Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ТЭС влияние на окр. Среду.




Технология производства электрической энергии на ТЭС связана с большим количеством отходов, выбрасываемых в окружающую среду. Сегодня проблема влияния энергетики на природу становится особенно острой, так как загрязнение окружающей среды, атмосферы и гидросферы с каждым годом всё увеличивается. Если учесть, что масштабы энергопотребления постоянно увеличиваются, то и соответственно увеличивается отрицательное воздействие энергетики на природу. Если в период становления энергетики в нашей стране в первую очередь руководствовались целесообразностью с точки зрения экономических затрат, то сегодня всё чаще при возведении и эксплуатации объектов энергетики на первый план выдвигаются вопросы их влияния на экологию.

Тепловые электростанции работают на относительно дешевом органическом топливе - угле и мазуте, это невосполнимые природные ресурсы. Сегодня основными энергетическими ресурсами в мире являются уголь(40%), нефть (27%) и газ (21%). По некоторым оценкам этих запасов хватит на 270, 50 и 70 лет соответственно и то при условии сохранения нынешних темпов потребления.

При сжигании топлива на ТЭС образуются продукты сгорания, в которых содержатся: летучая зола, частички несгоревшего пылевидного топлива, серный и сернистый ангидрид, оксид азота, газообразные продукты неполного сгорания. При зажигании мазута образуются соединения ванадия, кокс, соли натрия, частицы сажи. В золе некоторых видов топлива присутствует мышьяк, свободный диоксид кальция, свободный диоксид кремния.

При переходе с твёрдого на газовое топливо себестоимость вырабатываемой электроэнергии значительно возрастает, однако здесь есть и свои плюсы, при использовании сжиженного газа не образуется золы, но такой переход не решает главную проблему - загрязнение атмосферы. Дело в том, что при сжигании газа, как и при сжигании мазута, в атмосферу попадает окись серы, а по количеству выбросов оксидов азота при сжигании газ почти не уступает мазуту.

Качественного топлива для ТЭС не хватает, и большинство станций вынуждено работать на топливе низкого качества, при сгорании такого топлива в атмосферу вместе с дымом попадает большое количество вредных веществ, кроме того, вредные вещества попадают в почву с золой. Продукты сгорания, попадая в атмосферу, вызывают выпадение кислотных дождей и усиливают парниковый эффект, что крайне неблагоприятно сказывается на общей экологической обстановке.

Ещё одна злободневная проблема, связанная с угольными ТЭС - золоотвалы, мало того что для их обустройства требуются значительные территории, они ещё и являются очагами скопления тяжёлых металлов и обладают повышенной радиоактивностью. Тяжёлые металлы и радиация попадают в окружающую среду, либо воздушным путём, либо с грунтовой водой. Кроме того, ТЭС загрязняют водоёмы, сбрасывая в них тёплую воду, в результате чего происходит цепная реакция, водоём зарастает водорослями, в нём нарушается кислородный баланс, что в свою очередь несёт угрозу жизни всем его обитателям. Тепловые электростанции с охлаждающей водой сбрасывают 4 -7 кДж теплоты, на 1 кВт/ч. вырабатываемой электроэнергии. Между тем, в соответствии с санитарными нормами сбросы тёплой воды с ТЭС не должны повышать температуру водоёма выше, чем на 3о в летнее время и на 5о зимой.

Земли вблизи водохранилищ, непосредственно примыкающих к тепловым электростанциям, подвергаются постоянному потоплению из-за повышения уровня грунтовых вод, в результате происходит заболачивание значительных территорий. Под действием воды при формировании береговой линии разрушаются значительные участки почвы, происходит абразия. Абразионные циклы длятся десятилетиями, при этом происходит переработка большой массы почвогрунтов, заиливание дна водохранилища и загрязнение воды.

Загрязняют окружающую среду и сточные производственные воды ТЭС, содержащие нефтепродукты. Эти воды станция сбрасывает после химических промывок оборудования, поверхностей нагрева паровых котлов и систем гидрозолоудаления.

Объёмы производственных сточных вод с содержанием нефтепродуктов не зависят от мощности ТЭС и типа установленного оборудования, однако на станциях, где используется жидкое топливо, объёмы сбросов производственных вод несколько выше. Их количество также зависит от качества монтажа оборудования электростанции и условий его эксплуатации.

