Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выборка в эмпирическом исследовании




Методика и методОлогия проведения эмпирического исследования

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

г. Набережные Челны

2010 г.

 

ББК

Методология и методика проведения эмпирического исследования; учебно-методическое пособие /Составитель; Компаниец О.Б., Тымченко И., студентка гр. 351-о. – Набережные Челны; НГТТИ, 2010. - 54 стр.

 

Рецензенты:

Егорова Н.Д. – кандидат социологических наук, доцент, заведующая кафедрой ЕМОД, ИНПО:

Иванова С.Л., кандидат социологических наук, проректор по НМР, НГТТИ.

 

 

Данные методические рекомендации разработаны в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по дисциплине «Социология». Рекомендации предназначены для использования в учебном процессе при проведении эмпирических исследований.

 

 

Печатается по решению учебно-методического совета Набережночелнинского государственного торгово-технологического института

 

© Набережночелнинский государственный

торгово-технологический институт, 2010 год.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Пояснительная записка 4

Основные понятия исследования 6

Разработка программы эмпирического

исследования 7

Выборка в эмпирическом исследовании 17

Методы сбора эмпирической информации 21

Восприятие и понимание отдельных вопросов 26

Шкалирование в исследовании 31

Виды вопросов 32

Методические рекомендации конструирования

вопросника 33

Расположение коммуникативных блоков анкеты 34

Способы анализа и интерпретации,

данных, получение эмпирически

обоснованных обобщений, выводов и

рекомендаций 34

Варианты программ эмпирического социального

исследования 37

Варианты анкет 41

 

 

Пояснительная записка

 

Рост интереса к социальным эмпирическим исследованиям является одной из характерных черт современного российского общества, вступающего в информационную фазу развития. Это обусловлено ускорением и усложнением общественных процессов, нуждающихся в исследовании, анализе и интерпретации.

Социальные исследования углубляют наши представления об эволюционных процессах в обществе, коллективе, малой группе; они позволяют диагностировать социально-психологический климат в различных группах общества, дают представление о состоянии общественного мнения по актуальным проблемам жизнедеятельности.

Каждый из нас в той или иной степени соприкасается с эмпирическими исследованиями в качестве слушателя радио, читателя газет, журналов, научной литературы и т.д. Возможно, и сам бывает вовлечен в эти исследования в качестве респондента, т.е. источника первичной информации об изучаемых процессах и явлениях. Не исключена вероятность того, что кому-либо из нас придется организовывать такое исследование.

Каждое серьезное дело требует тщательной подготовки. И социальное эмпирическое исследования не исключение. Можно сказать, что надежность, а значит, и ценность информации, полученной в результате проведенного исследования, прямо пропорциональны затраченным усилиям на его всестороннюю подготовку. Вот почему освоению методических и практических приемов социального анализа различных общественных явлений и процессов предшествует овладение методологией социального исследования.

Чем шире используются результаты социальных исследований, тем выше ответственность исследователя за адекватность и глубину анализа социальной информации.

Массовый опрос – это наиболее распространенный метод сбора первичной социальной информации, так как его применение позволяет в сжатые сроки регистрировать факты поведения, мнения, интересы людей, сведения о процессе и результатах их деятельности.

Популярность опроса особенно велика среди начинающих исследователей, занимающихся сбором первичной социальной информации, так как внешняя простота и кажущаяся безотказность этого метода сбора данных чрезвычайно привлекательны для быстрого получения результатов.

Однако самый распространенный метод – еще не означает и самый простой, так как изначальное преимущество той или иной процедуры сбора данных может быть сведено на нет ненаучным его применением. Без учета специальных знаний о том, в чем состоит сама процедура опроса, без представлений о закономерностях, средствах и условиях такого рода общения оказывается невозможной серьезная и глубокая интерпретация полученных ответов, а, следовательно, и выработка научных выводов и эффективных рекомендаций для практики.

Ответы респондентов подвержены влиянию различных факторов, действующих преимущественно вследствие того, что исследователям неизвестны особенности опроса как вида общения.

В методических рекомендациях изложены практические приемы, которые позволяют снимать, или, по крайней мере, существенно ослаблять искажения в получаемых от респондента ответах. Речь идет об общих признаках опроса как вида общения, об особенностях восприятия и понимания вопросов анкеты, о способах ее конструирования с учетом познавательных возможностей и интересов респондентов, о способах обработки и интерпретации получаемых ответов.

