Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Особенности формирования навыков краткого пересказу школьников с ТНР




Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

"КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ОБРАЗОВАНИЯ

 

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ

 

Специальность: 44.03.03 - Специальное (дефектологическое) образование.

Профиль: Логопедия. Второе высшее образование.

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КРАТКОГО ПЕРЕСКАЗА У ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

 

Студент 2 курса Р.Р. Адильзянова

Группа 17.1.422

 

" "------------------ 2016 г.

 

 

Научный руководитель: к.п.н. Е.А. Кириллова

 

" "------------------ 2016 г

 

КАЗАНЬ -2016

Введение. ………………………………………………………….... 3

Глава 1. Особенности формирования навыков краткого пересказа у школьников с ТНР………………………………………………………………7

1.1. Психолого-педагогическая характеристика школьников с ТНР…………………………………………………… 7

1.2. Навык краткого пересказа, как важнейший компонент формирования связной речи у школьников с ТНР. Сложности овладения навыками краткого пересказа у школьников с ТНР…………………………..17

Глава 2. Обследование уровня сформированности навыков краткого пересказа и технологии коррекционного воздействия на формирование навыков краткого пересказа у школьников с ТНР…………………. 25

2.1. Констатирующий эксперимент по выявлению уровня сформированности навыков краткого пересказа школьников с ТНР…………………………………………………….. 25

2.2. Методические рекомендации по формированию навыков краткого пересказа у школьников с ТНР…………………………………………32

Заключение………………………………………………………………40

Список литературы…………………………………………………. 41

Приложение 1………………………………………………………43

Приложение 2…………………………………………………………45

Приложение 3……………………………………………………………48

 

 

Введение.

Актуальность исследования. Детей, страдающих речевыми расстройствами, становится с каждым годом все больше. Среди них немалый процент составляют дети с тяжелыми нарушениями речи.

Важная сторона данной проблемы - вопрос формирования связной речи и, как конечная цель - умение пользоваться ею в условиях повседневной жизни. Формирование связной речи является результатом длительного коррекционного воздействия и включает в себя несколько этапов. Частью одного из этапов является обучение навыкам краткого пересказа. Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих еще четкого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется.

Речь - это вид деятельности человека, реализации мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений). Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей. Проблема развития речи является одной из самых актуальных в работе с детьми с нарушениями речи.

Особенности развития детей с ТНР ограничивают представление ребенка об окружающем мире, не способствуют развитию потребности в речевом общении, обуславливают замедленное и качественное своеобразие процесса речевого развития. Темп развития речи детей замедлен, а речевая активность недостаточна из-за бедности, ограниченности, примитивности, недостаточности речевых средств.

Поэтому вопросы формирования связной устной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи в процессе обучения их пересказу приобретают особую актуальность в специальной (коррекционной) школе V вида.

При овладении словесной системой перестраиваются все основные психические процессы у ребенка. Слово оказывается, таким образом, мощным фактором, формирующим психическую деятельность, совершенствующим отражение действительности и создающим новые формы внимания, памяти и воображения, мышления и действия.

Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической деятельности ребенка. Они затрудняют общение с окружающими, нарушают коммуникативные возможности, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу, т.е. возникают существенные препятствия в формировании личности.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного, систематического развернутого изложения. Умение связно передавать свои мысли - один из главных показателей владения языком. Создание связного развернутого высказывания представляет собой процесс, требующий собранности, сосредоточенности говорящего ребенка, хорошей предварительной подготовки, значительных волевых усилий, композиционных, логических и речевых умений.

Нарушения связной речи чаще всего рассматриваются исследователями как общая глобальная проблема при изучении разных видов речевого недоразвития. Вопросы же, относящиеся к особенностям связной речи, освещаются обычно при описании речевых нарушений у детей, находящихся на третьем уровне речевого развития.

В совместной работе Н. С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой содержится попытка дифференцированного описания нарушений различных видов повествовательной речи у детей с задержкой речевого развития. Авторы отмечают сложности в определении логической последовательности изложения, обнаруживаются неполное понимание прочитанного текста, нарушение последовательности в передаче событий, пропуск существенных для содержания моментов, многочисленные повторы, трудности подбора слов. В спонтанной речи дети используют преимущественно простые предложения. Самостоятельное рассказывание характеризуется многочисленными повторами одного и того же слова (чаще всего подлежащего), нарушением порядка слов в предложении, незаконченностью предложений, ошибками в употреблении слов [6].

Т.Б. Филичева, выделяя этап формирования связной речи, включает в него следующие разделы: словарную работу, обучение самостоятельному описанию предмета, обучение рассказыванию по серии картин, заучивание стихотворений, обучение пересказыванию художественных текстов. Автор указывает на сложность организации логопедической работы по развитию связной речи, т. к. ее проведение требует соответствующего речевого материала и разнообразного наглядного оформления [12].

По мнению В.К Воробьевой, наиболее подробно методические аспекты формирования связной монологической речи освещены в работе Л.Ф. Спировой. Определяя пути формирования связной речи учащихся специальных школ, Л.Ф. Спирова считает, что в основе такой работы должны лежать общие принципы развития речи: принцип единства развития речи и мышления, принцип системности, принцип перехода от простого к сложному. Намечая общее направление обучения монологической речи учащихся начальных классов, Л.Ф. Спирова опирается на принятый в специальной педагогике путь от развития понимания связного высказывания к усвоению речевого образца и от него - к самостоятельной контекстной речи [3].

Современный психолингвистический подход нашел отражение в языковых концепциях (Е. Ф. Соботович, В. А. Ковшиков, Б. М. Гриншпун, В. К. Воробьева).

В. К. Воробьева разработала авторскую диагностическую методику развития связной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста с системным недоразвитием речевой деятельности. Исследователь выделяет три этапа в формировании связной речи: развитие навыка связного говорения (1этап), знакомство с правилами строения рассказа (II этап), формирование навыков связной повествовательной речи (III этап) [3].

Одним из принципов организации логопедической работы по развитию речи детей с тяжелыми нарушениями речи является принцип опоры на развитие речи в онтогенезе. Б.М. Гриншпун пишет о смещении акцента в обучении этой категории детей с формирования отдельных видов речевых и неречевых действий на развитие речи как коммуникативной системы [5].

Однако теоретический анализ литературы показал, что вопросы, непосредственно связанные с формированием связной устной речи в процессе обучения пересказу, разработаны недостаточно. Поэтому необходим поиск методов и приемов, которые позволят оптимизировать процесс формирования связной устной речи с помощью пересказа и будут способствовать дальнейшему развитию ребенка.

Цель исследования: выявить особенности формирования навыков краткого пересказа.

Объект исследования: дети школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Предмет исследования: особенности формирования навыков краткого пересказа у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Задачи исследования:

1. изучить понятийный аппарат, используемый при характеристике моторной алалии, причины возникновения и механизм речевого нарушения;

2. выявить психолого-педагогические особенности детей, страдающих моторной алалией;

3. изучить этапы формирования речи у детей с моторной алалией и особенности коррекционной работы с детьми с моторной алалией;

4. проанализировать групповое занятие с детьми с моторной алалией по формированию связной речи;

5. разработать методические рекомендации по формированию связной речи у детей с моторной алалией.

Методы исследования: при написании теоретической части исследования использованы методы обобщения, анализа и синтеза, эмпирическая часть работы основывается на методах наблюдения, сравнения.

Глава 1. Особенности формирования навыков краткого пересказу школьников с ТНР

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...