Усовершенствование конструкции оборудования тепловых электростанций, неукоснительное соблюдение норм его эксплуатации позволяют снизить до минимума количество нефтепродуктов, поступающих в сточные воды, а применение ловушек и отстойников практически исключает их попадание во внешнюю среду, но только при условии полной технической исправности этих очистных сооружений.

Примеси, содержащиеся в выбросах тепловых электростанций, попадая в биосферу в районе расположения станции, вступив во взаимодействие с окружающей средой, претерпевают различные изменения. Вымываемые атмосферными осадками, они попадают в почву и водоёмы. Помимо основных компонентов, образующихся при сжигании органического топлива, в выбросах ТЭС содержатся пылевые частицы, имеющие различный состав, оксиды азота и серы, оксиды металлов, фтористые соединения и газообразные продукты неполного сгорания топлива. Попадая в атмосферу, они наносят большой вред не только основным компонентам биосферы, но и предприятиям, другим городским объектам, транспорту и местному населению. Наличие оксида серы в частицах пыли обусловлено присутствием в топливе минеральных примесей, оксид азота образуется из-за частичного окисления азота в высокотемпературном пламени.

Наиболее высокую биологическую активность имеет диоксид азота, он оказывает сильное раздражающее действие на слизистую оболочку глаз и дыхательные пути. Огромное негативное влияние на здоровье человека оказывают тяжёлые металлы. В больших количествах, проникая в организм, в течение короткого периода времени они способны вызвать острые отравления. При долговременном воздействии в малых дозах такие вещества, как мышьяк, хром и никель могут проявлять свои канцерогенные качества. Если перевести количество вредных выбросов в год на ТЭС мощностью 1 млн. кВт на смертельные дозы, то получается такая картина: железо - 400 млн. доз, алюминий и его соединения - более 100 млн. доз, магний -1,5 млн. доз. В выбросах ТЭС, работающих на угольном топливе, присутствуют окислы алюминия и кремния. Эти абразивные вещества способны разрушать ткань лёгких, в результате чего развивается такая болезнь, как силикоз, раньше этим заболеванием страдали в основном шахтёры. Сейчас силикоз довольно часто определяют у детей, проживающих в непосредственной близости от угольных теплоэлектростанций. В районах расположения ТЭС, наряду с возрастанием доли углекислого газа, уменьшается доля кислорода в атмосфере, так как большое количество кислорода расходуется при сжигании топлива.

Окись серы, попадающая с выбросами в атмосферу, наносит большой ущерб животному и растительному миру, она разрушает хлорофилл, имеющийся в растениях, повреждает листья и хвою. Окись углерода, попадая в организм человека и животных, соединяется с гемоглобином крови, в результате чего в организме возникает недостаток кислорода, и, как следствие, происходят различные нарушения нервной системы.

Оксид азота снижает прозрачность атмосферы и способствует образованию смога. Имеющийся в составе золы пентаксид ванадия отличается высокой токсичностью, при попадании в дыхательные пути человека и животных, он вызывает сильное раздражение, нарушает деятельность нервной системы, кровообращение и обмен веществ. Своеобразный канцероген бензапирен может вызывать онкологические болезни.

Учитывая всю опасность продуктов сгорания, выбрасываемых теплоэлектростанциями, их проектирование и строительство ведётся с максимальным соблюдением экологических требований, целью которых является недопущение выбросов вредных веществ, превышающих предельно допустимые концентрации. Предельно допустимыми концентрациями принято считать концентрации вредных веществ, не оказывающих на организм человека прямого или косвенного негативного воздействия, не снижающих его трудоспособность, не влияющих на самочувствие и настроение. Косвенное воздействие определяется по влиянию загрязняющих веществ на зелёные насаждения и микроклимат.

Распространение вредных выбросов ТЭС зависит от нескольких факторов: рельефа местности, температуры окружающей среды, скорости ветра, облачности, интенсивности осадков. Ускоряет распространение и увеличивает площадь загрязнения вредными веществами такое явление, как туман. Вредные вещества при взаимодействии с туманом образуют устойчивое сильнозагрязнённое мелкодисперсное облако - смог, имеющий наибольшую плотность у поверхности земли.