 

Основные понятия исследования

Научное эмпирическое исследования – это сознательная концентрация усилий исследователя на ограниченных, заранее определенных задачах. Оно включает в себя круг вопросов, подлежащих изучению; поиск, отбор и разработку методов и процедур анализа информации, в наибольшей степени отвечающих исследовательской цели.

Методология эмпирического исследования – это область научного познания, содержащая совокупность принципов и способов организации, развития и оценки научного знания.

С методологией научного исследования тесно связано понятие “методики”.

Методиканаучного исследования - это сумма частных приемов, позволяющих применить тот или иной метод к данной специфической предметной области с целью накопления и систематизации эмпирического материала.

Но владение методом создает лишь некоторые обязательные условия, или предпосылки, для исследовательской работы. Перед исследователем стоит задача - переработать эти предпосылки в конкретные инструменты познания, или, как их еще называют, методики, использование которых как раз и дает приращение знаний.

В социальном исследовании в качестве методик выступают специально разработанные, научно обоснованные документы с указанием способа их применения для обеспечения тех или иных познавательных операций.

Последовательность, поэтапность в реализации системы действий исследователя, а также совокупность методических и технических средств, используемых в данном исследовании, составляет его процедуру.

Совокупность навыков и приемов деятельности при организации и проведении научного исследования называют техникой. Цель техники - наиболее рациональное использование того или иного метода

Набор специально разработанных документов методического характера, приспособленных к методам сбора и обработки эмпирической информации, называется инструментарием.

Проведение конкретного эмпирического исследования - чрезвычайно сложный и многоэтапный процесс. Он требует глубокой теоретической подготовки и высоких профессиональных навыков исследователя.

Кроме знаний основ социальной теории и методологии, важнейшей предпосылкой методической работы исследователя является овладение методами проведения конкретного социального исследования. Прежде чем приступить к сбору, обработке и анализу эмпирических данных, исследователь должен разработать различные методические документы, как бы мысленно "проиграть" все исследование. Он должен не только доказать его необходимость, но и обосновать все элементы и процедуры исследования. От научной обоснованности и уровня организационно-технического оформления этих документов в значительной степени зависит результативность проводимого исследования. Среди методических документов, разработанных исследователем, важнейшее место занимает программа научного исследования.


Разработка программы эмпирического исследования

В эмпирическом исследовании можно выделить три основных этапа, каждый из которых включает в себя ряд важных процедур:

1) подготовительный (разработка программы исследования);

2) основной (проведение эмпирического исследования);

3) завершающий (обработка и анализ данных, формирование выводов и рекомендаций).

 

Одним из основных способов познания социальной реальности и развития научного знания является эмпирическое исследование.

Программа эмпирического исследования – это основной научный документ, представляющий собой изложение теоретико-методологических предпосылок, общей концепции в соответствии с основными целями работы и гипотезой исследования.

Программа является обязательным исходным документом любого научного исследования, независимо от того, является ли это исследование теоретическим или прикладным.

В соответствии со своим назначением программа эмпирического исследования выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную.

Методологическая функция программы научного исследования состоит в том, что программа позволяет: определить научную проблему, для решения которой проводится исследование; сформулировать цели и задачи исследования; зафиксировать исходное представление об изучаемом объекте; установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым исследованиям по аналогичным проблемам.

Методическая функция программы состоит в том, что программа позволяет разработать общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования: теория - факты - теория. Кроме того, методическая функция показывает, как использовать методы сбора и анализа информации, позволяет разработать процедуру исследования, проводить сравнительный анализ полученных результатов аналогичных исследований.

Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения труда между членами исследовательского коллектива, облегчает контроль за ходом исследования.
Соответственно, программа эмпирического исследования обычно состоит из следующих разделов:

1) теоретический (цели, задачи, предмет и объект исследования, определение понятий);

2) методический (обоснование выборки, обоснование методов сбора данных, методы обработки и анализа данных;;

3) организационный (план исследования, порядок исследования подразделений, распределение людских и финансовых ресурсов и т.д.).

