Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие спортивной сборной команды.




 

Спортивная команда - это всегда спортивная группа; спортивная группа становится командой тогда, когда берет на себя функции представительства какой-либо организации на тех или иных соревнованиях. Спортивной команде присуще все те социально-психологические закономерности, которые свойственны малым группам, поэтому все, что говорится о спортивных группах, прямо относится к спортивным командам.

Первые упоминания о группе как объекте социального исследования принадлежат немецкому философу и социологу В. Дильтею (1833-1911). С появлением работ американских социологов Сампера и Ч. Кули в социальную психологию входят понятия «внутренняя» и «внешняя» группа, «первичная» группа.

Спортивная группа - это одна из разновидностей малых групп. Их родственность подчеркивают многие характеристики (размер групп, наличие формальных и неформальных структур, признаки малых групп и т.д.). В.Е. Шафер предлагает спортивной группой считать такую группу, которая состоит не менее чем из 2 человек, объединенных совместной спортивной деятельностью или совместным проведением свободного времени.

Спортивной группой следует считать группу, в состав которой входит не менее 2 и не более 25 человек, объединенных общими целями спортивной деятельности, выполняемой под контролем тренера, конструктора, судьи. Эта деятельность характеризуется как индивидуальными, так и совместными физическими усилиями, направленными на достижение высоких личных и командных результатов, которые регламентированы временем, полом, возрастом, правилами и нормами. Причем цель деятельности - достижение высоких личных и командных результатов - не должна противоречить общей для спортивной организации или общества цели.

Спортивная группа является чрезвычайно сложным в структурном отношении социальным образованием, состоящим из ряда подструктур: ранговой или иерархической, ролевой, общения, взаимодействия, со подчинения, межличностных отношений по вертикали (тренер - спортсмен), межличностных отношений по горизонтали (спортсмен - спортсмен), сплоченности и согласования и т.д. Вообще же под социальной структурой, к которой можно отнести и спортивную группу, понимается сеть устойчивых и упорядоченных связей между элементами социальной системы. Следуя этой логике, структуру спортивной группы можно определить как сеть относительно упорядоченных и оптимально взаимосвязанных подструктур (ранговых, ролевых, межличностных и т.д.). Каждая из этих подструктур и структура спортивной группы в целом делится на формальную и неформальную, так как эти структуры суть формальных и неформальных групп [35].

Формальная структура отношений в команде создается в процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности благодаря приказам, распоряжениям, указаниям вышестоящих организаций и требованиям тренера, регламентирующим процесс взаимодействия и взаимоотношений членов команды в этой деятельности. Предполагается, что строгое соблюдение правил и инструкций членами команды гарантирует им удовлетворение их личных потребностей, потребностей тренера и вышестоящих организаций. Однако, чтобы успешно функционировать, формальная организация, каковой является команда, должна свободы» для развития связей, основанных на симпатии, взаимном предпочтении, общих интересах и потребностях. Эти нерегламентированные, спонтанно возникающие взаимоотношения, нормы поведения и действия получили в психологии название неформальных отношений или неформальной структуры связей. Одной из главных особенностей формальной организации (впрочем, как и неформальной) является то, что она способствует объединению индивидов в группу, создает основу для личного контакта. В то же время она регулирует частоту этих контактов, плотность и качественную их сущность. В этом проявляется сдерживающая функция формальной организации.

Если же члены группы строят все свои связи и отношения только на основе инструкций и предписаний, с учетом ролевых действий и формальных статусов, то взаимоотношения в скором времени станут напряженными. Отсутствие эмоциональных связей приводит к незнанию и непониманию многих личностных и профессиональных качеств друг друга, ухудшению отношений и, в конечном счете, к конфликту. Два типа структурно-формальная и неформальная - всегда существуют, образуя сложное соотношение между собой.

«Полное совпадение официальной и неофициальной подструктур благоприятствует успешному ходу и окончанию спортивной борьбы, частичное же создает условия для рассогласования и даже конфликтов, как в коллективной жизни команды, так и в процессе самой игровой деятельности» [31].

Образование и существование формальной структуры обусловлено:

а) инструкциями, установками и программой деятельности, разработанными тренером, руководством команды, вышестоящими организациями;

б) нормами и правилами, формулируемыми в самой спортивной группе в процессе основной деятельности;

в) потребностями и мотивами членов группы;

г) потребностями и мотивами тренера;

д) требованиями сложившейся ситуации;

е) перспективными целями и задачами основной деятельности.

