Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности функционирования ЭЭ Японии




Китай — электроэнергетика

Благодаря низкой цене и наличию больших запасов уголь является основным сырьем для выработки электроэнергии в Китае (порядка 90%).

Мы предполагаем, что к 2030 г., несмотря на рост эффективности энергопотребления, спрос на производство электроэнергии в Китае увеличится более чем вдвое. Хотя и не столь высокими темпами, как прежде, использование угля в Китае в прогнозный период будет по-прежнему увеличиваться — на в 2,3% в год.При наличии в Китае крупных угольных запасов, обеспечивающих стране стабильный источник энергоснабжения, и при условии отсутствия значительных прямых затрат на снижение выбросов углерода или выплату налога на выбросы парниковых газов, вполне вероятно, что в обозримом будущем уголь останется в Китае основным источником топлива для электроэнергетики.

Потребление природного газа также будет увеличиваться и достигнет 4% от всего рынка (1,1 млнбарр. НЭ / сут.), помогая удовлетворить максимальный спрос с одновременным снижением вредного воздействия на окружающую среду в городах. Продолжится устойчивый рост использования атомной энергии; к 2030 г. он составит 13% (2% в 2005 г.). Гидроэлектростанции являются наиболее заметным источником возобновляемой энергии для выработки электричества в Китае, и их использование будет расширяться. Более широко будет применяться энергия ветра.

В целом на долю Китая придется более одной трети мирового увеличения спроса на электроэнергию в период с 2005 по 2030 г. Такая динамика принципиально отличается от положения дел в США, где прогноз роста спроса очень умеренный. Хотя общий спрос на электроэнергию в США в 2030 г. будет выше (20,2 млнбарр. НЭ / сут. против 18,6 млнбарр. НЭ / сут. в 2005 г.), он снизится приблизительно до 16% от общемирового производства электроэнергии (с 23% в 2005 г.).

В настоящее время структура генерирующих мощностей КНР такова. Около 80% вырабатываемой электроэнергии в Китае обеспечивают угольные ТЭС, что связано с наличием крупных угольных месторождений в стране. 15% обеспечивают ГЭС, 2% приходится на АЭС и по 1% на мазутные, газовые ТЭС и иные электростанции (ветровые и пр.). Что касается прогнозов, то в ближайшем будущем (2020 г.) роль угля в китайской энергетике останется доминирующей, однако существенно увеличится доля атомной энергии (до 13%) и доля природного газа (до 7%)1, применение которого позволит существенно улучшить экологическую обстановку в стремительно развивающихся городах КНР.

Контроль над электроэнергетикой КНР сегодня продолжает оставаться в руках государства. В 2002 г. в Китае начались масштабные реформы в электроэнергетической отрасли. Согласно проекту реформирования в этой области, было реализовано отделение правительственных органов от предприятий и отделение электростанций от электросетей. Кроме того, было осуществлено формирование конкурентных региональных рынков электроэнергии, создание системы подачи заявок на доступ к сети, формирование розничного тарифообразования в соответствии с требованиями рынка и т.д.

В том же 2002 г. была организована Государственная комиссия по регулированию электроэнергетики (ГКРЭ). К ее компетенции, в частности, относятся: общее регулирование электроэнергетики КНР; разработка нормативно-правовой базы отрасли; участие в разработке планов развития электроэнергетики; мониторинг работы рынков, надзор за конкуренцией на рынке и регулирование неконкурентных видов генерации и передачи электроэнергии; участие в разработке технических стандартов и нормативов; контроль за экологией; рекомендации по ценообразованию; исполнение указаний Государственного совета в области электроэнергетики (ЭЭ), и т.д.

Организационно-техническая структура ЭЭ КНР такова. В секторе генерации электроэнергии работают 5 групп компаний, образованных в результате реорганизации Государственной энергетической корпорации по принципу равномерности распределения активов. Эти группы компаний контролируются китайским правительством, и их доля в общей выработке составляет 39%. 45% генераторных мощностей принадлежат региональным госкорпорациям. 10% составляют иные национальные генерирующие компании и 6% принадлежат независимым организациям.

