Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 11. Молодежь как социальная группа




Молодежь - социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной и психофизиологической зрелости, адаптации к исполнению социальных ролей взрослых. Возрастные границы размыты и подвижны, как правило, к молодежи причисляют людей в возрасте 14-30 лет.

 

Задание 1

Проанализируйте определение молодежи В.Т. Лисовского и И.С. Кона. Попробуйте на их основе дать свое определение.

В.Т. Лисовский: «Молодежь—поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет».

И.С. Кон: «Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации».

 

Ваше определение:

 

Задание 2

Проанализируйте, какое влияние и почему на становление личности молодого человека оказывают следующие факторы:

1. Образовательная система

Усвоение знаний в школе не сводится к количественному накоплению, расширению и углублению того, что ребенок знал до обучения. Новые знания не просто заменяют собой старые, они их изменяют и перестраивают; перестраивают они также и прежние способы детского мышления. В результате у детей появляются новые особенности личности, выражающиеся в новой мотивации, новом отношении к действительности, к практике и к самим знаниям.

Схематически этот процесс может быть представлен как путь от восприятия и понимания учебного материала к активной его переработке в сознании учащихся и к превращению усвоенных знаний в личное достояние ученика, т. е. в его убеждения. Отсюда ясно, что подлинное усвоение знаний завершается лишь тогда, когда знания ученика превращаются в факт его мировоззрения, т. е. изменяют взгляды ученика на окружающую действительность и отношение к ней.

2. Государственная идеология и политика

Государственная идеология, входя в систему государственности, легитимизирует деятельность ее властных структур. Государственная идеология, давая представление о лучшем устройстве будущего общества, к которому должны стремиться граждане, организует и регулирует поведение личности в обществе. Поэтому идеология, с одной стороны, направляет деятельность государственной власти, а с другой — управляет поведением индивидов.

3. Средства массовой информации

Массовые средства общения проникли не только в область нашего познания внешней действительности, они проникли в область нашего самопознания, они подсказывают человеку, каким он хотел бы быть, то есть формируют его стремления и в определённой мере показывают ему, как этого достигнуть, внушают ему пути и способы осуществления желаний.

4. Межличностные отношения

Для растущего человека определяющим является не только характер его ведущей деятельности, но и характер той системы взаимоотношений с окружающими его людьми, в которую он вступает на разных этапах своей жизни. Поэтому межличностные отношения подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим условием их личностного развития. Именно в этот период формируются нравственные ценности, происходит осознание самого себя и своих возможностей, возникает стремление стать взрослым, тем более что основными новообразованиями в подростковом возрасте являются сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении.

5. Культура

Любая культура обладает определенным набором социальных норм и разделяемых ценностей. Этот набор является общим для членов данного общества или социальной группы. По этой причине представители каждой культуры должны проявлять терпимость по отношению к этим нормам и системам ценностей. В связи с этим возникает понятие модальной личности, воплощающей в себе те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта. Таким образом, современное общество с помощью культуры стремится сформировать социабельную личность, легко идущую на социальные контакты, готовую к сотрудничеству.

6. Ценностные ориентиры

 

Задание 3

На основе факторов, влияющих на становление личности из Задания №2, создайте свою шкалу по степени их влияния на социализацию молодежи.

 

 

Задание 4

Назовите 7-10 жизненных ценностей. Расставьте их по степени важности для вас.

1. Азарт, развлечения и отдых.
2. Самоактуализация и самореализация личности.
3. Интересная, соответствующая жизненному предназначению и призванию работа.
4. Добрые и верные друзья.
5. Материально обеспеченная жизнь.
6. Свобода и независимость в суждениях и поступках.
7. Психическое и физическое здоровье.

 

Задание 5

Субъекты общественной молодежной политики – политические партии, общественные объединения, хозяйственные организации (корпорации) и конфессиональные объединения молодежи. Какой субъект молодежной политики, на ваш взгляд, действует наиболее эффективно и почему?

