Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Щитовидная и паращитовидные железы




Поскольку эпифиз соответствует абстрактному зача­тию, а гипофиз — абстрактному появлению первых признаков шевеления плода, то такие взаимоотноше­ния этих двух желез делают возможным вступление человека в жизнь. Третье замедление энергии проис­ходит в шее, в точке, которая соответствует абстракт­ному рождению/физическому зачатию: вступлению потенциального существа в физическую материю. Щитовидная железа играет роль в поддержании уров­ня обмена веществ и дыхании. Например, когда жи­вотные впадают в спячку, функционирование этой железы временно приостанавливается, что позволяет им успешно пережить этот период.

Карл Кёниг говорит о щитовидной железе:

Описываемый орган связан с дыханием, однако, эта связь не ограничивается только той силой, которая заставляет нас вдыхать воздух, а охватывает процесс дыхания значительно шире. Щитовидная железа — это орган, который заставляет каркас земного тела вдыхать человеческую душу… с помощью тех же средств, с помощью которых человеческая душа про­буждается внутри тела.

Брошюра о психическом целительстве также опи­сывает область горла как точку зачатия и формиро­вания тела человека:

Древние всегда знали, что этот центр [горло] отвечает за созидание [или творение человека]. … Этот особый центр активности является посредником для нервных импульсов и для медленных вибраций, которые образуют плотную ткань внутри физического тела.

Таким образом, щитовидная железа служит ворота­ми между абстрактным и реальным, а дыхание, которое она регулирует, дает жизнь телу. На с. 40–41объяснялось, что шея является мостом, связующим звеном между разумом и телом, через которое должно прохо­дить дыхание. В дополнение к этому, паращитовидные железы поддерживают в равновесии ритм вдоха и вьщоха. Как говорит об этих маленьких железах Кёниг: «Этот ритм дает человеку равновесие, в котором он нужда­ется, чтобы раскрыть земное состояние сознания».

Тимус

Расположенный вблизи сердца тимус ведет нас от зача­тия в стадию постзачатия. Одна из главных функций этой железы заключается в преобразовании незрелых иммунных клеток в то, что мы называем Т-клетками. Эти Т-клетки являются неотъемлемой частью здоровой системы иммунитета, поскольку они проникают во все части нашего организма в поисках чужеродных, потен­циально опасных агентов. Хелперные Т-клетки первы­ми бьют тревогу; киллерные Т-клетки разрушают опу­холевые и инфицированные вирусами клетки; супрес­сорные Т-клетки «играют отбой» когда опасность ми­новала. Иными словами, явление, которое обнаружива­ется в области сердца и имеет непосредственное от­ношение к саморазвитию, — это способность защитить себя, обеспечить телесную форму, в которой мы пред­ставлены, средствами, которые позволяют сражаться и побеждать самого себя, не прибегая к посторонней помощи. Поскольку тимус непосредственно связан с энергией сердца, его полноценное функционирование зависит от любви. Если мы чувствуем себя ожесточен­ными, разгневанными, полными ненависти или презре­ния по отношению к себе или окружающим, то наша способность сражаться с инфекциями и болезнями сни­жается. Если мы чувствуем себя любящими, сострада­тельными, великодушными и миролюбивыми, сопротив­ляемость будет значительно возрастать.

От деятельности тимуса зависит также способ­ность спать. Так как энергия вступает в физическую сферу, то сон усиливает концентрацию энергии на саморазвитии, которое имеет место в области груд­ной клетки. Это можно наблюдать на примере плода или маленького ребенка, который большую часть вре­мени на ранней стадии жизни проводит во сне.

Надпочечники

Расположенные над почками эти железы соответству­ют точке появления первых признаков шевеления плода, и поэтому, когда мы сталкиваемся с ситуацией «бежать или сражаться», они вырабатывают гормон адреналин. Подобно тому, как точка появления первых призна­ков шевеления плода в модели беременности играет роль центрального стержня в качелях между нашим внутренним и внешним миром, так и адреналин сти­мулирует принятие решения: спасаться (бежать и уйти в себя, вместо того, чтобы проявить храбрость и противостоять опасности) или сражаться (обратиться вовне и противостоять опасности, независимо от внут­реннего предостережения). Этот гормон позволяет нам справляться с различными истощающими и стрес­совыми эмоциями в отношении к себе и другим.