ЭЭ Китая имеет свои специфические особенности. Дело в том, что запасы угольных ресурсов страны расположены в северной и северо-западной части Китая. Кроме того, 3/4 гидроресурсов расположены в юго-западной части Китая. В то же время 2/3 энергопотребляющих мощностей КНР сосредоточено в центральной и восточной части Китая. Именно здесь индустрия наиболее развита. Таким образом, расстояние между энергоисточниками и центрами нагрузки обычно составляет 800-3000 км. Чтобы удовлетворить непрерывно растущую потребность китайской промышленности в электроэнергии, необходимо строить мощные высоковольтные ЛЭП для обеспечения межрегиональных перетоков энергии на большие расстояния.

Еще одной специфической особенностью ЭЭ КНР является следующее. Традиционно энергокомпании КНР управлялись руководством провинций, что привело к развитию энергосетей с относительно слабыми межрегиональными связями. Этим обстоятельством, в свою очередь, оказалось обусловлено появление энергоизбыточных и энергодефицитных провинций. Современная энергетическая политика КНР состоит в преодолении данной ситуации и создании единой национальной энергосистемы. Так, в 2010 г. в Китае была введена в строй ЛЭП напряжением 800 кВ, соединяющая провинции Юннань-Гуандун. По этой ЛЭП излишки энергии из провинции Юннань направляются в промышленно развитую, но энергодефицитную провинцию Гуандун.

Планом реформ в области ЭЭ КНР предусматривается создание трехуровневой рыночной структуры – национального рынка, региональных рынков и рынков электроэнергии на уровне провинций.

Концепция национального рынка предусматривает двусторонние сделки по межрегиональной торговле электроэнергией. Предусматривается также, что крупные производители получат возможность прямого выхода на общенациональный уровень, минуя уровни региональные. Задачей национального рынка является обеспечение межрегиональных перетоков энергии из энергоизбыточных провинций в энергодефицитные.

Действующая на сегодняшнее время концепция региональных рынков предполагает, что генерирующие компании в дополнение к обслуживанию локальных потребителей, могут подавать заявки на рынок региона, а компании, снабжающие розничных потребителей, могут докупить электроэнергию на региональном рынке в случае дефицита на рынке провинции. Основным фактором, ограничивающим сделки на региональном уровне, являются перегрузки на ЛЭП, соединяющих провинции внутри одного региона.

Провинциальные рынки основаны на модели «единого закупщика». Аукционы здесь проводятся 1-2 раза в месяц, причем в большинстве случаев заявки могут подаваться лишь на 30% вырабатываемой электроэнергии, а оставшаяся часть электроэнергии отбирается по принципу обеспечения равного количества часов выработки за год.

В ходе проведения реформ Госплан КНР резко ограничил линию номинальных мощностей выпускаемых энергоблоков и предписал ориентироваться только на базовые блоки с единичной мощностью 600 МВт. Это решение позволило предприятиям и проектным институтам перейти на производство типовых решений и обеспечить выпуск заготовок без привязки к какой-либо конкретной станции, а строительно-монтажным организациям - резко сократить сроки монтажа и пуска новых блоков. Производство типовых блоков позволило китайским предприятиям уже в период с 2002 по 2008 гг. увеличить выпуск основного энергетического оборудования более чем в 3 раза.

За период 2002-2008 гг. в Китае было введено в строй свыше 495 ГВт новых мощностей (из них угольных станций более 390 ГВт). Всего до 2020 г. китайское правительство запланировало ввод 950 ГВт генерирующих мощностей. Сооружение такого количества генерирующих мощностей потребует инвестиций в размере около $400 млрд.

Пока китайское правительство вкладывает колоссальные средства в электроэнергетику собственной страны, китайские корпорации скупают энергетические активы по всему миру. К примеру, в 2009 г. они потратили на эти цели $21 млрд. Так, в августе 2009 г. французская ElectricitedeFrance (EDF) договорилась о продаже своих распределительных сетей в Великобритании гонконгской компании CheungKongInfrastructureHoldings, принадлежащей миллиардеру Ли Ка Шину. Последний выложил за них почти $9 млрд., что оказалось на 45% выше первоначальной цены.

В декабре 2010 г. китайская корпорация ChinaHuanengGroup купила 50% американской электрогенерирующей компании InterGen за $1,23 млрд. По сообщению Bloomberg, в результате сделки китайцы получили контроль над 12 электростанциями в Великобритании, Нидерландах, Мексике, Австралии и Филиппинах. ChinaHuanengGroup является одной из ведущих электроэнергетических компаний Китая. В ее ведении находятся 154 электростанции в КНР и Сингапуре суммарной мощностью 104,38 ГВт. В последние годы Huaneng активно приобретает энергетические мощности по всему миру. Покупка InterGen стала вторым по величине приобретением ChinaHuanengGroup после покупки ей сингапурской TuasPower за $3.1 млрд. в 2008 г. Стоит напомнить, что валютные резервы КНР к марту с.г. составили $3.04 трлн., что является хорошей предпосылкой для выхода китайских предприятий на зарубежные рынки. Снижение стоимости зарубежных активов из-за кризиса предоставляет китайским компаниям замечательные возможности для скупки активов по всему миру.

