Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пользователи детских библиотек




РАБОТА БИБЛИОТЕКИ С ЧИТАТЕЛЯМИ – ДЕТЬМИ И ЮНОШЕСТВОМ

Рабочая тетрадь №5

по дисциплине “Библиотековедение”

учащегося 3 курса группы __________дневной формы обучения

по специальности 2-23 01 11

“Библиотековедение и библиография”

_____________________________________________

(ФИО)

 

 

Преподаватель______________________________

 

Могилев 2012
Составитель: И.А.Лесюкова, председатель цикловой камиссии библиотековедения,

преподаватель дисциплины “Библиотековедения” УО Могилёвский

государственный библиотечный колледж им. А.С.Пушкина”;

Т.В.Белевицкая, преподаватель дисциплины “Библиотековедения” УО

Могилёвский государственный библиотечный колледж им.

А.С.Пушкина”.

 

 

Рассмотрено и одобрено на заседания

цикловой комиссии библиотековедения

Протокол № 13 от 23.01.2012

 

Председатель

цикловой комиссии библиотековедения И.А. Лесюкова

 


СОДЕРЖАНИЕ:

1. Особенности работы библиотек с читателями - детьми ……………………..4

2. Работа библиотек с дошкольниками и читателями – детьми младшего школьного возраста.....…………………………………………………………………………..8

3. Работа библиотек с читателями - подростками………………………………16

4. Работа библиотек с юношеством…………………………………………..…..24

5. Работа библиотек с активом читателей - детей………………………………..28

 

 


ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ БИБЛИОТЕК С ЧИТАТЕЛЯМИ – ДЕТЬМИ

 

1. Детская библиотека.

2. Пользователи детских библиотек.

3. Педагогические требования, которыми должны руководствоваться в своей работе детские библиотеки.

4. Основные задачи детских библиотек.

5. Связь библиотек со школой, семьей в руководстве чтением детей.

6. Координация деятельности детских библиотек с другими социальными институтами.

7. Методы изучения интересов, потребностей читателей-детей в библиотеке

 

Детская библиотека–библиотека, обслуживающая детей до 14 лет включительно, их родителей, учителей, воспитателей и других пользователей, профессионально занимающихся вопросами детского чтения и детской литературы, культуры и информации для детей.

В Республике Беларусь библиотечным обслуживанием детей занимаются следующие библиотеки: школьные библиотеки, детские библиотеки - филиалы, библиотеки - филиалы семейного чтения (типа).

При центральной библиотеке - детский отдел, который организует работу с читателями-детьми, является методическим и координационным центром библиотек сети, которые обслуживают детей.

Детский отдел областной библиотеки - центр работы по обслуживанию детского читателя области, методический центр для библиотек области в работе с детским читателем.

В городе Минске действует единственная в Республике Беларусь Централизованная система детских библиотек, в состав которой входят Центральная детская библиотека, библиотеки-филиалы для детей и библиотеки семейного типа, обслуживающие детей и подростков минчан.

Работу с детским читателем библиотеки строят в тесной связи с общественно-политической, экономической, культурной жизнью Республики Беларусь.
Детские библиотеки активно участвуют в реализации: государственных программ: "Молодежь Беларуси"; национального плана действий по улучшению положения детей и охране их прав; областных программ ("Молодежь Брестчины"); районных и городских целевых библиотечных программ по различным направлениям деятельности ("Войди в природу другом», «Нашему веку - здоровое поколение", «Книга. Природа. Экология»).

 

Специализированность детских библиотек находит свое выражение в определении основного контингента пользователей, принципах формирования фонда документов, информационно-библиографического аппарата, организации библиотечной среды, специальной подготовке кадров и т.д.

Миссия детских библиотек состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям.

 

Основная цель детских библиотек – формирование и удовлетворение потребностей детей в интеллектуальном и духовном росте, самопознании и самообразовании; приобщение детей к чтению, к мировой и национальной культуре; пропаганда ценности чтения и книги; содействие интеграции детей в социокультурную среду.

Пользователи детских библиотек

Основным контингентом пользователей детских библиотек являются дети от рождения до 14-ти лет включительно.

Пользователями детских библиотек также могут являться родители детей, записанных в библиотеку, учителя, воспитатели, физические и юридические лица, профессионально занимающиеся вопросами детского чтения, детской литературой и библиотечным обслуживанием детей.

 

Библиотечное обслуживание детей строится на принципах дифференцированного подхода в соответствии с возрастными, психолого-педагогическими и индивидуальными особенностями развития личности ребенка. Руководители чтения дифференцируются в зависимости от их социальных ролей.

Педагогические требования, которыми должны руководствоваться в своей работе детские библиотеки:

1. Учет возрастных особенностей детей, при определении группы читателей:

I гр. - дошкльники и дети младшего школьного возраста (3 - 10 лет).

II гр. - средний школьный возраст (подростковый возраст: 11-14 лет)

III гр. - старший школьный возраст и юность (15-21 лет).

2. Дифференцированный подход к пользователям - детям с различными психологическими особенностями, успеваемостью в школе, уровнем воспитанности, увлечениями.

3. Учет детей с девиантным поведением, требующими особого педагогического подхода (дети склонны к праванарушэнняв, находящихся на учете в детских комнатах милиции и т.д.).

Основные задачи детских библиотек:

· Развитие и саморазвитие ребенка.

· Гармоничное сочетание социализации (освоения ребенком норм и ценностей общества) и субъективизации (развитие уникального внутреннего мира каждого ребенка).

Детская библиотека должна соответствовать потребностям растущей личности, предоставлять детям социально значимые информацию и документы, способствовать формированию интереса к чтению и пользованию библиотекой, информационной культуры и культуры чтения.

Фонды детских библиотек должны соответствовать потребностям и запросам растущей личности, критериям полноты предоставляемых источников, эстетическим и содержательным аспектам предоставляемой информации.

Детская библиотека – институт содействия социализации личности, ее формированию с помощью книги и чтения, приобретению навыков образования и самообразования, осмысленного досуга.

· Воспитание творческих способностей.

· Пропаганда ценности детства и детской субкультуры.

· Достижение «стандарта чтения», то есть того уровня читательской компетенции и читательского развития, который необходим для здоровья нации, для обеспечения ее интеллектуального, нравственного и эстетического развития.

Детская библиотека – культурно-просветительский центр для детей, который распространяет в доступной форме научно-популярные знания по всем отраслям науки и техники, историко-краеведческие, экологические, правовые знания, расширяя и дополняя информацию, получаемую в семье, детских дошкольных учреждениях, школах.

· Обеспечение открытости библиотеки для всех детей, создание равных прав и возможностей для детей всех социальных слоев общества, обладающих разными интеллектуальными и физическими возможностями.

· Создание условий, способствующих обучению детей и подростков основам информационной, информационно-коммуникационной грамотности.

Детская библиотека – центр детского чтения, приобщения ребенка к чтению и грамотному пользованию информацией на всех видах ее носителей. Важнейшей задачей детской библиотеки является формирование информационной культуры и культуры чтения, воспитание творческого критического отношения к тексту, его усвоению и применению в жизни.

· Обеспечение доступа пользователя-ребенка к объективной и всесторонней информации о мире в доступной и безопасной для него форме.

· Осуществление требования информационной безопасности и гуманистической направленности электронных продуктов, доступных детям.

· Развитие содержательного общения между пользователями, воспитание культуры общения.

· Развитие рекреационного и реабилитационного потенциала библиотеки, возможностей библио – и арттерапии, терапии творчеством.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...