 

США

Регулирование отрасли

К основным государственным регулирующим органам в электроэнергетике США относятся:

Министерство энергетики,

FERC,

Комиссии штатов по коммунальному обслуживанию.

Министерство энергетики США обладает общими полномочиями: разрабатывает общую энергетическую политику, осуществляет надзор в области электроэнергетики и отвечает за поддержание надежности энергосистем, их экономической устойчивости, и обеспечение экологической безопасности.

В сферу полномочий FERC входит регулирование торговли электроэнергией на межрегиональном уровне (между штатами), а также услуг по передаче электроэнергии. С момента создания в 1977 году основные усилия FERC направлены на развитие оптовых рынков электроэнергии, повышение надежности и эффективности систем электропередачи.

Перед FERC стоят следующие задачи:

регулирование цен на оптовых рынках электроэнергии;

обеспечение недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии;

обеспечение раскрытия информации о системах передачи электроэнергии и порядке доступа к ним и др.

Регулирование электроэнергетики на уровне отдельных штатов осуществляется Комиссиями по коммунальному обслуживанию, официальное название и набор полномочий, которых различаются по штатам. В сферу компетенции региональных властей входит, как правило, регулирование розничной торговли в пределах штата и распределения электроэнергии, вопросы организации и деятельности в пределах штата коммунальных энергокомпаний.

Помимо государственных органов важную роль в отрасли играет Североамериканская корпорация по надежности (NorthAmericanElectricRelibilityCorporation (NERC). NERC представляет собой саморегулируемую некоммерческую организацию, в которую входят представители всех сфер отрасли: энергокомпаний, государственных органов, потребителей. К основным функциям NERC относится выработка, согласование и контроль за соблюдением стандартов надежности функционирования энергосистем, мониторинг и анализ проблем, связанных с надежностью. Если прежде стандарты надежности носили, как правило, рекомендательный характер и не подкреплялись действенными санкциями, в настоящее время они являются обязательными для субъектов отрасли.

Структура генерации, 2008 г. (по данным Управления информации об энергетике США)

Рефрма отрасли

В 1930-1980-х годах электроэнергетика в США представляла собой регулируемую монополию. При этом в собственности вертикально-интегрированных коммунальных предприятий находились как генерирующие, так и сетевые активы, а производство, передача и распределение электроэнергии были объединены в единую услугу – поставку потребителям электроэнергии по тарифам.

Масштабное строительство коммунальными предприятиями капиталоемких объектов, таких как атомные электростанции, на фоне экономического спада в экономике США и сокращения электропотребления в 70-х годах XX века привело к росту тарифов на электроэнергию, что вызвало обеспокоенность и протесты потребителей.

В целях повышения энергосбережения и энергоэффективности, а также для обеспечения энергетической безопасности в 1978 году Конгресс США принял Закон о политике регулирования общественных коммунальных предприятий (PURPA).

Этот закон положил начало процессу реформирования электроэнергетики США и переходу от регулируемой монополии к конкуренции.

Закон предусматривал появление новой категории производителей электроэнергии – «квалифицированных электростанций», к которым относились электростанции с установленной мощностью менее 50 МВт, использующие технологии когенерации и возобновляемые источники энергии (ВИЭ). В соответствии с законом коммунальные предприятия были обязаны закупать электроэнергию у «квалифицированных электростанций» по цене равной собственным издержкам на производство электроэнергии.

Динамичный рост количества «квалифицированных электростанций» в последующие годы и опыт их успешной работы привели к тому, что традиционные вертикально интегрированные коммунальные предприятия перестали быть единственным источником поставок электроэнергии.

Изменения в технологиях производства (появление газотурбинных агрегатов с комбинированным циклом) и передачи электроэнергии существенно способствовали развитию конкуренции в электроэнергетике США.

Технологический прогресс был удачно дополнен изменениями в регулировании.

В 1992 г. Конгресс США принял Закон об энергетической политике 1992 г. (EPACT), направленный на развитие конкурентного ценообразования и снижение барьеров для входа на рынок.

