Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности спроса на факторы производства




В отличие от спроса на обычные потребительские товары индивидуального назначения, т.е. продукты конечного потребления, спрос на факторы производства имеет свою специфику. Особенностью, специфической чертой спроса на любые факторы производства является то, что он имеет производный, вторичный характер по сравнению со спросом на конечные потребительские блага. Производный характер спроса на факторы производства объясняется тем, что потребность в них возникает лишь в том случае, если с их помощью могут быть произведены пользующиеся спросом конечные потребительские блага, т.е. товары или услуги обычного потребительского назначения. Спрос на любой фактор производства может возрастать или снижаться в зависимости от того, возрастает или снижается спрос на потребительские товары, изготовленные с помощью данного фактора производства. Спрос на факторы производства предъявляют лишь предприниматели, т. е. та часть общества, которая способна организовать и осуществить выпуск продуктов и услуг, необходимых для конечного потребления. Спрос на факторы производства – это взаимозависимый процесс, где объем каждого привлекаемого в производство ресурса зависит от уровня цен не только на каждый из них, но и на все остальные сопряженные с ними ресурсы и факторы.

Эластичность спроса отражает зависимость объема спроса от других, ценовых и прочих факторов.

Способность одной переменной экономической величины (объема спроса) реагировать на изменение другой величины обычно начинают осуждать на примере эластичности спроса, который зависит от цены. Зависимость объема спроса от уровня рыночной цены принято считать в качестве универсального показателя. Эластичность спроса по цене (Еd/p) показывает, насколько изменилась величина спроса при изменении цены на 1%. Эластичность спроса по цене отражает реакцию покупателя на изменение цены.

На эластичность спроса влияют:

- наличие товаров – субститутов (заменителей);

- размер дохода потребителя, качество товара;

- удельный вес товара в бюджете потребителя и т.д.

На практике выбор оптимальной комбинации факторов производства осуществляется путем планомерной замены одних факторов производства другими, технического перевооружения, обновления, расширения и реконструкции действующих и строительства новых предприятий. При этом надо как можно чаще, каждые 4-5 лет, менять технологическое оснощение в соответствии с требованиями научно-технического прогресса и диверсификацией производства. На уровень и динамику эффективности использования основных факторов производства влияют многочисленные факторы. Однако в перерабатывающей промышленности к наиболее важным и определяющим относятся такие факторы, как сырьевой, научно-технической прогресс, формы организации производства, размещение, организационно-экономический механизм функционирования предприятий отрасли. В условиях рынка при наличии стабильного спроса на продукцию отрасли и сырьевых ресурсов на их производство пути поиска оптимальной комбинации факторов производства определяются необходимостью реализации резервов наиболее полной загрузки оборудования.

 

44) Предпринимательские способности (предпринимательство) можно определить как экономический ресурс, в состав которого следует включать предпринимателей, предпринимательскую инфраструктуру, а также предпринимательскую этику и культуру. В свою очередь, к предпринимателям относятся прежде всего владельцы компаний, менеджеры, не являющиеся их собственниками, а также организаторы бизнеса, сочетающие в одном лице владельцев и управляющих. Можно утверждать, что предпринимательские способности как ресурс более эффективно реализуются в условиях максимально либеральной экономической системы, не обремененной чрезмерной государственной бюрократией, имеющей также устоявшиеся предпринимательские традиции и соответствующее законодательное оформление. При этом очевидно, что залогом успешного использования предпринимательских способностей являются прежде всего сами предприниматели, их квалификация и уровень образования, способность брать на себя ответственность и инициативу, умение ориентироваться в высококонкурентной среде, а также их чувство социальной ответственности.

Предпринимательский доход – прибыль, которая остается предпринимателю после уплаты всех налогов и сборов. Предпринимательский доход - часть прибыли от предпринимательской деятельности, которую получают сами предприниматели. В настоящее время основными формами предпринимательского дохода являются дивиденды, учредительская прибыль, плата за участие в роботе руководящих органов крупных акционерных компаний. Прежде чем предприниматель присвоит предпринимательский доход, он должен уплатить налоги в бюджет и пенсионный фонд, вернуть кредиты и проценты по ним, отчислить часть прибыли на выплату дивидендов акционерам и др.

45) Предприятия (фирмы) – это экономическая единица, которая использует эти факторы производства для воспроизводства продуктов с целью продажи стремящиеся к максимализации прибыли и самостоятельно принимать решения.

Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятие предоставляет рабочие места, выплачивает заработную плату. Путем выплаты налогов оно участвует в реализации государственных программ, развитии экономики страны. Это означает, что в условиях рыночных отношений предприятие есть самоорганизующийся и самовоспроизводящийся социально-производственный организм, автономный центр производственных, хозяйственных и социальных решений. Предприятие имеет собственное название, фирменный знак (марку), самостоятельный баланс, расчетный счет в банке. Оно несет имущественную ответственность по своим обязательствам, т.е. является юридическим лицом. Часто в хозяйственной практике используется понятие "фирма". Как правило, фирма представляет собой объединение однородных или смешанных предприятий. Каждое предприятие в условиях рынка стремится производить те товары и услуги, которые дают наибольшую прибыль. В то же время в условиях рынка нет гарантии, что предприятие ее получит. Все это зависит от многих обстоятельств: правильного определения неудовлетворенных желаний покупателей и ориентации предприятия на их производство, уровня издержек производства, которые должны быть меньше, чем доходы, полученные от продажи своей продукции.

