Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Место социологии в системе инженерного образования. Инженерная деятельность как социальное явление




Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана

Факультет «Социальные и гуманитарные науки»

Кафедра «Социология и культурология»

Гаврилина Е.А., Попова А.А.

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО СОЦИОЛОГИИ

Москва, 2012.

 


МОДУЛЬ 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

Тема 1. Социология как наука. Основные этапы становления и развития социологии

Социология как термин принадлежит О. Конту[1], который понимал её как всю совокупность знаний об обществе.

Социология – наука о закономерностях оформления социальных позиций и поведения индивидов в рамках социальных общностей, о становлении, функционировании и развитии социальных общностей, механизмах и принципах их взаимосвязи и взаимодействия в социальной системе.

 

 

Задание 1

Опишите проект социологии О. Конта и предпосылки его появления

Предпосылки:

Взаимоотношения между социальными институтами и организациями.

Взаимоотношения между человеком и социальными институтами.

Переосмысление человеком ценностей и его роли в обществе.

Основные концепции социологии Конта:

§ социальная статика, раскрывающая существующие в определенный момент взаимоотношения между социальными институтами. В обществе, как в живом организме, части гармонично согласованы между собой, поэтому обществам в большей мере присуща стабильность;

§ социальная динамика — учение об изменениях социальных систем, их прогрессе.

Задание 2

Какой термин в социологии характеризуется как

1). назначение элемента системы по отношению к ней как целостности;

2). зависимость, при которой изменения в одной части системы оказываются зависимыми от изменений в другой ее части, или от изменения системы в целом.

Ответ:

 

Задание 3

Установите соответствие между функциями социологии и их характеристиками

 

Ответ:

1 - Б

2 - В

3 - А

Задание 4

Заполните пустые графы таблицы по методам социологии

Источник информации Методы
Документальный Метод изучения документов
Событие Наблюдение
Человек Метод экспертных оценок
Малая группа Качественные методы
Эксперты Экспертный опрос
  Эксперимент

 

 

Задание 5

Укажите роль и место контент-анализа в социологии? Дайте его определение.

Контент-анализ – формализованный метод количественной обработки информации, содержащейся в документе, созданный с целью преодоления субъективных ошибок.

Суть контент-анализа заключается в выделении в документе таких признаков и свойств какого-либо явления (ключевых понятий, стандартных фраз), которые бы отражали основное содержание документа и которые можно было бы подсчитать. Анализ проводится путем количественного сопоставления элементов текста между собой и по отношению к общему объему информации.

 

Задание 6

Объясните на примерах макросоциологический и микросоциологический подходы в социологии:

 

1). макросоциологический подход – это изучение взаимоотношений между частями общества, рассмотрение как эти взаимоотношения зависят друг от друга и изменяются, понять функционирование и динамику социальной системы в целом

2). Микросоциологический подход – это изучение взаимоотношений в малых группах.

Задание 7

Охарактеризуйте идею «естественного отбора» в общественной жизни

Г. Спенсера[2]. Согласны ли вы с таким суждением?

Спенсер считал, что выживает более приспособленный индивид, как к природным факторам, так и к жизни в обществе.

В современном мире это уже не имеет столь важного значения.

Задание 8

Идея трех стадий интеллектуального развития человечества О. Конта[3]. Укажите стадии и дайте краткую характеристику каждой с примерами.

Теологическая стадия соответствует младенческому состоянию человеческого разума, который ещё не способен к решению даже простых научных проблем. Человек, находясь на первой стадии своего развития, стремится приобрести знание о сущности мира (в действительности для него недоступное), объяснить все явления, отыскать начала всех вещей. Подобная «примитивная потребность» удовлетворяется довольно простым способом: люди рассматривают явления внешнего мира, объясняя их по аналогии с собственными действиями. Таким путём наблюдаемые явления облекаются в человеческие образы, и возникает иллюзия того, что сущность мироздания вполне постижима и даже известна. Происходящие в природном мире события человек связывает с деятельностью особых сверхъестественных существ, во многом подобных людям, но неизмеримо превосходящих их. Согласно Конту теологическая стадия -необходимый этап в развитии человечества. Теологический способ мышления совершенно неизбежен в качестве исходной точки познавательного процесса. Чтобы убедиться в нелепости «теологических принципов», человеческий ум должен собрать достаточно фактов и познать реальный объем своих возможностей.