Важнейшим средством достижения стратегической цели – развития конкуренции – стало разделение видов деятельности на естественно-монопольные (передача электроэнергии и оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентные (генерация, сбыт электроэнергии, ремонт и сервис) и обеспечение недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии.

Закон об энергетической политике 1992 г. обязал коммунальные предприятия предоставлять услуги по передаче электроэнергии третьим лицам по ценам, равным затратам. Кроме того, этот закон предоставил возможности для появления нового класса поставщиков электроэнергии, освобожденных от правил регулирования цен на электроэнергию на основе затрат, обязательных для всех коммунальных предприятий.

На Федеральную комиссию по регулированию энергетики (далее – FERC) была возложена обязанность по обеспечению исполнения данного закона. Во исполнение закона FERC изданы приказы №№ 888 и 889 от 24 апреля 1996 года, предусматривающие меры по решению проблем недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии, в том числе создание электронных систем предоставления информации о доступной пропускной способности системы электропередачи.

Приказ FERC № 888 установил возможность добровольной передачи коммунальными энергокомпаниями управления передающими сетями независимым системным операторам (IndependentSystemOperator) - ISO.

Следующим этапом стал вступивший в силу с начала 2000 г приказ FERC № 2000., который предусматривал функциональное разделение видов деятельности - выделение передачи электроэнергии в самостоятельную структуру, управляющую магистральными сетями региона - Региональную передающую компанию (RegionalTransmissionOrganization) – RTO.

В настоящее время в США действуют следующие ISO/RTO:

PJM (функционирует на большей части территории штатов Пенсильвания, Нью-Джерси, Мэриленд, Делавэр, федеральный округ Колумбия, Виргиния, Западная Виргиния и Огайо, а также частично территорию штатов Иллинойс, Мичиган, Индиана, Кентукки, Южная Каролина и Теннесси);

ISO NE (НСО Новой Англии) (функционирует на территории штатов Коннектикут, Мэн, Массачусетс, Нью-Гэмпшир, Род-Айленд, Вермонт);

NYISO (НСО Нью-Йорка);

ElectricReliabilityCouncilofTexas (ERCOT) (Совет по электроэнергетической надежности Техаса);

CAISO (НСО Калифорнии);

SouthwestPowerPool (SPP) (функционирует на территории штатов Канзас, Оклахома, а также частично территорию штатов Небраска, Нью-Мексико, Техас, Луизиана, Миссури, Миссисипи и Арканзас);

MidwestReliabilityOrganization (MRO) (Организация по надежности Среднего Запада) (функционирует на территории Северная Дакота, Южная Дакота, Небраска, Миннесота, Айова, Висконсин, Иллинойс, Индиана, Мичиган, а также частично территорию штатов Монтана, Миссури, Кентукки и Огайо).

В результате трансформации подходов государства к регулированию электроэнергетики сформировались современные задачи ее реформирования - изменения структуры отрасли и взаимоотношений между ее субъектами. Реформа заключается, прежде всего, в развитии конкурентных отношений в электроэнергетике, в связи с чем решаются задачи формирования межрегиональных конкурентных рынков, разделения видов деятельности, формирования единого оперативно-диспетчерского управления и управления сетями передачи электроэнергии в пределах регионов и на межрегиональном уровне.

Рынки электроэнергии Развитие конкуренции в электроэнергетике привело к вытеснению ценообразования на основе издержек рыночным ценообразованием, предусматривающим формирование цены на электроэнергию на основе спроса и предложения.

Распространение рыночного ценообразования способствовало развитию в США оптовых рынков электроэнергии, которые существенно различаются по географии (несколько соседних штатов или в пределах штата), структуре рынка, принятым стандартам и механизмам торговли, составу участников и другим показателям. При этом сформированные и формирующиеся конкурентные оптовые рынки уже действуют на территории, где проживает 70% населения США.

Примерами развитых рынков электроэнергии являются рынки PJM, ISO NE и NYISO, где организованы рынки электроэнергии реального времени, рынки электроэнергии на сутки вперед, рынки системных услуг, рынки мощности (RPM в PJM) и рынки финансовых прав на передачу.

Организация торговли электроэнергией в зонах управления ERCOT и CAISO отличается тем, что в них отсутствуют рынки мощности и рынки на сутки вперед.