 

Основные элементы программы исследования (методологический раздел).

Выбор темы исследования

Количество тем, требующих разработки, и теоретически и практически неисчерпаемо. Выбрать тему исследования действительно нелегко. Избранная тема должна интересовать исследователя, и при этом быть актуальной в социальной и научном плане. Об этом можно судить по тому, какое отражение она находит на страницах средств массовой информации, в практической деятельности того или иного образовательного, производственного учреждения.

Тема должна иметь четко очерченные границы. Чрезмерно обширная тема не позволяет изучить явление во всех его связях, приводит к такому обилию материала, что всесторонне разработать ее одному человеку невозможно.

Всякое исследование начинается с постановки какой-либо проблемы.

Непосредственным поводом к проведению эмпирического исследования является реально возникшее противоречие в развитии социальной системы между ее подсистемами или отдельными элементами этих подсистем. Вот такого рода противоречия и составляют сущность проблемы.

Проблема исследования это отражение проблемной ситуации, т.е. противоречия между знанием о потребностях людей в каких-либо действиях и незнанием путей и средств реализации этих необходимых действий.

Решение той или иной проблемы - социальной или научной - всегда направлено на достижение тех или иных конкретных целей и задач. Решить проблему значит получить новое знание или создать теоретическую модель, объясняющую то или иное явление, выявить факторы, позволяющие воздействовать на развитие явления в желаемом направлении.

Проблема исследования может быть задана извне каким-либо заказчиком или обусловлена познавательным интересом. Мы будем ориентироваться на прикладное исследование, которое может быть проведено в какой-либо учебной или производственной организации. Поэтому мы будем исходить из тех или иных реальных проблем, которые встают в настоящее время перед организациями.

Исследователю предстоит перевести проблемную ситуацию в формулировку проблемы, которую он будет исследовать. Для этого он должен проделать специальную теоретическую работу:

1) установить реальное наличие данной проблемы:

а) есть ли показатель, количественно или качественно характеризующий данную проблему;

б) есть ли учет и статистика по этому показателю,

в) достоверны ли учет и статистика по этому показателю;

2) вычленить наиболее существенные элементы или факторы проблемы, исследование которых возможно в данном исследовании

Например, поставлена проблема разобраться в причинах низкой эффективности управления тем или иным подразделением предприятия. Исследователю предстоит решить, какие социальные группы и личности участвуют в возникновении и решении этой проблемы, как влияют здесь их интересы, как стимулируется их участие в разрешении данной, проблемы и т.д.;

3) вычленить уже известные элементы проблемной ситуации, которые не требуют специального анализа и выступают как информационная база для рассмотрения неизвестных элементов (например, данные статистики и учета представляют собой готовый важный материал);

4) выделить в проблемной ситуации главные и второстепенные компоненты, чтобы определить основное направление исследовательского поиска;

5) проанализировать уже имеющиеся решения аналогичных проблем. С этой целью необходимо изучить всю литературу по данному вопросу. Провести беседы с компетентными людьми экспертами. В роли экспертов обычно выступают специалисты ученые или опытные практики.

Структура описания проблемной ситуации:

- начинаем с описания проблемы, противоречия между известным и неизвестным на уровне всего общества;

- уровень особенного - здесь проблема описывается как затрагивающая интересы больших социальных общностей, учреждений, отношений между ними;

- конкретное выявление проблемы для данного объекта.

Производственная проблема может быть описана с помощью пяти основных характеристик:

1) Сущность или содержание. Например, низкая эффективность производства, высокая социально-психологическая напряженность в трудовом коллективе и т.д. При определении проблемы следует установить, с чем все это сравнивается и на каком основании. В данных примерах следует ответить на вопрос: почему мы считаем, что эффективность производства низкая, а социальная напряженность высокая? Низкая и высокая по сравнению с какими стандартами?

2) Организационное и физическое нахождение. В каком организационном подразделении (участках, отделах, филиалах, студенческих группах) и физических объектах (заводы, здания, склады, конторы, институты, школы) была выявлена проблема. Насколько широко она распространена в организации. Какие подразделения она затронула.

3) Владение проблемой. Является ли проблема “открытой” (знакомой всем) или “закрытой” (то есть известной группе лиц)? Какие люди (управленцы, специалисты, преподаватели, студенты, рабочие и т.д.) затронуты проблемой и более всего заинтересованы в ее решении?

