Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контакт с клавиатурой и активность пальцев




Ранее указывалось на опасность потери контакта с клавиатурой, усиленной работы по укреплению пальцев. Как же избежать этой опасности?
По существу это не так уж и сложно. Надо понять только, что высокий подъём пальцев, сильный удар необходимы в подготовительных упражнениях, имеющих своей целью активизацию пальцев. Играть так целесообразно только в медленно темпе. В подвижных и быстрых темпах высокий подъём пальцев вреден, так как забирает много лишней энергии и препятствует беглости. Потеря естественного весового ощущения, утомляемость рук, наступает тогда, когда навыки медленной и крепкой игры механически переносятся на быстрые темпы.

Упражнения для выработки контакта с клавиатурой

• Рука до локтя кладётся на стол. Надо поднять палец и быстро ударить самостоятельным движением от пястья, затем проделать это другими пальцами. Затем сделать это на клавиатуре в медленном темпе. Подъём пальца энергичный, но нельзя допускать повторных подъёмов перед игрой. Не надо пугаться, если поднимутся и другие пальцы сопряжённые с ним. Направлять удар нужно в центр клавиши. Пальцевой замах зависит от индивидуальных возможностей руки, которая всегда должна оставаться свободной.
• Способ «игры трелями» (триолями) с акцентом на 1-й звук.
• Игра пунктирным ритмом в гаммах и аккордах.
• Упражнение для работы над гаммами. Гаммы нужно учить по-разному: forte, marcato, piano, leggiero, < вверх, > вниз и наоборот, полезно играть различными ритмическими мотивами: 1 + 3; 1 + 4; 1 + 5.
• Полезно проигрывать этюды и гаммы на крышке рояля.

Следовательно, поупражнявшись так, как было рекомендовано выше, нужно сразу же переходить к игре без подъёма пальцев и с включением веса руки (см. упражнения второе и третье в начале главы).
Контакт с клавиатурой в сочетании с активным и точным пальцевым ударом является фундамент фортепианной техники.
И, наконец, важнейшим музыкальным требованием является знание темпа и ощущение энергии движения разучиваемого этюда. Учащиеся должны стремиться к настоящему темпу, который может быть несколько большим или меньшим в зависимости от возможностей ученика и в пределах указанного автором обозначения. Ведь исполнение в настоящем темпе и является целью, ради которой происходит вся «черновая» работа. Напоминать об этом приходится потому, что встречаются учащиеся, у которых отсутствует внутреннее, мысленное представление о темпе. Они, собственно говорят, и не хотят играть в темпе. Они готовы подолгу, подчас с внешней добросовестностью, бездумно проигрывать, а вернее проигрывать «свои вещи», в невысказанном ожидании, что все как-нибудь образуется. Нет, не образуется! Когда дремлет голова, дремлют и пальцы!
Способы игры в быстром темпе должны претерпеть существенное видоизменение по сравнению с медленным. Это видоизменение вызвано простыми соображениями для того, чтобы играть быстро, надо играть «близко», для того, чтобы рука не уставала, нужно научится отдыхать во время игры. В быстром темпе преодолеть неравенство наших пальцев целесообразнее всего при помощи всей руки. При чём очень важно понять, что «слабыми» пальцами являются не только слабые от природы 4-й и 5-й, но и любые другие, поставленные в силу фактурных особенностей, в «неудобное» положение.
К быстрому темпу надо переходить постепенно. Если в медленном темпе наше сознание может руководить взятием каждого звука, то в быстром это – невозможно; сознание управляет взятием целых звучащих комплексов, групп звуков. Поэтому следует учить, небольшими отрывками в подвижных, но не слишком быстрых темпах. По мере выучивания увеличивается продолжительность отрывков, а также темп. Именно в это время нужно приспособиться к «рельефу» этюда, позаботиться об экономичности в движениях пальцев (без потерь в чёткости и звонкости); осознать «кто» и «где» нуждается в помощи, научится помогать этим пальцам лёгкими нажимами руки. Способ игры описан выше. Очень важна предусмотрительность: рука (кисть, локоть) должна «заранее» оказываться в таком положении, при котором пальцам будет удобно играть. Жизненный лозунг «слабым надо помогать», таким образом, становится и пианистическим лозунгом.

4. Работа над техникой в произведениях романтического и послеромантического типа
«Позиция» и метод технической фразировки

Обычно учащиеся сравнительно легко овладевают способами пальцевой работы. Зато гораздо труднее даётся им сознательная работа над движениями рук. Первое – единообразие и потому легко. Второе – многообразие и потому требует самостоятельного мышления, способности находить удобные игровые ощущения. Однако и здесь педагогическая мысль выработала ряд принципиальных установок, которые дают учащимся ключ для проникновения в суть встречающихся трудностей. О системе «ключей» и «отмычек» писали и говорили, её разрабатывали многие крупнейшие пианисты и педагоги, в частности, Бузони, Нейгаус. Вся современная методика посвящена разработке этих идей и доведению её до сведения учащихся, для которых самое трудное – это научится самостоятельно выбирать нужную «отмычку», решить, какие из известных способов работы и игры подходят к данному случаю. Речь, следовательно, пойдёт о том, как играть, какие движения руки применять, сколько о том, как мыслить, как сделать трудное лёгким, доступным, как добиться максимальной целесообразности в технической работе.
При позиционной игре очень большое значение имеет взятие последнего звука перед сменой позиции. Он берётся лёгким самостоятельным движением пальца. Нажим руки на последнюю клавишу вреден и может отяжелить перелёт на новую позицию. Самостоятельность пальцевого удара носит особый характер. Это – как бы трамплин для отталкивания руки: удар-отталкивание замедляет собой подготавливающий взмах и позволяет руке приобрести необходимую инерцию для успешного, прицельного перелёта.
Чтобы достигнуть ловкости при смене позиции, очень полезно играть последнюю пару нот «с удвоениями». Этот способ позволяет на выработке комплекса: чёткость, самостоятельность «последних» пальцев в позиции – мгновенный перелёт руки на новую позицию.

Об аппликатуре

Аппликатуру нужно выбирать в какой-то начальной стадии работы. Прежде всего, необходимо тщательно изучать редакционные и особенно авторские указания. Но не следует слепо, бездумно заучивать всё то, что написано в нотах. Встречаются – (и не редко?) неудачные, неудобные и антихудожественные (да, именно так, противоречащие художественному смыслу музыки!) аппликатуры.
Аппликатуру надо выбирать, играя в быстром темпе.
В быстрых пальцевых последовательностях нужно стремиться к тому, чтобы один и тот же палец употреблялся по возможности реже.
Учащиеся должны овладеть аппликатурной дисциплиной. Все знают аппликатурные требования в гаммах, арпеджио, аккордах, но несмотря на это многие нарушают их. Особенно часто приходится сталкиваться с заменой «слабого» 4-го «сильным» 3-м пальцем в арпеджио.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...