Как в регионах с организованными рынками электроэнергии, так и в регионах, где организованные рынки электроэнергии отсутствуют, торговля электроэнергией может осуществляться по двусторонним договорам, заключаемым производителями электроэнергии напрямую с потребителями.

Электроэнерге́тикаКана́ды играет важную роль в экономической и политической жизни этой страны с конца XIX века. Эта отрасль организована по провинциям и территориям. В большинстве провинций ведущую роль в генерации, передаче и распределении электроэнергии играют крупные государственные объединённые коммунальные предприятия. В последнее десятилетие Онтарио и Альберта создали рынки электроэнергии для увеличения инвестиций и конкуренции в этой отрасли экономики.

Канада — второй в мире производитель гидроэлектроэнергии, которая составляет 58 % всей её произведённой в 2007 г. энергии. С 1960 г. крупные гидроэнергетические проекты, особенно в Квебеке, Британской Колумбии, Манитобе и Ньюфаундленде и Лабрадоре, значительно увеличили выработку энергии в стране. В Онтарио в 2007 г. более половины провинциальной электроэнергии было выработано на разработанных в Канаде тяжеловодных урановых ядерных реакторах.

Канадские дома, конторы и заводы являются крупными потребителями электроэнергии, или hydro, как её часто называют именно в Канаде. В 2007 г. канадское потребление энергии на душу населения было одним из самых высоких в мире: в среднем 16 995 киловатт-часов в год.

 

ЕС

Основным органом ответственным за разработку и согласование энергетической политики ЕС является Генеральная дирекция по энергетике (до 2010 года – Генеральная дирекция по энергетике и транспорту). Последующие ступени регулирования относятся к уровню отдельных стран участниц ЕС, в каждой из которых могут действовать различные системы управления отраслью.

При этом по одному регулятору электроэнергетики от каждой страны ЕС входят в ассоциацию регуляторов ERGEG (EuropeanRegulators' GroupforElectricityandGas). Ассоциация была образована Еврокомиссией в качестве консультативного органа по вопросам создания внутреннего рынка электроэнергии. Основной деятельностью ассоциации является разработка законопроектов и стратегических документов по развитию отрасли.

Структура отрасли

Либерализация рынков ЕС не предполагала обязательной приватизации – во многих странах по-прежнему остались крупные генерирующие компании, большая часть акций которых принадлежит государству (Италия, Швеция). В целом, для ЕС характерны крупные компании, обладающие большой долей и властью на рынке соответствующих стран – EdF во Франции, EdP в Португалии, Electrabel в Бельгии и др.

Функции передачи электроэнергии и управления режимами энергосистем в большинстве стран организационно объединены и выполняются Системными операторами. На территории ЕС действуют в настоящий момент 34 системных оператора, объединенных в ассоциацию ENTSO-E, которая в соответствии с Третьим Пакетом энергетических законов осуществляет функции общеевропейского планирования и координации функционирования параллельно работающих энергосистем.

Реформа отрасли

В соответствии с Директивой 2003/54/EC от 26.06.2003 для стран-участниц Евросоюза установлено обязательство по дерегулированию и либерализации электроэнергетики. Директива также предполагает последующее объединение локальных рынков электроэнергии в единый внутренний рынок ЕС.

График реформы:

Либерализация национальных рынков электроэнергии (2005-2007)

Развитие региональных рынков (2005-2009)

Координация между рынками (2005-2010)

Интеграция на европейском уровне (2007-2012)

В качестве целей реформы выдвинуты: повышение эффективности электроэнергетики, снижение цен на электроэнергию, улучшение качества обслуживания и рост конкуренции.

Реформа предполагает, в первую очередь, разделение вертикально-интегрированных энергокомпаний по видам деятельности и обеспечение конкуренции в секторах генерации и сбыта электроэнергии. Речь идет лишь о юридическом разделении, которое не предполагает обязательной смены владельца при условии, что операторы передающих и распределительных сетей обеспечивают недискриминационный доступ к сети с экономически обоснованной ценой подключения. Ключевым элементом разделения является формирование независимых органов управления и принятия решений в передающих, распределительных и генерирующих компаниях.