Метафизическая (или абстрактная) стадия, так же как и теологическая, характеризуется стремлением человеческого ума к достижению абсолютного знания о первопричинах. Различие этих двух первых стадий состоит в том, что меняются сами принципы объяснения мироздания: место сверхъестественных сущностей теперь занимают абстрактные силы. Эти абстрактные силы изучает особая дисциплина - онтология, которая ставит своей задачей объяснение внутренней природы всех вещей. Типичная черта метафизической стадии - недостаточное внимание к наблюдениям и повышенный интерес к умозрительной аргументации, слабо подкреплённой фактами. Метафизическая стадия, согласно Конту, носит переходный характер: её назначение - постепенное разрушение теологического мышления и подготовка почвы для будущего триумфа научного метода. Эта вторая стадия столь же необходима, как и первая, ведь переход от теологии к науке не может быть слишком резок в силу того, что человеческий ум не терпит внезапных перемен, развиваясь последовательно и постепенно.

Позитивная (или научная) стадия - это новая стадия в духовной эволюции человечества, в которой на первый план выходит деятельность отдельных наук, эмпирическим путём изучающих конкретные области действительности. Причём Конт полагал, что переход от одной стадии к другой определяет не только эволюцию человеческого мышления, но и развитие общества вообще, то есть движущей силой истории он считал прогресс знания. Итак, на место теологии и метафизики приходит наука. Истинная философия - одна из научных дисциплин, которая стремится охватить все классы явлений и которая применима к любым объектам человеческого знания. При этом позитивная философия вовсе не тождественна простой совокупности наук. Позитивная философия делает своим содержанием только важнейшие результаты каждой из основных наук (оставляя в стороне многочисленные частности) и рассматривает только наиболее общие методы, применяемые в этих науках.

Задание 9

Укажите представителей отечественной социологической мысли в соответствии с их взглядами.

Задание 10

Социокультурная динамика П. Сорокина включает в себя наличие трех культурных суперсистем.

Заполните таблицу, приведите примеры и обоснуйте их.

  Чувственная Идеационная Идеальная
  Реальность        
  Главные ценности        
  Способ удовлетворения потребностей        
    Пример        

 


ТЕМА 2. МЕСТО СОЦИОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ИНЖЕНЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Инженер (франц. ingénieur, от лат. ingenium — способность, изобретательность), специалист с высшим техническим образованием, первоначально — название лиц, управлявших военными машинами. Понятие гражданский И. появилось в 16 в. в Голландии применительно к строителям мостов и дорог, затем в Англии и др. странах. Первые учебные заведения для подготовки И. были созданы в 17 в. в Дании, в 18 в. — в Великобритании, Франции, Германии, Австрии и др. В России первая инженерная школа основана Петром I в 1712 в Москве. В Петербурге были открыты Горное училище, приравненное к академиям (1773), Институт инженеров путей сообщения (1809), Училище гражданских инженеров (1832, с 1882 — Институт гражданских инженеров), Инженерная академия (1855). С 19 в. за рубежом стали различать И.- практиков, или профессиональных И. (по существу специалистов, имевших квалификацию техника), и дипломированных И., получивших высшее техническое образование (Civil Engineer)[4].

Инженерная деятельность возникла и формировалась в социальном контексте. В современном мире уровень развития техники и технологии, определяя производительность и характер труда людей, становится важнейшим фактором жизни общества. А поскольку инженерная деятельность – это основной канал превращения науки в производительную силу общества, то и инженер, наряду с ученым, является одной из его ключевых фигур. Инженерная деятельность становится одной из самых массовых профессий, оказывая огромное влияние на общество.

Инженерная деятельность предполагает регулярное использование научных знаний для создания технических систем, сооружений, устройств, механизмов. Она состоит из изобретательства, проектирования и конструирования, инженерных исследований, а также из текущего обслуживания и эксплуатации техники, контроля качества продукции, соблюдения стандартов, технологической дисциплины, норм и нормативов охраны природы, техники безопасности, противопожарной техники, разработки и осуществления перспективных планов по оценке и внедрению научно-технических достижений в практику.

В настоящее время технологический потенциал, имеющийся в распоряжении человека, вырос до глобальных масштабов, и его проявления стали мало контролируемыми, что увеличивает степень риска использования техники для человека. Несомненно, с появлением информационно-коммуникационных способов воздействия на сознание, ядерной энергетики и других современных глобальных технологий возникла новая ситуация, в которой ключевой категорией инженерной деятельности становится ответственность. Она становится нормативным требованием к инженерной компетентности.