Наиболее эффективно могут действовать молодёжные общественные объединения – в основном из-за высокой уверенности в себе и «шила в заднице» у участников. Для участия в большой политике молодёжи может не хватать соответствующего опыта и доверия остального населения, как впрочем и в хозяйственных организациях; конфессиональные объединения, на мой взгляд, могут в лучшем случае вылиться в Церковь Летающего Макаронного Монстра, в худшем – в повёрнутых фанатиков.

Задание 6

«На современном этапе ценности российской молодежи существенно изменились по сравнению с ценностями предыдущих поколений. В отсутствие четких морально-нравственных ориентиров и представлений о том, какого типа личность востребована в современном российском обществе, ценностные ориентации молодежи развиваются во многом хаотически, находятся под противоречивым воздействием, с одной стороны, традиций народной культуры, а с другой - меняющихся социальных условий, неустойчивости, риска»


[35].

Согласны ли вы с этим высказыванием? Приведите примеры в поддержку своей позиции.

Основным критерием «хорошей жизни» сейчас является большой доход. В то же время, врачи, учителя, представители рабочих и прочих достаточно востребованных профессий получают гораздо меньшие зарплаты, чем распиаренные менеджеры всех цветов и раскрасок. Поэтому гонящаяся за образованием молодёжь выбирает то образование, которое позволит затем быстро заработать много денег, а не принести пользу обществу, и уж тем более не поспособствовать саморазвитию. На мой взгляд, неверно говорить что усиливается высокая требовательность к себе и задачи по овладению профессий – потому что должно свидетельствовать о (так или иначе) моральных принципах, а не материальных, как сейчас.

Задание 7

По данным кадровых агентств, на 2012 год среди молодежи самыми востребованными профессиями являются:

Менеджер по туризму

Специалист по рекламе и связи с общественностью

Инженеры-экологи

Менеджеры по организации корпоративных праздников и мероприятий

Работники в сфере маркетинговых и финансовых исследований

Менеджеры по управлению персоналом

Сотрудники в сфере оценки финансовых рисков

 

Какая тенденция прослеживается в выборе профессии современной молодежи? Какие перспективы ждут представителей инженерных профессий?

Наиболее желательными для выбора профессиями становятся профессии в сфере обслуживания и профессии типа "человек - человек". В то же время, это происходит из-за того, что молодёжь ориентируется на высокие доходы и коммерческие успехи, не в последнюю очередь из-за популярной идеи о том что можно получить "все и сразу", не прикладывая много усилий. В противовес, рабочие и инжинерные профессии теряют в поплуряности: так, в 2013м году в число самых востребованных специальностей в Минске вошли специальности плотника, водиителя, инженера и врача-специалиста.

Задание 8

 

С какими проблемами при трудоустройстве сталкивается выпускник вуза? В какой сфере и почему вы хотели ли работать?

Основной проблемой трудоустройства молодого специалиста является не поиск работы вообще, а поиск работы по специальности. Сложность устроиться на работу по специальности объясняется двумя причинами.

Во-первых, набор преподаваемых в вузах специальностей и профессий не соответствует запросам рынка труда.

Во-вторых, большинство работодателей ищут специалистов, имеющих практический опыт работы, а соискатели без такового ими не рассматриваются. В зависимости от полученной специальности молодому специалисту без опыта работы будет проще или сложнее устроиться на работу по специальности впервые.

Задание 9

Представьте, что вы создаете молодежного движение в Росси. Разработайте его концепцию по следующим направлениям:

 

Название  
Число участников  
Основная идея  
Программа движения    
Цели  
Атрибутика  
Методы участия в жизни страны    
Наличие иерархии  
   
   

Задание 10

Как вы думаете, почему в современной России молодежь практически разделилась на две части – одни участвуют в молодежных политических партиях, ведут активную митинговую деятельность. Другие – подчеркнуто, индифферентны к такого рода активности? Какие тенденции ждут молодежь в ближайшем будущем?


