Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И читателями-детьми младшего школьного возраста




1. Социально-психологические и возрастные особенности дошкольников и детей младшего школьного возраста. Характеристика чтения.

2. Особенности индивидуальной и групповой работы с читателями дошкольниками и младшими школьниками.

 

Социально-психологические особенности дошкольников:

1. Познавательность (возраст “почемучки”).

2. Неусидчивость - невозможность долго заниматься одним делом. Деятельность ребенка должна сменяться каждые 15 – 20 – 30 минут (в зависимости от возраста).

3. Развитие функций и форм речи; памяти.

4. Формирование нравственных понятий.

5. Эмоциональность, восприимчивость – сопереживание героям.

6. В дошкольном возрасте бурно работает воображение. Границы реального и виртуального миров зачастую не различаются. В этом возрасте ребёнок может начать рассказывать реально произошедшую с ним историю и незаметно для самого себя уйти в область фантазирования.

7. Память ребенка имеет избирательный характер - запоминает то, что привлекательно и увлекательно.

8. Мышление наглядно-образное, словесно-логическое осуществляется через яркие и интересные рисунки.

Период дошкольного детства часто называют временем символизма, так как логические мыслительные операции только ещё формируются в интеллекте, опираясь на внешние объекты. Символ, как мостик от одной реальности к другой, позволяет ребёнку в 4-5 летнем возрасте соединять объекты и понятия. Наиболее отчётливо это проявляется в детской игре. Совместно с игрой в этом возрасте развивается изобразительная деятельность, элементарный труд, зарождаются зачатки учения в форме освоения культурного наследия человечества – воспринимаются и запоминаются сказки, мифы, постигается музыка.

Характеристика чтения:

Предпочтение в чтении дошкольников занимают пестушки, потешки, песенку, стихи, сказки.
Любовь к чтению прывивается в семье с первыми книжками-картинками.
Это время пассивного чтения, когда ребенок "прочитывает" книгу на слух. От умения взрослых прочитать с четкостью сказку или стихотворение зависит много. Читающий выступает в роли артиста (смена интонации, тембр голоса). Ребенок должен получить удовольствие от чтения.

Для правильной оценки себя надо сначала научиться оценивать других. Лучшее развитие личности ребенка – это работа со сказками.
Таким образом, ко времени овладения грамотности ребенка уже закладывается потребность в чтении.

При рекомендации книг для детей этого возраста библиотекари должны ориентироваться на название, картинки, яркость произведения, и величину букв, объем произведения, материал из которого изготовлена книга.

Разнообразие книжной продукции для детей этого возраста:

 

 

 

 

 

Литература для дошкольников должна выполнять одновременно множество воспитательных задачь: учить добру и нравственности, воспитывать культуру речи, способствовать развитию умственных и творческих способностей.

 

СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА:

1. Словесно – логическое и понятийное мышление.

2. Фантазийность.

3. Эмоциональность.

4. Концентрация внимания.

5. Аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями.

6. Логическое запоминание.

7. Потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп.

8. Уменьшение импульсивных реакций.

9. Умение слушать.

10. Самостоятельность.

Младший школьный возраст, как любой другой, характеризуется рядом противоречий. Главное из них состоит в том, что ребенок одновременно тяготеет к двум противоположным позициям: ребенка и взрослого. С одной стороны, он все еще стремится оставаться ребенком, т. е. человеком, не имеющим обременительных обязанностей, живущим в свое удовольствие, опекаемым, ведомым, эмоционально и материально зависимым от взрослых, не несущим серьезной ответственности за свои действия и т. д.. С другой стороны, ему крайне важно стать школьником, т. е. человеком ответственным, самостоятельным, трудолюбивым, обязанным выполнять свой долг перед взрослыми и своим будущим, подавляющим сиюминутные желания, и пр.

Младший школьный возраст - это период, когда ребенок совершает принципиально важный шаг в процессе выделения себя из мира близких взрослых.

Эмоционально-нравственные отношения в младшем школьном возрасте еще недостаточно дифференцированы. В то же время, наряду с проявлением таких важных нравственных чувств, как чуткость, щедрость, готовность помочь и защитить, повышается эмоциональность - условие формирования у детей склонности к сочувствию, сопереживанию; воспитания отзывчивости, доброты, милосердия, стремления к справедливости и других свойств, которые становятся основными элементами нравственных убеждений.

Духовный мир младшего школьника знаменует собой начало «восхождения к понятию».

Характеристика чтения:

Очень часто выбор книг у младшего школьника, как и в дошкольника - ситуативная, спонтанная. Ориентируются дети в основном на название книги, ее внешний вид, иллюстрации. В это время включается фантазия и воображение, школьник строит предположения о содержании произведения. Для многих маленьких читателей большое значение в произведениях имеет отдельная фраза, образ героя. Поэтому младшие школьники воспринимают произведение не столько интеллектуально, сколько эмоционально.