 

Задание 1

Известный канадский инженер Эдвард Крик утверждал: «Важную часть работы инженера составляют определение и оценка новых технических задач. <...> Инженер должен определить, как люди будут применять разработанные им приборы<...>. Он обязан также предвидеть тот эффект, который вызовет появление в продаже, например, механической зубной щётки. Таким образом, деятельность инженера в большой степени зависит от нужд общества, признания полезности его изобретений и того, как эти изобретения помогают людям. Эта заинтересованность вместе с экономической стороной деятельности инженера делают его работу не столь уже сугубо технической <...>, как предполагают непосвящённые»[5].

Выберите любой технический проект из предметной области, связанной с Вашей специальностью, и, опираясь на размышления Э. Крика, опишите его нетехнические аспекты.

 

 

Задание 2

В одной из своих работ Ж. Эллюль анализирует интересный пример:

«Во Франции пропагандировали расширение телефонной сети. Удвоили в течение десяти лет число обладателей телефонов. Сегодня подключено к работе двадцать миллионов аппа­ратов. К несчастью для уровня управления, констатируется бедствен­ная ситуация: французы не звонят! Статистика на 1982 г. дает 1,3 соединений в день на один аппарат. Что явно незначительно, что же тогда, приостановились? Вовсе нет. Эту информацию убирают и тех­ники решают, что нужно достигнуть цифры в двадцать пять милли­онов аппаратов в 1985 г. То есть практически один аппарат на каж­дую семью. Но это будет означать новое снижение среднего уровня пользования телефоном. Тогда, чтобы компенсировать этот дефицит, выдвинули идею создавать ситуации, при которых французы будут вынуждены звонить. И это — один из важнейших мотивов создания системы, ради которой развернули усиленную международную про­паганду — телетель. Это предполагает комбинацию телефона, компь­ютера и телевизора (а чтобы развивать систему, предлагают бесплат­но снабжать столами для компьютеров). Благодаря этой системе вы можете одним телефонным звонком соединиться с номером телефона вашего корреспондента, получить расписание поездов и самолетов, узнать цены на рынке, программы кино и телевидения... Но нужно заставить пользователя эксплуатировать эту систему. И вот уже рас­сматривают очень серьезно вопрос о ликвидации печатных ежегод­ников—справочников телефонов, расписания железных дорог и дру­гой информации... Пользователь, следовательно, будет вынужден зво­нить по телефону, как только ему понадобиться какая—либо справка. И в это время средняя цифра использования телефона будет улуч­шаться. Будет оправдан неизбежный технический прогресс. Здесь мы как раз оказываемся в ситуации абсурда, диктуемого императивом использования наисовременнейших технических средств, в которых нет нужды»[6].

Приведите какой-либо пример сформированной техническим прогрессом потребности и попробуйте описать процесс ее создания.

 

Задание 3

Манифест трансгуманиста[7].

Тело моё не имеет значения. Оно - лишь слабый и устаревающий интерфейс моего мозга с реальным миром. Его можно будет заменить металлом, пластиком и полупроводниками. Кому какое дело, питаюсь я органикой или электрическим током? До этого нет дела даже мне. Но пока тело моё незаменимо, я буду кормить и поить его, ибо полезный инструмент должен содержаться в порядке.

Мозг мой не имеет значения. Он - лишь медленная и устаревающая аппаратная платформа для моей психики. Его можно будет заменить набором интегральных схем. Кому какое дело, память моя - биохимия РНК или состояния триггеров? До этого нет дела даже мне. Но пока мозг мой незаменим, я буду беречь его и давать ему отдых, ибо полезный инструмент должен содержаться в порядке.

Психика моя не имеет значения. Она - лишь глючная и устаревающая ОС для обработки меметической информации. Её можно будет переписать с нуля на нормальных языках программирования. Кому какое дело, возбуждают меня округлые женские формы или строгие линии механизмов? До этого нет дела даже мне. Но пока психика моя незаменима, я буду радовать её общением и игрой, ибо полезный инструмент должен содержаться в порядке.

Кто же я?

Я - сосредоточие идей. Я - автомат по переработке данных в знания. Я - область взаимодействия метапрограммирования, либертарианства, трансгуманизма и сотен других сложных мемов. Остальное - лишь инструменты, которые, впрочем, частенько берут надо мной верх:-)

Для справки: «Трансгуманизм - это междисциплинарный подход к пониманию и оценке возможностей преодоления биологических ограничений посредством технологического прогресса, в том числе путем модификации и «апгрейда» человека»[8].

