Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диаграмма 1.2.1а. Результаты опроса клиентов




· Стать привлекательнее

· 138 (22.9%)

· Лучше чувствовать себя физически

· 112 (18.6%)

· Улучшить объективные показатели здоровья

· 69 (11.5%)

· Профилактика болезней, замедление старения

· 80 (13.3%)

· Получить удовольствие

· 80 (13.3%)

· Расслабиться, успокоиться

· 54 (9.0%)

· Чувствовать себя среди "своих", общаться с единомышленниками, ощущать внимание и интерес к себе

· 23 (3.8%)

· Чувствовать себя «крутым» (лучшим, успешным, уважаемым...)

· 46 (7.6%)

 

 

А вот данные аналогичного исследования, которые были приведены в работе Лисицкой Т.С., Сидневой Л.В.[8]

«Основным фактором, определяющим мотивацию занятий в фитнес-клубах, является фактор, который можно определить как "фитнес-здоровье". Он составляет 40,6%. Следующий по значимости фактор можно определить как "внешний вид" - 31,2%. Далее следуют "психологический " фактор (8,5%), "познавательный " (7,4%), "социальный " (6,7%) и "прикладной " (0,6%).

Фактор "фитнес-здоровье" определяют три мотива:

1) общее улучшение физической подготовленности (46,5%);

2) улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы 27,3%;

3) позитивное влияние состояния опорно-двигательного аппарата (улучшение осанки, уменьшение болей в области суставов, спины и пр.) 26,2%

Вторая группа факторов, объединенная в комплекс "внешний вид", состоит из следующих трех мотивов:

1) общее снижение веса тела 50,1%;

2) коррекция фигуры, под которой понимается специальная тренировка, направленная на улучшение телосложения, коррекцию отдельных частей тела … 39,9%;

3) увеличение мышечной массы 10%.

Мотивационный "психологический" фактор определяется двумя почти равными составляющими:

1) антистрессовое влияние занятий фитнесом (снятие напряжения, появление чувства расслабленности) - 49,6%;

2) получение удовольствия, чувства радости на занятиях - 50,4%.

"Познавательный" фактор состоит из двух компонентов.

1) желание больше узнать об уровне физической подготовленности, телосложении, отклонении от нормы и контроле над динамикой данных показателей 51,2%.

2) получение когнитивной информации о правильности выполнения тех или иных упражнений, овладение новыми умениями и навыками, достижение контроля разума над телом 48,8%.

"Социальный" фактор позволяет выявить важность социального аспекта среди других категорий мотивации, а также его структуру. Компоненты "социальной" мотивации подразделялись на следующие составляющие:

1) приобретение друзей и расширение круга знакомых (для женщин 38,6%, для мужчин 7,1%);

2) приобретение возможных партнеров по бизнесу (для женщин 12%, для мужчин 20,4%);

3) уважительное отношение окружающих (престижность положения) (для женщин 28,8%, для мужчин 32,4%);

4) достижение большей уверенности в себе, ощущение собственной значимости (для женщин 20,6%, для мужчин 40,1%);

Следует отметить, что последняя работа была написана в то время, когда фитнес в России по степени интенсивного и экстенсивного развития был далек от своего нынешнего состояния.

Автор никоим образом не хочет подвергать сомнению высокий профессиональный уровень известных специалистов фитнес-бизнеса, но сравнение представленных материалов по-своему показательно.