Все перечисленные факторы находятся постоянно в динамике и отдельно или суммарно воздействуют на подструктуры ролей, статусов, взаимоотношений, соподчинения и так далее, изменяют формальную структуру. Те же подструктуры, но в неформальной сфере не успевают меняться вслед за изменениями родственных структур в формальной сфере общения, а, следовательно, в течение какого-то периода или постоянно не совпадают с формальной структурой. Полное совпадение структур - явление не только редкое, но и нежелательное, так как формирует замкнутый круг коммуникаций и связей, ведет к образованию «единой жестко фиксированной иерархии статусов, а в целом к окостенению системы. Замкнутый круг общения в свою очередь способствует возникновению такого психологического явления в межличностных отношениях, как «пресыщенность общения», характеризующегося раздражительностью в речевых контактах, недовольством поступками и поведением товарищей, частыми конфликтами, эмоциональным напряжением и так далее [15]. Видимо, для успешной деятельности коллектива «в одних случаях благоприятны самые близкие, дружеские отношения, в других достаточно товарищеской внимательности и доброжелательности, в третьих, нужна только общность цели» [24].

Помимо соответствия структур, есть еще такие факторы, как совместимость, идентичность игрового мышления, мотивация, система ценностей, профессиональный уровень мастерства, чувство долга и ответственности и т.д., которые могут нивелировать или компенсировать отрицательное воздействие на результативность деятельности помощи различных психологических и социальных факторов.

Что же касается соответствия формальной роли и неформального статуса руководителя группы, на которое указывают авторы Н.С. Жеребова, А.А. Ершов (1971), как на обязательное условие успешной деятельности коллектива, то применительно к спорту необходимо помнить о том, что в любой команде, кроме ее руководителя - тренера, а также капитана и ведущих игроков, есть спортсмены, занимающие низкий статус в какой-то из сфер взаимоотношений (так называемые аутсайдеры). Стремление к соответствию формальных и неформальных ранговых структур (тем более целенаправленная работа по созданию такого соответствия) может привести к тому, что лидеры в формальной сфере, а аутсайдеры останутся на тех же позициях. Такая обстановка в команде благоприятна для лидеров, но совершенно неприемлема и пагубна для аутсайдеров, которые потому и взаимодействуют в группе, не покидают ее, помогают в достижении коллективных целей, что в других сферах общения, по другим критериям они чувствуют свою компетентность и превосходство над многими членами группы, в том числе и над лидерами. Ощущение своего превосходства, авторитетности в какой-либо из областей придает им психическое равновесие, вселяет чувство собственного достоинства, самоуважения, что и выражается в их самооценке. Как показал ряд исследований, самооценка аутсайдеров на достоверном уровне не отличается от самооценки лидеров [19].

Таким образом, требование соответствия формальных и неформальных структур ведет к закреплению иерархии мест, сохранению всех членов группы на одних и тех же позициях, с чем никак нельзя согласиться. Надо стремиться не к жесткому соответствию структур, а к оптимальному их соотношению, которого можно достигнуть благодаря повышению статуса аутсайдеров, созданию ситуаций, в которых они проявили бы себя как авторитетные лица или как лидеры. Процесс этот трудный, сложный, требующий от тренера большого педагогического мастерства, но, умело осуществленный, он способствует наиболее полному раскрытию личности спортсмена, в частности, его спортивных способностей.

Вопрос о верхних, нижних и оптимальных границах малых групп остается одним из спорных в настоящее время. Что касается нижних границ, то большинство исследователей считают, что в группе должно быть минимум 2 человека. Относительно же верхних границ такого единодушия нет. По данным одних это 10-15 человек (Г.С. Антипина, 1967), по мнению других 25-40 человек (Е.С. Кузьмин, 1967; Я.Л. Коломенский, 1967). Джеймс экспериментально установил, что малые группы, состоящие из 2 человек, встречаются в 71% случаев, из трех - в 21%, из четырех - в 6%, из пяти - в 1,5% и из шести-семи - менее чем в 1% случаев.

Работы некоторых психологов показали, что наиболее устойчивой, не подвергающейся распаду, является группа из 6-7 человек [26]. Это количество можно считать оптимальным для неформальной малой группы, так как оно позволяет:

а) быстрее и легче устанавливать контакты;

б) лучше узнать личные качества и способности каждого;

в) в максимально короткие сроки, с минимальным искажением передавать информацию друг другу.

Что же касается объема формальной группы, то он всегда обуславливается задачами и целями, стоящими перед ней. Правила состязаний четко оговаривают, каким должен быть состав группы, команды, а поставленные задачи диктуют оптимальное количество людей для их решения. Например, правилами соревнований оговорено, что в таких видах спорта как баскетбол, водное поло, футбол на поле должны выйти соответственно 5, 6, 7, 11 человек. Это количество спортсменов считается оптимальным для эффективного сопротивления противнику и достижения успеха.

Если по каким-то причинам одна из команд остается на поле в неполном составе, она нередко терпит поражение от команды, играющей в большинстве и имеющей реальное территориальное превосходство. Таким образом, оптимальная численность спортивной группы или команды как формальной организации предусмотрена правилами соревнований и задачами, стоящими перед ней [24].