Прокомментируйте этот манифест с точки зрения тех социальных изменений, которые потенциально возможны. Хотели бы Вы «апгрейдить» свои тело и психику?

Считаете ли Вы, что синтез человека с техникой и продуктами инженерной деятельности – новая форма жизни и возможный путь развития человечества?

 

 

Задание 4

Очень часто появление технических инноваций приводит к серьезным социальным изменениям, создавая новые виды социальных отношений и социальной структуры. При этом одно изобретение может служить источником множества эффектов. Вот что об этом писал известный американский ученый Уильям Огборн: «…источником большинства современных социальных изменений, на сегодняшний день является материальная культура. Изменения в ней приводят к изменениям социальной организации и обычаев. Однако последние изменяются гораздо медленнее, и, следовательно, мы живем в период адаптации»[9]. Например, такую роль в современной культуре сыграло появление автомобиля. Он послужил становлению гигантской промышленности, сократил время передвижении, реорганизовал рыночные отношения, повлиял на человеческие ценности, создал условия для строительства дорог, приблизил к городам пригороды, изменил систему досуга и имел многие другие социальные последствия.

Приведите пример любого другого технического изобретения, повлекшего за собой серьезные социальные трансформации, и назовите и опишите их.

Как пример можно привести изобретение телевизора или радио. Эти изобретения повлекли за собой возможность влиять на мнения и восприятие мира людьми.

Задание 5

Хорошо известно, что структура любой системы представляет собой организацию связей и отношений между подсистемами и элементами системы, а также собственно состав этих подсистем и элементов, каждому из которых обычно соответствует определенная функция. Разумеется, структура любой системы выстраивается в зависимости от тех задач, которые данная система решает. Одна и та же система может быть описана с помощью разных структурных моделей. Так, например, один из способов описания структуры профессиональной культуры может быть таким: «В структуру профессиональной культуры включают: интеллектуальную культуру специалиста; способ соединения человека с технологией производства; модель трудового поведения; образцы, нормы, ценности общей культуры коллектива, отражённые в поведении эталонных групп. Инфраструктурой развития профессиональной культуры являются механизмы вовлечения, идентификации и институционализации индивидов занятых данной профессией. Исключительную роль в профессиональной культуре играет интеллектуальная культура личности; она обеспечивает гибкость мышления, а также адаптацию к изменяющимся условиям труда и жизни»[10].

Постройте собственную модель (словарную или графическую) структуры инженерной культуры, опираясь на приведенный образец (можно добавлять другие элементы и показывать связи между ними).

 

 

Задание 6

Неотъемлемой характеристикой инженерной деятельности является ее творческий характер. Существуют разнообразные методики активизации творческого потенциала человека вообще и инженера, в частности. Первым этапом реализации подобных методик всегда выступает развитие творческого воображения и умения выходить за поставленные рамки. В качестве тренировки этих характеристик решите задачу: «Один петербургский школьник случайно попал на остров, населенный свирепыми туземцами, его схватили и потащили к высокой гранитной скале, похожей на огромный, ростом в пять этажей, зуб.

 

Скала называлась «Зуб мудрости». К ней была приставлена деревянная лестница, верхняя ступенька которой, окрашенная в красный цвет, находилась как раз на уровне вершины скалы. Мальчику дали понять, что лестница должна стоять, опираясь на скалу, а он должен встать на красную ступеньку и спрыгнуть с нее.

Причем выполнить прыжок необходимо в традиционном спортивном костюме племени — юбочке из папоротниковых листьев и, разумеется, без всяких технических средств. Надо ли говорить, что весь грунт вокруг скалы был сплошь усыпан острыми камнями. Если спрыгнешь и не получишь ни одной царапины — отпустим, ухмылялся вождь туземцев, нет — съедим. Или с «Зуба» или на зубок, подумал школьник и попросил полчаса на размышление.

Как выполнить условия туземцев?»[11].

Перевернуть лестницу, чтобы красная ступенька оказалась нижней.

 

Задание 7

Если описать социальное пространство с помощью системы координат высота-время, где «высота» будет описывать уровень социальной иерархии, а «время» - длительность достижения этого уровня, то любой социальный статус будет вписан в определенный фрагмент этого пространства (на рисунке изображен в виде заштрихованного прямоугольника). Попытайтесь построить все возможные траектории движения инженера в этом социальном пространстве.