Предпочтение в чтении младших школьников занимают сказки. С помощью героев сказок маленький читатель учится добру, дружбе, узнает мудрость жизни.
Примеры:__________________________________________________________________

 

 

 

 

Рассказы о сверстниках, школьной жизни, дружбе.
Ситуации, в которые попадают герои, дети могут наблюдать в жизни. Читатели узнают в персонажах своих друзей, либо себя.
Примеры: _________________________________________________________________

 

 

 

 

 

Рассказы о природе, животных.
Примеры: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Очень интересны маленьким читателям истории, героями которых являются животные, которые своим поведением напоминают детей (хитрят, шалят, дразнятся и др.).
Примеры:

 

 

 

Читатели - дети очень интересуются стихами о том, что видят каждый день вокруг себя: друзей, природу, собак, кошек.
Хорошие стихи легко запоминаются и остаются самыми яркими воспоминаниями детства на всю жизнь, учат добру, дружбе, любить жывотных и жить в гармонии с природой:

 

 

 

 

Очень популярна среди читателей младшего школьного возраста приключенческая литература, по которой сняты мультфильмы и фильмы:

 

 

 

 

Интересна читателям младшего школьного возраста справочная литература:
______________________________________________________________________

 

 


Привлекают читателей этого возраста и периодические издания, которые расширяют кругозор маленьких читателей:

 

 

Комиксы также популярны у читателей младшего школьного возраста. Комиксы восхищают рисунками, малым объемом текста, постояно концентрацией внимания.
Читатели младшего школьного возраста еще только собираются в плавание по океану книг. Нужно с детства привить интерес к чтению, потому что, от этого зависит дальнейшее формирование личности, кругозор и духовное развитие человека.

 

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И ГРУППОВАЯ РАБОТА
С ДОШКОЛЬНИКАМИ И МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

В детских библиотеках осуществляется активная воспитательная и просветительская работа с дошкольниками и младшими школьниками, направленность, которой очень широка: поддержка чтения детей, патриотическое, эстетическое, воспитание, экологическая просвещение, здоровый образ жизни, национальное возрождение, организация досуга детей и т.д.

Индивидуальная и групповая работа должна включать знания по психологии поведения дошкольника и младшего школьника. Актуальный девиз - "каждому читателю - нужную книгу в нужный момент". Поэтому, библиотекарю необходимо определить группы по увлечениям, по уровню подготовки, готовности читать и воспринимать текст.

Представление о читательских интересах детей (через индивидуальные беседы, наблюдения, беседы с родителями) является самым главным условием эффективности работы библиотекаря.

Экспресс-опрос, анкетирование «Хочу прочитать книгу, в которой.....". Полученные данные позволяют выявить не только книги, героев вызывающие интерес детей, но и определить уровень читательского развития.

Листок желаний - помогает маленькому читателю, с участием библиотекаря, выполнить самые заветные желания - радуют долгожданной книгой, массовым мероприятием по запросу читателя (примерный вариант "листка желаний" - "Если хочешь, чтобы золотая рыбка из сказки стала реальным явлением, обратись в библиотеку с тремя желаниями, связанными с книгой, а мы постараемся их выполнить").

 

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

Очень важный момент для ребенка - это его первое посещение библиотеки и приобретение статуса "читатель". Поэтому, первое впечатление о библиотеке и библиотекаре окажет влияние на дальнейшее отношение к этому учреждению.

Беседа при записи маленького читателя в библиотеку должна быть очень интересной и познавательной.
Значительное влияние на маленького читателя оказывает рекомендательная беседа, при помощи которой библиотекарь не только помогает выбрать конкретную книгу, но и вызвать интерес к ней. Характер рекомендательной беседы зависит от запроса читателя, его возраста, настроения и т.д.

Беседа о прочитанной книге проводится при возвращении читателем литературы. Вопросы к маленькому читателю не должны быть "экзаменационные", а должны приглашать к разговору. В дошкольном и младшем школьном возрасте воспитание книгой, чаще всего идет через подражание, имитацию. Ребенок хочет быть послушным, добрым, и потому ариентируется на персонажа книги, хочет быть похожим на него. Поэтому, разговор о прочитанной книге должен строиться так, чтобы помочь маленькому читателю правильно воспринять внутренний мир героя, сопереживать, проникнуть в суть переживаний персонажа.

Консультация – это рекомендации библиотекаря маленькому читателю, связанные с выбором литературы. Проводится возле выставок, катологов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...