Южная Корея

Регулирование отрасли

Регулирование электроэнергетической отрасли в Южной Корее осуществляется Корейской электроэнергетической комиссией (KoreanElectricityComission - KOREC, далее – Комиссия), созданной в апреле 2001 года при Министерстве коммерции, промышленности и энергетики (MinistryofCommerce, IndustryandEnergy – MOCIE, в настоящее время – Министерство интеллектуальной экономики (MinistryofKnowledgeEconomy).

Основными задачами Комиссии являются: создание конкурентной среды для электроэнергетических компаний, разрешение вопросов, затрагивающих права энергопотребителей, и урегулирование споров, относящихся к предпринимательской деятельности в электроэнергетике.

 

Комиссия состоит из девяти членов, включая Председателя Комиссии, назначаемого Президентом Южной Кореи по рекомендации Министра интеллектуальной экономики.

В компетенцию Комиссии входят следующие вопросы:

принятие стандартов и правил, относящихся к предпринимательской деятельности в электроэнергетике;

контроль за соблюдением генерирующими компаниями установленных отраслевых правил;

урегулирование споров между генерирующими компаниями или потребителями и генерирующими компаниями;

мониторинг недобросовестного поведения электроэнергетических компаний и проведение расследований выявленных случаев недобросовестного поведения;

введение конкуренции в электроэнергетической отрасли путем приватизации крупнейших генерирующих компаний, являющихся дочерними компаниями KEPCO, и создания распределительного сектора в электроэнергетике (реализация приостановлена).

Структура электроэнергетики

25,2 % генерирующих мощностей в Южной Кореи принадлежит компании KoreaHydro&NuclearPower (KHNP), которая является дочерней компанией государственной компании KEPCO (KoreanElectricPowerCompany).

62,2 % генерации принадлежат пяти другим дочерним компаниям KEPCO: KoreaSouthEastPowerCo., Ltd. (KOSEP), Korea Midland Power Co., Ltd. (KOMIPO), Korea Western Power Co., Ltd (WP), Korea Southern Power Co Ltd (KOSPO) и Korea East-West Power Co. Ltd. (KEWP).

Остальные 12,6 % генерации находятся в собственности частных генерирующих компаний.

Реформа отрасли

До начала реформы электроэнергетики функции производства, передачи, распределения и поставки электроэнергии монопольно выполняла государственная компания KEPCO.

В ходе реформы функция производства электроэнергии была отделена от KEPCO. На базе генерирующих активов KEPCO были созданы 6 дочерних генерирующих компаний: KHNP, KOSEP, KOMIPO, WP, KOSPO и KEWP. Кроме того, право на участие в торговле на рынке электроэнергии получили независимые производители электроэнергии, однако компания KEPCO сохранила монополию на покупку электроэнергии на рынке.

Базовый план реформирования электроэнергетики Южной Кореи был утвержден в 1998 году и предусматривал поэтапный переход к конкурентному рынку:

1 этап (2000 – 2002 годы) – рынок электроэнергии в форме электроэнергетического пула, в рамках которого цена на электроэнергию определяется на основе затрат на производство электроэнергии;

2 этап (2003 – 2008 годы) – рынок электроэнергии в форме электроэнергетического пула, на котором цена на электроэнергию определяется на основе ценовых заявок производителей и потребителей электроэнергии;

3 этап (начиная с 2009 года) – розничная конкуренция.

В 2000 году была создана Корейская электроэнергетическая биржа (KoreaPowerExchange, KPX), основной задачей которой является управление электроэнергетическим пулом.

2001 год стал годом начала функционирования электроэнергетического пула.

Несмотря на первоначальные планы, переход ко второму этапу реформы электроэнергетики так и не состоялся: рынок электроэнергии Южной Кореи до сих пор функционирует как электроэнергетический пул, в котором покупатели не участвуют в ценообразовании.

В 2009 году по инициативе Правительства Южной Кореи был запущен проект по изучению возможных вариантов реформирования электроэнергетики, результаты которого должны стать основой для принятия решения о дальнейшем направлении развития отрасли.

