Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специфика налогообложения туристских предприятий.




 

Как уже отмечалось ранее, недостаточная поддерж­ка туризма на государственном уровне отразилась на их жестком налогообложении, наряду с другими предпри­ятиями.

Принятый 27 декабря 1991 года Закон РФ "Об осно­вах налоговой системы в Российской Федерации", а так­же последующие изменения и дополнения налогового законодательства определили структуру налогообложе­ния и туристских предприятий.

Специалисты Ассоциации "Налоги России" подсчи­тали, что каждое предприятие в настоящее время явля­ется плательщиком 62 налогов, обязательных платежей и сборов. В ряде случаев для многих видов налогов расхо­ды по их обслуживанию намного превышают сборы по ним. В среднем, на налоги уходит около 64 % дохода предприятия. В то же время мировая практика показыва­ет, что уровень налогового изъятия в 45 % от дохода яв­ляется той границей, за которой под угрозой оказывает­ся даже простое воспроизводство.

До сих пор не утвержден Налоговый кодекс России, в проекте которого было предусмотрено значительное уменьшение числа налогов, снижение налогового пресса, упрощение взаимоотношений налогоплательщика с бюджетом, перенос центра тяжести с "условно-переменных" налогов (прибыль, НДС и т.д.) - "на условно-постоянные", т.е. имущество, земля, пользование при­родными ресурсами и др.

В настоящее время туристские предприятия явля­ются потенциальными плательщиками следующих основ­ных налогов:

· на прибыль от основной деятельности;

· на прибыль предприятий с иностранными инвестиция­ми;

· на прибыль от посреднической деятельности;

· дополнительные платежи по налогу на прибыль (от прочих видов предпринимательской деятельности);

· на прибыль от видеосалонов, игорного бизнеса;

· на прибыль от киноконцертной деятельности;

· на имущество;

· налог на добавленную стоимость (НДС);

· налоги и платежи в дорожные фонды (налог на поль­зователей автодорог, налог с владельцев автотранс­порта, налог на приобретение автотранспорта);

· налог на землю;

· налог на загрязнение окружающей среды;

· обязательные платежи (пенсионный фонд, фонд соци­ального страхования, фонд медицинского страхования, фонд занятости);

· транспортный налог;

· сбор на нужды образования;

· налог на содержание жилищного фонда и социальной сферы;

· налог на операции с ценными бумагами;

· сбор на содержание милиции;

· сбор на рекламу;

· гостиничный сбор;

· сборы за получение лицензий, сертификата, знака со­ответствия, регистрационные сборы и пошлины;

· сбор на благоустройство;

· сбор на строительство объектов в курортной зоне;

· сбор за право торговли подакцизными товарами;

· сбор за право проката фильмов и др.

Естественно, не каждое туристское предприятие оп­лачивает все вышеперечисленные налоги, сборы и пла­тежи, но все они являются плательщиками самых "тяжелых" налогов: на прибыль, имущество, дорожные фонды и т.д.

В России 70-80 % туристских фирм, зарегистриро­ванных в различных организационно-правовых формах, формально имеют статус малого предприятия, однако ни одно из них не имеет соответствующих льгот, которыми наделены малые предприятия, так как туризм пока не от­носится к приоритетным видам деятельности.

По сравнению с другими предприятиями, туристские фирмы имеют некоторые льготы по налогам, однако удельный вес их незначителен в общем объеме налоговых изъятий.

В соответствии со статьей 1 Закона РФ "О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России" от 22 декабря 1992 года - "учреждения культуры, физи­ческой культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности и спортивные соору­жения..." - освобождены от уплаты налога на землю.

К сожалению, эта льгота касается только узкого числа туристских учреждений (туристско-экскурсионные бюро, туристские агентства, бюро по реализации турист­ских услуг и др.) и не распространяется на туристские предприятия (автотранспортные, ремонтно-строительные и т.д.).

Более существенная льгота была принята 22 мая 1992 года в Законе РФ "О внесении изменений и допол­нений в закон РСФСР "О налоге на добавленную стои­мость". Здесь в статье 5, в перечне товаров, работ и ус­луг, освобождаемых от НДС, включены туристско-экскурсионные путевки. Данная льгота(с некоторыми ус­ловиями) внесена и в Инструкцию ГНС РФ от 11 октября 1995 года N 39 "О порядке начисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (пункт 12 "у") в расширенной трактовке.

И наконец, третья и последняя незначительная льго­та на федеральном уровне - на рекламу (о чем уже упо­миналось в главе 15). Эта льгота введена в порядке из­менения и дополнения письма Минфина РФ от 6 октября 1992 г. N 94 "Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и перепод­готовку кадров в части отнесения этих расходов на себе­стоимость продукции, (работ, услуг) и порядок их приме­нения". В соответствии с этим с 1 января 1994 года "организации, осуществляющие свою деятельность в сфере предоставления туристских услуг, увеличивают исчисленную предельную сумму расходов на рекламу в три раза".

В ряде субъектов Федерации и некоторых регионах установлены незначительные льготы туристским пред­приятиям за счет снижения местных налогов. И наобо­рот, в ряде городов и регионов введены новые местные налоги, касающиеся только туристских предприятий. Так, в соответствии с Законом города Москвы от 23 ноября 1994 г. N 20-91 для всех туристских предприятий, реали­зующих услуги проживания (гостиницы, мотели, кемпинги, гостевые дома), введен гостиничный сбор в размере 1 % от объема реализации гостиничных услуг.

В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 11 января 1994 года N 22 установлен также гостиничный сбор для физических лиц (иностранцев), пользующихся услугами проживания в гостиницах и дру­гих местах размещения в Москве, в размере 1 $ за сутки.

В остальном, порядок взаимоотношения туристских предприятий с бюджетом и фондами в части уплаты на­логов, обязательных платежей и сборов - аналогичен другим предприятиям.

Некоторые туристские фирмы для облегчения нало­гового бремени пользуются офшорными зонами за ру­бежом: Кипр, Мальта, Сингапур, Лихтенштейн, Ирландия и др., а также в зонах экономического благоприятствова­ния России: Ингушетия, Калмыкия, Калининградская об­ласть и др.

Для удобства работы бухгалтера рекомендуется воспользоваться в рамках прикладной программы "Бухгалтерский учет" специальной программой "Календарь налогоплательщика", где имеется:

· перечень всех налогов, платежей и сборов, которые оплачивает фирма;

· получатель налога (федеральный бюджет, местный бюджет, фонды и др.).

· ставка налога (платежа, сбора);

· объект обложения налогом;

· сроки уплаты;

· корреспондирующие счета и др.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...