Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическая подготовка спасателей как основа для формирования психологической устойчивости.




САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ СПАСАТЕЛЕЙ»

 

 

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А

 

Тема: «Психологическая подготовка спасателя к действиям в чрезвычайных ситуациях»

Выполнил: Распопов Алексей Витальевич

(Фамилия Имя Отчество) (подпись)

Группа 537

Специальность 280707 Защита в чрезвычайных ситуациях

Руководитель: Шилин Александр Павлович __________

(Фамилия Имя Отчество) (подпись)

 

 

САНКТ–ПЕТЕРБУРГ
2015

Оглавление

Введение. 3

1.Психологическая подготовка спасателей к действиям в чрезвычайных ситуациях и пути повышения ее эффективности. 4

1.2 Психологическая подготовка спасателей как основа для формирования психологической устойчивости. 5

3.Психологическая модель чрезвычайной ситуации. 7

4.Специальная психологическая подготовка спасателей. 8

5.Индивидуальный подход к психологической подготовке спасателей. 9

6.Требования к уровню психологических знаний спасателя. 16

Заключение. 19

Список использованной литературы.. 20

 

 




Введение
В связи с ростом количества и тяжести последствий чрезвычайных ситуаций и катастроф, одной из наиболее значимых профессий является деятельность спасателя. Сложность ее заключается в воздействии экстремальных факторов различного характера, многообразии трудовых задач, значительной физической и психологической нагрузке, что предполагает высокие требования к личности спасателя и, в частности, к его профессиональной мотивации.

В профессиональной деятельности специалистов экстремального профиля трагические события превращаются в непрерывную цепочку стресс-факторов, связанных с различными ежедневными переживаниями: личной опасностью для жизни и здоровья, информационной перегрузкой в условиях дефицита времени, напряженным режимом труда, внезапностью возникновения экстремальной ситуации. Особо тяжелыми и разрушительными по своим последствиям для психики сотрудников МЧС России является гибель товарища по службе, смерть человека. Каждый пожар, катастрофа, каждый погибший человек, возвращает к мысли о своих близких, родных, детях. Способность сохранять спокойствие, умение принимать верные решения, контролировать свое поведение и целенаправленно действовать, даже в самых сложных условиях являются основными факторами выживания для сотрудников.

Профессия спасателя сопряжена с действием различных стрессогенных факторов. Неопределенность складывающейся обстановки, постоянное ожидание опасности, необходимость непрерывного логического и психологического анализа быстроменяющихся ситуаций, напряженная работа внимания, работа с человеческим горем оказывают мощное и неоднозначное влияние на психику человека, требует мобилизации всех его физических и психических возможностей для эффективного решения стоящих задач.


Спасатель выполняет свои профессиональные обязанности, находясь в постоянном контакте с людьми, находящимися в стрессовой ситуации, коллегами, часто с минимальным опытом работы, представителями взаимодействующих органов и служб. Подобные ситуации создают условия для возникновения напряженности, нарушения эмоционального равновесия. Все это зачастую приводит к рассеиванию внимания, переносу его на внутренние процессы и состояния, снижению боевой готовности к немедленному действию и негативно влияет на выполнение служебных задач. На сегодняшний день чрезвычайные ситуации и стихийные бедствия оставляют после себя огромное количество пострадавших - физически, материально, психологически.

Опыт проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ показывает, что при любой подготовке спасателей сил РСЧС, каким бы умелым не было руководство их действиями, спасатели не всегда выдерживают те психические нагрузки, которым они подвергаются. Масштабы психогенных потерь сотрудников МЧС России вследствие действия психотравмирующих факторов (последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий) превышают объем их физических потерь.

1.Психологическая подготовка спасателей к действиям в чрезвычайных ситуациях и пути повышения ее эффективности


Психологическая подготовка сотрудников МЧС РФ рассматривается в числе важнейших задач, стоящих перед силами РСЧС. Главное в психологической подготовке состоит в том, чтобы на основе общечеловеческих ценностей развить у спасателя психологическую устойчивость и готовность к выполнению поставленных задач.

 

Психологическая подготовка - это комплекс специальных мероприятии, органически включенных в систему профессиональной учебы и всей спасательной службы. Посредством их достигается максимальное соответствие между качествами личности и коллектива, элементами профессионального мастерства и реальными психологическими требованиями проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Психологическая подготовка спасателей призвана решать следующие основные задачи:

· способствовать быстрой адаптации спасателей к обстановке в зоне чрезвычайной ситуации;

· формирование у спасателей представлений о характере подготовки и проведения АСДНР;

· формирование у спасателей психологической устойчивости для работы в экстремальных условиях;

· развитие у личного состава спасательных формирований устойчивых навыков владения спасательной техникой и инструментом в различных видах ЛСДНР;

· формирование и развитие профессионально важных качеств у спасателей;

· оказание психологической поддержки спасателям во время работы в экстремальных условиях (при отсутствии психологов и медиков);

· восстанавливать нарушенные психические функции во время проведения аварийно- спасательных работ и после их окончания

Психологическая подготовка спасателей как основа для формирования психологической устойчивости.