В условиях приостановки реформирования действующая модель электроэнергетического пула продолжает дорабатываться с целью улучшения условий конкуренции между производителями электроэнергии.

Так, до 2007 года правила электроэнергетического пула предусматривали применение разных цен на электроэнергию и мощность для «базовой» генерации (атомные, гидро- и угольные электростанции), в структуре затрат которой значительную роль играют постоянные затраты, и «небазовой» генерации с высокими переменными затратами на производство электроэнергии (электростанции на СПГ и мазуте). В 2007 году маржинальная цена на электроэнергию для «базовой генерации» была заменена на регулируемую рыночную цену, а платеж за мощность для «базовой» генерации был снижен до уровня платежа за мощность для «небазовой» генерации. В 2008 году регулируемая рыночная цена для «базовой» генерации была отменена с целью унификации ценообразования для всех типов электростанций.

Для решения задачи совершенствования модели рынка при KPX создан Комитет по изменению правил функционирования рынка, разрабатывающий и представляющий на утверждение Комиссии предложения по изменению правил рынка.

Рынки электроэнергии

Моделью рынка электроэнергии Южной Кореи является электроэнергетический пул с единым покупателем.

Функции коммерческого оператора по управлению электроэнергетическим пулом выполняет электроэнергетическая биржа KPX.

Помимо функций коммерческого оператора KPX также выполняет функции системного оператора, к которым относятся, прежде всего, управление электрическими сетями и обеспечение надежного функционирования энергосистемы. Кроме того, KPX осуществляет долгосрочное планирование развития генерации и электрических сетей с целью обеспечения надежности поставок электроэнергии и предоставляет участникам рынка и потребителям электроэнергии информацию, необходимую для принятия бизнес-решений.

В состав участников электроэнергетического пула входят производители электроэнергии (по состоянию на 2009 год - 6 дочерних генерирующих компаний KEPCO и 295 частных генерирующих компаний) и единый закупщик электроэнергии (KEPCO).

В соответствии с действующими правилами электроэнергетического пула цены на электроэнергию определяются KPX на основе представленных генераторами сведений о фактических затратах на производство электроэнергии, которые ежемесячно проверяются и утверждаются отдельно по каждому генератору Комитетом по оценке затрат на производство электроэнергии.

Цена на электроэнергию складывается из системной маржинальной цены и платежа за мощность. Системная маржинальная цена определяется по цене наиболее дорогого генератора, необходимого для покрытия прогнозируемого объема энергопотребления в соответствующем торговом периоде. Платеж за мощность выплачивается генераторам, объявившим о своей готовности к выработке электроэнергии в течение дня.

 

Для определения рыночной цены на электроэнергию KPX составляет прогноз энергопотребления на торговые сутки и ежедневно до 10:00 дня, предшествующего торговым суткам, получает от генераторов заявки с указанием доступной генерирующей мощности на торговые сутки.

В соответствии с действующими правилами функционирования электроэнергетического пула генераторы указывают в своих заявках только максимальный объем доступной генерирующей мощности на следующие сутки и не указывают цену.

Используя информацию о затратах генераторов, прогноз энергопотребления и сведения о доступной генерирующей мощности, KPX составляет торговый график и рассчитывает системную маржинальную цену, руководствуясь принципом минимизации системных переменных затрат. При этом в торговом графике системная маржинальная цена рассчитывается таким образом, чтобы обеспечить баланс производства и потребления электроэнергии для каждого часа торговых суток.

Генераторы, подавшие заявки с предложением доступной генерирующей мощности, получают платеж за мощность, компенсирующий постоянные издержки на производство электроэнергии, независимо от того, будут ли они фактически участвовать в производстве электроэнергии.

Функционирование рынка электроэнергии обеспечивается комплексной компьютерной Системой управления рынком, которая состоит из системы подачи заявок, системы составления торгового графика, системы коммерческого учета, системы финансовых расчетов и системы распространения рыночной информации.

Для обеспечения соответствия модели рынка меняющимся условиям ведения бизнеса, эффективного и справедливого функционирования рынка электроэнергии и управления энергосистемой при KPX создан ряд комитетов, представляющих интересы участников рынка:

Комитет по изменению правил функционирования рынка;

Комитет по оценке затрат на производство электроэнергии;

Комитет по распространению рыночной информации;

Комитет по разрешению споров.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...