Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Английский философ, педагог и врач Джон Локк (1632-




30вопрос

Английский философ, педагог и врач Джон Локк (1632-

1704) развивал идеи ассоцианизма, заложенные Томасом

Гоббсом, и эмпирической психологии, начало которой по-

ложил Ф. Бэкон.

Понятия сознания и опыта. Основой формирования

сознания является опыт, а не врожденные идеи (как у Де-

карта), а источником опыта всегда являются ощущения и

рефлексия. Идеи, возникающие из внешнего мира, до-

ставляют до сознания ощущения. Внутренние идеи (внут-

ренние ощущения) доставляются до сознания с помощью

рефлексии, или самонаблюдения, т. е. анализа и размыш-

лений ума. Этот процесс получил название интроспекции

и стал основным методом практического изучения содер-

жаний сознания в интроспективной психологии.

Понятие души. Принцип наблюдения применялся и

к изучению души. Душа, как и все в сознании человека,

является ≪ чистым листом≫, и все содержания души воз-

никают при жизни из опыта, а не имеют врожденных, бо-

жественных идей. Душа рассматривается как пассивная,

но способная к восприятию среда.

Понятие ассоциации. Ассоциации - это неверное

соединение идей, которые, будучи изначально никак

между собой не связаны, в сознании некоторых людей

соединяются и начинают работать как единое целое, со-

провождая друг друга. Примером такой связи, т. е. ме-

ханизма ассоциации, могут являться симпатии и антипа-

тии, вызванные теми или иными людьми. Причиной

установления такой связи может являться сила воспита-

ния и привычки, т. е. внешний источник, прошедший че-

Возникновение эмпирического направления в психологии связано с именем английского философа Д ж. Локка (1632—1704). Слово «эмпирический» образовано от греческого слова «эмпейра», что означает «опыт». Все истинные знания, заявлял Локк, проистекают из опыта, т. е. из восприятия окружающей действительности с помощью органов чувств. Но «душа» человека не может служить предметом такого восприятия. Сколько бы человек ни старался наблюдать свою «душу», он не в состоянии это сделать. Внутренний опыт дает знания только об отдельных психических состояниях или процессах. Отсюда Локк сделал вывод, что предметом психологии могут быть только психические процессы или состояния, а не «душа». Все свои выводы эмпирическая психология стремилась строить на наблюдении и эксперименте. Эти методы опытного исследования были заимствованы эмпирической психологией из естественных наук, которые стали быстро развиваться в XVII в. Однако в эмпирической психологии эти методы утратили объективный характер (направленность на познание предметов и явлений внешнего мира, мира объектов), превратившись в методы самонаблюдения и субъективного эксперимента (направленность на познание внутренних, субъективных процессов человеческого сознания). Эмпирическая психология считала, что психические процессы по своей природе недоступны объективному наблюдению, являющемуся методом научного исследования в естествознании, что в психологии возможно только внутреннее наблюдение, или интроспекция, в процессе которой человек может наблюдать только свои собственные психические переживания. Естественно, что метод самонаблюдения вследствие своего субъективного характера не мог обеспечить построение действительно научной психологии. Эмпирическая психология рассматривала сознание как замкнутый в себе непосредственно данный человеку внутренний мир психических переживаний, управляемый своими собственными законами, познание которых возможно лишь путем внутреннего опыта или самонаблюдения. Такое утверждение основывалось на идеалистическом понимании природы психики. Эмпирическая психология стояла на позициях дуализма, т. е. идеалистического учения о том, что мир состоит из двух самостоятельных и не связанных друг с другом начал — духовного и материального. Основным признаком материальных явлений представители дуализма считали протяженность. Психические явления такой протяженностью не отличаются: о мыслях, чувствах, желаниях нельзя сказать, что они имеют размеры, находятся справа или слева и т. п. Отличительным их признаком является то, что они даны только в сознании человека. Это и послужило для философов-дуалистов основанием к выделению этих явлений в особый духовный мир, существующий и развивающийся по своим собственным законам совершенно независимо от явлений протяженного материального мира. Дуализм создал для эмпирической психологии непреодолимые трудности при разрешении так называемой психофизической проблемы. Данные опыта показывают, что между телесными процессами в организме и внутренними психическими процессами существует определенная связь. Нарушение правильного течения физиологических процессов сейчас же приводит к соответствующим изменениям и в течении психических процессов. Например, в зависимости от физического состояния организма человек чувствует то усталость, то бодрость. Необходимость научно объяснить эту связь и составляет существо психофизической проблемы. Для решения этой проблемы в эмпирической психологии было предложено несколько теорий. Теория психофизического взаимодействия утверждала, что между психическими явлениями и материальными процессами в организме существует взаимодействие: физиологические процессы воздействуют на психические и наоборот. Однако этот вывод противоречил основному принципу дуализма, согласно которому психическое, не отличаясь протяженностью, не может переходить в физическое, так же как физическое не может переходить в психическое. Стоя на позициях дуализма, нельзя было одновременно признавать истинность теории психофизического взаимодействия. Теория психофизического параллелизма утверждала, что физиологические и психические процессы протекают лишь параллельно, будучи совершенно независимыми друг от друга. Например, когда во время ходьбы в теле человека совершаются определенные физиологические (нервные и мышечные) процессы, в его сознании одновременно, но совершенно независимо от первых, происходит некоторая смена психических переживаний (человек воспринимает свою ходьбу). По этой теории нервно-мышечные процессы, с одной стороны, и двигательные ощущения — с другой, существуют одновременно, но только как параллельные и по существу никак не связанные друг с другом процессы: ряд материальных явлений в организме и независимо от него существующий ряд психических явлений в сознании человека совпадают друг с другом по времени так, что определенным изменениям в одном ряду соответствуют строго определенные, но полностью независимые от первых, изменения во втором ряду. Эмпирической психологии за время ее существования удалось собрать большой материал по субъективной характеристике отдельных психических процессов, например ощущений, памяти, внимания и др. Однако при всем этом она оказалась полностью несостоятельной и неспособной создать научную психологию, поскольку в понимании предмета психологии стояла на позициях идеализма. В своем развитии эмпирическая психология породила много направлений, по-разному описывавших и объяснявших психические процессы, но согласных между собой в идеалистической трактовке их сущности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...