Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ОМОНИМЫ. Любопытный суслик




ОМОНИМЫ

Одинаково нас пишут. Одинаково нас слышат. (Я. Козловский) Говорит попугай попугаю...

Говорит попугай попугаю: - Я тебя, попугай, попугаю!



Блок 9


Попугаю в ответ попугай:

— Попугай! Попугай! Попугай!

(В. Бахревский)

1. Составьте предложения, в которых бы данные слова обозначали
абсолютно различные предметы, действия, качества.

Нестись   Сыпь      Пол        Среда

Топить      Рой        Лом        Тройка

Течь         Полей     Дробь     Клуб

Печь         Три        Печать     Правый

2. Спишите. Поставьте ударения в выделенных словах, объедините
их значение.

Поля покрылись снежной пеленой. За работой Поля всегда пела. Замок был сломан и не открывался. На острове стоял старинный разрушенный замок.

На горе росли карликовые березки. Семью Никитиных постигло горе. Ворота были закрыты на засов. У ворота рубашки оторвана пуго­вица.

3. Спишите. В выделенных словах поставьте ударения. Объясните
значение этих слов.

1) Ребенок стал засыпать. Отец пошел засыпать овса лошади. 2) Высоко в небе парит орел. Что-то парит, будет гроза. 3) Путники вошли в село, когда солнце уже село. 4) Мама закончила все дела, но никак не могла вспомнить, куда она дела очки. 5) Лодка причалила к берегу. Я очень берегу подаренную мне книгу.

4. Объясните разницу в значениях выделенных слов.


водопроводный кран коровий язык две головки лука глубокая норка острая коса стальное перо


подъемный кран русский язык стреляют из лука шуба из норки длинная коса гусиное перо


5. Объясните, чем отличается:

загородный парк от трамвайного?


Омонимы_______________________________________ 207

кисть руки от виноградной кисти? голубиное перо от стального? коса девочки от песчаной косы?

6. Прочитайте стихотворения. Объясните значение выделенных
слов. Сравните прямое и переносное значения слов.

Молоко покрыла пеночка, Варится в котле овсянка. За окном щебечет пеночка, Подпевает ей овсянка.

(Я. Козловский)

Шьет иглой портниха строчку, Взял коньки точильщик в точку. Я заканчиваю строчку, Ставлю маленькую точку.

(Я. Козловский)

Шел я с сумкой за плечом, Вижу - бьет в овраге ключ. Наклонившись над ключом, Уронил я в воду ключ. Шарю я в ключе по дну, Над водою спину гну. Если ключ я не найду Как домой я попаду?

(В. Лифшиц) Выпишите предложения в два столбика.

7. Прослушайте стихотворения. Какие омонимы в них использованы?

Быки

Что за шутки? Говорят, На быках Мосты стоят! Вот он мост, Под ним река -Ни единого быка!...



Блок 9

Не пойму я ничего -Утонули что ли? Или все до одного Убежали в поле От нелегкого труда? Ну, а мост На чем тогда?

(А. Шибаев)

•                                         Лук

Меня послали в огород

За луковым пером.

Смотрю, на грядках лук растет,
'                            А перьев нет кругом.

Они на курьезах растут,

Я точно знаю это.

Какая-то ошибка тут -

У лука перьев нету.

(Г. Новицкая)

Любопытный суслик

Суслик выскочил из норки И спросил у рыжей Норки:

- Где вы были?

- У Лисички!

- Что вы ели там?

- Лисички.

(Я. Козловский)

Смотрит зайка косой, Как девочка с косой За речкою косой Травы косит косой.

(М. Митрейкин)

8. Прослушайте. В стихотворении выделите одинаковые слова, объ­ясните их значение и правописание начальной буквы.

Собирала Маргаритка Маргаритки на горе.


Омонимы_______________________________________ 209

Растеряла Маргаритка Маргаритки во дворе.

Возвращаясь под вечер с поля, Потеряла сережку Поля. Ту сережку нашел Сережка, Прибежал, постучал в окошко: - Отыскалась твоя сережка!

На виду честного люда Трусит с горки ехать Люда. А у Сани, а у Сани С горки сами мчатся сани.