Надпочечники оказываются незаменимыми в поддер­жании уровня сахара в крови и артериального давле­ния. Это соответствует роли точки появления первых признаков шевеления плода, как моста между личными и общественными сторонами нашей природы: здесь мы и находим надпочечники, которые регулируют состав и баланс крови (энергии любви) по мере ее движения от личной (грудная клетка) к общественной (живот) части нашего существа. В процессе очищения крови почкам часто приходится удалять из нее отрицательные эмоции, такие как гнев и страх; поэтому при накоплении избы­точного количества энергии отрицательных эмоций может возникнуть раздражение мочевыводящих путей.

Половые железы

Яичники у женщин и яички у мужчин относятся к таким стадиям беременности, как предрождение и рождение, т.е. вступления в отношения и возникно­вения как отдельного существа. Они обеспечивают наше продолжение через воспроизведение, поддер­живая, таким образом, связь с физическим миром. Они представляют собой конец нашего путешествия, спуск на землю, последнее понижение частоты виб­рации. И в то же время они являются началом наше­го восхождения. Рождаясь, мы получаем возможность продвижения к бесконечному.

Половые железы представляют разделение себя с другими посредством нашей сексуальности. Эзотерич­ные восточные учения включают многочисленные упраж­нения, в которых сексуальная энергия используется как средство восхождения к более высокому уровню постижения, как это можно видеть в Тантре. Здесь происходит осознание огромной силы сексуальности; эта сила может использоваться в целях истинной любви и духовности, но ею можно и злоупотреблять или исполь­зовать неправильно, и тогда она приведет к вырождению и болезни (когда мы злоупотребляем силой и равнове­сием природы, мы нарушаем покой — «ease» и созда­ем «нарушенный покой» — «dis-ease», то есть болезнь). Когда на сексуальную активность расходуется избыточ­ное количество энергии, то, вероятно, соответственно уменьшается расход энергии на духовную деятельность.

Глава 3 ЧАКРЫПостичь систему чакр — значит постичь себя. Свами БранхамандаРис. 5. Чакры.
САХАСРАРА ЧАКРА ЧАКРА ТЕМЕНИ
АДЖНА ЧАКРА ЧАКРА ТРЕТЬЕГО ГЛАЗА (центра лба)
ВИШУДХА ЧАКРА ЧАКРА ГОРЛА
АНАХАТА ЧАКРА ЧАКРА СЕРДЦА (груди)
МАНИПУРА ЧАКРА ЧАКРА СОЛНЕЧНОГО СПЛЕТЕНИЯ
СВАДХИСТАНА ЧАКРА ЧАКРА КРЕСТЦА
МУЛАДХАРА ЧАКРА ЧАКРА КОПЧИКА

Мы видели в предыдущей главе, в разделах о пренатальной модели и эндокринных железах, энер­гия стремится от зачатия на уровне головы к нашему рождению в области половых органов. Это есть нис­хождение из абсолюта; на каждом уровне происходит понижение частоты вибрации до тех пор, пока мы не вступим полностью в реальный мир. Такое рождение не только подразумевает физический процесс, но и символизирует нашу способность дать жизнь новым сторонам своего существа: психологическим, эмоциональ­ным или духовным. Это ясно отражено в системе чакр.

Все восточные мистические учения содержат под­робные ссылки на то, что мы называем семью чакра­ми или энергетическими центрами, соответ­ствующими семи специфическим областям, доступным через позвоночник. Хотя чакры сами по себе не являются физическими структурами, но, будучи непосредственно связанными с разумом и телом, они имеют отношение к физическим, эмоциональным, умственным и духов­ным сторонам нашего существа. Они связаны также со всеми железами эндокринной системы, регулирую­щими разнообразные функции организма. Эндокрин­ные железы, в свою очередь, связаны с головным мозгом и являются промежуточным звеном между мозгом и телом. Поэтому чакры действуют как про­водники, соединяющие части физического тела с со­ответствующими им эмоциональными или умственны­ми состояниями, а также с энергиями самих чакр. Это пример непосредственных взаимоотношений между телом и разумом.

