Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этапы психологического исследования




Номер этапа

Наименование и содержание этапа

I

Подготовительный этап состоит из изучения научных данных по исследуемой проблеме, определения цели, задач, рабочей гипотезы и выбора методов исследования

II

Этап сбора фактических данных реализует конкретную
стратегию исследования и представляет собой ряд по­
следовательно включаемых звеньев экспериментальных
заданий

III

Этап количественной и качественной обработки данных
исследования
включает применение методов математиче­ской статистики для обработки эмпирических данных
и их качественный анализ__________________________

ГУ

Интерпретация результатов исследования и формулирова­ние выводов

Классификация методов исследования

Метод (от греч. methodos — путь исследования, теория, учение) — это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов и операций прак­тического или теоретического освоения действительности1.

Методы научного исследования — это приемы и средства, с помощью которых ученые получают объективные знания о мире, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Методами психологии называют основные приемы и средства познания психических феноменов и их законо­мерностей.

В психологии выделяют четыре группы методов2:

1. Организационные методы. Данная группа включает сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы, которые

1 Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л. Ф. Ильичева
и др. -М, 1983.-С. 364.

2 Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — М.,
1996. - С. 296-298.


2.

3.

4.


применяются на протяжении всего исследования и пред­ставляют различные организационно-исследовательские подходы.

Сравнительный метод предполагает сопоставление изу­чаемых объектов по различным признакам, показателям. Сравнительным методом, например, выявляются разли­чия в уровне развития учащихся, степень сформирован­ное™ ученических групп, особенности поведения уча­щихся до и после воспитательного воздействия. Лонгитюдный метод предусматривает многократные об­

следования одних и тех же лиц на протяжении длитель­ного времени. Это позволяет определить индивидуаль­ные личностные особенности учащихся, проследить динамику развития изучаемых свойств личности, на­пример свойств мышления во время обучения, внима­ния и т. д.

Комплексный метод исследования заключается в рас­смотрении объекта с позиций различных наук или с различных точек зрения. Исследования такого рода по­зволяют устанавливать связи и зависимости между яв­лениями разного типа, например между физиологиче­ским, психологическим и социальным параметрами развития личности.

Эмпирические методы. Это, прежде всего, наблюдение и эксперимент, а также психодиагностические методы (беседа, анкеты, тесты и др.), метод экспертных оценок, метод анализа процесса и продуктов деятельности, био­графический метод (рис. 1).

Методы обработки данных. К ним относятся количест­венный (статистический) и качественный (дифференци­ация материала по группам, его анализ) методы. Интерпретационные методы. В эту группу входят генети­ческий (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т. п.) и структурный (выявление связи между всеми характери­стиками личности) методы.


Эмпирические методы психологам

Основные

ВВспомогательные

Наблюдение Эксперимент

 

Психодиагностические методы (беседа, анкеты, тесты и др.) Метод экспертных оценок Метод анализа про­цесса и продуктов деятельности Биографический ____ метод_____
Включенное Невключенное Лабораторный Естественный

Системати­зированное   Несистемати­зированное   Констатирующий Формирующий

 

 

Рис. 1. Основные эмпирические методы психологии

Характеристика основных эмпирических методов психологии

Метод наблюдения

Наблюдение — один из основных эмпирических методов психологии, состоящий в преднамеренном, систематиче­ском и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в опреде­ленных условиях и поиска смысла этих явлений, который непосредственно не дан1.

Если житейское наблюдение ограничивается регистра­цией фактов и носит случайный, неорганизованный харак­тер, то наблюдение как научный метод является систематиче­ским и не ограничивается описанием внешних проявлений психического, а подразумевает переход к объяснению их природы (рис. 2).

Наблюдению доступны только экстериоризованные (внешние) проявления вербального и невербельного поведе­ния:

• пантомимика (осанка, походка, жестикуляции, позы и т. д.);

• мимика (выражение лица, его экспрессивность и т. д.);

речь (содержание, культура речи и т. д.).