Даже поверхностное ознакомление с результатами этих двух исследований показывает, что количественные оценки процентной доли клиентов по потребностям сильно различаются. Здесь, скорее всего, сыграли роль две причины: во-первых, исследование Лисицкой Т.С. и Сидневой Л.В. датируется 2001 годом, когда уровень развития фитнес-бизнеса в России был несравнимо ниже, чем сейчас. Фитнес в то время не охватывал широкие социальные слои, и его статусное значение для потенциальных клиентов было высоким. Исследование Д.Г. Калашникова было выполнено недавно, и уже по этой причине сравнение двух исследований не очень корректно. Во-вторых, оба исследования отмечены тем недостатком, о котором было сказано выше: они выполнялись без дискретного, более точного учета половозрастной структуры. Можно также добавить, что даже для ответа на вопросы раздела, посвященного оценке влияния «социального» фактора во втором исследовании, не было проведено сегментирование респондентов по социально-экономическим группам. Эта задача сама по себе практически невыполнима, так как на сегодняшний день в России нет устойчивой социально-экономической иерархии общества и границы между «слоями» и «классами» размыты.

Например, в ответе на вопрос о том, насколько значимо для респондента посещение фитнес-клуба для приобретения возможных партнеров по бизнесу, была указана доля для женщин 12%, для мужчин 20,4%. Этот ответ не имеет информационной ценности без учета того, какая доля респондентов данной группы, и мужчин, и женщин по отдельности, занимается бизнесом самостоятельно. Более того, для получения достоверных сравнительных оценок желательно, чтобы и сфера бизнес-деятельности фигурантов обеих групп была единой по виду, характеру и денежному обороту. Таким образом, два исследования, приведенных в качестве примера, не совсем корректны.

Повторим, что в данном случае были процитированы исследования действительно опытных и признанных специалистов фитнес-бизнеса. Что касается аналогичных исследований, которые проводились и проводятся менее опытными специалистами, и даже представителями других сфер коммерческой деятельности, не знакомых со спецификой фитнеса, то их результаты вообще не стоит принимать во внимание в силу абсолютной некорректности.

Необходимо еще раз подчеркнут, что речь идет об условном социально-экономическом сегментировании, так как, по мнению автора, на сегодняшний день мы не можем говорить о сегментировании населения России по классам, социальным стратам[9], или искусственным социально-экономическим группам, как это делают некоторые исследователи и практики фитнес-бизнеса. Аргументы автора в защиту своего мнения будут приведены ниже.

Специалисты группы компаний «Evolution» неоднократно проводили подобные исследования для собственных локальных проектов в различных регионах России. При этом стремление получить только достоверные результаты было естественным, так как они должны были лечь в основу разработки концепций конкретных проектов, которые должны стать экономически успешными. Интересно, что результаты опросов в процентных долях существенно варьируются в зависимости от формата фитнес-клуба. Определение и обоснование определения важнейшего параметра «формат фитнес- клуба» будет представлено ниже. Например, очевидно различие приоритетов постоянных клиентов клуба бодибилдинга и клуба любителей йоги, и это только крайние примеры клубов различных форматов, их структура намного сложнее, следовательно, сложнее и структура распределения клиентов по мотивам. Большую сложность также представляет оценка влияния особенностей менталитета жителей региона на формирование приоритетов клиентов. Менталитет – это умозрительная, интуитивная характеристика взглядов, пристрастий, критериев «правильного» и «неправильного», то есть неопределенная совокупность параметров, описывающих бытовое поведение людей. Использовать интуитивные параметры в корректных исследованиях нельзя. Еще сложнее исследовать динамику сохранения или изменения приоритетов в зависимости от стажа занятий клиента. То, что они меняются - вне всякого сомнения, но как? И каким образом динамика изменений приоритетов зависит от возраста, пола, стажа занятий, формата клуба и так далее? Организация корректных исследований в этой области является самостоятельной, трудоемкой, но очень важной для понимания процессов задачей.

Таким образом, задача «простого» анкетирования клиентов фитнес-клубов с целью выявления иерархии приоритетов, потребностей и мотивов настолько сложна, что сама по себе требует отдельного исследования, сравнимого по объему с данной работой, а, возможно, и существенно больше. В исследовательском смысле создание алгоритма статистических исследований вплотную примыкает в проблеме Big Data[10]. Следствием такой масштабной работы будет разработка пакета методик, которые можно использовать в локальных маркетинговых исследованиях выбранных сегментов фитнес-рынка. Эта тема ждет исследователей будущего.