Чакры начинаются у основания позвоночника и поднимаются вверх. Они возносят нас от приземлен­ного опыта, который символизируется половыми орга­нами, к наивысшему, который заканчивается просвет­лением, самым возвышенным состоянием практиче­ского разума в области темени на голове. Поэтому точка темени представляется входными воротами ра­зума, начинающего свой нисходящий путь (что соот­ветствует абстрактному зачатию, эпифизу), и тем, что «обращено к стране духа». Таким образом, мы можем видеть, как в модели беременности происхо­дит движение от зачатия к рождению, проходится путь от осознания себя к осознанию отличного от себя (отношений); в то же время движение через чакры происходит от осознания отличного от себя к осознанию своего «Я» и растворению индивидуального «я» в космическом «Я». Следовательно, каждая часть нашего тела отражает движение энергии как сверху вниз, так и снизу вверх.

Обычно самые высокие чакры остаются закрыты­ми или функционируют на минимальном уровне. Тре­буются специальные познания и настойчивость, чтобы они смогли открыться и дать нам возможность до­стичь возвышенного сознания. Для исследования чакр требуется очень глубокий уровень развития. Здесь мы рассматриваем духовную сторону нашей природы, которая стремится за пределы земного к исполнению своего высшего предназначения. Мы ведь не для того приходим сюда, чтобы только рождаться, есть, рабо­тать, спать, размножаться и умирать? При изучении языка разума тела мы уже вступили в мир метафизи­ки, причины и следствия, магии позитивных и нега­тивных мыслей, мы хотим постичь скрытые значения. По мере вхождения в семь видов сознания, представ­ленных чакрами, мы можем еще дальше продвинуться в самопостижении и увидеть глубинный смысл за пределами того, с чем сталкивались раньше.

Чакра ассоциируется с цветком лотоса, и такая символика очень важна. Для духовного роста мы должны пройти три различные стадии, каждая из которых отражает наше существование на определенном уровне сознания. Эти стадии включают: неведение или за­блуждение, целеустремленность или решимость, про­светление или просвещенность. Лотос также прохо­дит три стадии развития: из грязи через воду к воздуху. Грязь отражает наше невежество, неосве­домленность, но именно здесь находятся корни лото­са. Затем он прорастает через воду в своём стрем­лении достичь поверхности, и это есть наша целе­устремленность, решимость расти. В конце концов лотос достигает воздуха, и солнце помогает цветку раскрыться. Это стадия просветления или просвещен­ности. Следовательно, лотос является символом наше­го роста от низших состояний невежества и заблуж­дения к высшим состояниям мудрости и откровения. Как раскрывшийся цветок лотоса свободен и от гря­зи, и от воды, так и расцвет нашей истинной приро­ды чист и незапятнан.

Муладхара Чакра

Первая чакра, Муладхара, что буквально означает «центр корня», расположена у мужчин внутри и посредине между мошонкой и анусом, у женщин — на 1–1,5 см во влагалище и на шейке матки. Она связана с поло­выми железами, поэтому имеет отношение, в первую очередь, к основам выживания и к простейшей энер­гии. Хотя слово «простейшая» может показаться неуме­стным, однако многие виды нашей современной дея­тельности до сих пор еще имеют эту природу: страх является нашей основной эмоцией, а забота о выжива­нии — главным занятием. Мир борется за то, чтобы каждому хватило еды, во многих странах бушуют вой­ны, нас захлестывают волны убийств, насилия, мы вы­ступаем против экологического загрязнения, вещизма и безработицы. Это в основе своей примитивные явле­ния, которые стимулируют реакции страха и агрессии.

Стресс, связанный с проблемами выживания, рож­дает не только страх, но также паранойю и себялю­бие, которые разрушают человеческую способность чувствовать себя уверенно и спокойно в этом мире. Значительная часть этих страхов и паранойи выража­ется через сексуальность, которая прибавляет чув­ство вины, стыда и раскаяния к списку эмоций, отно­сящихся к первой чакре. Ощущаемый здесь стресс может проявляться проблемами дефекации: когда мы сталкиваемся с угрожающей жизни ситуацией, может внезапно возникнуть понос или же в результате само­ограничения — запор. Первая чакра связана с обме­ном первичных потребностей и потребностей к вы­живанию, которые легко превращаются в соблазн вещизма и навязчивый эгоизм. Обращаясь с энергией этой чакры, мы должны осознать бессмысленность обладания вещами и научиться доверию, развить в себе гибкую, открытую и самоотреченную природу.

