Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 6. Социальные институты




 

Социальный институт представляет собой совокупность норм, предписаний, требований, которые связаны с определенной организационной структурой. С их помощью общество осуществляет контроль и регуляцию деятельности людей в наиболее значимых сферах общественной жизни.

 

Задание1

Перечислите социальные институты

Семья, государство, образование, церковь, наука, право.

Задание 2

Дайте определение понятию «институционализация» и охарактеризуйте институциональный подход О.Конта[25]

Институализация - процесс упорядочения общественных отношений, формирования стабильных образцов социального взаимодействия, основанного на четких правилах, законах, образцах и ритуалах.

Задание 3

Установите соответствие между сферами жизнедеятельности общества и примерами социальных институтов, присущих именно этой сфере.

 

   
   

 

Сферы:

Политическая сфера жизнедеятельности

Духовная сфера жизнедеятельности

Социальная сфера жизнедеятельности

Примеры:

1). образование, система здравоохранения, система социального обеспечения;

2). учреждения системы образования, науки, театры, музеи;

3) государство, парламент, правительство, судебная система.

 

Задание 4

Проанализируйте высказывание Сенеки о том, что «Общество – это свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого».

Можно ли социальные институты воспринимать как «свод камней»?

можно, поскольку многие из них зависят друг от друга – институт науки от образования, институт государства от института права и т.д.

Задание 5

Семья как социальный институт входит в нормативную структуру общества и представляет собой ценностно-нормативный комплекс, посредством которого регулируется поведение членов семьи - родителей и детей, определяются присущие им социальные роли и статус.

Укажите основные функции семьи

Репродуктивная; воспитательная; хозяйственно-бытовая; досуговая; эмоциональная; экономическая (экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи); функция первичного социального контроля; функция духовного общения.

Задание 6

На ваш взгляд, какую роль в современном обществе играет институт брака?

 

 

Задание 7

Опишите как исторически меняется отношение к институту брака (на примере 2-3-х эпох).

В Древнем Египте брак также заключался по экономическим или политическим соображениям. Часто в брак вступали братья и сестры, чтобы не делить наследственную землю или наследуемые семьей государственные посты.

Первая историческая форма моногамии – патриархальная семья – управляется отцом, включает его потомков, их жен и детей, а также домашних рабов.

В средние века для аристократии брак был политическим актом, лучшим средством увеличить свое влияние и могущество. То же самое отношение к браку существовало и среди цеховых мастеров средневековых городов и среди купечества.

К эпохе Возрождения и Реформации стали возможны браки, основанные на добровольном союзе. Одновременно стала распространяться и более либеральная точка зрения на брак.

Ренессанс, по существу своему революционная эпоха, стал «исключительным веком пламенной чувственности».

 

Задание 8

Проанализируйте на одном из примеров (на выбор: социальный институт школы, армии, церкви) социальный институт по следующим его признакам:

Название социального института
Армия
Признак Объяснение признака для выбранного социального института
выделение определенного круга субъектов, вступающих в процессе деятельности в отношения, приобретающие устойчивый характер; Молодые люди призывного возраста, годные к военной службе
имеет определенную (более или менее формализованную) организацию Государственное учреждение со строгой иерархией
наличие специфических социальных норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках социального института; Устав ВС РФ; различные положения по прохождению военной службы;
наличие социально значимых функций института, интегрирующих его в социальную систему и обеспечивающих его участие в процессе интеграции последней. Социализация института; военная подготовка; идеологическая подготовка; социальная помощь военослужащим до, после и во время службы.

 

Задание 9

Заполните таблицу

Институт Потребность Норма Статус, роль Организация
армия защита и нападение устав, тактика, стратегия военнослужащие Вооруженные силы
  образование   обучение Устав учебного заведения Учителя, ученики Школы, ВУЗы, ПТУ, колледжи
    наука знания методология   НИИ, лаборатории
  семья       родственники  

 

Задание 10

Укажите классификацию функций социальных институтов американского социолога Толкотта Парсонса и российского социолога Джорджа Ландберга, проанализируйте и сравните.

   
Джордж Ландберг Толкотт Парсонс
   
   
   
Выводы:    
   
   

 

 

   

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...