Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цели и задачи тьютора в инклюзивном образовании




В инклюзивном образовании тьютор – это специалист, который организует условия для успешного включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательную и социальную среду.

Цель деятельности тьютора, сопровождающего ребенка с ОВЗ,  заключается в успешном включении его в образовательную и социальную среду общеобразовательного учреждения. Успешность включенности ребенка в школьную жизнь должна определяться с точки зрения развития его:

· когнитивной (познавательной) сферы: знаний и навыков;

· коммуникативной сферы: умения общаться;

· эмоциональной сферы: психологической адаптации к процессу обучения в классе, возникновения и сохранения положительного эмоционального настроя по отношению к процессу обучения и нахождению в школьной среде;

· самостоятельности.

Достижение обозначенной цели возможно при решении следующих задач:

· создание условий для успешного обучения ребенка;

· создание условий для успешной социализации ребенка;

· максимальное раскрытие потенциала его личности.

Педагогическая деятельность тьютора в условиях реализации инклюзивной практики заключается в индивидуальной работе с детьми в ходе образовательного процесса и процесса социализации. Более конкретные задачи работы тьютора обусловлены возможностями и личными качествами подопечных. В каждом конкретном случае условия, необходимые для успешного обучения детей с особенностями развития, будут разными. Каждый ребенок уникален. Образовательная среда, в которой находится ученик, также имеет свои особенности.

Для эффективного осуществления тьюторского сопровождения группой ученых российской тьюторской школы была разработана ресурсная схема общего тьюторского действия. Эта схема включает в себя три вектора поиска ресурсов для решения задач развития ребенка: социальный, культурно-предметный и антропологический. Социальный вектор включает в себя ресурсы общения, взаимодействия со сверстниками, другими взрослыми. Культурно-предметный вектор – это ресурсы культуры, ее наследия, а также междисциплинарное взаимодействие. Антропологический вектор предполагает осознание обучающимся своих внутренних ресурсов для решения образовательных задач. Задача тьютора –помочь осознать ему, на что ребенок может опереться уже сейчас, что у него есть на данный момент для решения образовательной задачи, а что необходимо изменить в себе, чтобы достичь необходимого.

Далеко не каждый педагог может выполнять функции сопровождающего ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Эта деятельность предполагает высокий уровень толерантности педагога (безусловное принятие ребенка), достаточный запас знаний в рамках коррекционной педагогики, дефектологии и специальной психологии, хорошо развитые коммуникативные навыки.

В инклюзивном образовании подобных специалистов называют: педагог сопровождения, куратор, воспитатель. На практике тьютором работают специальные педагоги (логопеды, дефектологи), педагоги без специального образования, а также родители (чаще мамы и бабушки) ребенка с ОВЗ, инвалидностью.

 В настоящий момент сложилась ситуация, когда большинство специалистов, работающих в образовательных учреждениях, не имеют достаточных знаний о детях с ОВЗ, а специалисты, имеющие на данный момент профессиональную подготовку, не учитывают особенностей коррекционно-педагогической работы в условиях инклюзивного образования. При отсутствии координатора по инклюзии тьютор может стать связующим звеном, обеспечивающим координацию педагогов, специальных педагогов, психологов, других необходимых ребенку специалистов на каждом этапе образовательного процесса.

Успешность инклюзии во многом зависит от сотрудничества команды различных специалистов, объединенных в психолого-медико-педагогический консилиум образовательной организации.

Несмотря на то, что основные условия обучения детей с ОВЗ прописывает Ц(Т)ПМПК, определение индивидуальных условий для конкретного ребенка, а также постановка конкретных целей – функция консилиума образовательного учреждения. Все решения по обучению и сопровождению ребенка принимаются коллегиально на определенный срок (обычно до конца полугодия) с прописанной ответственностью каждого участника междисциплинарной команды.

На заседании ПМПконсилиума междисциплинарная команда на основании результатов комплексной диагностики и совместного обсуждения определяет:

- Основные особенности ребенка, препятствующие успешному освоению АООП, развитию и социальной адаптации.

- Уточняются специальные условия обучения на основании индивидуальных особенностей по результатам комплексного обследования и анкетирования родителей.

- Содержание, методы и формы комплексного психолого-педагогического сопровождения ребенка и его семьи.

- Направления и цели коррекционно-развивающей работы, обучения и воспитания ребенка.

По итогам консилиума дорабатывается и утверждается адаптированная программа для обучающегося, включающая коррекционно-развивающую область. В случаях, когда разработка АОП не требуется, разрабатывается индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения. Учитель и специалисты информирует родителя о планируемой работе с ребенком и включают родителя в процесс коррекционной работы. Специалисты сопровождения проводят анализ результатов работы специалистов в русле поставленных целей, при необходимости осуществляется корректировка целей или специальных условий, а также объема помощи, направлений и форм работы. Проведение итогового заседания ПМПк на котором осуществляется комплексная оценка динамики в развитии ребенка и освоении им АОП. Осуществляется планирование образовательной деятельности обучающегося в следующем учебном году.

Как член ПМПк, тьютор становится для конкретного ребенка связующим звеном, обеспечивающим координацию деятельности педагогов, специальных педагогов, психологов, других необходимых ребенку специалистов на каждом этапе образовательного процесса. Именно тьютор информирует консилиум о ходе работы с ребенком и отслеживает динамику его развития.

Тьютор должен уметь видеть ресурсы и дефициты ребенка, для того чтобы найти вместе с ним пути разрешения возникающих в процессе обучения проблем. Тьютор должен уметь понять, что ребенок может сделать, что ему помогает, а что его ограничивает. Есть множество различных диагностических методик, помогающих оценить актуальное состояние в развитии ребенка: наблюдение за ребенком, медицинские сведения, диагностика специалистов, данные о ребенке, полученные в ходе беседы с родителями. Однако, главным методом для тьютора остается беседа с ребенком, направленная на активизацию его внутренней позиции по отношению к процессу образования.

И важно постоянно помнить, что участие тьютора в жизни ребенка по мере его самостоятельности постепенно должно снижаться, уступая место общению со сверстниками и взаимодействию с педагогами.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...