В этой же основной чакре располагается свер­нувшаяся кольцом змея, кундалини, — энергия, кото­рая восходит через все чакры к темени, вознося нас от земного к возвышенному. Эта чакра отражает грязь, из которой растет лотос, а значит — и источ­ник всей энергии. Основные предпосылки выжива­ния, все страхи, грехи и тревоги — и есть та почва, из которой мы можем устремляться вперед.

Свадхистана Чакра

Эта вторая чакра, соответствующая органам воспро­изведения и мочевыделения, расположена у основа­ния позвоночника. Она связана с селезенкой, подже­лудочной железой, а также половыми железами. Сло­во «Свадхистана» означает «собственное жилище, или местопребывание». Начинаясь у основополагающих проблем выживания, эта чакра соединяется с энерги­ей воспроизведения и выделения, привнося желание в действие: сексуальное желание и чувственное на­слаждение в сочетании со слепым стремлением к ситуации, доставляющей удовольствие.

Баланс этой чакры отражается в балансе сексу­альной активности; напряжение или противоречие создают сексуальный конфликт, который приводит к дисбалансу. Сексуальность чувствительна и может стать доминирующим фактором нашей жизни, особенно из-за того, что на нее влияют многие межличностные отношения. Таким образом, развивается стресс и растерянность, и удовольствие уже никогда не бывает без боли. Из-за боли развивается сопротивление из­менениям, неспособность к спонтанным реакциям; возникает привязанность к существующей ситуации и непрерывный поиск все большего удовольствия, как будто это позволит избежать боли. Такая внутренняя позиция может отразиться в физических проблемах, которые возникают в половой сфере.

Поскольку эта чакра является вместилищем сексу­альности и основных инстинктов, постольку она явля­ется также вместилищем бессознательного, хранили­щем психических впечатлений, центром коллектив­ной и родовой памяти человека, то есть всего того, что побуждает и изменяет нашу низменную природу.

Позитивно обращаться с энергией этой чакры непро­сто, так как она глубоко скрыта внутри нас. Мы должны очень глубоко копать, чтобы вскрыть все впечатления и воспоминания, которые воздействуют на нас с самых разных уровней. Если мы способны это сделать, тогда, как можно было видеть ранее в этой главе, мы способны и дать жизнь новым сторонам своего бытия, развитию новых уровней постижения.

Манипура Чакра

Поднимаясь над низшими уровнями энергии, пред­ставленным первыми двумя чакрами, мы достигаем Манипура чакры — «Города драгоценностей», извест­ной также под названием «центра огня». Она распо­ложена на уровне пупка и восьмого грудного позвон­ка и связана с солнечным сплетением и надпочечни­ками. Это тончайший центр, который влияет на пе­реваривание и усвоение пищи, а также на выработку гормонов, особенно адреналина.

Манипура — это начало наших истинно челове­ческих качеств в противоположность основным жи­вотным инстинктам выживания и размножения. Здесь мы выходим на уровень сознательного постижения и умения различать. Манипура — это центр власти, контроля положения и эго или самоидентификации. Энергия этого центра имеет отношение к тому, лю­бят ли нас, обладаем ли мы властью. Именно здесь мы удерживаем наши страхи и неуверенность относи­тельно всего низменного, а также одержимость мыс­лями о собственном величии и удачливости. Это так­же зона адреналина — возбуждения жизнью, равно как и страха перед ней.

Так как наша личная власть имеет тенденцию к ограничению в пределах собственного мира и не простирается далеко во внешний, то, если наша энергия зафиксирована и функционирует в этой чакре, мы будем пытаться управлять или проявлять силу, станем властными и будем заставлять других соответствовать нашим представлениям. Это состояние эгоцентризма, в котором отсутствует возможность соединения или разделения себя с другими, из-за чего мы утрачиваем мир внутри себя. Эта область связана с точкой пер­вых признаков шевеления плода, определяющей либо конфликт, либо гармонию в отношениях между внут­ренним и внешним мирами.

Способность пройти через эту чакру и не стать рабом собственного эго — означает развить в себе понимание и уважение по отношению к чувствам и мыслям других людей, принять тот факт, что все мы различны и каждый прав по-своему. Это означает также способность использовать силу не для разрушения, а для созидания, с пользой для себя и собственного мира. Это означает осознание того, что эго — это иллюзия, а не фиксированное средство определения того, кто мы есть в этом мире, а, значит, оно не имеет реальной силы. Физические проблемы в области солнечного сплетения, следовательно, могут быть связаны с конфликтами власти и самоидентификации, которые представлены в этой чакре, а также со способностью принять жизнь в собственное бытие на таком уровне, чтобы осуществить свое предназначение в этом мире.