 

 

Н
t

Задание 8

Здесь представлено описание социальных характеристик интеллектуального слоя дореволюционной России: «Интеллектуальный слой дореволюционной России был сравнительно немногочисленным. По данным переписи 1897 г. (единственные данные единовременного учета) он насчитывал примерно 870 тыс. чел (2,7%) самодеятельного населения, в т.ч.: ученых и литераторов — 3296, художников, музыкантов, актеров — 18254, учителей и начальников учебных заведений — 79482, учителей ремесел и искусств — 7,9 тыс., частных преподавателей — 68173, гувернеров — 11 тыс., врачей и начальников лечебных учреждений (в т.ч. военных и зубных) — 18802, фельдшеров, фармацевтов, акушеров — 49460, ветеринаров — 2902, инженеров — 4010, офицеров, топографов и военных чиновников — 52471, чиновников гражданских ведомств — 151345, адвокатов, нотариусов и их служащих — 12473, служащих железных дорог и пароходных обществ — 23184, почтово-телеграфных служащих — 12827, служащих частных промышленных и сельскохозяйственных предприятий 204623. К этому числу следует прибавить образованную часть купечества и промышленных кругов, духовенство, неслужащих дворян, отставников и пенсионеров, а также студентов и учащихся средних учебных заведений.

<…>Качественный уровень этого слоя был, в общем, весьма высок, ибо система образования, сложившаяся в России к тому времени, в тех ее звеньях, которые непосредственно пополняли своими выпускниками наиболее квалифицированную часть интеллектуального слоя (гимназии и вузы), находилась на уровне лучших европейских образцов, а во многом и превосходила их. Дореволюционные русские инженеры, в частности, превосходили своих зарубежных коллег именно по уровню общей культуры, ибо в то время в России на это обращали серьезное внимание, не рассматривая инженерную специальность как узкое «ремесло».

<…>Материальное обеспечение интеллектуального слоя в целом было достаточно удовлетворительным. Во всяком случае, оно соответствовало тому месту в социальной иерархии, которое он занимал. Правда, связь «образованного сословия» с собственностью была незначительной, огромное большинство его членов не имело ни земельной, ни какой-либо иной недвижимой собственности. В начале ХХ в. даже среди той его части, которая занимала самое высокое положение на государственной службе (чины 1–4 классов), не имело собственности более 60%, среди офицеров не владели собственностью более 95%. Зато жалованье и доходы лиц умственного труда от своей профессиональной деятельности были довольно высоки, в несколько раз превышая доходы работников физического труда. По основным профессиональным группам имеются следующие данные:

Инженеры. В МПС (министерство путей сообщения) начальники линий получали 12–15 тыс. р. в год, начальники служб — 5,4–8, начальники телеграфа — 3,3–4,8 тыс. В горном ведомстве начальники получали 4–8 тыс., средние чины — 1,4–2,8 тыс. В частном секторе заработки могли сильно колебаться. Например, из инженер-механиков, выпускников Киевского политехнического института 31,5% получали 1–2 тыс. р. в год, 25,2% — 2–3 тыс., 27,9% — свыше 3 тыс.

<…>В целом же в 1913 г. при среднем заработке рабочего 258 р. в год заработок лиц интеллектуальных профессий составлял 1058 р. (технического персонала — 1462 р.)»[12].

Опишите социальные характеристики современного инженера. Что изменилось? Каковы на Ваш взгляд причины этих изменений?

 

Задание 9

Кодекс профессиональной этики Инженера АТЭС[13]

Общие положения

Кодекс профессиональной этики Инженера АТЭС в России (далее – Кодекс) определяет основные моральные принципы творческой деятельности и взаимоотношений специалистов инженерных профессий, основанные на традиционных нравственных ценностях, истории и традициях советских и российских инженеров.

Использование высокого нравственного потенциала в деле формирования духовно богатой и высокопрофессиональной личности российского Инженера АТЭС должно стать основой его активной гражданской позиции, утверждению истинной ценности инженерной деятельности, умножению авторитета российского инженерного образования.

Базовые принципы профессиональной этики исходят из того, что свободный, творческий труд на благо человека, стремление к новаторству – дело чести и достоинства российских инженеров, главный мотив их профессиональной деятельности.

Основываясь на базовых нравственных принципах, уважая достижения прежних поколений, российский Инженер АТЭС нацелен на совершенствование существующих и поиск принципиально новых инженерных решений. Открытия, изобретения, рационализаторская деятельность, создание принципиально новой техники и технологий, внедрение инноваций с учетом нравственной составляющей – основа практической деятельности российского Инженера АТЭС.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...