После всего сказанного становится очевидной невозможность точного определения подробной, многоступенчатой структуры потребностей и мотивов, которыми руководствуются клиенты фитнеса, как действительные, так и потенциальные. Однако понимание хотя бы главных причин, которые приводят клиентов в фитнес-клубы, необходимо уже на данном этапе.

Если проанализировать два приведённых выше исследования, а также аналогичные, из всего многообразия потребностей и мотивов можно выделить три большие группы.

Это

· потребности и мотивы, связанные со здоровьем,

· потребности и мотивы, связанные с внешностью респондентов,

· потребности и мотивы, связанные с коммуникациями между людьми.

Если у человека есть потребность заботы о своем здоровье, это означает, что он не удовлетворен состоянием своего здоровья или беспокоится о его сохранении.

Если у человека есть потребность в изменении внешнего облика, значит, собственная внешность его не удовлетворяет.

Если человек испытывает недостаток или ограниченность социальных коммуникаций с другими людьми, значит, он испытывает чувство оторванности от социума и одиночество.

Теперь мы можем внести коррективы в определения трёх обобщенных групп потребностей и мотивов.

Итак, можно выделить три группы:

· потребности и мотивы, связанные с недовольством респондентов[11] своим здоровьем,

· потребности и мотивы, связанные с недовольством респондентов своей внешностью,

· потребности и мотивы, связанные с недовольством респондентов количеством и качеством своих социальных связей.

Из сказанного можно сделать принципиальный вывод: клиента фитнеса можно характеризовать как человека, неудовлетворенного базовыми параметрами собственной жизни. Не будет преувеличением утверждать, что человек удовлетворенный, счастливый, не придет в фитнес-клуб никогда. На первый взгляд этот вывод кажется абсурдным, но логика рассуждений о причинах, согласно которым человек испытывает потребность в занятии оздоровительным спортом, неизменно к нему приводит.

В свете сделанных выводов весьма своеобразно выглядит слоган, под которым выступает на рынке одна из российских сетей фитнес-клубов. Вот что об этом сказала И. С. Разумова[12]: «…российский World Class – «клуб для успешных людей»…. любая западная сеть не прожила бы и дня, анонсировав, что она существует и работает «для успешных людей». Это было бы настоящим подарком для СМИ, которые бы заклеймили подобный подход, как например: стоматология для успешных людей или гастроном для успешных людей. Когда фитнес расценивается как естественная составляющая для любого человека, позиционирование исключительности рынок не поощряет» (цит.)[13] В качестве уникального рекламного предложения на сайте сети можно увидеть вот такую фразу: «УСПЕШНЫЕ И ЭНЕРГИЧНЫЕ. Вас будут окружать бизнесмены, политики, звезды, творческие деятели».[14] Руководители сети клубов из Санкт-Петербурга вышли на рынок с более оригинальным слоганом: «Fitness House Prestige — клубы для успешных и респектабельных людей, ведущих активный образ жизни!»

Любые потребности человека, при всем их многообразии, можно разделить на конструктивные и деструктивные.

Конструктивными можно назвать те, которые ведут человека и как биологическое, и как социальное существо, к позитивным изменениям. Деструктивными – те потребности, которые разрушают здоровье человека и его социальные связи. Казалось бы, это очевидное утверждение. Однако на практике часто бывает так, что человек, руководствуясь благими намерениями, сознательно, в рамках индивидуальной, часто ограниченной осведомленности, совершает действия, которые в итоге приносят ему вред. Наиболее ярким примером, к сожалению, могут служить некоторые методы «оздоровительных силовых тренировок», которые практикуются во многих российских фитнес-клубах. Часто их результатом является хроническая физическая перегрузка клиентов или возникновение заболеваний ОДА, фактически спровоцированных низким уровнем профессиональной квалификации специалистов.