1 Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошедско-го. -М., 1990.-С. 227.


Основание 2 — в зависимости от систематизированности единиц наблюдателя
 

Основание 1 — в зависимости от позиции наблюдателя

Наблюдение

Наблюдение

 

 

 

           
   
Включенное (исследователь является участником изучаемых явлений)   Невключенное (исследователь не является участником изучаемых явлений)   Систематизиро­ванное (единицы наблюдения четко определены и систематизированы; их выбор зависит от целей наблюдения)   Несистематизи­рованное (целостный характер наблюдения за изучаемым явлением без выделения отдельных единиц наблюдения
           

Рис. 2. Классификация видов наблюдения

Факторами, обусловливающими сложность познания внутреннего через наблюдение внешнего, являются:

• многозначность связей субъективной психической реаль­ности с ее внешним проявлением;

• многоуровневая, иерархическая структура психических
явлений;

• уникальный характер и неповторимость психических яв­лений '.

Описание явлений на основе наблюдения является науч­ным, если заключенное в нем психологическое понимание внутренней (субъективной) стороны наблюдаемого акта дает закономерное объяснение его внешнего проявления.

Традиционным способом фиксации данных является дневник наблюдений, который представляет собой специаль­ные записи наблюдателя, отражающие факты из жизни на­блюдаемого лица.

Требования к фиксации данных в дневнике наблюдения:

1. Адекватная передача смысла наблюдаемых явлений.

2. Точность и образно сть формулировок.

1 Турусов О. В. Практикум по экспериментальной психологии. — Сама-

ра, 1997. - С. 54.


3. Обязательное описание ситуации (фон, контекст), в ко­торой имело место наблюдаемое поведение.

Одной из разновидностей данного метода является само­наблюдение, принимающее форму словесного отчета в том, что видит, слышит, чувствует, переживает человек, к чему он стремится. Подобный словесный отчет фиксируется, как и любое внешнее, объективное выражение психических со­стояний человека.

Экспериментальный метод

Одним из основных способов научного познания психи­ческой реальности является экспериментальный метод.

Эксперимент — это метод сбора эмпирических данных в специально спланированных и управляемых условиях, в ко­торых экспериментатор воздействует на изучаемое явление и регистрирует изменения его состояния1 (рис. 3).

В отличие от наблюдения психологический эксперимент предполагает возможность активного вмешательства иссле­дователя в деятельность испытуемого. Если в наблюдении исследователь не в состоянии даже предвидеть изменения, то в эксперименте он сам создает условия, в которых психи­ческое явление может объективироваться.

Основание 1 — в зависимости от условий проведения эксперимента

Основание 2 — в зависимости

от позиции экспериментатора

в изучении психических

явлений

Эксперимент
 

Эксперимент

Лабораторный (проводится в условиях лаборатории)
Естественный (проводится в реальных жизненных условиях)
Формирующий (предусматривает целенаправленное воздействие экспериментатора на изучаемое психическое явление)

Констатирующий

(ограничивается

констатацией

изменений

изучаемых

психических

явлений)

Рис. 3. Классификация видов эксперимента

Дружи

1 Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. — СПб., 2000. —


 




Данные, получаемые в естественном эксперименте, больше соответствуют типичному жизненному поведению индивида, естественным проявлениям психики, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора воз­можности строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство. Результаты лабораторно­го эксперимента, напротив, выигрывают в точности, но зато уступают в степени соответствия реальности.

Беседа

Беседа — вспомогательный метод получения информа­ции на основе вербальной (словесной) коммуникации. Исследователь задает вопросы, а испытуемый на них отвеча­ет. По форме беседа может являть собой свободный или стандартизированный опрос.

Стандартизированный опрос — опрос, характеризую­щийся заранее определенными набором и порядком во­просов.

