Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учет долгосрочных обязательств по облигациям




 

Субъект хозяйствования - юридическое лицо имеет право выпускать от своего имени облигации предприятия и реализовывать их гражданам и юридическим лицам.

Соответственно Закону о ценных бумагах, облигация – это ценная бумага, которая удостоверяет внесение ее владельцем денежных средств и подтверждает обязательство возместить ему нарицательную стоимость ценной бумаги в предусмотренный в ней срок с выплатой фиксированного процента (если другое не предусмотрено условиями выпуска).

Право на выпуск облигаций предприятия возникает у субъекта хозяйствования со дня регистрации этого выпуска в соответствующем органе государственной власти.

Субъекту хозяйствования запрещается выпуск облигаций предприятия для покрытия ущерба, связанных с его хозяйственной деятельностью.

Акционерное общество имеет право выпускать облигации на сумму, которая не превышает размера уставного капитала или размера обеспечения, которое предоставляется обществу с этой целью третьими лицами.

Если выпуск облигаций осуществляется эмитентом впервые, эмитент имеет право осуществлять выпуск облигаций при условии полной уплаты уставного капитала на момент принятия решения о выпуске облигаций в обмен на долгосрочное обязательство за облигациями.

Облигации являются финансовым инструментом субъекта хозяйствования и используется им для привлечения денежных средств. Реализуя облигации на первичном рынке (первичная эмиссия), эмитент получает денежные средства от продажи облигаций.

На вторичном рынке держатель облигации перепродает облигации. За вторичном рынке эмитент облигаций не получает ничего.

Облигации предприятий должны иметь такие реквизиты:

  • наименование ценной бумаги - "облигации";
  • фирменное наименование и местонахождения эмитента облигаций;
  • фирменное наименование или имя покупателя (для именной облигации);
  • нарицательную стоимость облигации;
  • сроки погашения, размер и сроки выплаты процентов (для процентных облигаций);
  • подпись руководителя эмитента или другого уполномоченного на это лица, печать эмитента.

Нарицательная стоимость, которая отмечается на облигации, является основной суммой платежа за облигацией, которая подлежит уплате в день погашения облигации и на которую начисляются проценты за соответствующие периоды. Нарицательная стоимость облигации не изменяется.

На процентных облигациях всегда указывается ставка процентов, под которые выпущена облигации. Эта ставка процентов не изменяется со временем. Эмитент облигации обязуется уплатить процент в определенные даты (ежеквартально, каждые полгода, ежегодно или в конце обращения - во время погашения облигации). Каждый периодический платеж за процентами начисляется умножением основной суммы облигации на установленную ставку процентов.

Сроки погашения облигации – это дата, предусмотренная условиями эмиссии облигаций, на которую эмитент платит держателю облигации нарицательную стоимость.

Облигации предприятия могут выпускаться в зависимости от:

  • типа указания (неуказание) владельца (именные, на предъявителя);
  • начисление дохода за облигациями (процентные, беспроцентные);
  • условий обращения (свободно оборачиваются, с ограниченным колом обращения);
  • наличия дополнительного обеспечения (дополнительно обеспеченные, обычные);
  • возможности обмена на акции эмитента (конвертированные, неконвертируемые);
  • термина обращения (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные).

Продаваться облигации могут по номиналу, с дисконтом (т.е. ниже номинала) или с премией (т.е. выше номинала). Цена реализации определяется разностью между:

  • установленной по облигации ставкой процентов;
  • рыночной ставкой процентов.

Рыночная ставка процентов – это ставка, по которой одна сторона (покупатель облигаций) соглашается временно предоставить средства, а вторая сторона (продавец облигаций) считает возможным взять эти средства с учетом всех связанных с этим рисков. Рыночная ставка процентов определяется конкурентными факторами на фондовом рынке и может изменяться ежедневно в отличие от установленной на весь срок действия ставки процентов, указанной на процентной облигации. Рыночную ставку процентов называют действующей ставкой или купонной ставкой.

Разность между установленной ставкой процентов по рыночной ставке влияет на стоимость продажи облигации:

  • если установленная и рыночная ставка процентов совпадают, облигации продают по номиналу;
  • если рыночная ставка выше установленной, облигацию будут продавать со скидкой - дисконтом;
  • если рыночная ставка ниже установленной, облигацию будут продавать с надбавкой - премией.

Расходы на выпуск и размещение облигаций уменьшают фактическую стоимость продажи.

Обязательство по долгосрочным облигациям, на которые начисляются проценты, отображают в Балансе на дату продажи по стоимости продажи, настоящей стоимости.

Настоящая стоимость будущих денежных потоков состоит из таких факторов:

  • платежей процента (аннуитет);
  • основного платежа.

Для определения стоимости продажи облигации необходимо осуществить такие шаги:

Шаг 1. Рассчитать настоящую стоимость будущих платежей за процентами.

Шаг 2. Рассчитать настоящую стоимость будущего основного платежа.

Шаг 3. Сложить эти позиции вместе для получения настоящей стоимости облигации.

Пример

Есть такие данные о размещении облигаций 1.01.2010:

Нарицательная стоимость 50 000 грн.    
Ставка процента 9 %  
Рыночная ставка 111%
Срок погашения 5лет  
Фактор дисконта теперешней стоимости аннуитета 3,696  
Фактор дисконта теперешней стоимости основного платежа 0,593 0,
Выплата процентов раз на год
Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...