Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Шаг 2. Обработка и анализ результатов




После завершения работы экспериментатор зачитывает слова и их номера в задании (см. тестовый материал), а испы­туемый сверяет свои записи и проставляет номера воспроиз-исденных в тетради слов.

Для дальнейшего анализа результатов необходимо по­строить график, иллюстрирующий динамику воспроизведе­ния слов. Пример графика представлен на рис. 13.

Помер задания 10

       
  П а.Й; ■ \ОТШ OTNY а
  .1 i;K>a n RHHt • ас
  'ЕР   Н
  + + ftCi+ + + + +
  + + + + +
  + + + + + ч - + +

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11... 16 17.... 28 29 30

 

Номер слова в задании Рис. 13. Динамика воспроизведения слов


Анадиз результатов осуществляется с учетом следующих ключевых позиций:

• «краевой эффект» памяти, выражающийся в том, что на­
чальные и конечные слова списка запоминаются лучше,
чем средние;

• больЩая выраженность конечного подъема по сравне­
нию с начальным, что связано с проявлением кратковре­
менной памяти;

• пик з вает

запоминания приходится на 16-й номер, что указы- успешное запоминание эмоционально значимой

информации.

Рекомендации по эффективному запоминанию материала

Дозируйте материал по объему. Постарайтесь иллюстри­ровать запоминаемый материал примерами, а также уста­навливать взаимосвязи между отдельными блоками ин­формации.

2.

Рационально распределяйте процесс запоминания мате­риала во времени.

Пытайтесь воспроизводить запоминаемый материал без подсказок.

4.
5.

Используйте методы ассоциаций, аналогий в процессе запоминания и воспроизведения материала. Используйте мнемотехнические приемы связывания за­поминаемого материала с ранее усвоенной моделью, рифмой, схемой, образом и др.

6. Пытайтесь систематизировать и классифицировать запо­
минаемый материал, составляя план для него с разбивкой
на составные части с заглавиями и подзаголовками.

7. Легче запоминается материал, предъявляемый в привыч­
ных формулировках и описываемый хорошо усвоенными
понятиями.


8. Эмоционально насыщенный материал запоминается лег­че и лучше, чем эмоционально нейтральный.

Вопросы

/. Что такое «память» и какие ее виды, процессы и свойства Вы знаете?

2. Какую роль играет память в поведении и развитии лично­
сти?

3. Каким образом можно измерить особенности памяти?

4. Можно ли влиять на формирование и развитие памяти?
Если да, то какими способами?

Рекомендуемая литература

Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических про­цессов. — М., 1998.

Грановская Р. М. Элементы практической психологии. — Л., 1988.

Исследования памяти / Под ред. Н. Н. Корж. — М., 1989.

Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. 15. Д. Шадрикова. — М., 1990.

Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — М., 1979.

 

 


 




Тема 10

Мышление. Исследование особенностей мышления

Цели

Занятия: 1. Формирование знаний и умений по изуче­нию процессов познавательной сферы личности. 2. Исследование особенностей мышления.

Мышление: основные понятия и положения

Методики исследования особенностей

Мышления

Рекомендации по активизации мышления

Мышление: основные понятия и положения

ственн

Мышление возникает и развивается одновременно с практической деятельностью человека на основе непосред-ного чувственного познания.

Мышление •ажения су объективного Процесс

— это психический познавательный процесс отражения сущности и отношений предметов и явлений i мира.

мышления включает ряд операций, с помощью которых осуществляется решение проблем, стоящих перед человеком. Это:


 

сравнение — мыслительная операция, основанная на уста­
новлении сходства и различия между объектами;

систематизация, или классификация, — мыслительная
операция распределения предметов или явлений по груп­
пам и подгруппам в зависимости от сходства и различия
друг с другом;

абстрагирование — мыслительная операция отвлече­
ния от несущественных в данный момент свойств
предметов и явлений с целью сосредоточения на глав­
ном;

конкретизация — мыслительная операция сосредоточе­
ния на частных аспектах предметов и явлений.

Процесс решения человеком проблемной ситуации по­средством мыслительной деятельности можно представить в виде схемы (рис. 14).

операции

Мыслительные Формы

реализации

Результат

Позношгельный процесс

Анализ

Суждения

Продукты мышления
Понятия
Синтез
Мышление

Проблемная ситуация

Сравнение

Умозаключения

Обобщение

Рис. 14. Схема решения проблемной ситуации посредством мышления


 



 

анализ
на
синтез

- мыслительная операция расчленения объекта l Доставляющие части;

I — мыслительная операция, предполагающая сое­динение частей предмета или явления, сочетание их принципов и свойств;

обобщение — мыслительная операция соединения пред­метов и явлений по их общим и существенным призна­кам;


К формам мышления относятся:.*,

понятие — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выра­женные словом или группой слов;

суждение — форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо;


Особенности мышления

ючение — форма мышления, при которой на осно-ольких суждений делается определенный вывод, ют индуктивное, дедуктивное умозаключение и почение по аналогии.

умоза ве нес Выде; умоза Выде;

Аналитичность — способность анализировать, сравнивать и находить суще­ственное, то есть оперировать информацией

Рефлексивность всесторонняя оценка и выбор адекватного из множества существующих вариантов

Критичность — способность объективно оценивать явления и процессы окружающей действительности, а также себя и других людей

Самостоя­тельность — способность самостоятельно использовать общественно-исторический опыт, стремление к независимости

Гибкость — способность нестереотипно, нешаблонно мыслить

ют следующие виды мышления (рис. 15):

 
 

По форме

Наглядно-действенное мышление — элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы

 

 

Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями

 

По характе решаемы задач

Теоретическое мышление направлено на решение теорети­ческих задач, опосредованно связанных с практикой Практическое мышление направлено на решение теоретических задач, возникающих в ходе практической

деятельности

 

По степе

Аналитическое мышление совершается путем логических умозаключений, приводящих к пониманию основного принципа, закономерности

 

развернуто

Интуитивное мышление осуществляется как непосредст­венное «схватывание» ситуации, «усмотрение» решения без осознания путей и условий его получения

 

По степей! новизны i оригиналь ности Рис. 15. К

Репродуктивное, или шаблонное, мышление — это воспро­изводящее мышление

 

Продуктивное, или творческое, мышление — это вид мыш­ления, вырабатывающий новую стратегию, ориги­нальный путь решения проблемы

ассификация видов мышления по различным основаниям

Выдел

ют следующие особенности мыслительной дея-

[ill

тельностщ обеспечивающие ее продуктивность (рис. 16).


 


Рис. 16. Особенности мыслительной деятельности

 

Методики исследования особенностей мышления

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...