Свободный опрос по форме приближается к обычной бесе­де и носит естественный, неформальный характер. Он также ведется по определенному плану, и основные вопросы разра­батываются заранее, но в ходе опроса исследователь может задавать дополнительные вопросы, а также видоизменять формулировку запланированных вопросов. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко корректировать тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы.

Условия успешного проведения беседы:

• установка исследователя на доверительный контакт с ис­пытуемым при поддержании достаточного уровня дело­вых отношений;

• недопустимость внушения ответов и их подсказыва­ния;

• точная и четкая регистрация ответов испытуемого и ха­рактеристик его поведения.


Анкетирование

Анкетирование — это сбор фактов на основе письменного самоотчета испытуемого по специально составленной программе. Анкета представляет собой опросный лист с за­ранее составленной системой вопросов, каждый из которых логически связан с центральной гипотезой исследования. Процедура анкетирования предусматривает три этапа:

Этап 1. Определение содержания анкеты. Это может быть перечень вопросов о фактах жизнедеятельности, инте­ресах, мотивах, оценках, отношениях.

Этап 2. Выбор типа вопросов. Вопросы подразделяются на открытые, закрытые и полузакрытые. Открытые вопросы позво­ляют испытуемому строить свой ответ в соответствии со своими желаниями как по содержанию, так и по форме. Обработка от­ветов на открытые вопросы затруднена, но они позволяют обна­ружить совершенно неожиданные и непредполагаемые сужде­ния. Закрытые вопросы предусматривают выбор одного или не­скольких вариантов ответа, помещенных в анкете. Такого рода ответы легко обрабатываются количественно. Полузакрытые во­просы предполагают выбор одного или нескольких вариантов ответа из ряда предложенных, в то же время испытуемому дается возможность самостоятельно сформулировать ответ на вопрос.

Тип вопроса может влиять на полноту и искренность от­вета. Сами вопросы должны быть как можно более коротки­ми, ясными по смыслу, простыми, точными, однозначными и эмоционально окрашенными.

Этап 3. Определение числа и порядка задаваемых вопросов.

Метод тестирования

Тестирование — это сбор фактов о психической реально­сти с использованием стандартизированных инструмен­тов — тестов.

Тест — метод психологического измерения, состоящий из серии кратких заданий и направленный на диагностику инди­видуальной выраженности свойств и состояний личности1. 1 Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. — СПб., 2000. —

С. 309.


С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собою психологические особенности разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки. Варианты тестов: тест-опросник, тест-задание и проек­тивный тест.

Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отработанных и проверенных относительно их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить об уровне выраженности свойств личности.

Тесты типа тест-задание включают серию специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии (отсутствии) и уровне выраженности изучаемых свойств.

В проективных тестах заложен механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества человек склонен приписывать неструктурированному стимульному материалу теста, например чернильным пятнам. В разнообразных проявлениях человека, будь то творчество, интерпретация событий, высказывания и др., воплощается его личность, в том числе скрытые, неосознаваемые побуж­дения, стремления, переживания, конфликты. Тестовый ма­териал может толковаться разнообразными способами, где главным оказывается не его объективное содержание, а субъективный смысл, то отношение, которое он вызывает у человека. Следует помнить, что проективные тесты предъяв­ляют повышенные требования к уровню образования, ин­теллектуальной зрелости личности, а также требуют высоко­го профессионализма со стороны исследователя.

Метод экспертных оценок

Метод экспертных оценок заключается в проведении экс­пертами интуитивно-логического анализа проблемы с коли­чественно обоснованным суждением и формальной обра­боткой результатов.

Одним из наиболее важных моментов в использовании данного метода является выбор экспертов. Экспертами мо­гут быть лица, хорошо знающие испытуемых и изучаемую проблему: классный руководитель, преподаватели, тренер,


родители, друзья и т. д. Экспертная оценка выводится в виде количественной оценки выраженности изучаемых свойств. Исследователь обобщает и анализирует полученные от экс­пертов оценки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...