4) Абсолютная и относительная величина. Насколько важна проблема в абсолютных величинах? Например, объем потерянного рабочего времени или денег; объем неиспользуемых производственных мощностей. Насколько она важна в относительном выражении? Как она влияет на подразделения, в которых она обнаружена, и на людей, которые владеют ею? Насколько она важна для организации в целом? Что может получить организация от ее решения?

5) Временные рамки. С какого времени существует данная проблема? Наблюдалась ли она один раз, несколько раз или возникает периодически? Какова тенденция: проблема стабилизировалась, усиливается или ослабляется? В результате предварительного анализа проблемная ситуация получает четкое выражение в виде формулировки проблемы. Причем эта формулировка может значительно отличаться от первоначальной, сформулированной заказчиком.

Рекомендации к формулировке проблемы:

- проблема формулируется в виде ясных вопросов или установок;

- исследовательская проблема должна быть сформулирована в понятиях науки (то есть исходя из разработанных систем теоретических знаний в данной сфере), адекватно отражающих содержание вопроса;

- проблема обязательно предполагает изучение ближайших и отдаленных возможностей ее решения.

 

Объект и предмет исследования. Объект – это деятельность людей, занимающих определенное социальное положение, и условия, в которых эта деятельность осуществляется. При этом необходимо, чтобы объект содержал проблему, т.е. объект должен быть носителем противоречия.

При описании объекта должны учитываться его социальные характеристики: профессиональная принадлежность, пространственная ограниченность (регион, город), функциональная направленность (производственная, бытовая, политическая), временные границы.

Предмет – стороны, свойства, характеристики объекта, подлежащие непосредственному изучению в данном исследовании.

Предмет исследования это центральный вопрос проблемы. В одной и той же проблемной ситуации, в одном и том же эмпирическом объекте могут выделяться различные его аспекты, которые являются предметом исследования. Иначе говоря, когда исследователь выбирает предмет исследования, он в то же время формулирует и гипотезу о возможном пути решения проблемы, а также методы и формы проведения социологического исследования.

Так, в обозначенном нами примере исследования социолог может предположить, что причиной является неэффективная система принятия решения, тогда предметом исследования может служить система принятия решений и это может стимулировать: 1) исследование путей принятия решений; 2) роль коллективных органов в подготовке и принятии решений; 3) роль штатных специалистов и линейных руководителей в принятии решений; 4) решающая и совещательная роль лиц, обладающих неофициальным влиянием, ответственность за решения, их внедрение и контроль за внедрением.

Но исследователь может предположить, что основная причина низкой эффективности управления заключается в стиле руководства. Тогда исследование будет развиваться по другому сценарию. Если в первом случае большое значение будет иметь анализ документов, то во втором случае анкетный опрос и психологическое тестирование.

Объект и предмет эмпирического исследования могут совпадать, когда исследователь поставил задачу познать всю совокупность эмпирических закономерностей функционирования и развития конкретного социального объекта.

 

Цель исследования - это конечный результат, который определяет преимущественную его ориентацию – теоретическую или прикладную.

Существует три вида цели:

1) Цель – выявить существующее положение данной общности – «показать картинку», которая определяется количественными показателями мнений, позиций, оценок.

2) Цель – разработка путей усовершенствования, рекомендаций. Это ответ на вопрос «Что делать?».

3) Цель – результат в виде методики, технологии, механизма изменения социальной ситуации. Это ответ на вопрос «Как делать?».

Цели исследования могут быть различны. Например, если сформулирована проблема как недостаточно высокий уровень управления подразделениями организации, то цель будет состоять в анализе реальной ситуации причин низкой эффективности управления организацией, выявлении скрытых резервов и разработке практических рекомендаций по изменению этой ситуации.

 

Задачи исследования – это содержательно-организационная детализация поставленных целей. Они формулируются исходя из цели и гипотез исследования.

Задач ставится несколько, и каждая из них четкой формулировкой отражает идею научной работы, раскрывает ту сторону объекта исследования, которая подвергается изучению.

Каждая поставленная задача должна иметь решение, отраженное в одном или нескольких выводах.

