Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Навык краткого пересказа, как важнейший компонент формирования связной речи у школьников с ТНР. Сложности овладения навыками краткого пересказа у школьников с ТНР




Под пересказом в школьной практике понимается свободная передача текста «своими словами» или передача слушателям повествования или описания, созданного говорящим.

Краткий пересказ способствует сжатому, точному речевому оформлению мысли и развитию логического мышления. Здесь заложены большие возможности научиться устно передавать «чужие мысли» своими словами. Выделено несколько путей сокращения текста. Первый - опирается на прием логической переработки, т.е. отбора основных, существенных данных и на этой основе составляется сжатый текст. Второй - составление краткого пересказа на основе расширения плана произведения. «Сжатый пересказ - это не отдельные фразы, а новый рассказ, заново самостоятельно построенный». (З.Д. Кочаровская). [23, 20]

Пересказ рассчитан на образное мышление слушателей, он стремится возбудить их воображение и чувства. Существенной особенностью рассказывания является его импровизационный характер. В этом заключается основная трудность рассказывания.

Существует несколько классификаций пересказов. Одна из них - классификация, которую предлагает Найденов Б. С.:

- рассказывание на основе личных впечатлений

- пересказ, близкий к тексту (подробный пересказ);

- краткую передачу содержания произведения или его части (краткий пересказ);

- выборочный пересказ;

- творческий пересказ.

Остановимся подробнее на кратком пересказе. Краткий пересказ – это умение кратко формулировать и передавать свои мысли другим, кратко воспроизвести прочитанное, кратко рассказать об увиденном, услышанном, просмотренном, что является важнейшим элементом связной речи. Рассказать кратко - задача значительно более сложная, чем рассказать подробно.

Сложность задачи краткого рассказа (или пересказа) заключается, прежде всего в том, что она предполагает отбор материала, необходимого для воспроизведения основного смысла воспринятого. Обращаясь к учащемуся с просьбой рассказать кратко, логопед обычно формулирует эту задачу так: «Расскажи кратко, упоминай только самое главное, самое существенное». Какие-то части прочитанного, составляющие главное в его содержании, учащийся должен обязательно вобрать в свой рассказ, менее же существенные части этого содержания отсеять, не включать их в пересказ. Таким образом, чтобы выполнить краткий пересказ, учащийся должен осуществить, прежде всего, сложный анализ воспринятого содержания: выделить главное в нем и отчленить его от второстепенного. Так как второстепенные части, которые чаще всего дополняют главные и «идут» рядом с ними, не должны входить в пересказ, то учащийся должен самостоятельно произвести объединение выделенных для воспроизведения мыслей, т. е. произвести новый синтез выделенного для воспроизведения содержания, установить в нем новые связи. Однако сложность задачи этим еще не исчерпывается.

Краткость пересказа не может быть достигнута простым механическим отбрасыванием, отсеиванием, отсечением более второстепенных частей содержания. Краткость изложения тем и сложна, что она всегда требует других, по сравнению с воспринимаемыми, речевых средств, оборотов, способов, других формулировок для выражения воспринятого содержания. Краткий пересказ всегда результат сложного переосмысливания прочитанного, передача его содержания в более обобщенной речевой форме.

В этом смысле краткий пересказ - задача значительно более сложная, чем пересказ выборочный. Для выборочного пересказа также осуществляется отбор одних частей и отсеивание других, однако механизм этого отбора в выборочном и кратком пересказах принципиально разный. В выборочном пересказе требуется обычно воспроизвести только определенную часть содержания, причем часть эта всегда задана, определена («Расскажи только о повадках лебедя», «Расскажи вес, что ты прочитал о природе зимнего леса, о жизни животных о зимнем лесу рассказывать не надо» и т. п.).

Решить такую задачу гораздо проще, чем выделить главное; чтобы выполнить последнее, надо понимать, что такое главное и соответственно, что такое второстепенное. Основные затруднения, которые дети испытывают, готовя краткий пересказ, связаны прежде всего с определением того, что же такое главное, а также с нахождением соответствующих речевых форм для его выражения.

Главное нельзя выделить путем отсечения ила простого пропуска одних частей содержания и воспроизведения других. Главная идея, главная мысль содержания присутствует обычно в той или иной степени во всех его частях, вплетена (иногда очень сложно) в ткань всего произведения, если речь идет о словесном тексте. Выражение основного содержания почти всегда связано с переформулировкой текста, с внесением в его содержание определенных обобщений, выводов.

Начинают обучение пересказу обычно с рассказывания на основе личных впечатлений, так как ребенку проще рассказывать о том, что он пережил, чем понять и воспроизвести авторский текст.

При пересказе вовсе не обязательно, чтобы учащийся специально избегал слов и выражений автора, но он будет вынужден искать и свои способы выражения мысли, потому что иначе не выполнит задания, не достигнет краткости. Рассказывание, близкое к тексту, особенно художественное, строится на базе образного мышления и развивает его. Краткий пересказ связан преимущественно с отвлеченным мышлением и должен быть как можно более лаконичным, но вместе с тем в нем должны сохраняться тема, идея и основные сюжетные события.