Спортивной группе свойственны некоторые признаки, которыми характеризуются малые группы. К таким признакам относятся:

1) автономия группы, ее некоторая обособленность от других групп;

2) сплоченность, наличие чувства «мы»;

3) контроль за поведением членов группы;

4) положение и роль (группа отводит каждому своему члену определенную роль согласно занимаемому им в группе положению);

5) иерархия членов группы;

6) конформизм, приспособляемость и готовность разделить существующие в группе нормы, обязанности, порядок;

7) добровольность входа и выхода из группы;

8) стремление сохранить оптимальный объем группы;

9) интимность (члены группы в достаточной степени знают личные и интимные стороны каждого);

10) стабильность;

11) референтность, привлекательность членов группы для каждого входящего в нее, стремление действовать так, как это принято среди тех, кто привлекателен;

12) психологический климат группы, в котором чувства и желания индивида получают новое свое удовлетворение или неудовлетворение.

Помимо этого, спортивной группе присущи некоторые специфические признаки: направленность на достижение высоких личных и командных спортивных результатов; специфичность ролевых действий; относительно одинаковый возрастной и квалификационный уровень ее членов; половая идентичность (за исключением некоторых видов спорта); специфичность мотивов вступления в группу и дальнейшего присутствия в ней; спонтанность организации [9].

В заключении следует сказать, что существующее мнение о линейной зависимости между эффективностью групповой деятельности и ростом спортивных результатов и совпадением формальных и неформальных структур необходимо тщательно изучить. Скорее всего, здесь речь может идти о том, что в каждой конкретной группе, на различных этапах ее развития должен быть свой оптимальный коэффициент соответствия формальных и неформальных структур.

 

Спортивный клуб: понятие

69. Стратегическое планирование.

Наука и искусство использования всех ресурсов нации для максимально эффективной реализации утвержденных планов в мирное и военное время

Наука и искусство управления армией в части общего планирования и ведения крупномасштабных военных действий.

Комплекс интеллектуальных и практический усилий, имеющих своей целью достижение и/или поддержание некого желаемого состояния. Проще говоря, стратегия – это способ и усилия для осуществления перехода из настоящего в желаемое будущее

Интегрированная модель действий, предназначенных для достижения целей предприятия.

Обобщающая модель действий, необходимых для достижения долгосрочных целей путем координации и распределения ресурсов компании

Элемент стратегии Описание
Миссия компании Смысл существования компании с позиции удовлетворения потребностей клиентов, реализации конкурентных преимуществ вклада в государство
Видение будущего Образ качественного изменения в определенном промежутке времени
Стратегические цели и бизнес-инициативы Конкретные цели, которые необходимо реализовать, чтобы достичь видения
Потребность в финансировании Понимание бюджета по каждой стратегической инициативе
Описание текущей ситуации Анализ текущего положения компании (отправная точка)
Описание проблем Описание текущих проблем, которые надо преодолеть ради достижения видения
Анализ внешней среды, исследование рынка, конкурентов Описание рынка отрасли, конкурентов, государственного управления – всего того, что необходимо учитывать

 

 

Характеристика:

Измеряемость: стратегические цели должны быть измеряемы.

Качественное преобразование: реализация стратегических целей должна привести к качественным изменениям в компании.

Долгосрочность: стратегия разрабатывается на длительный промежуток времени (3,5,10,15 лет).

Актуальность: стратегия должна описывать то, в чем компания нуждается.

Гибкость: стратегия – не жесткий план, в ней должны быть возможности для корректировки курса.

Возможность выбора: стратегия может включать в себя несколько вариантов действий.

Отличительные способности

Стратегия – это общие направления деятельности компании, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций (не детализированный план)

Стратегия должна быть использована для разработки стратегических инициатив методом поиска.

Роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы:

Помочь сосредоточить внимание на определенных участках и возможностях;

Отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегией.

В ходе формулирования стратегии сложно предвидеть все возможности. Поэтому приходится пользоваться обобщенной и неполной информацией о различных альтернативах.

Успешное использование стратегии возможно только при наличии обратной связи с целью коррекции планов.

 

Типы стратегий

  Стратегия прорыва Стратегия малых шагов
Преимущества Приводит к существенному результату Высокая вероятность получения результатов
Недостатки Требует высокой концентрации сил и ресурсов Сложно достижима Требуются усилия для поддержания постоянства Результаты невелики(10-20% улучшений), но могут быть постоянны

 

Классификация

По степени сложности: простые и сложные.

По направленности: стратегии предпринимательского типа, стратегии рационалистического типа, стратегии сконцентрированные на развитии внутреннего потенциала.

По сфере осуществления: финансовые, кадровые, производственные, маркетинговые и т.д.

По содержанию: стратегии функционирования (конкурентные) и стратегии развития.

По характеру поведения: наступательная, оборонительная, сокращения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...