Предприятия можно классифицировать по различным количественным и качественным параметрам. Основными количественными параметрами выступают численность работников и годовой оборот капитала.

В соответствии с критерием численности занятых выделяют:

- малые предприятия, или малый бизнес (до 100 человек);

- средние предприятия, или средний бизнес (до 500 человек);

- крупные предприятия, или крупный бизнес (свыше 500 человек).

Среди качественных параметров классификации предприятий можно назвать следующие:

- тип собственности (частные или государственные);

- характер и содержание деятельности;

- ассортимент выпускаемой продукции;

- способы и методы ведения конкурентной борьбы;

- способ вхождения в различные союзы и объединения;

- организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

Одной из самых значительных характеристик организации является зависимость от внешней и внутренней среды. Ни одна организация не может функционировать изолированно, вне зависимости от внешних ориентиров. Они во многом зависимы от внешней среды. Это условия и факторы, возникающие в окружающей среде независимо от деятельности организации, так или иначе воздействующие на нее.

Различают факторы внешней и внутренней среды.

ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ - это условия и факторы, возникающие независимо от ее (организации) деятельности и оказывающие существенное воздействие на нее. Кроме того, они способствуют функционированию, выживанию и эффективности ее работы.

Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.

ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ - это среда, которая определяет технические и организационные условия работы организации и является результатом управленческих решений. Организация анализирует внутреннюю среду с целью выявления слабых и сильных сторон ее деятельности. Это необходимо потому, что организация не может воспользоваться внешними возможностями без наличия определенного внутреннего потенциала. При этом ей необходимо знать свои слабые места, которые могут усугубить внешнюю угрозу и опасность. Внутренняя среда организаций включает в себя следующие основные элементы: Производство, персонал, организация управления, маркетинг, культура и имидж предприятия.

Таким образом, внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Ресурсы внешней среды небезграничны.

46) Диверсификация производства - одновременное развитие многих не связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых изделий в рамках одного предприятия, концерна и т.п. Диверсификация применяется с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды и предотвращения банкротства. Диверсификация — это своего рода расширение ассортимента, внешнее изменение вида продукции, производимой предприятием или фирмой, это освоение новых видов производств для повышения эффективности производства.

Концентрация производства - сосредоточение производства одного или нескольких родственных видов продукции на весьма крупных предприятиях, в пределах небольшого региона. Концентрация капитала и производства — закон капитализма. При капитализме условием К. п. является концентрация капитала. Капиталист может расширять предприятие лишь по мере того, как в его руках скапливается всё больший капитал. К. п. усиливает концентрацию и централизацию капитала. Крупные предприятия имеют преимущества перед мелкими как в сфере производства, так и в сфере обращения, поэтому у их владельцев норма прибыли всегда выше, чем у мелких предпринимателей, и они обладают большей конкурентоспособностью.

Централизация производства - увеличение масштабов производства на основе объективного процесса развития производительных сил. Основанное на концентрации капитала и образовании финансового капитала объединение ряда производств в одно крупное; увеличение масштабов производства на основе объективного процесса развития производительных сил и на базе машинной техники.

47) Открытие предприятий

Создание предприятий базируется на определенных законодательством принципах (независимо от форм собственности) и проходит несколько этапов:

- возникновение идеи о создании нового предприятия, определение предмета и цели его деятельности;

- определение организационно-правовой формы;

- определение возможностей использования новых технологий, техники и связи;

- изучение рынка, объема спроса и т.д.

- подбор соучредителей (если необходимо);

- определение финансовых возможностей, источников и финансовое обоснование;

- проведение оргмероприятий по созданию предприятий в зависимости от форм собственности – разработка учредительных документов предприятия (Устава предприятия и договора о создании) с указанием его организационно-правовой формы. Наряду с этим оформляется протокол №1 собрания участников создаваемого предприятия о назначении директора и председателя ревизионной комиссии;

- государственная регистрация в органах государственной регистрации, изготовление печати, штампов, постановка на учет в государственной налоговой службе и др.

Для государственной регистрации в соответствующий орган представляются следующие документы:

- заявление учредителя (или учредителей) о регистрации;

- устав предприятия;

- решение о создании предприятия (или постановление собрания учредителей);

- свидетельство об уплате государственной пошлины за регистрацию.

Когда регистрация завершена и получено свидетельство о регистрации, все сведения о новом предприятии передаются в Министерство финансов РФ для включения в Государственный реестр предприятий. Здесь предприятию присваиваются коды общероссийского классификатора предприятий и организаций, после чего предприятие готово открыть расчетный счет в банке и начинать работу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...