Aнaxama Чакра

Это центр сердца, известный также под названием «пространство внутри сердца, где поселилась чисто­та». Он связан с восьмым шейным позвонком и нахо­дится вблизи тимуса. Именно здесь мы видим разви­тие и выражение любви и страсти, а также возвы­шенных чувств сострадания и доброты. Если преды­дущие три чакры имели отношение преимущественно к миру тела, чувств и разума, то здесь мы переходим в высокие сферы. Эта чакра соответствует стадии постзачатия в беременности, развитию индивидуаль­ного. Поэтому здесь мы видим начало истинного ин­дивидуального опыта, возвышенного выражения инди­видуальности, освобождения от мирских влияний. Это состояние подлинного единства с другими, осознание того, что все мы — одно целое.

Это стадия развития бескорыстной любви. Здесь все низменные негативные эмоции трансфор­мируются в сочувствие и самоотречение, в сострадание и доброту. Это любовь без всяких ожиданий, без по­требности или стремления получить что-то взамен. Как утверждал Джон Харви в работе «Безмятежный разум» (John Harvey «The Quiet Mind»):

Кто-то, действующий во второй чакре, отрезает кусок шоко­ладного торта и говорит: «Это так вкусно! Я люблю такой торт!». А в третьей чакре он может вести себя как собствен­ник по отношению к другому человеку и утверждать, что это и есть любовь. Но любовь, постигаемая через сердечную чак­ру, ничего не требует взамен, как ничего не требует солнце взамен своего сияния.

Такое захватывающее влечение к самоотречению похоже на скрытый эгоизм: оно может привести к изоляции из-за того, что окружающие будут сомне­ваться в мотивах такого великодушия или доброты. Те, кто находится на пути духовного роста, осознают сокровенную красоту «сияния для всех», тогда как остальные могут проявлять подозрительность и пара­ноидальные реакции, и тогда отрицание проявляемых качеств может закрыть этот центр. Нужно огромное мужество, чтобы стать любящим и сострадательным человеком в нашем мире, потому что очень трудно быть не таким, как все. Но когда такой шаг сделан, внутреннее наслаждение становится всеобъемлющим.

Вишудха Чакра

Эта чакра связана непосредственно с шейным спле­тением позади яремной впадины, на уровне третьего шейного позвонка, она оказывает влияние на гортань и щитовидную железу. Как видно из пренатальной модели, область горла отражает мост между чисто абстрактным и относительным. Вишудха — означает «очистить», и именно здесь мы вступаем в стадию очищения; здесь лежит способность находить тонкую грань между осознанием и постижением того, что привносится в наше сознание с высоких уровней мудрости, с одной стороны, и бессмысленной болтов­ней нашего незрелого разума или эгоистичного мыш­ления, с другой. В индийской мифологии ее пред­ставляют лебедем с грациозной длинной шеей. Ле­бедь символизирует способность видеть разницу меж­ду молоком и водой, между истиной и невежеством, между мастерством и тщеславием.

В традиционных восточных текстах этот центр горла известен как место, вкушающее божественный нектар. Помимо собственно физической сущности, нектар рассматривается символически как духовная пища, получаемая посредством общения с божествен­ным словом, звучащим на высшем уровне. Он отра­жает состояние открытости и сознательности, в ко­тором каждый опыт служит уроком глубокого пости­жения себя и самоидентификации. Он должен руко­водить проявлением и интерпретацией общения.

В то же время, если мы лишены поддержки, любви или возможности сообщить свои эмоции дру­гим, то этот центр останется закрытым, вызывая стеснение и боль. Что же это такое, что мы не в состоянии полностью выразить? Какие эмоции удер­живаются в груди? Или полученный нами дар оказал­ся не обещанным нектаром, а чем-то невкусным и несъедобным? Или потребность в питании была ис­толкована как потребность в еде или других вещах, предложенных нам вместо истинно божественной любви и поддержки, которых мы жаждали?

Когда открывается центр горла, появляется спо­собность говорить истину. Нектар течет, и бескоры­стная любовь, переживаемая в сердечной чакре, на­ходит средства выражения.