Другой пример: осознанное, и, казалось бы, конструктивное стремление к нормализации избыточного жирового компонента массы тела или умеренной, физиологической гипертрофии мышечной массы, приводит не только к тяжелым, иногда фатальным, последствиям для физического здоровья, но и к деструктивным психологическим аберрациям личности. Это происходит, когда конструктивное стремление пересекает тонкую грань здравого смысла и превращается в маниакальное желание быстро похудеть или «накачаться» любой ценой. При этом часто наиболее серьёзные негативные последствия возникают у тех людей, которые занимаются в клубах очень активно. В психологии есть термин «внешний локус контроля[15]» — способность человека оценивать себя только через мнение окружающих. Можно сказать, что в этом состоит главная психологическая особенность подавляющего большинства клиентов фитнеса в России.

Еще один пример: многие специалисты фитнес-индустрии хорошо осведомлены о проблеме «конфликтного клиента». В каждом клубе есть клиенты, которые посещают его, как кажется со стороны, только для организации конфликтов и скандалов. Однако клиенты данного типа, как правило, посещают клуб регулярно и добросовестно, то есть обладают высокой степенью лояльности клубу. На первый взгляд, налицо противоречие, но это не так. В данном случае деструктивное поведение отдельных клиентов, возможно, выступает как удовлетворение конструктивной потребности для них самих. Цель, чаще всего, неосознанная – снятие внутреннего стресса или повышение своего статуса за счет демонстрации агрессии.

Подобных примеров можно привести много, и анализ показывает, что конструктивные и деструктивные потребности в поведении людей и, в частности, клиентов фитнес-клубов, тесно переплетены. В некоторых случаях мы не можем отделить одни от других или точно определить, какие именно потребности является конструктивными, а какие – деструктивными.

В применении к мотивам как побуждению к действию можно говорить о позитивных и негативных мотивах. И в отношении разделения мотивов на позитивные и негативные тоже можно найти элемент условности.

Например, стремление одного человека к превосходству над другим человеком может трактоваться как позитивно, так и негативно, в зависимости от стороны, с которой мы видим конкретную ситуацию. В большом спорте всегда есть победители, но всегда есть и побежденные, которые смотрят на победу соперника иначе, чем победитель. Это касается сути спорта, но, как говорилось выше, некоторые методы большого спорта переносятся в спорт оздоровительный, и это становится уже нашей проблемой, потому что даже по своему семантическому[16] смыслу оздоровление не может быть связано даже с тенью негативных эмоций. В связи со сказанным достойны упоминания наиболее распространенные визуальные рекламные образы российского фитнеса. При всем многообразии визуальных или аудиальных решений в рекламе российских фитнес-клубов доминирует антитеза[17] «идеальное тело – карикатурно пышные формы». Частные случаи этой антитезы можно описать так: «обладать большой мускулатурой – хорошо, не обладать – плохо», или «худая женщина лучше полной». В рекламе часто используются изобразительные формы, которые находится на грани общепринятой этики и морали, а то и за гранью. По сути, потенциальному клиенту фитнес-клуба предлагается глубоко осознать собственное уродство, выраженное в недостаточно гипертрофированных мышцах или полноте и испытать состояние нравственного катарсиса[18]. Лишь это, по мнению создателей рекламных образов, сформирует у потенциального клиента потребность в занятиях фитнесом. Предполагается, что человека нужно сначала унизить, а затем он непременно должен ощутить конструктивную потребность похудеть. По мнению создателей подобной рекламы, похудание не может не быть самоцелью, а степень «позитивности» мотива для приобретения абонемента в фитнес-клуб пропорциональна глубине унижения потенциального клиента (см. Рисунок 1.2.1а). Впрочем, первый рисунок демонстрирует скрытый гротеск, вряд ли случайный, если учесть очевидное авторство рекламного образа: фраза «годы тренировок бодибилдингом» демонстрирует низкий уровень грамотности автора рекламного слогана[19]. Ассоциация между образом и фразой налицо.