Литература

1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический словарь. – М.: Экономика, 2004. – 620 с.

2. Вебер М. Избранное. Образ общества. – М.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. – 768с.

3. Волков С.В. Интеллектуальный слой в советском обществе. - М.: ИНИОН, 1999. – 250 с.

4. Волков Ю.Г. Социология: учебник. – М.: Феникс, 2012. – 672с.

5. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н. Социология: учебник. – М.: Гардарики, 2008. – 512с.

6. Волосков И. В. Особенности социализации учащейся молодежи // Социологические исследования. - 2009. -№ 6. - С. 107 - 109.

7. Гидденс Э. Социология. – М.: Едиториал УРСС, 2005. – 632с.

8. Дик Н., Дик П. Культурология. Учебное пособие для вузов. Электронный ресурс: http://www.hrono.ru/libris/lib_d/dikkult05.php

9. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. – М.: Инфра-М, 2004. – 768с.

10. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 608с.

11. Кансузян Л.В., Панина Г.В. Методика и техника социологического исследования. – М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. – 80с.

12. Кильмашкина Т.Н. Конфликтология. Социальные конфликты. – М.: Юнити-Дана, 2009. – 288с.

13. Кравченко А.И. Социология: учебник. – М.: Проспект, 2012. – 544с.

14. Крик Введение в инженерное дело - М: Энергия, 1970. - 176 с

15. Мертон Р.К. Социальная теория и социальная структура. – М.: АСТ, 2006. – 880с.

16. Общая социология: Учеб. Пособие / Под общ. ред. А. Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА – М, 2007. – 654с.

17. Парсонс Т. Система современных обществ. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 270с.

18. Персикова Т.Н. Корпоративная культура: учебник. – М.: Логос, 2011. – 288с.

19. Пригожин А.И. Современная социология организаций. - М.: Интерпракс, 1995. – 296с.

20. Сорокин П. Социальная мобильность. – М.: Academia, 2005. – 588с.

21. Социальные сети от А до Я. Электронный ресурс: http://www.social-networking.ru/az/25/

22. Социология: курс лекций. Учебное пособие/под ред. Акимовой И.А. – М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. – 98с.

23. Степанов Е.И. Современная конфликтология: общие подходы к моделированию, мониторингу и менеджменту социальных конфликтов. – М.: ЛКИ, 2012. – 178с.

24. Фролов С.С. Социология организаций: учебник. – М.: Гардарики, 2001. – 384с.

25. Эллюль Ж. Технологический блеф // Перспективы мирового развития в западной литературе. Ч. 2. - М.: ИФРАН, 1990. – 523с

26. Юдин В. А. Инженер // Большая Советская Энциклопедия: В 30 т. - М: Советская энциклопедия, 1969-1978. Электронный ресурс: http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/

27. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. – М.: Омега-Л, 2007. – 567с.

28. W. Ogburn. Social Changes, 1933, р. 196 – Цит. по материалам сайта Американской социологической ассоциации. Электронный ресурс: http://www2.asanet.org/governance/ogburn.html


ОГЛАВЛЕНИЕ

МОДУЛЬ 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА    
Тема 1. Социология как наука. Основные этапы становления и развития социологии    
Тема 2. Место социологии в системе инженерного образования. Инженерная деятельность как социальное явление    
Тема 3. Прикладная социология    
Тест Модуль 1.  
МОДУЛЬ 2. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА    
Тема 4. Общество как система    
Тема 5. Социальные общности и группы    
Тема 6. Социальные институты    
Тема 7. Социология организаций    
Тема 8. Социальные изменения и социальная стабильность    
  Тест Модуль 2.  
МОДУЛЬ 3. СОЦИАЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ    
Тема 9. Социальная структура, стратификация и социальная мобильность    
Тема 10. Социальные конфликты    
Тема 11. Молодежь как социальная группа    
Литература  

 


[1]Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 608с.