(Я. Козловский)

9. Прослушайте рассказ. Какие слова Ваня сознательно напутал?
Что это за слова?

Зашли как-то друзья к однокласснице Оле. В сенях стоял неболь­шой бак, в который собирали дождевую воду. Оля предложила Ване: «Сядь пока на бачок, я закончу уборку комнаты». А Ваня не удержался и сказал: «Я, Оля, на боку еще сидеть не научился».

10. Замените выделенные слова.

Образец: Гостей на новоселье пригласили видимо-невидимо. Ро­дители дали дочери имя Ирина.

1) Гостей назвали на навоселье видимо-невидимо. Родители назва­
ли свою дочь Ириной.

2) Девочка залилась смехом. Вода залилась за воротник.

3) Пассажир сдал чемодан в камеру хранения. За последние годы
отец сильно сдал.

4) В дороге все мои ъещнрастерялись. От неожиданного крика все
немного растерялись.

5) Раньше рожь жали серпом. Сапоги сильно жали.

11. Объясните значение выделенных слов:

Если б мыло приходило По утрам ко мне в кровать И само меня бы мыло -Хорошо бы это было.

14. Л. Г. Кобмрева и др.



Блок 9


- Это дом или печь!

- Это доменная печь.

- Что умеет эта печь!
Из руды железо печь.

(Б. Заходер)

12. Составьте предложения с каждым из этих слов. Сделайте вывод.

Кружки - кружки, стрелки - стрелки, хлопок - хлопок, атлас -

атлас.

13. Прочтите предложения парами. Найдите в них слова, которые
звучат одинаково. А значение их одинаково? Докажите.

1) На берегу огни разводят косари. И слова, что всех чудесней, я
для нашей встречи берегу.

2) В знаменах алых ветер стих, и спит еще земля. Мой стих громаду
лет прорвет.

3) Сосны лишь да ели вершинами шумели. Мало каши ели, вот и
похудели.

4) Шила в мешке не утаишь. Днем на фабрике трудилась, платье
шила по ночам.

5) Крутые волны пенятся, вскипая на бегу. Когда пугаюсь, я бегу,
вытягивая шею.

14. Прослушайте и объясните, что находится в словах, звучащих
одинаково: предлог, приставка или часть корня.

Снег сказал: «Когда я (с)таю, Станет речка голубей, Потечет, качая (с)таю Отраженных голубей».

— Ты что, вернулся с(лова)? А он в ответ ни (с)лова. В ведерко руки (о)куни. Не бойся: это о(куни).

15. Послушайте. Какие слова перепутала Таня? Составьте самосто­
ятельно рассказ, используя любой омоним.

Сторож ли дед Федот? Однажды отец сказал Тане, что в селе старожил дед Федот. «А что это дед Федот сторожил? » - спросила Таня, делая вид, что не понимает, в чем дело.


Омонимы



 


16. Какое языковое явление «спрятано» в вопросах-шутках? Дайте правильные ответы на вопросы:

1) К какому вороту нельзя пришить пуговицы?

2) Какой бор никогда не имеет листвы и хвои?

3) Какую строчку не может прочесть ни один ученый?

4) Всякий ли предлог является частью речи?

5) Всякую ли точку можно считать знаком препинания?

6) Всякий ли пар способен подниматься кверху?

7) Всякие ли ноты предназначаются для певцов и музыкантов?

8) Может ли коромысло летать?

9) У каких башмаков не бывает каблуков?

Ответы:

1) Ворот - «грузоподъемная машина». 2) Бор - «стальное сверло, употребляемое в зубоврачебном кабинете». 3) Строчка- «сплош­ной шов на поверхности сшиваемой ткани». 4) Предлог - «вне­шний повод к чему-нибудь». 5) Точка - «след от прикосновения, укола; место в пространстве; место, пункт, где что-либо проис­ходит». 6) Пар - «поле, оставленное на одно лето незасеянным». 7) Нота - «дипломатическое обращение одного правительства к другому». 8) Коромысло - «название рычагов некоторых меха­низмов». 9) Башмаки - «на железной дороге: приспособление, служащее для торможения колес».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...