       
   
 

Рисунок 1.2.1а. Примеры типичных рекламных образов российских фитнес-клубов

 

Анализ рекламы подобного рода показывает её низкую практическую эффективность. То же самое подтверждают опросы клиентов фитнес-клубов, а также лиц, которые, не являясь посетителями фитнес-клубов, представляют собой потенциальный сегмент клиентской массы. Более того, по утверждениям части клиентов, реклама такого типа их, скорее, отпугивает, показывая, что фитнес-клуб – это место, где над ними будут смеяться.

Как видно, и в этом примере тесно переплетается негативное и позитивное, конструктивное и деструктивное.

Для сравнения приведем примеры рекламных образов европейских фитнес-клубов.

Рисунок 1.2.1б. Примеры типичных рекламных образов европейских фитнес-клубов

 

 

 


 

В предложенной выше структуре потребностей реального и потенциального клиента фитнес-клуба встречаются некоторые неопределенные термины. Это, прежде всего, термины «здоровье» и «возраст». Следует также определиться с термином «идеал внешности». Вопрос о характере социальных связей людей, а также их влиянии на потребности и мотивы тоже нуждается в более подробном обсуждении.

Если на шкале приоритетов здоровье занимает значимое место, нужно рассмотреть факторы, которые оказывают не него влияние. Если это сделать, смысл термина «здоровье» станет более конкретным.

Существует много определений здоровья, но в данной работе автор считает целесообразным дать свою трактовку этого важного понятия.

По мнению автора, здоровье человека зависит не только от биологических факторов, но и психологических, а также социально-экономических.

Было бы желательным ранжировать факторы, от которых зависит здоровье человека, по степени важности. Однако при внимательном анализе можно прийти к выводу о том, что в совокупности факторов сложно выделить более или менее важные, поэтому их перечисление, которое приводится ниже, не имеет определенной иерархии.

В какой-то мере здоровье человека – это отсутствие заболеваний. Однако если мы говорим о заболевании, как отклонении от любой нормы, возникает вопрос о том, что такое физиологическая норма? Ответить на этот вопрос однозначно невозможно, трак как любые числовые параметры, которые определяют работу тех или иных систем организма, в какой-то мере условны. Например, нельзя безоговорочно утверждать, что пульс человека в норме должен составлять 60 ударов в минуту. Специалисты говорят о диапазоне нормы, 60-90 ударов в минуту. Если у человека имеет место умеренная брадикардия[20] или тахикардия[21], это не мешает ему быть здоровым. Если можно так сказать, в определенных пределах то, что для одного человека – болезнь, для другого – норма. Очевидно, любое заболевание - совокупность объективных показателей состояния здоровья, которая в перспективе приводит к уменьшению продолжительности жизни или ухудшению её качества. Кроме объективных, числовых параметров ухудшения состояния здоровья или качества жизни, можно также говорить о существовании субъективного восприятия конкретным человеком своего самочувствия. Есть такое житейское понятие – чувствовать себя здоровым. Естественно, если у человека высокий уровень тревожности, любое недомогание может показаться ему серьёзным заболеванием. Таким образом, первым (но не главным!) фактором здоровья можно назвать позитивное эмоциональное состояние человека, обусловленное отсутствием соматических [22] заболеваний.

Некоторые люди воспринимают неудовлетворительные, по их мнению, возможности собственного тела как болезнь. Например, для одного человека норма – это возможность подняться на пару этажей без одышки, для другого же признаком заболевания будет невозможность пробежать 10 км менее чем за 1 час или поднять штангу массой 150 кг. Многие люди, особенно из числа клиентов фитнес-клубов, имеют неоправданно завышенные представления о потенциальных возможностях собственного тела. Они ориентируют себя на результаты, которые недостижимы для них в силу индивидуальных физиологических и анатомических особенностей. Действительно, далеко не каждый человек может стать чемпионом. К сожалению, очень часто клиентов неправильно ориентируют именно специалисты, прежде всего, тренеры низкой квалификации, которых немало в российских фитнес-клубах. Стремление к реализации сверхвозможностей собственного тела, а также ориентированность на достижение искусственных, часто неоправданных, вымышленных эстетических показателей, переводит оздоровительные занятия на уровень большого спорта, со всеми его негативными последствиями для здоровья. Впрочем, можно дискутировать о том, насколько это оправдано, но, если так сложилось в сознании многих людей, следующим фактором здоровья следует назвать удовлетворение физическими возможностями собственного тела.