Директива нацелена на создание совместимых условий поставки электроэнергии потребителям в странах-членах ЕС, что позволит в дальнейшем прийти к единому европейскому рынку электроэнергии. К таким условиям относятся: уровень конкуренции на рынке, экономическая обоснованность стоимости электроэнергии, возможность свободного выбора поставщика, система тендеров для введения новой мощности, снижение выбросов CO2 в атмосферу и др.

Основные сложности, с которыми столкнулась эта реформа:

сложившаяся система функционирования электроэнергетики – нехватка и неоптимальное размещение сетевой инфраструктуры; национальный (а не транснациональный) характер генерации – препятствует объединению рынков;

асимметрия информации о фактических показателях энергосистем осложняет координацию рынков разных регионов;

отсутствие прозрачности при торговле электроэнергией;

крупный размер и рыночная власть энергокомпаний сдерживают развитие конкуренции.

Еврокомиссия в настоящий момент прилагает усилия по борьбе с перечисленными сложностями путем внедрения Третьего Пакета энергетических законов.

Рынки электроэнергии

В результате реформы европейский рынок электроэнергии представляет собой конгломерат соединенных между собой региональных рынков (Балтия; Восточная Центральная Европа; Западная Центральная Европа; Южная Центральная Европа, Северная Европа; Юго-Западная Европа и «Франция-Великобритания-Ирландия»).

Одной из ключевых проблем для формирования единого рынка на данный момент является наличие перегрузок на трансграничных сечениях между региональными рынками. Предполагается решить эту проблему путем стимулирования инвестиций в сетевую инфраструктуру и завершить формирование единого рынка к 2012 году.

Наиболее развитым рынком считается рынок Северной Европы, в особенности его скандинавская часть, где на бирже NordPool организованы торги «на сутки вперед» и балансирующий рынок. На этом рынке наблюдаются одни из самых низких цен в Европе, а ликвидность превышает 30%.

На территории ЕС действует 9 основных бирж электроэнергии: NordPool, EEX, IPEX, Powernext, APX NL, APX UK, Belpex, Endex и Omel, однако в последние годы отмечается тенденция к слиянию бирж и расширению охватываемой ими территории. На всех биржах торговля осуществляется в режиме «на сутки вперед», на некоторых из них также существуют внутридневные, балансирующие и фьючерсные рынки.

Несмотря на проведенную либерализацию, во многих странах сохраняется существенная доля регулируемых поставок электроэнергии. В большей степени это касается новых членов ЕС – Болгарии, Эстонии, Литвы, Латвии, Венгрии, Польши, Румынии, Словакии, однако регулируемые тарифы для населения сохраняются и в некоторых странах с развитыми рынками, таких как Франция и Италия.

Рынок мощности ЕС в явном виде отсутствует, но в отдельных странах (например, Испании), действуют нерыночные механизмы платы за мощность: всем производителям, которые подают рыночные заявки, выплачивается фиксированный сбор (устанавливаемый в административном порядке), даже если предлагаемая ими электроэнергия не была отобрана в порядке возрастания цены.

 

ПРИБАЛТИКА

Сейчас в электроэнергетике Латвии, Литвы и Эстонии идут перемены, которые уже к концу текущего десятилетия радикально изменят рынок электроэнергии Прибалтики. Государства Балтии избрали консервативный путь реформы, удобный для небольших стран: создание конкуренции на региональном рынке без существенной демонополизации национальных электроэнергетических отраслей.

В отличие от ряда других бывших советских республик, выход Прибалтики из состава СССР не вызвал нехватки собственной энергии в этом регионе. Неэнергоемкие национальные хозяйства прибалтийских стран относительно легко адаптировались к изменению ценовых пропорций и повышению реальной стоимости электроэнергии. Рыночные отношения во многих сферах экономики уживались с абсолютно централизованной энергетикой, которая обеспечивала предсказуемый и достаточно плавный рост тарифов маленьким странам, имеющим недостаточный объем энергоносителей.

Таким образом, влияние электроэнергетики на текущее экономическое положение стран Балтии и эффективность отрасли не были определяющими факторами для начала реформ. Радикальный (в некоторых отношениях) характер реформ и их сроки были обусловлены в первую очередь политическими причинами, связанными со стратегией развития прибалтийских государств.