В задачах исследования содержится тот круг проблем, который необходимо проанализировать, чтобы ответить на главный целевой вопрос исследования.

Например, если целью исследования является изучение влияния семейного воспитания на формирование девиантного (отклоняющегося) поведения подростков, то среди задач исследования можно выделить такие, как определение роли отца и матери в формировании личности подростка, изучение системы ценностей семьи и т.п. Все это звенья, помогающие увидеть целостность явления и процессы, подлежащие изучению.

 

Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятия необходимый этап в разработке методологии исследования. Он позволяет решить три основные задачи:

1) Выяснить те аспекты теоретических понятий, которые используются в данном исследовании.

2) Это дает возможность вести анализ практических проблем на уровне теоретического знания и тем самым обеспечивать научное обоснование его результатов, выводов и рекомендаций.

3) Обеспечить измерение и регистрацию изучаемых явлений с помощью количественных, статистических показателей.

Интерпретация понятий – теоретическое уточнение основных (исходных) понятий проводится для того, чтобы исследователи ясно и четко представляли себе содержание (смысл) понятий (терминов), с которыми они работают, употребляли их однообразно, не допуская различных толкований одного и того же понятия.

Например, преступник, который совершил или совершал преступления; однако существуют и другие определения преступника (например, человек, признанный таковым и осужденный по закону). От того, какое понятие используется, будет зависеть и круг лиц, подлежащих изучению.

Теоретическая интерпретация понятий осуществляется через ряд последовательных этапов. На первом этапе осуществляется перевод проблемной ситуации в формулировку в строгих научных рамках и терминах. На следующем этапе каждое понятие этой формулировки раскладывается на такие операционные составляющие, которые затем могут быть исследованы количественным методом.

Кроме структурной интерпретации понятий, описывающих предмет исследования, необходимо провести их факторную интерпретацию, то есть определить систему его связей с внешними объектами и внутренними субъективными факторами.

Конечной целью всей этой работы является выработка таких понятий, которые доступны учету и регистрации. Понятия, обозначающие такие элементарные фрагменты социальной реальности, называются понятиями-индикаторами. При этом социолог должен стремиться обеспечить максимальное описание изучаемого предмета в понятиях-индикаторах.

 

Гипотезы исследования – это научно обоснованное предположение о структуре социальных объектов, о характере элементов и связей, образующих этот объект, о механизме их функционирования и развития. Гипотеза – это вероятное, научно обоснованное знание, предполагающее разрешение противоречия, лежащего в основе проблемы. Гипотезы вырабатываются на основе имеющихся фактов. Гипотеза содержит качественно новые моменты, по сравнению с имеющимися.

При формулировке гипотез необходимо придерживаться определенных правил:

1) Гипотеза должна находиться в согласии или, по крайней мере, быть совместимой со всеми фактами, которых она касается.

2) Из многих противостоящих друг другу гипотез, выдвинутых для объяснения серии фактов, предпочтительнее та, которая единообразно объясняет большее их число.

3) Для объяснения связанной серии фактов нужно выдвигать возможно меньше гипотез, и их связь должна быть возможно более тесной.

4) При выдвижении гипотез необходимо сознавать вероятностный характер ее выводов. Они должны заключать в себе возможность эмпирической проверки (верификации).

5) Невозможно руководствоваться противоречащими друг другу гипотезами.

6) Гипотезы должны содержать только те понятия, которые получили предварительное уточнение и интерпретацию.

7) Гипотезы должны быть теоретически надежны (не противоречить фактам науки).

Для отработки гипотезы и процедур исследования нередко проводят предварительное, пилотажное исследование.

Наряду с требованиями к формулировке гипотез, разработана система фаз их построения. Таких фаз три:

Первая фаза - сбор информации по исследуемой теме.

Вторая фаза - собственно формулирование гипотез. Наиболее сложная фаза, в ходе которой исследователь формулирует рабочие гипотезы.

Третья фаза - группировка гипотез. Здесь исследователь должен определить основные и неосновные гипотезы, уметь их привести.

Гипотезы классифицируются:

- по задачам исследования (основные и неосновные),

- по степени общности (основания и следствия),

- по последовательности выдвижения (первичные и вторичные),

- по содержанию (объяснительные, описательные).