Психологические факторы, влияющие на здоровье, нельзя игнорировать ни в коем случае. Большая часть заболеваний определяется медиками и физиологами как психосоматические. Это целая группа болезней, появляющихся в результате взаимодействия психических и физиологических факторов. Иногда психические расстройства проявляются на физиологическом уровне, а патологии развиваются под влиянием психогенных факторов. Негативные психологические реакции человека обычно ассоциируются с пессимистическим взглядом на мир. Если человек болен, то пессимизм, неверие в свои силы мешают мобилизовать себя для борьбы с болезнью. С другой стороны, любой квалифицированный врач подтвердит, что прогнозы лечения больных людей, обладающих позитивным восприятием мира, заметно оптимистичнее, чем людей пессимистического склада. Таким образом, неотъемлемым фактором здоровья можно считать позитивный, оптимистический взгляд на мир.

Оптимизм современного человека неразрывно связан с его местом в социуме. Хорошо или плохо, но это место в сознании человека неразрывно связано с экономическим положением каждого индивидуума или его микросоциума – семьи. Перманентная[23] пессимистическая ассоциация собственного экономического и социального положения с личной несостоятельностью вряд ли может быть отнесена к проявлениям здоровья конкретного индивидуума. Напротив, ощущение «своего места» на социально экономической лестнице современного общества – прерогатива оптимистов. Они, как правило, не гонятся за избыточным, и поэтому не теряют достаточного, и прежде всего, здоровья и полноценных социальных связей. Ощущение экономической адекватности для любого человека означает такое финансовое положение, которое соответствует его представлениям о денежной достаточности. Социальная адекватность – ощущение достаточности своего социального положения, например, на служебной лестнице Однако самое главное состоит в признании человеком высокого качества своих социальных связей, в том числе и эмоциональных, с другими людьми. Поэтому важнейшим фактором здоровья может быть осознание своей социально-экономической адекватности относительно социума.

Современный человек живет не в вакууме, а в особой информационной среде, где ему со всех сторон диктуются «правильные» убеждения, правила поведения, приоритеты, обычаи, идеалы и ритуалы. Например, информационная среда постоянно «внушает» современному человеку, что он должен стремиться вперед и вверх и, главное, всегда побеждать и быть первым во всем. Такая установка порождает довольно своеобразные представления о сути жизненного успеха, а постоянное стремление быть первым вызывает у человека избыточное стремление к перфекционизму[24]. Правда, невозможно быть первым всегда и во всем, но на фоне декларируемого стремления только к победам даже воображаемый «проигрыш» может вызвать у человека эмоциональные переживания. У некоторых людей эти переживания становятся настолько глубокими, что порождают психосоматические заболевания. Заметим, что спорт, по сути, - наивысшее проявление перфекционизма человека, так как все чемпионы - это люди, которые годами упорно идут к наивысшей цели. Однако выше отмечалось, что большой спорт и здоровье – это два противоречащих друг другу понятия. Отсюда можно сделать логический вывод: важным фактором здоровья человека являются умеренность амбиций и полное отсутствие перфекционизма.

Таким образом, мы выделили пять важнейших факторов, определяющих здоровье современного человека.

