Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика 1. Исследование рефлексивности мышления




 

Группа разделяется на пары по принципу: испытуемый и экспериментатор; впоследствии участники исследования меняются ролями. Испытуемому предлагается тестовый ма­териал с анаграммами; экспериментатор фиксирует время выполнения каждой анаграммы в протоколе исследования.

Шаг 1. Инструкция

 

Вам предлагаются для решения анаграммы, т. е. слова, полученные путем перестановки входящих в них букв. Необходимо работать быстро, поскольку время решения каждой анаграммы фиксируется.

 

Протокол исследования

 

Номер анаграммы Время Самоотчет испытуемого о решении анаграмм
     
     
     
     

. Заказ № 5577.


 

9. ЛФЖАКО 10. РГПУАП
     
Номер анаграмм ь   Время Самоотчет испытуемого о решении анаграмм
       
         
         
       
         
         
         
         
         
         
       
Тесто i,J 2.F 3. > Е А Г >ш материал КО 6. ЕРАВШН П.ОКАМДНРИ ЯИ 7. РКДЕТИ 12. ЛГНИЗОМЕ [КС 8.АШНРРИ 13. РБКАДОЛЕ
4. ГИАР 5. ТИГО

14. ЛКБУИНАК 15.ТОРКТЫАК

После окончания исследования экспериментатор просит испытуемого объяснить, каким образом он решал анаграммы, обнаружил ли он последовательности расположения букв и ка­кие именно. Отчет испытуемого фиксируется в протоколе.

Шаг 2. Обработка и анализ результатов

В ходе обработки результатов необходимо получить пока­затель уровня выраженности рефлексивности мышления, показатель времени решения задач и ранговый показатель сложности решения анаграммы.

Для получения показателя уровня выраженности рефлек­сивности мышления за каждую правильно решенную задачу


ставится 1 балл и по одному баллу прибавляют за те задачи, которые были решены по обнаруженной испытуемым по­следовательности перестановки букв анаграммы (см. ключ к решению анаграммы). Показатель уровня выраженности рефлексивности мышления определяется путем деления на­бранных испытуемым баллов на их максимальное количест­во, в данном случае оно равно 29.

Ключ

 

Номер анаграммы Порядок перестановки букв
1-5  
6-10  
11-15  

 

Уровни выраженности рефлексивности мышления
0-0,3 Низкий
0,31-0,7 Средний
0,71-1,0 Высокий

Показатель времени представляет собой среднее арифме­тическое время, затраченное на решение анаграмм.

Показатель ранга соответствует номеру самой сложной из решенных анаграмм.

При анализе результатов, в первую очередь, важно опре­делить стратегию решения испытуемым анаграмм, выяс­нить, как протекал у него мыслительный процесс.

Стратегия решения может быть:

хаотической, при которой поиск решения отличается
бессистемностью и сопровождается выдвижением значи­
тельного количества замыслов, логически не связанных
между собой; создаваемые при этом гипотезы не подвер­
гаются окончательной проверке;

формально-алгоритмической, для которой характерен по­
следовательный перебор возможных вариантов решения


с отдель 1ыми возвратами к ранее рассматривавшимся; при 3tov доминирует репродуктивное движение в содер­жательном плане, а регулирование в смысловом аспек-* те — явн) недостаточно;

содержапелъно-адаптивной, представляющей собой ло­
гически связанное движение по семантически значимым
признак; м; преобладающим является движение мысли в
уровнях, образующих смысловую сферу, а именно — лич­
ностном и рефлексивном;

свернутой, для которой характерна сокращенность оце­
ночных действий и слитность их с поисковыми, что по­
зволяет i овольно быстро находить верное решение.

Рефлексивность мышления позволяет в ходе решения задач выработать i гаиболее эффективную стратегию и ускорить мыс­лительную х еятельность. В предложенной методике рефлек­сивность Нр)является в изменении стратегии решения в ходе выполнения задания, которое обнаруживается при анализе влияния пре цыдущего решения анаграммы на последующие.

Стоит о£ ратить внимание на роль мыслительной деятель­ности в обу*ении. Высокий уровень развития особенностей мышления, например рефлексивности, входящих в структуру обучаемое™, обеспечивает легкость и быстроту анализа и обобщения физнаков, существенных для решения проблемы. Рефлексивн)сть выполняет функцию контроля и оценки чело­веком собст 1енных мыслительных действий, дает возможность обнаружива ъ и учитывать свои ошибки, оценивать правиль­ность поисков новых путей решения задачи. В данном иссле­довании о высоком уровне выраженности рефлексивности мышления с видетельствует показатель ранга не ниже 12—13.

Методика 2. Исследование аналити1 ности мышления

Группа р деляются вии учаетт му выдаете
рели

зделяется на пары, в каждой из которых распре-испытуемого и экспериментатора; впоследст-си исследования меняются ролями. Испытуемо-бланк с 15 рядами чисел, проставленными в


определенной последовательности. Экспериментатор фик­сирует время выполнения задания испытуемым.

Шаг 1. Инструкция

В тестовых бланках, на которых представлены ряды цифр, попытайтесь определить, по какой закономерности составлен каждый из 15 предлагаемых рядов чисел. В соот­ветствии с этой закономерностью требуется продолжить каждый ряд, дописав в нем еще два числа. На работу отво­дится 7 мин. Не следует задерживаться долго на одном ряду; если не можете правильно определить закономерность, пе­реходите к следующему ряду. Продолжать ряд необходимо от последнего числа, имеющегося в данном ряду.

Тестовый бланк

 

Числовые ряды
                 
                 
                 
                 
                 
                 
            Уг А  
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

По истечении 7 мин дается команда «Стоп!».


ILIai [Z. Обработка и анализ результатов

В щ цессе обработки результатов с помощью ключа под­считав; тся количество правильно решенных испытуемым рядов ч;ел. Если испытуемый записал в каком-то ряду только одно 4V по, хотя оно и правильное, ряд не засчитывается.

Клн

Продолже­ние число- вого ряда
Номе ЧИСЛОВ(ЦЭ ряд а
Продолже­ние число- вого ряда
Номер число вого ряда
Номер числового ряда
и

11; з

 

16; 18

 
27; 30

Продолже­ние число- вого ряда

279;282

64; 81
 
384; 768
6; 4
 
17; 20

30; 23

4; 2
76; 78
 
 

15; 12

30; 33

 
Уро деляет! Есл] женнос личный

нь выраженности аналитичности мышления опре-по количеству правильно решенных рядов чисел, испытуемый решил 14— 15 рядов, то его уровень выра-i аналитичности мышления очень высокий, или от-если 11—13 — высокий, или хороший; если 8—10 — средни* или удовлетворительный; если 6—7 — низкий, или неудош творительный; если 5 и менее — очень низкий.

Ана ления, собнос числам собнос но-
для yen Ана сте, ее (емые в можно мость

личность является важной характеристикой мыш-|роявляющейся в индуктивности мышления и спо-и оперировать объектами, в данном исследовании — [ Она представляет собой главный компонент спо-н теоретизировать информацию, находить причин­ные связи между предметами и явлениями, со-ставляеЦоснову общих способностей человека и необходима иного овладения разными видами деятельности, этичность активно развивается в юношеском возра-)рмированию способствуют такие предметы, изуча-в |рах, как логика, высшая математика и др. Поэтому о ропоставить результаты тестирования с успевае-о соответствующим предметам.

 

ю п<


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...