Аджна Чакра

Аджна означает «командовать», и эта чакра известна как «Третий Глаз», или «Глаз Мудрости», поскольку она является глазом, который смотрит не столько во внешний мир, сколько в глубину трансцендентной мудрости. Здесь покоится знание и постижение исти­ны. Аджна Чакра связана с головным мозгом, она находится непосредственно позади точки, располо­женной между надбровными дугами, и соединена с гипофизом. А так как гипофиз представляет нисхож­дение разума, позволяющее ему проявиться в физи­ческой форме, то именно здесь разум восходит к бесконечности. Связь между этим центром и располо­женной выше чакрой темени делает доступным для человека высшее знание точно так же, как гипофиз внутренне связан с эпифизом в физическом проявле­нии человека.

Это чакра разума и усиленного самопостижения, блаженства, наслаждения и внутреннего видения. Эго, его направленный на себя образ деятельности и все окружающие его мятежные эмоции остались далеко позади. Причастность к материи и форме разреши­лась в свободу от желаний. «Третий глаз» являет способность ясно «видеть» все вещи путем их интуи­тивного постижения. Это подобно пробуждению от сна, от сна невежества, постоянно затуманивающего восприятие. И сейчас мы пробуждаемся к миру при­чины и следствия, к постижению того факта, что все явления зависят друг от друга, и мы можем видеть тончайшие законы, руководящие человеком на психи­ческом и духовном уровнях.

Caxacpapa Чакра

Хотя в физическом смысле она и не является чакрой, тем не менее, Caxacpapa обычно описывается как седьмая чакра, или Чакра Темени. Чакры существуют в сфере психики, тогда как Caxacpapa — за ее пределами; она есть вместилище расширенного осоз­навания. Caxacpapa располагается на голове в облас­ти темени, соответствуя эпифизу, который представ­ляет «вместилище человеческой души», путь к чисто­му разуму. Именно здесь осознается полное единство, отсутствие разделенности или двойственности. Это означает конец индивидуального существования, име­ни и формы. Это кульминация и высшая цель челове­ческого бытия.

Это наивысшее переживание описывается всеми религиозными учениями, использующими для его обо­значения разные названия: нирвана, самадхи, про­светление, причащение, небеса, Бог или космическое сознание. Оно достигается путем неустанных усилий и настойчивости после того, как исследованы и от­крыты все предыдущие шесть чакр. Это самое пре­красное и блаженное состояние единства и согласия со всей жизнью.

Прослеживая символику чакр, мы убеждаемся в том, как важна их последовательность. Мы восходим к вершине от наших стоп и ног, которые подобны корням, представляющим нашу родовую и коллектив­ную историю; через основные индивидуальные по­требности выживания из коллективного разума возни­кает индивидуальность, представленная в первой чак­ре. Во второй чакре начинается развитие сексуаль­ности и желаний. Затем в третьей мы развиваем самоидентификацию и личную силу. Это отражает конец низменной и начало возвышенной природы, и уже в четвертой чакре появляется тепло любви, со­страдание и самоотречение. Этот путь от осознания себя к осознанию других повторяет путь пренаталь­ной модели. Пятая чакра проявляет ясное и боже­ственное общение; тогда как шестая чакра есть про­явление неограниченного сознания и блестящего ра­зума. Седьмая чакра — это полная самореализация или просветление.

Глава 4
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Мир является сложным сплетением событий, в кото­ром связи различных вещей чередуются, перекрывают­ся или комбинируются, и таким образом определяют структуру целого.
Анон

Исходный момент в интерпретации языка разума тела, — это взгляд на то, что же не в порядке с телом на физическом уровне. Затем мы рассматрива­ем всю область, где локализуется проблема, будь то грудная клетка, живот, ноги, руки, — а также значе­ние этой области по отношению к модели беремен­ности, двигательному центру или центру деятельнос­ти. Какая сторона тела поражена: правая или левая? Насколько эта зона близка к эндокринной железе или центру чакры? Какова природа пораженной тканевой структуры? Может быть, это мягкие ткани, в которых появилось раздражение или напряжение; или твердые ткани, в которых возник перелом; или жидкости, которые выводятся из организма или задерживаются в нем? Все разнообразные аспекты каждой проблемы следует описать или перечислить с тем, чтобы полу­чить целостную картину.