Понятие возраста вплотную примыкает к понятию здоровья, так как показатели здоровья человека часто напрямую связаны с его возрастом. То, что является нормой для человека старшего возраста, для человека относительно молодого может трактоваться как отклонение в состоянии здоровья. Здесь хотелось бы подчеркнуть слово «относительно», и ниже этому будет дано подробное объяснение. Для понимания сути оздоровительной деятельности важно определить, насколько два важнейших понятия – возраст и здоровье, связаны между собой. Это тем более важно, что одна из самых очевидных тенденций развития фитнес-бизнеса в России – неуклонное повышение среднего возраста клиентов.

Возраст человека считается от даты его рождения, то есть можно говорить о том, что существует понятие календарного возраста. Однако, наблюдая людей преклонного возраста, мы можем отметить, что по мере возрастания календарного возраста увеличивается разброс в состоянии здоровья людей и их физических кондициях. Иными словами, различия в состоянии здоровья или физических возможностей у подростков незначительны, у людей 50 лет – существенны, а у людей 70 лет - радикальны. Процессы возрастных изменений идут неравномерно, их скорость индивидуальна, и зависит как от исключительно наследственных, врожденных особенностей - генотипа[25] человека, так и от его образа жизни – части факторов, определяющих фенотип[26]. С годами на здоровье человека отчетливее влияют биологические факторы, обусловленные как его наследственными особенностями, так и образом жизни. Опыт исследований показывает, что люди, избегающие деструктивных привычек, таких как переедание, курение, алкоголь, употребление наркотиков, и при этом ведущие активный образ жизни (умеренные, но регулярные занятия оздоровительным спортом), медленнее стареют, чем их сверстники. Не следует считать фразу о замедлении старения фигурой речи, так как объективные медицинские исследования показывают, что возрастные изменения у людей, которые на протяжении жизни ведут умеренно активный образ жизни, несколько «заторможены» по сравнению с людьми, которые не придерживаются такого образа жизни. Таким образом, мы можем ввести понятие биологического возраста, который может не совпадать с календарным.

Понятие биологического возраста может показаться условным, но есть объективные критерии его определения. Жизнедеятельность организма характеризуется рядом числовых показателей его деятельности. Если набор этих показателей у конкретного человека соответствует показателям более молодого возраста, то можно делать вывод о том, что в данном случае биологический возраст отстает от календарного. Бывает и наоборот. Естественно, речь идет о среднестатистических показателях. В спортивной физиологии известны некоторые тесты, вполне объективные, которые косвенно могут дать информацию о физическом состоянии человека. Например, следует отметить хорошо известный специалистам тест Купера[27], многочисленные нагрузочные тесты, которые определяют состояние здоровья и физическую подготовленность со скоростью восстановления организма после нагрузки.

Немаловажное влияние на протекание естественных возрастных процессов оказывают и психологические факторы. Поговорка о том, что человеку столько лет, на сколько лет он выглядит, более глубока, чем может показаться, поэтому можно говорить о том, что есть и психологический возраст человека.

И, наконец, можно также говорить о возрасте социальном.

В какой-то мере мы ассоциируем возраст с поступками человека. До определенного возраста поведение и поступки ребенка связаны исключительно с процессами его жизнедеятельности, поэтому по определению эгоистичны: он ест, спит, проявляет эмоции и отправляет естественные потребности вне зависимости от мнения на этот счет окружающих людей, в том числе и самых близких. Но наступает момент, когда положение начинает меняться. Люди активно приветствуют даже незначительные поступки маленьких детей, которые являются первыми проявлениями социализации ребенка, началом простых, а затем и сложных процессов взаимодействия маленького человека с другими людьми. Сложность процессов социализации непрерывно возрастает по мере взросления и появления все большего количества задач, которые общество ставит перед любым своим членом. Сложность и масштаб задач зависят и от времени, и от конкретного социума[28]. Например, в «примитивных» обществах мальчик или девочка 12-14 лет считались взрослыми, то есть общество ожидало от них «взрослых» поступков, наделяло «взрослыми» правами и требовало выполнения «взрослых» обязанностей, причем это касалось всех без исключения. Исторических примеров того, как в далекие времена очень молодые люди, практически подростки, решали важнейшие социальные задачи общества, много. Напротив, современное общество не стимулирует к социальной активности всех его представителей, давая многим своим членам вполне комфортабельные возможности для задержки в «социально-детском» возрасте. Период «социального детства» у многих современных людей продолжается до 30, а то и 40 лет. Возникает естественный вопрос о том, какое общество считать более примитивным: то, которое в раннем возрасте налагает на своих членов социальные обязанности, связанные с жизнеобеспечением и развитием социума, или общество, которое позволяет части людей практически паразитировать в течение всей жизни, тормозя общественное развитие? Кто «старше» и кто «младше»? Поэтому понятие социального возраста нельзя считать искусственным.