Следует подчеркнуть, что формирование гипотез это не праздные теоретические упражнения, а разработка логических опор для сбора и анализа эмпирических данных. Если исследователем были сформулированы гипотезы, то эмпирические данные служат для их проверки, подтверждения или опровержения. Если же гипотезы с самого начала не выдвигались, то резко падает научный уровень исследования, а его результаты и обобщения сводятся к описаниям процентных выражений тех или иных индикаторов и к довольно тривиальным рекомендациям.

 

Выборка в эмпирическом исследовании

Наряду с теоретическим большое значение в исследовании имеет методический раздел программ, который включает в себя описание методики и организации исследования.

Центральное значение в этом разделе занимает обоснование выборки. Характер решаемой проблемы, цели и задачи исследования определяют, каким должен быть объект исследования. Иногда, когда объект исследования сравнительно невелик и исследователь располагает достоверными силами и возможностями его изучить, он может исследовать его целиком. Тогда объект исследования тождествен генеральной совокупности.

Но часто сложное исследование невозможно или в нем нет необходимости. Поэтому для решения задач исследования осуществляется выборка.

Генеральная совокупность это совокупность всех возможных социальных объектов, которая подлежит изучению в пределах программы социологического исследования.

Вторичная совокупность (выборка) это часть объектов генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных приемов для получения информации обо всей совокупности в целом.

Число единиц наблюдения, составляющих выборочную совокупность, называется ее объемом выборки.

Единица исследования (наблюдения) – это элемент объекта, который является непосредственным источником социальной информации.

При опросе единицей наблюдения является отдельный человек, при анализе документов – статья, экземпляр газеты, документ.

В программе должно быть четко указано:

- 1) Каков объект эмпирического исследования.

- 2) Является исследование сплошным или выборочным.

- 3) Если оно является выборочным, то претендует ли оно на репрезентативность.

 

- 4) Исследователь обязан указать, сколько ступеней отбора применяется в выборке, какова единица отбора на каждой ступени и какой темп отбора применяется на каждой ступени.

- 5) Что является основой выборки (список, картотека, карта)?

- 6) Какова единица наблюдения на последней ступени выборки.

 

Типы отбора единиц исследования в выборку:

- Отдоступенчатый отбор (единицы наблюдения совпадают с единицами отбора) и многоступенчатый отбор при котором отбор единиц исследования (респондентов) предшествует отбор более крупный единиц отбора (городов, предприятий, школ, классов), т.е выборка осуществляется в несколько этапов.

- Производственная выборка (по месту учебы, работы) и территориальная (по месту жительства) выборка.

- Случайный отбор – отбор при котором каждая единица генеральной совокупности имеет равную вероятность попасть в выборочную совокупность.

Рандомизация – процедура отбора признаков для исследования, когда каждый признак или их комбинация имеет равные шансы на попадание в выборку (Т). При случайном отборе все элементы (респонденты) пофамильно заносят на карточки, карточки перемешивают и производят отбор (каждая карточка имеет равную возможность быть отобранной)

- Неслучайный отбор – отбор при котором единицы выборочной совокупности отобраны целенаправленно.

- Пропорциональная (квотная) строится на основе информации о ряде характеристик генеральной совокупности. В выборке воспроизводится структура генеральной совокупности в виде квот (пропорций) распределения изучаемых признаков;

- Стратифицированная, при которой генеральная совокупность разделена на частные совокупности (классы, слои), которые сами по себе должны быть однородными, а между собой разнообразны; это процедура выделения из генеральной совокупности групп (страт) и выборка индивидов из этих групп по определенным процедурам (Т);

- Серийная (гнездовая), при которой генеральная совокупность делится на серии единиц исследования (бригады, классы, группы), затем при помощи случайного отбора отбирается определенное число серий, а внутри серий проводят сплошной опрос.

При применении способа случайного отбора единиц, в социологических исследованиях может быть использована только бесповторная выборка, то есть каждый элемент генеральной совокупности может попасть в выборочную совокупность только один раз, поскольку после испытания он не возвращается обратно в генеральную совокупность. Так каждое опрашиваемое лицо заполняет социологическую анкету только один раз.

Объем выборки зависит от:

- степени однородности генеральной совокупности,

- от требуемой степени точности результата,

- от числа признаков выборки.