[2] Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н. Социология: учебник. – М.: Гардарики, 2008. – 512с.

[3] Гидденс Э. Социология: учебник. – М.: Едиториал УРСС, 2005. – 632с.

[4] Юдин В. А. Инженер // Большая Советская Энциклопедия: В 30 т. - Москва: «Советская энциклопедия», 1969-1978. - http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/

[5] Э. Крик «Введение в инженерное дело» - М: «Энергия», 1970. - 176 с.- стр. 23 // Цит. по Иловайский И. В. Инженерное дело: введение в специальность. - http://tekne.narod.ru/engineerng.html

[6] Эллюль Ж. Технологический блеф // Перспективы мирового развития в западной литературе. Ч. 2. - М.: ИФРАН, 1990. – 523с

[7] Запись в ЖЖ http://savmaxru.livejournal.com/47524.html

[8] Официальный сайт Всемирной трансгуманистической ассоциации http://humanityplus.org/learn/philosophy/

[9] W. Ogburn. Social Changes, 1933, р. 196 – Цит. по материалам сайта Американской социологической ассоциации http://www2.asanet.org/governance/ogburn.html

[10] Дик Н., Дик П. Культурология. Учебное пособие для вузов. http://www.hrono.ru/libris/lib_d/dikkult05.php

[11] Автор задачи Юрий Гурин, а задача взята на сайте http://www.trizland.ru/task.php?id=1753&nav=1

[12] Волков С.В. Интеллектуальный слой в советском обществе. М.: ИНИОН, 1999. – 250 с. В электронном формате книга доступна на сайте историка С. В.Волкова: http://swolkov.ru/biblio.htm

[13] Сайт Российского центра сертификации и регистрации профессиональных инженеров АТЭС http://portal.tpu.ru/apec/certification/General/disciplines

[14] Кансузян Л.В., Панина Г.В. Методика и техника социологического исследования. – М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. – 80с.

[15] Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. – М.: Омега-Л, 2007. – 567с.

[16] Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. – М.: Инфра-М, 2004. – 768с.

[17]Социальные сети от А до Я. http://www.social-networking.ru/az/25/

[18] Рисунок взят с сайта: http://www.odn2.ru/bibliot/reut_pozitsionirovanie_kontrollinga.html

[19] Парсонс Т. Система современных обществ. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 270с.

[20] Там же

[21] Общая социология: Учеб. Пособие / Под общ. ред. А. Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА – М, 2007. - с. 166

[22] Там же.

[23] Мертон Р.К. Социальная теория и социальная структура. – М.: АСТ, 2006. – 880с.

[24] Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический словарь. – М.: «Экономика», 2004. – с. 235

[25] Социология: курс лекций. Учебное пособие/под ред. Акимовой И.А. – М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. – 98с.

[26] Пригожин А.И. Современная социология организаций. - М.: Интерпракс, 1995. – 296с.

[27] Фролов С.С. Социология организаций: учебник. – М.: Гардарики, 2001. – 384с.

[28] Персикова Т.Н. Корпоративная культура: учебник. – М.: Логос, 2011. – 288с.

[29] Кравченко А.И. Социология: учебник. – М.: Проспект, 2012. – 544с.

[30] Волков Ю.Г. Социология: учебник. – М.: Феникс, 2012. – 672с.

[31] Сорокин П. Социальная мобильность. – М.: Academia, 2005. – 588с.

[32] Вебер М. Избранное. Образ общества. – М.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. – 768с.

[33] Кильмашкина Т.Н. Конфликтология. Социальные конфликты. – М.: Юнити-Дана, 2009. – 288с.

[34] Степанов Е.И. Современная конфликтология: общие подходы к моделированию, мониторингу и менеджменту социальных конфликтов. – М.: ЛКИ, 2012. – 178с.

[35] Волосков И. В. Особенности социализации учащейся молодежи // Социологические исследования. - 2009. -№ 6. - С. 107 - 109.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...