 

Можно ли искусственно создать потребность в каком-либо товаре или какой-то услуге? Ответ на этот вопрос – краеугольный камень любого вида бизнеса по продаже товаров и услуг, и фитнес-бизнес здесь не исключение.

На первый взгляд, это возможно, и даже можно даже привести примеры того, как тот или иной товар или услуга, искусственно выведенные на рынок, его быстро завоевали. Однако если мы будем последовательно, шаг за шагом, анализировать формирование мотива к действию, то есть покупке какого-то товара, то при детальном анализе можем прийти к другим выводам.

По определению любой товар или услуга предназначены для удовлетворения потребностей человека. Люди будут приобретать товары или услуги, если узнают или почувствуют, что какие-то их потребности будут полностью или частично удовлетворены. Возникает вопрос, можно ли убедить человека в том, что данный товар или услуга удовлетворяет какие-то его потребности, если он раньше так не думал или не знал об их существовании?

Приведем и подробно рассмотрим пример, на первый взгляд, никак не связанный с особенностями формирования мотивов в фитнесе.

Кварцевые часы со штампованным корпусом выполняют главную функцию часов – точное измерение времени - неизмеримо лучше, чем самые дорогие механические часы. При этом первые могут стоить меньше тысячи, а вторые - десятки миллионов рублей. Если дорогие часы продаются, значит, есть рынок сбыта часов такого класса, а также достаточное количество покупателей для устойчивого существования этого сегмента рынка. На первый взгляд, налицо парадокс: получается, что потенциальный потребитель готов заплатить больше за вещь более низкого качества. Попытаемся понять, почему такое возможно, выдвинем ряд объяснений и приведем аргументы в защиту или опровержение наших предположений.

Итак, причины могут быть следующими:

· Неосведомленность покупателя о том, что кварцевые часы точнее механических. Этот аргумент представляется ничтожным, так как практически любой современный человек достаточно осведомлен об уровне развития техники и принципах работы механических и электронных устройств.

· Ценные материалы, которые используются для создания дорогих часов. Заметим, что для выполнения главной функции часов - измерения времени - это абсолютно не важно. Кроме того, есть много марок часов, которые выполнены из одних и тех же материалов, внутри находятся одни и те же кварцевые механизмы, но они различаются по стоимости на порядки, например, часы из керамики. И в дорогих, и в дешевых керамических часах используются одинаковые материалы, и практически одинаковые кварцевые чипы, других просто нет.

· Надежность работы, связанная с принадлежностью к известному бренду. Да, этот аргумент представляется значительным, так как предполагается (но во многих случаях неоправданно), что принадлежность к известной марке гарантирует высокое качество вещи. Однако от часов предельно низкой стоимости не требуется ни долговечность, ни выдающаяся точность измерения времени. Как только они перестают точно показывать время, что маловероятно с учетом понимания особенностей работы кварцевого генератора, их можно легко выбросить и заменить такими же.

· Доказательство высокого социально-экономического статуса покупателя. Этот аргумент представляется неоспоримым. Высокий социально-экономический статус в современном обществе – прерогатива [29] о

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...