцениваю в 1 балл. Подсчитываю сумму баллов. Учитываю время выполнения каждого задания.

0 – 10 – низкий уровень выполнения задания.

11 – 20 – средний уровень выполнения задания.

21 – 30 – высокий уровень выполнения задания.

5. Особенности эмоционально – волевой сферы

В структуре личности как нормального, так и умственно отсталого ребёнка эмоционально – волевая сфера занимает значительное место. Интеллектуальная недостаточность и незрелость личности проявляются в следующих особенностях эмоциональной сферы учащихся с интеллектуальной недостаточностью: слабость интеллектуальной регуляции эмоций, их малая дифференцированность, полярность, несоответствие внешним воздействиям по силе и содержанию, затруднения в развитии высших (интеллектуальных, моральных, эстетических) чувств, низкий уровень развития средств эмоциональной выразительности. Наряду с этим при умственной отсталости нередки болезненные расстройства чувств: раздражительность, эйфория, дисфория, апатия.

Недостатки эмоционально-волевой сферы учащихся с интеллектуальной недостаточностью поддаются коррекции в условиях специального обучения и воспитания.

Изучение особенностей эмоционально – волевой сферы

Методика «Я, добро и зло»

Цель: изучение особенностей отношения к окружающей действительности и к себе.

Материал: альбомный лист (серого цвета), клей, 12 цветных геометрических фигур (белые, чёрные и красные круги и квадраты. Размер: квадраты 2х2см и 4х4см, круги – радиусом 1 см и 2 см), часы.

Выполнение: данная методика является проективной. Учащемуся даю бумагу, фигуры, клей, предлагаю представить, что лист бумаги – это окружающий мир. Он должен из числа имеющихся фигур выбрать три, причём одна из них будет обозначать его самого, другая – добро, третья – зло. Затем школьнику предлагаю расположить фигуры на листе бумаги и наклеить их. Фиксирую время работы, записываю все высказывания и действия ребёнка.

Обработка результатов: имеет значение время выбора фигур и выполнения задания. Чем дольше учащийся раздумывает, тем более значима для него данная проблема. Квадрат в психологии ассоциируется с интеллектуальным началом, круг – с эмоциональным. Белый цвет соотносят с жизнеутверждающей энергией. Красный – наиболее биологически активный цвет, символизирует азарт, стремление к успеху, иногда элементы агрессии. Чёрный – цвет отрицания, его связывают с негативными переживаниями. Обращаю внимание на величину фигур, выбранных учащимся.

 

Пространственное расположение фигур анализирую в соответствии со следующими принципами:

• правая сторона и верх листа связаны с периодом будущего и с реальной действительностью, а также с положительно окрашенными эмоциями, активностью, конкретными действиями;

• левая сторона и низ символизируют период прошлого и мир фантазий, они также связаны с отрицательно окрашенными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью;

• помещение фигуры «Я» в центре листа покажет адекватную самооценку, вверх – завышенную, внизу листа – признак заниженной самооценки.

Обращаю внимание и на то, как близко от фигуры «Я» учащийся располагает фигуры «Добро» и «Зло».

 

Методика «Расскажи о себе»

Цель: изучение особенностей положительных переживаний.

Выполнение: учащемуся предлагаю подумать и рассказать о каком – либо счастливом событии из своей жизни. Если он затрудняется в составлении связного полного рассказа, использую наводящие вопросы. Рассказ полностью записываю.

Обработка результатов: оцениваю яркость, выразительность, оригинальность, полноту и завершённость рассказа. Особое внимание обращаю на силу, интенсивность и продолжительность положительного переживания. Имеет значение и тот факт, какое именно событие учащийся считает счастливым, активной или пассивной была его роль в данной ситуации.

 

Методика «Определение понятий»

Цель: выявление понимания смысла слов, обозначающих эмоциональные состояния, а также понимания причин этих состояний.

Материал: бланк, на котором дан следующий список слов:

Понятия______________________________________________________________

Определение__________________________________________________________

Оценка_____________________________________________________________

Причины____________________________________________________________

Оценка___________________________________________________________

1. Радость

2. Гнев

3. Досада

4. Уверенность

5. Удовлетворение

6. Зависть

7. Ненависть

8. Обида

9. Гордость

10. Восторг

2 цветных карандаша (красный, синий), ручка.

Выполнение: учащемуся показываю бланк, объясняю, что здесь перечислены слова, обозначающие те или иные чувства людей. Прошу внимательно прочитать слова и сказать, все ли ему понятны (те слова, которые учащийся отметил, как непонятные, в работу не включаются). Затем школьнику даю цветные карандаши и прошу пометить красной галочкой те чувства, которые по его мнению, людям нравится переживать, и, соответственно, поставить синюю галочку против тех слов, которые обозначают переживания, которые людям не нравятся. После этого ученику предлагаю подчеркнуть те чувства, которые он сам испытывает наиболее часто.

На следующем этапе работы прошу ученика объяснить, что означает то или иное чувство, а также назвать причины, которые заставляют людей переживать эти чувства. Записываю ответ. Отмечаю, какие именно слова непонятны учащемуся, какие чувства он испытывает наиболее часто.

Обработка результатов: достаточно правильное определение понятия оцениваю в 1 балл. Такую же оценку ставлю в том случае, если ученик назвал 2-3 причины, вызывающие то или иное эмоциональное состояние. Определение в буквальном смысле не является верным, но показывающее, что ученику приблизительно ясен смысл понятия, или указания 1 причины – оценивается в 0,5 балла. Отказ отвечать или неверный ответ отмечается оценкой 0 баллов. Подсчитываю общую сумму баллов.

0 – 7 баллов – низкий уровень выполнения задания.

8 – 14 баллов – средний уровень выполнения задания.

15 – 20 баллов – высокий уровень выполнения задания.

Выводы

1. Раскрываю взаимосвязь эмоциональной и познавательной сфер личности учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

2. Характеризую особенности эмоциональной сферы учащегося, его отношение к окружающей действительности и к себе, направление эмоциональной активности.

Все данные заносятся в карту развития учащегося по предмету «Математика».

 

ПРИЛОЖЕНИЕ -3

 

Упражнения и задания по развитию познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта и коррекции её недостатков на уроках математики

1. Задания на коррекцию и развитие внимания

В данный раздел включены содержательно- логические задания, направленные на коррекцию и развитие различных характеристик внимания: его объёма, устойчивости, умений переключать внимание с одного предмета на другой, распределять его на различные предметы и виды деятельности.

Это могут быть задания на отыскание ходов в обычных лабиринтах, например:

1. Прочерти путь из пункта А в пункт Д, пройдя через пункты В и С.

Опыт работы учащихся по отысканию путей в лабиринтах уже достаточно большой, и дети без особого труда справляются с такими заданиями.

Большой интерес для совершенствования навыков устных вычислений и развития внимания представляют числовые лабиринты.

Степень трудности таких лабиринтов достаточно велика, так как в них имеется разветвленная сеть дорожек, продвигаясь по которым, необходимо выполнить определённые задания вычислительного характера, например:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...