Прежде всего электростанции Прибалтики работают преимущественно на импортируемом сырье, к тому же их функционирование технологически связано с работой энергосистемы России. Стремление снизить энергозависимость (такая цель сформулирована в Прибалтийской энергетической стратегии, утвержденной тремя странами в 1999 г.) было одной из причин реорганизации отрасли.

Еще более важным политическим мотивом для проведения реформ было намерение прибалтийских государств вступить в Европейский союз (в 2004 г. страны Балтии стали полноправными членами ЕС). О необходимости приведения электроэнергетики в соответствие с требованиями ЕС говорится в отраслевой нормативной базе каждой из стран и в совместных документах государств Балтии. Цели и большинство задач реформы в каждом государстве так или иначе вытекают из этой общей стратегии развития.

В 1998-1999 гг., вскоре после достижения принципиальных договоренностей о вступлении в ЕС, во всех трех странах Балтии началось обновление нормативно-правовой базы отрасли. Учитывая требования ЕС, основные мероприятия, принципиально меняющие электроэнергетику Прибалтики, в частности реструктуризация и частичная приватизация отрасли, а также формирование конкурентного рынка, были осуществлены в последние три-четыре года. Однако сфера регулирования электроэнергетики прибалтийских государств до сих пор не адаптирована к новым требованиям ЕС; еще заметнее отстают структурные преобразования.

Реструктуризация и приватизация

После получения независимости Латвией, Литвой и Эстонией в электроэнергетике каждой из этих стран сформировалась государственная вертикально интегрированная монополия (Latvenergo в Латвии, Lie-tuvosEnergija в Литве и EestiEnergia в Эстонии), которая сохранялась на протяжении 1990-х гг. без принципиальных изменений.

Реструктуризация отрасли началась в Эстонии в 1998 г., в Литве и Латвии - в 2001 г. Ее основной задачей стало разделение естественно-монопольных и конкурентных функций, однако характер подобного разделения и его правовые основы в трех странах заметно различаются.

В Латвии закон<Об энергетике> (в современной редакции) прямо закрепляет монополию Latvenergo. Согласно закону при любых возможных организационных изменениях основные составные части нынешней госмонополииLatvenergo не подлежат приватизации. Сегодня государство посредством этой монополии контролирует не только сети электропередачи, но и 95% установленной мощности генерации и большую часть сбыта.

Руководство Латвии вынуждено учитывать неблагоприятное общественное мнение, которое сложилось по вопросу приватизации электроэнергетики. Из-за разногласий приватизация Latvenergo срывалась уже два раза - в 1998 и 2000 гг. После референдума, прошедшего в 2000 г. и направленного против продажи Latvenergo, cейм Латвии принял поправки к действующему законодательству, закрепляющие государственную монополию в отрасли.

Чтобы удовлетворить требованиям ЕС о разделении видов деятельности, был внедрен их раздельный финансовый учет. Также начато формирование частного сектора (малая генерация, распределительные и сбытовые компании), однако он по-прежнему играет второстепенную роль, уступая структурам, контролируемым государством.

В Эстонии закон<Об энергетике> требует сохранения в государственной собственности минимум 51% акций генерирующих компаний, имеющих стратегическое значение. На практике государственная монополия EestiEnergia продолжает контролировать 98% установленной мощности генерирующих предприятий. Большую часть сбыта энергии на внутреннем рынке Эстонии также осуществляют аффилированные с EestiEnergia структуры, что предусмотрено законом<О рынке электроэнергии>. Частный капитал играет существенную роль лишь в одном секторе электроэнергетики страны - в сфере распределения энергии. В 1998 г. были созданы и приватизированы две распределительные компании: LК-Кnemaaelectricgrid (оказавшаяся под контролем финской компании For-tum) и Narvaelectricgrid (контролируемая SthenosGroup, входящей в американский консорциум Cinergy).

Согласно закону<О рынке электроэнергии> функции оператора передающей сети и операторов распределительных сетей не могут совмещаться с другими видами деятельности в отрасли и должны быть отделены, хотя бы организационно. На практике это реализовано следующим образом: системный оператор передающей сети и оператор, объединяющий значительную часть распределительных сетей страны, являются структурными подразделениями государственной монополии EestiEnergia, а большая часть генерирующих мощностей - дочерними компаниями той же EestiEnergia.