Самое главное — определить, как ощущается по­раженная область или недомогание. Вникая в ощуще­ния, мы можем узнать связанные с ними эмоции. Какими словами мы пользуемся для описания этих ощущений? Имеют ли они определенный цвет, эмоци­ональную окраску, структуру или температуру? Очень часто внутреннее ощущение состояния и слова, кото­рыми мы пользуемся для его описания, многое рас­скажут нам о том, что происходит. Как ощущается растяжение мышц? Можем ли мы почувствовать натя­жение и напряжение в себе, которое они выражают? Я вспоминаю пациента, страдавшего от полиомиелита, которым обычно болеют маленькие дети. Он расска­зал мне, что после рождения младшего брата почув­ствовал себя эмоционально оставленным, «повешен­ным» собственной матерью. Позже он вспоминал, как лежал в больнице, будучи больным и ощущал себя так, как если бы его тело было просто повешенным, то есть, безжизненным и беспомощным. Не осозна­вая, он дважды использовал одно и то же слово для характеристики своих ощущений. По мере углубле­ния анализа он начал понимать, символом чего был для него полиомиелит и, следовательно, что он дол­жен сделать, чтобы уравновесить полученный в дет­стве эмоциональный импульс.

В теле проявляются бессознательные модели, то есть то, что не осознается или не признается разу­мом, а наоборот, отрицается или игнорируется. С сознательными моделями мы знакомы и, надеюсь, уме­ем обращаться. Бессознательные энергии пытаются известить нас о своем существовании, чтобы иметь возможность найти выход и разрешение; будучи изо­лированными, они взывают о помощи. Следовательно, имея свои собственные уникальные нерешенные воп­росы, каждый из нас имеет и собственный способ выражения разума тела. Поэтому в поисках един­ственного приемлемого подхода важно рассмотреть все разнообразные трактовки использовавшегося язы­ка. Например, повышенная потливость стоп может отражать высвобождение, выброс старых эмоций, но точно так же ее можно истолковать как признак избытка не осознаваемых в полной мере эмоций.

В поисках психологических и эмоциональных при­чин выражения нашего разума тела обычно бывает необходимо обратиться к периоду в 6—12 месяцев, которые предшествовали появлению физических про­блем. Что произошло в то время с кем-нибудь из родственников или с любимым человеком? Может быть, мы пережили шок или травму, которые оказались запрятанными глубоко внутри нас? Случались ли не­приятности на работе? Или это было нарастающее чувство гнева, неудовлетворенности или опасности? Или наша природа такова, что мы постоянно подвер­гаемся критике, чувствуем себя обиженными или игра­ем роль мученика? Разум пользуется телом только как последним средством для передачи сообщения. А до этого нарушение баланса проявляется только на внут­реннем уровне, и именно сюда мы должны обратить свое внимание и сознание. Это значит быть предель­но честными с собой, признавать истинные чувства в данной ситуации, даже если эти чувства кажутся не­гативными и неприемлемыми. Это значит заглянуть в самые темные и мрачные собственные уголки. Если энергия не осознается на внутреннем уровне, то она ищет способ проявить себя на уровне физическом. Чтобы освободить тело, мы должны распознать, при­нять и интегрировать внутренний конфликт. Если мы не можем найти причину в пределах предшествующе­го года, может оказаться необходимым взглянуть в отдаленное прошлое.

Я вспоминаю 46-летнюю женщину, Элизабет, кото­рая пришла ко мне со своими родителями. Она стра­дала невротической боязнью металлических предме­тов, а также ожирением, преимущественно в области живота и бедер. Мы выяснили, что оба эти состояния начались 23 года назад. Я спросила ее о том, что произошло в тот период, но она не могла вспомнить ничего существенного. Не в состоянии сдержать себя, мать Элизабет, в конце концов, вмешалась и объясни­ла, что тогда действительно кое-что случилось. Имен­но тогда Элизабет узнала, что ее муж, первый муж­чина, которого она по-настоящему любила и с кото­рым успела прожить только 6 недель, на самом деле был гомосексуалистом. Что это значило для Элизабет? Даже если муж продолжал ее любить как личность, все равно он отвергал ее как женщину, и в первую очередь — он отвергал ее сексуальность. Элизабет полностью похоронила это воспоминание. Этот акт отрицания самым непосредственным образом способ­ствовал развитию ее жировых отложений, которые служили подушкой в области сексуального проявления и позволяли ей избегать соприкосновения с замкнуты­ми внутри чувствами. Ее муж работал металлургом. Элизабет стала бояться металлических предметов.