Типичные размеры выборок для общенациональных опросов колеблются в пределах 1000-2500 респондентов (в зависимости от числа анализируемых групп), для региональных опросов и опросов специальных популяций (молодежи, пенсионеров и т.п.) – от 200 до 500 (при анализе многочисленных подгрупп размер региональной выборки увеличивается обычно до 1000 респондентов).

Репрезентативность это свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значительные элементы генеральной совокупности.

Попробуем на характерном примере описать выборку. Возьмем исследование эффективности труда на малых предприятиях, существующих в системе крупных государственных предприятий. Такая форма организации труда в наше время стала широко распространенной.

В качестве эмпирического объекта принимаются рабочие и служащие, охваченные организацией труда в системе малых предприятий.

Исследование является выборочным, обеспечивающим репрезентативность; генеральной совокупностью являются все рабочие и служащие, охваченные организацией труда в системе малых предприятий.

Применяются три ступени отбора: на первую ступень выделяются малые предприятия, занятые в основном и вспомогательном производстве. Для исследования малых предприятий, занятых во вспомогательном производстве, в связи с их малочисленностью, применяется сплошной опрос. Малые предприятия, занятые в основном производстве, будут изучаться выборочно.

Вторая ступень отбора отбор малых предприятий, занятых в основном производстве. По показателям, характеризующим эффективность деятельности, малые предприятия разделяются на три группы: а) наиболее эффективные, б) средние, в) низкоэффективные. В зависимости от числа малых предприятий, попавших в каждую группу, по каждому списку делается случайный, непропорциональный отбор. Например, отбираются по три малых предприятия из каждой группы с помощью определенного “шага отбора”.

Третья ступень в отобранных малых предприятиях проводится сплошной опрос работающих.

Единицей наблюдения являются отдельные работники.

Следует подчеркнуть большое значение правильно проведенной выборки исследования. Если эта выборка проведена некорректно, то данное исследование не может считаться репрезентативным и достоверным, и его результатам нельзя доверять.


Методы сбора эмпирической информации

Важная часть методического раздела программы - обоснование методов сбора эмпирических данных.

При определении методов сбора информации исследователь должен принять во внимание ряд моментов:

1) оперативность и экономичность исследования не должны обеспечиваться в ущерб качеству данных;

2) ни один метод не является универсальным, но имеет свои четко очерченные познавательные возможности. Поэтому не существует вообще “хороших” или “плохих” методов, есть методы, адекватные или неадекватные поставленной исследователем задаче;

3) надежность метода обеспечивается не только его обоснованностью, но и соблюдением правил его применения.

В эмпирических исследованиях применяются многочисленные способы сбора первичной социальной информации, которые группируются в четыре основных метода: анализ документов, наблюдение, эксперимент, опрос.

Каждый из этих методов имеет свои преимущества и недостатки. Выбор метода сбора социальной информации зависит от цели, задач исследования, степени разработанности проблемы, программы, уровня профессионализма исследователя.

Существует три основных источника социальной информации:

документы – применяем метод анализа документов;

внешнее проявление социальных процессов (акты поведения, результаты жизнедеятельности людей) – применяем метод наблюдения или эксперимент;

сами люди, их вербальные проявления – применяем метод опроса.

Наиболее экономичным с точки зрения трудозатрат и финансов является анализ документов.

Анализ документов – это метод анализа любой информации, зафиксированной в рукописном или печатном тексте, теле-кино-фото материалах и звукозаписи.

Он имеет и ряд других преимуществ по сравнению с другими методами:

1) Анализ документов позволяет оперативно получить фактографические данные о предприятии в целом и его рабочих и служащих.

2) Эта информация носит объективный характер.

Но при этом нельзя забывать об ограничениях, связанных с качеством такой информации:

а) учетная и отчетная информация не всегда бывает достоверной и нуждается в контроле с помощью наблюдениями опросов;

б) часть этой информации устаревает;

в) цели создания документов чаще всего не совпадают с теми задачами, которые решает исследователь в своем исследовании, поэтому информация, содержащаяся в документах, должна перерабатываться, переосмысливаться им;

г) подавляющее большинство данных в ведомственной документации не содержит информации о

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...