Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правильно произносим звук «а». Выразительность и динамика. Добавляем света звуку




Правильно произносим звук «а»

 

Данное упражнение предназначено для тех, у кого увеличен и утолщен язык, а рот по сравнению с языком маленький, поэтому тренировка звука «а» будет в данном случае проще. В целом приемы те же, что в предыдущем упражнении, но звук это более открытый. Звук «а» более глубокий, он звучит по‑ иному, голос как бы уходит немного назад.

1 Произнесите слово «шар» и потяните гласный звук. Обратите внимание на то, какое положение занимает язык: он находится внизу, мы не оттягиваем его назад и не складываем в форме чашечки. Кончик языка расслаблен, а челюсть приоткрыта немного больше, нежели чем для звука «и».

2 Теперь пропойте это слово на самой удобной для вас ноте. Важно, чтобы кончик языка участвовал в образовании звука «ш» (шар): если челюсть открыта слишком широко, то мы не успеем вернуть язык в то положение, чтобы произнести «а». Попробуйте проработать эти звуки, чередуя их: «а – ш – а».

3 Теперь мы будем тренировать переход звука «а» в другие гласные. Для начала нужно зафиксировать органы речи в оптимальном положении уклада, чтобы звук произносился легко. Затем, выбрав подходящую ноту, на которой вы будете пропевать эти звуки, начинайте переходить от основного гласного звука (он произносится отчетливо) ко второму (скользя к нему, а потому произнося его менее отчетливо): «а – э», «а – и», «а – оу», «а – о», «а – у». Когда вы произносите эти сочетания, язык меняет свое положение: его края поднимаются при звуках «э» и «и», а при «о» и «у» отходит назад. Также, чтобы произнести последние два звука, вам приходится округлять губы.

4 Теперь снова пропойте слово «аллилуйя», беря за основу положение артикуляторов, как при произнесении звука «а», – сначала на одной ноте, а потом на мелодию Генделя.

 

(Синий) Вид голосового тракта, когда вы произносите звук «и». (Красный) Вид голосового тракта, когда вы произносите звук «а».

 

 

Выразительность и динамика

 

 

Добавляем света звуку

 

Существует такое понятие, которое называется «форманта певца» (область усиленных частичных тонов в спектре музыкальных звуков, обертоны, определяющие своеобразие тембра). Благодаря ей голос певца слышен в дальних уголках большого зала. Усиление звучания происходит из‑ за работы двух резонирующих каналов голосового тракта – гортани и ее преддверия.

Следующее упражнение поможет поставить сильное и яркое звучание голоса посредством эффекта резонанса. Если к пению на низких нотах (при опущенной гортани) добавить этот резонирующий эффект, то получится музыкальный тон, который часто используют оперные певцы.

1 Произнесите следующие звуки немного выше своего обычного голоса (они должны получаться немного пискливыми): например, как маленький ребенок, кричащий «няя‑ няя‑ няя‑ няя‑ няя», или как злобно хихикает ведьма «хе‑ хе‑ хе», крякает утка «кряя‑ кряя‑ кряя» или орет голодный кот «мяяяуууу». Обычно при произнесении таких или похожих звуков вы повышаете высоту голоса, и это хорошо.

2 При произнесении этих звуков язык продвигается немного вперед и поднимается, в то время как гортанный канал сужается. Обратите внимание на то, что этот канал не сдавливается слишком сильно, так как преддверие гортани находится слишком близко к голосовым связкам.

3 Выберите любой звук из предложенных (крик ребенка, кряканье утки) и пропойте. Например, вы можете спеть «мяяяу‑ мяяяу‑ мяяяу» или «кряя‑ кряя‑ кряя». Обычно такие пискливые звуки слушать не очень приятно – тем более если вы научитесь их петь оперным голосом. Оперным певцом вы, конечно, сразу не станете, но сейчас мы тренируем именно такой вариант.

4 Пропойте выбранный вариант на пяти нотах по нисходящей (начните с высокой ноты и закончите низкой). Можете упражняться, чередуя высоту голоса, например сначала петь в низком регистре, потом в высоком.

 

 

5 Возьмите первые две строчки из произведения «Amazing Grace» и пропойте их сначала в высоком регистре (на высокой ноте), а затем, как мы делали в упражнении со всхлипываниями. Было б хорошо, если б вы не меняли подъем голоса ни в том, ни в другом случае. Единственное, что должно меняться, – это положение голосового тракта (тогда будет изменяться и тембр голоса).

6 Теперь пропойте эти две строчки на одной ноте, также начиная с высокого регистра, а потом со всхлипываниями. Убедитесь, что не меняете высоту голоса при переходе.

7 Теперь нужно скомбинировать оба варианта положения уклада (когда мы берем высокую ноту и как во время всхлипов). Начиная опять же с первого, опустите немного гортань и сделайте переход ко второму. Таким образом, получается, когда мы поем на высокой ноте, при переходе к положению уклада, как при всхлипывании, гортань опускается, а голосовой тракт расширяется.

8 Повторите упражнение, и как только убедитесь, что у вас достаточно легко получается комбинировать «звучность» и «глубину» в голосе, можете поэкспериментировать с различной высотой голоса.

9 Выберите какую‑ нибудь песню или арию и потренируйте шаги 6–8 уже на ней, до тех пор пока вам не понравится, как вы звучите.

 

Оркестровый спектр (красный), спектр голоса певца (синий) и форманта певца. На частоте в 2, 5 и 3, 5 Гц (как показано на картинке) форманта в своей наивысшей точке перекрывает оркестровый спектр и спектр голоса певца.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...