Организационное разделение генерации, передачи, распределения и сбыта электроэнергии предполагается завершить к 2005 г.

В Литве государство контролирует две крупнейшие электроэнергетические структуры: вертикально интегрированную компанию Lietu-vosEnergija, осуществляющую все виды деятельности в отрасли, и Игналинскую АЭС.

В соответствии с законом<О реструктуризации компании особого назначения LietuvosEnergija>, принятым в 2000 г., к началу 2002 г. государственная монополия была организационно разделена по видам деятельности, введен раздельный финансовый учет. Распределительные компании продолжают совмещать свои функции со сбытом энергии, хотя существуют и сбытовые организации, не контролирующие распределительные сети.

Ко времени реструктуризации государство контролировало 85,7% акций LietuvosEnergija, остальное принадлежало частным лицам (10,9% - немецкой E.ON, 3,4% - частным собственникам Литвы). При разделении вновь создаваемые компании были акционированы, и в 2003 г. с продажи распределительных активов началась их приватизация, в ходе которой государство предполагает отказаться от преобладающего контроля в потенциально конкурентных сферах.

В результате абсолютная монополия в электроэнергетике Литвы будет ликвидирована, основные мощности генерирующих компаний, распределение и сбыт начнут контролировать по две-четыре компании. После вывода из эксплуатации Игналинской АЭС в электроэнергетике Литвы может стать преобладающим частный сектор.

Таким образом, реструктуризация отрасли в странах Балтии осуществляется по трем основным направлениям:

введение раздельного финансового учета и организационное разделение по видам деятельности без существенного снижения контроля и доли собственности государства в электроэнергетике;

развитие частного сектора за счет появления новых компаний в сфере генерации, распределения и сбыта. Новые игроки на рынке обычно значительно уступают государственным структурам по масштабам деятельности, поэтому развитие частного сектора этим путем происходит медленно;

ограниченная приватизация (кроме Латвии).

Подобный подход формально отвечает требованиям ЕС (директива 2003/54/EC) о разделении естественно-монопольных и конкурентных видов деятельности в отношении финансового учета при сохранении прежних прав собственности.

В итоге в двух странах региона - Латвии и Эстонии - сохраняется государственная отраслевая монополия вплоть до законодательного запрета масштабной приватизации (в Латвии). Литва проводит более гибкую политику: меняется структура собственности, и государство постепенно отказывается от главенствующей роли в конкурентных сферах.

Сохранение высокой степени монополизации во многом объясняется тем, что рынок электроэнергии каждой из стран Балтии в ближайшем будущем станет частью общего регионального, а затем и европейского рынка. В этих условиях монополии, доминирующие в национальных отраслях, станут лишь одними из игроков на новом, открытом для иностранной конкуренции рынке энергии. В результате нынешние монополии - крупнейшие национальные энергетические компании - окажутся далеко не самыми мощными структурами в конкурентной борьбе за потребителей Прибалтики. Поэтому реструктуризация отрасли в государствах Балтии (особенно в Латвии и Эстонии) носит ограниченный характер с целью удовлетворить минимальным требованиям ЕС.

Формирование конкурентного рынка электроэнергии

Как уже было сказано, важнейший фактор, определяющий сроки создания и направление рынка электроэнергии в Прибалтике, - требования Евросоюза. В соответствии с директивой 2003/54/EC рынки электроэнергии стран - членов ЕС должны быть открыты для всех потребителей, за исключением домашних хозяйств, к 1 июля 2004 г., а полное открытие рынков произойдет до 1 июля 2007 г.

Чтобы вступить в ЕС, каждое из государств Балтии обязуется полностью открыть рынок. В указанные сроки страны региона намерены предоставить национальным потребителям хотя бы юридическое право выбора поставщика. Но темпы формирования реального рынка существенно отстают от графика ЕС как по абсолютным, так и по относительным показателям.

Национальные рынки стран Балтии имеют ряд общих черт, что обусловлено схожестью требований к ним со стороны ЕС, согласованной стратегией выполнения этих требований и сходством объективных экономических условий:

в каждой стране рынок фактически делится на два сектора

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...