Тело может также указывать на уже разрешенную внутреннюю проблему, поскольку ему требуется для изменений больше времени, чем разуму. Например, период сильного гнева мог разрешиться и пройти, а тело его по-прежнему переживает и проявляет, воз­можно, как нарушение баланса печени или селезен­ки. В этих случаях мы должны обратиться не к ближайшему, а к отдаленному прошлому, чтобы уви­деть, что же так расстроило нашу систему. Мы так­же должны посмотреть, нет ли других скрытых не­разрешенных вопросов, которые поддерживают сим­птомы или состояния, не позволяя им уйти. Готовы ли мы в действительности к тому, чтобы быть в порядке и освободиться от ограничивающего нас состояния, стремимся ли мы к этому? В главе 7 эти важные вопросы исследуются детальнее.

Возможно, нам сказали или мы сами считаем, что наши проблемы связаны с неразрешенным опытом прошлой жизни, с чем-то, что мы принесли с собой в настоящую жизнь. Это вполне вероятно. Существу­ет определенный ряд физических проблем, особенно у детей, которые не поддаются рациональному объяс­нению и представляются проторением чьего-то пути через данную личность. Но если мы пользуемся вли­янием прошлых жизней как оправданием собственно­го бездействия вместо изменения ситуации в настоя­щей жизни, то мы упускаем главное. Эти проблемы проявляются сейчас для того, чтобы мы их разреши­ли и позволили им уйти. В конце концов, мы ведь не хотим тянуть их за собой еще и в следующую жизнь! На самом деле не имеет значения, как далеко в прошлом возник неразрешенный вопрос, прошел ли после этого один год или несколько столетий: чтобы освободиться и выйти за пределы собственных огра­ничений, мы должны предпринять одни и те же действия.

Таким образом, мы можем руководствоваться определенными принципами и задать себе следующие вопросы:

Какая часть тела поражена, каковы ее природа и функция?

Какие используются внутренние ощущения и язык для описания проблемы?

Когда и в каких условиях впервые появились сим­птомы?

Какие прошлые долги или скрытые в памяти впе­чатления могут способствовать сохранению ситуации в настоящем?

Как только мы услышим то, что говорит наше тело, и определим внутреннюю локализацию подав­ленного конфликта, мы сразу же найдем подходящий способ освобождения от старых стереотипов и при­дем к новому пониманию. В главах 7 и 8 содержатся предложения и рекомендации, которые позволят най­ти способы врачевания и разрешения проблем, наи­более подходящие каждому из нас.

Глава 5
С ГОЛОВЫ ДО ПЯТ

Все, что существует на земле, существует в том или ином виде и во всех других измерениях реальности за пределами земли. Форма — это только одно выраже­ние того, что мы видим вокруг себя. Это выражение сдвигается и изменяется бесчисленным множеством способов, которые имеют непосредственное отноше­ние ко многим реальностям на всех уровнях. Нет ни одной вещи на земле, которая не существует на всех других уровнях реальности.
Анон

Во 2-й и 3-й главах были охарактеризованы основные модели, которыми пользуется разум тела для выра­жения внутренних конфликтов, замешательств и дисгар­моний. Теперь мы можем собрать все вместе, чтобы получить ощущение целостности. Прокладывая свой путь к разуму тела, мы можем достичь глубокого понимания его языка и получить навыки работы с ним.

Голова

Голова — это тот центр общения, в котором мы воспринимаем мир посредством слуха, зрения, вкуса и обоняния, а мир воспринимает нас посредством нашей речи и мимики. Все сенсорные впечатления и коммуникации локализуются в голове, так как здесь осуществляется «центральный контроль». Однако голо­ва — это значительно больше, чем просто центр коммуникаций. Как видно по модели беременности, голова также связана с предзачатием и чистой абстракт­ной энергией, которые символизируют этот период. Представленная здесь энергия — это разум, вступающий в форму из бесконечного, равно как и восходящий и воссоединяющийся с бесконечным. Все формы психи­ческих расстройств, следовательно, можно рассмат­ривать как действительно предначертанные потенци­альному существу уже до зачатия, как если бы при­входящая энергия, по мере вступления ее в материю притягивала бы к себе специфические психические состояния. Следовательно, существует прочная связь между нашими психическими чертами и конфликта­ми, с одной стороны, и духовной энергией, с другой.





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.