Липкина А. И. и Оморокова М. И. рекомендуют производить строгий отбор текстов, на которых предполагается учить детей пересказу. Для этой цели не годятся слишком короткие тексты, которые уже после первого или второго чтения запоминаются детьми дословно, как стихотворение, и поэтому последующее прочитывание и воспроизведение превращаются для учащихся в стереотипное, скучное занятие. Однако не следует брать и слишком объемные, насыщенные множеством деталей тексты. Они плохо запоминаются, дети теряют логику пересказа, путаются в деталях.

Кроме того, содержание каждого текста должно удовлетворять двум тесно связанным между собой требованиям. Во-первых, оно должно иметь определенную познавательную ценность. Во-вторых, содержание текста должно представлять определенный интерес для ребенка, должно вызвать к себе определенное отношение.

Необходимо стремиться к тому, чтобы создать на уроке условия, которые приблизили бы этот пересказ к естественным «неаудиторным» пересказам детей; чтобы были налицо желание, потребность рассказчика передать прочитанное слушателям к желание слушателей узнать от рассказчика то, что он прочитал, внимание и интерес к его пересказу.

Надо вооружить учащегося определенными приемами работы над читаемым текстом, приемами анализа его содержания, предваряющими пересказ.

Необходимо помнить, что любой пересказ должен быть, прежде всего, средством общения. Задача, которая встает в связи с этим, заключается в том, чтобы научить детей пересказывать и рассказывать с учетом аудитории, слушателя, воспитывать у них потребность в том, чтобы их слушали. Очень важно в связи с этим воспитать у детей критическую оценку своей речи, способность учитывать отношение к ней.

Работа над пересказом должна, строиться в определенной системе, которая предусматривает постоянное усложнение заданий в связи с пересказом, чтобы каждый последующий пересказ представлял собой задание, на одну ступень более трудную, чем предшествующий. Пересказ, который является механическим воспроизведением известного, ничем не способствует развитию речи. Даже пересказ, задача которого состоит в воспроизведении материала, максимально близкого к тексту, должен быть рассчитан на решение определенной задачи.

Пересказы занимают важное место в начальной школе, так как служат эффективным приемом развития мышления и речи учащихся. Формирование навыка пересказа ведется от подробного пересказа к более сложным видам - краткому, выборочному и творческому. Пересказ текста на уроках чтения зависит от ряда условий:

а) от задачи, которой подчиняется процесс чтения и подготовка пересказа;

б) от степени активности, с которой учащийся включен в процесс работы над пересказом;

в) от особенностей текста.

Формирование навыка пересказа является эффективным средством развития речи школьников с ТНР. Формирования навыка пересказа способствует развитию памяти, обогащению словаря, усвоению выразительных средств языка. В процессе работы над пересказом происходит развитие навыков построения связных монологических высказываний, усвоение норм смысловой и синтаксической связи между предложениями в составе текста, школьники учатся выделять и передавать главную мысль текста. У учащихся происходит формирование умственных операций, связанных с овладением фразовой речью - умений соотносить содержание высказывания с предметом и темой высказывания.

Большие сложности у детей и у школьников с ТНР, в том числе, вызывает подготовка к пересказу. Стремясь запомнить весь текст, с возможной точностью, но, не умея выделить в нем для этой цели опорные пункты, учащиеся весьма нерационально распределяют свое внимание и мыслительные усилия, когда читают текст, готовясь к пересказу. Ошибочная установка - все запомнить в равной степени - оказывается обычно для них непосильной. Каждая последующая часть текста запоминается хуже предыдущей, вследствие утомления. Здесь могут помочь опорные слова, выделенные из текста, вопросы по смысловым частям или опорные картинки. Найти в тексте ответ на поставленный по его содержанию вопрос, подобрать относящееся к опорному слову или картинке содержание - задача сложная, и решение ее способствует формированию у школьников определенных способов работы над текстом.

Школьникам не всегда сразу удается разобраться в сюжетной линии текста, осознать события, определить место и роль каждого из выведенных, в нем персонажей. Для облегчения этой задачи полезно сформировать у учащихся наглядные представления, соответствующие содержанию текста. Наглядные представления могут быть созданы путем демонстрации объектов, рисунков, создания словесных образов по воображению.

Какие ошибки при пересказе встречаются особенно часто?

· Пропуск части текста.

· Трудности в построении предложения, употребление простых однотипных мало распространённых предложений, аграмматизмы.

· Излишнее многословие, повторы слов и частей текста.

· Пропуск сказуемого, второстепенных членов предложения.

· Необоснованные замены существительных местоимениями и словами с более общим лексическим значением, однообразие глаголов, трудности в актуализации нужных слов.

· Ребёнок затрудняется начать рассказ или предложение.

· Трудности в запоминании текста.

Работа по формированию связной речи у детей с ТНР направлена на постепенное сворачивание зрительной опоры и переход к построению связного высказывания с опорой на словесный план, увеличение объёма текста, усложнение содержания и синтаксических конструкций. Работа по развитию связной речи у детей с ТНР способствует накоплению новых знаний и представлений об окружающем и преодолению пробелов в знаниях и специфических недостатков познавательной деятельности. Краткие пересказы, как один способов реализации служат не только умению логично, последовательно, правильно, полно излагать мысли, и развитию связной устной речи, мыслительных процессов и средств общения учеников на уроке.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...