 

В результате психологической подготовки у сотрудников МЧС России заблаговременно, еще в ходе повседневной деятельности, должна быть сформулирована психологическая устойчивость (подготовленность), то есть система психологических качеств, определяющих потенциальную возможность спасателей преодолевать трудности и успешно проводить аварийно-спасательные работы.

Непосредственно перед выполнением поставленной задачи в процессе психологической подготовки у сотрудников МЧС России должно быть сформировано состояние психологической готовности, то есть настроенности и мобилизованности психики на преодоление предстоящих трудностей служебной деятельности, обеспечивающих успешность достижения цели.
В процессе обучения формируются и закаляются необходимые для успешного оказания помощи пострадавшим морально-волевые качества и чувства (мужество, стойкость, смелость, решительность, инициативность, готовность к выполнению задач, чувство коллективизма), активизируются мотивационные установки; посредством накопления соответствующих знаний формируются представления о той или иной чрезвычайной ситуации, происходит закрепление навыков и умений способствует развитию психологической готовности, устойчивости и др.


2. Создание моделей чрезвычайных ситуаций


Эффективность проводимой работы во многом зависит от того, на сколько пунктуально будут соблюдаться принципы психологического моделирования обстановки проведения спасательных работ (адекватность психических состоянии и действий условиям проведения аварийно-спасательных работ), а также профессионально-тактической обусловленностью содержания психологической подготовки решаемыми задачами в различных частях и подразделениях спасательных воинских формирований, от степени обеспечения безопасности действий в ходе выполнения упражнений и тренировок. Кроме того, важно соблюдать психологическое соответствие учебных и служебных задач, проблемность создаваемых учебных ситуаций.
Главная цель моделирования - создание психической напряженности в интересах формирования у спасателей умений и навыков эффективно действовать в условиях чрезвычайных ситуаций. Практика показывает, что целесообразно для этого использовать следующие приемы:

- Создание условий внезапности, неопределенности, дефицита информации и времени, высокого темпа действий или монотонности, дискомфорта, необходимости совмещать несколько видов деятельности одновременно и других психогенных факторов, требующих ответственности, решительности и риска при принятии решений;

- Воздействие криками, воплями, стонами;
- Использование тошнотворных и других резких, неприятных запахов;

- Имитация результатов землетрясений и др. путем размещения на нем муляжей
трупов, разрушенных объектов, техники и др.;

- Требование действовать быстрее, постоянно докладывать об обстановке;

- Проведение занятий в неблагоприятных погодных условиях, продолжительные действия без сна;

- Совершение длительных маршей в сложных условиях;

- Введение отказов в действии техники и приборов;

- Широкое применение инженерных заграждений;

 


3.Психологическая модель чрезвычайной ситуации

Передовой опыт показывает, что психологическая модель чрезвычайной ситуации создается путем:

- Использования различных средств имитации (учебные имитаторы, дымовые шашки, ракеты (сигнальные), огнесмеси и т.д.); трансляция записи стонов, воплей и др.;

- Создания пожаров, макетов разрушенных зданий, размещения поврежденной техники, создания всевозможных инженерных заграждений и препятствий, проволочных и малозаметных заграждений, рвов, ловушек, завалов, баррикад, разрушенных участков дорог и мостов и др.
Осуществляя различные композиции вышеперечисленных средств в зависимости от решаемых задач, психолог совместно с руководителями и командирами может осознанно вводить в процесс учебной деятельности различные психологические факторы, способные вызывать как позитивную активность спасателя, так и отрицательные психические явления. Так, создание угрозы для жизни сотрудников МЧС России сопровождается действием фактора опасности, реальным огневым воздействием, фактором неопределенности, дефицитом информации и др.

Умелое, продуманное введение в учебный процесс указанных факторов позволяет реально смоделировать отдельные элементы проведения аварийно-спасательных работ, а, следовательно, решать задачи психологической подготовки.

4.Специальная психологическая подготовка спасателей

Специальная психологическая подготовка предусматривает выработку у личного состава психологической готовности и устойчивости при подготовке к конкретным видам аварийно-спасательных и других неотложных работ. Она осуществляется путем формирования высокой эмоционально-волевой устойчивости, т.е. способности не поддаваться страху, сохранять самооблада-ние в опасных для жизни ситуациях, готовности к решительным коллективным и одиночным действиям. Специальная психологическая подготовка осуществляется в процессе учебы, проведения специальных психофизических тренировок.

Постоянное пребывание спасателей в ситуациях опасности, актуализация необходимых психических качеств личности формирует многочисленные модели поведения в условиях ЧС. Личный состав должен владеть простейшими приемами разрядки напряженности, психической саморегуляции и волевой мобилизации, восстановления психических и физических сил, снятие угнетающего воздействия возможных неудач.

 

Специальная психологическая подготовка предполагает:

- Адаптацию психики спасателя к факторам обстановки ЧС

- Формирование способности преодолевать страх и противостоять стрессогенным факторам ЧС.

- Приобретение опыта действий в экстремальных, опасных ситуациях и выработку на этой основе психологической устойчивости.
- Формирование навыков психологической адаптации и реадаптации для стимуляции психических познавательных процессов и состояний.

- Выполнение задач в условиях дефицита времени.

- Необходимость принятия самостоятельных ответственных решений в экстремальных условиях и т. д.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...