Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Самооценка как компонент самосознания: ее структура и проявления Методика исследования самооценки личности




Характеристика поведения личности в зави­симости от ее самооценки

Самооценка как компонент самосознания: ее структура и проявления

Сознание — это высшая форма развития и проявления психики человека. Сознание осуществляет мысленное по­строение действий, контроль и управление поведением че­ловека, определяет его способность отдавать себе отчет в том, что происходит в нем самом и окружающем мире. Содержательно сознание включает в себя совокупность зна­ний о мире и о себе самом. Последнее трактуется как самосо­знание. Самосознание — это осознанное отношение человека к самому себе, выражающееся в самооценивании данного отношения и регуляции на его основе действий и поведения.

При изучении феномена самосознания выделяют три основных аспекта (рис. 4):

1) взаимообусловленность сознания и самосознания;

2) механизмы самосознания;

3) функции самосознания.


Г

Оценка других людей

Взаимообусловленность сознания и самосознания

I

Самосознание

предшествует сознанию

(В. М. Бехтерев)

Самосознание — это этап в развитии

сознания (С. Л. Рубинштейн)

Самосознание развивается\

одновременно с сознанием

(И. М. Сеченов)

Самовосприятие

Самопредставление

1

Понятие о себе


Функции

Самопознание:

самоощущения
самонаблюдения
самоанализ________

Самосамооношение и самооценка:

самочувствие

самолюбие

скромность

гордость________________

 

 

общая самооценка

Саморегуляция:

самодисциплина

самоконтроль

I

самообладание

 

^ Саморегуляция краткосрочная   Саморегуляция стратегическая
    Самовоспитание!

 

 


себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе, «Я-концепция» подраз­деляется на идеальную «Я-концепцию», т. е. какой хочет стать личность в соответствии с ее идеалами, и реальную «Я-кон­цепцию», т. е. каким видит себя человек на данный момент.

На основе самопознания у человека вырабатывается определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выражается в самооценке. Самооценка — компонент самосознания, включающий наряду со знания­ми о себе оценку человеком самого себя, своих возможно­стей, способностей, нравственных качеств и места среди других людей. Объектом самооценки могут выступать лю­бые проявления психической сферы человека (процессы, состояния, свойства), совершаемые им поступки и выпол­няемые действия1.

Различают текущую и личностную самооценки.

Текущая самооценка — это оценка человеком своих дей­ствий и поступков. Такая самооценка является основой для саморегуляции человеком своей деятельности, своего поведения. Произведя самоконтроль своих действий, по­ступков, а затем установив их приемлемость и желаемость, степень успешности, человек совершает в соответствии с самооценкой коррекцию этих действий и поступков, т. е. осуществляет саморегуляцию своей деятельности и пове­дения.

Личностная самооценка — это отношение человека к сво­им способностям, возможностям, личным качествам, а так­же к внешнему облику. Личностная самооценка помогает определить уровень удовлетворенности самим собой исходя из количественной оценки этого уровня.

Самооценка может быть адекватной и неадекватной.

Адекватная самооценка позволяет человеку отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с т ребованиями окружающих. Таким об-

1 Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевско-го. - М., 1990. - С. 352.


разом, адекватная самооценка является необходимым усло­вием формирования личности.

Неадекватная самооценка свидетельствует о необъектив­ной оценке человеком самого себя, его мнение о себе расхо­дится с мнением о нем окружающих.

Различают неадекватную завышенную самооценку — пере­оценку себя субъектом и неадекватную заниженную само­оценку — недооценку себя субъектом (рис. 5).

неадекватная (завышенная) адекватная адекватная адекватная неадекватная (заниженная)

Самооценка высокая

Самооценка средняя Самооценка низкая

Рис. 5. Виды самооценки личности

 
 

Методика исследования самооценки личности

Методика С. А. Будасси позволяет проводить количест­венное исследование самооценки личности, т. е. ее изме­рение. В основе данной методики лежит способ ранжиро­вания.

Шаг 1. Инструкция

Вам предлагается список из 48 слов, обозначающих свойства личности, из которых Вам необходимо выбрать 20, в наибольшей степени характеризующих эталонную личность (назовем ее «мой идеал») в Вашем преставлении. Естественно, что в этом ряду могут найти место и негатив­ные качества.


Текст методики

33. Педантичность 34. Радушие 35. Развязность 36. Рассудительность 37. Самокритичность 38. Сдержанность 39. Справедливость 40. Сострадание 41. Стыдливость 42. Практичность 43. Трудолюбие 44. Трусость 45. Убежденность 46. Увлеченность 47. Черствость
  18. Медлительность 19. Мечтательность 20. Мнительность 21. Мстительность 22. Надежность 23. Настойчивость 24. Нежность 25. Нерешительность

ååå

1. Аккуратность 17. Легковерие

2. Беспечность

3. Вдумчивость

4. Восприимчивость

5. Вспыльчивость

6. Гордость

7. Грубость

8. Гуманность

9. Доброта

10. Жизнерадостность

27. Обаяние 28. Обидчивость 29. Осторожность 30. Отзывчивость 31. Подозрительность

 

11. Заботливость

12. Завистливость

13. Застенчивость

14. Злопамятность

15. Искренность

16. Капризность

32. Принципиальность 48. Эгоизм

Из двадцати отобранных свойств личности Вам необхо­димо построить эталонный ряд d, в протоколе исследования, где на первых позициях располагаются наиболее важные, с Вашей точки зрения, положительные свойства личности, а последними наименее желательные, отрицательные (20-й ранг — наиболее привлекательное качество, 19-й — менее и т. д. вплоть до 1-го ранга). Следите, чтобы ни одна оцен­ка-ранг не повторялась дважды.

Протокол исследования

 

Номер ранга эталона dx Свойства личности п Номер ранга субъекта d2 Разность рангов d Квадрат разности рангов (?
         
  п = 20     Zd2

Из отобранных Вами ранее свойств личности построй­те субъективный ряд d2, в котором расположите данные свойства по мере убывания их выраженности у Вас лично (20-й ранг — качество, присущее Вам в наибольшей степе­ни, 19-й — качество, характерное для Вас несколько мень­ше, чем первое, и т. д.). Результат занесите в протокол ис­следования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...