Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кроме того, учебные пособия выпускают по новым или элективным курсам.




Для студентов вузов выпускают такие издания, как курсы лекций и конспекты лекций.

Курс лекций включает лекции одного автора по дисциплине или взаимосвязанные между собою лекции нескольких авторов по нескольким вопросам одной дисциплины. Курс лекций является дополнением к учебнику и излагает в основном новый оригинальный материал. Лекции создаются на базе прочитанного материала. Курс лекций - авторская работа, раскрывающая конкретные проблемы, ставящая спорные вопросы, отражающая собственную позицию автора.

В лекциях проявляется творческое индивидуальное начало автора, так как в них раскрывается позиция автора по отношению к поставленным проблемам. Курс лекций может быть создан на основе диссертационного исследования как результат изучения актуальной проблемы.

Конспект лекций включает основные положения лекционного курса. Готовится по новой дисциплине или в дополнение к учебнику. Как правило, в нем рассматривают новые проблемы, раскрывают альтернативные решения, характеризуют оригинальные направления развития отрасли.

Среди вспомогательных изданий важное место занимают практикумы. К ним относят сборники задач, упражнений и контрольных работ, пособия, руководства по проведению лабораторных, практических, домашних работ, задания для проведения практических занятий, пособия, руководства по выполнению курсовых и дипломных проектов (работ), дневники наблюдений.

Практикумы направлены на закрепление знаний и умений, на формирование навыков практической работы, на овладение формами и методами познания, используемыми в данной сфере. Содержание практикума отражает основные аспекты учебного курса, повторяя теоретические и практические вопросы для детального их рассмотрения и закрепления. Практикумы могут состоять только из одних вопросов и заданий, включать дополнительно методические указания по их выполнению или материалы, разъясняющие наиболее сложные вопросы. Структура практикума отражает последовательность изложения материала, принятую в учебной программе.

Программированный практикум предназначен для самостоятельного изучения предмета и самостоятельного контроля усвоения обучаемым материала. Небольшие части материала в таком практикуме завершаются вопросами и заданиями, дающими возможность проконтролировать степень усвоения пройденного.

Хрестоматия - сборник текстов, иллюстрирующих содержание учебника. В хрестоматию включают документы, литературные произведения и фрагменты из них, а также методические указания, разъясняющие тексты, связывающие их с вопросами учебной дисциплины.

Книги для чтения издают в помощь изучающим иностранные языки. В них включают законченные произведения и фрагменты из них, позволяющие формировать навыки работы с иностранным текстом.

Учебные издания как целостный комплекс

Точки зрения подготовки изданий в печать важно понимание редактором связей и отношений между ними.

Каждая дисциплина учебного плана поддерживается комплексом взаимодополняющих изданий. Его называют учебно-методическим комплексом. Издания, входящие в учебно-методический комплекс, как сказано выше, решают разные задачи в зависимости от своего целевого назначения и характера включенной информации. Такой комплекс призван обеспечить необходимый и достаточный уровень знаний и навыков, которыми должен овладеть обучаемый. Качество связей между изданиями определяет характер их взаимодействия. Можно выделить прямые и косвенные связи, причем эти связи имеют управляющий или соподчиненный характер (схема 2):

При подготовке учебного издания необходимо учитывать его место в учебно-методическом комплексе. Содержание и форму каждого учебного издания необходимо анализировать с учетом других, входящих в учебно-методический комплекс дисциплины. Остановимся на этом подробнее.

Программно-методическое издание имеет прямую связь с обучающими изданиями и косвенную с учебно-методическими и вспомогательными изданиями. Управляющую связь находим между программно-методическими и обучающими изданиями, причем, первая группа управляет второй. Обучающие издания имеют управляющее значение для учебно-методических и вспомогательных. Зная характер связей, легко ориентироваться при анализе содержания учебных изданий. Так, учебник и учебное пособие, курс лекций, конспект лекции по содержанию органически связаны с учебной программой, их содержание отражает предметную область (ПО) программы. Наиболее полно предметную область программы охватывает учебник. Остальные обучающие издания отражают тот или иной фрагмент предметной области учебной программы (схемы 3а, 3б).

Учитывая это, редактор соответствующим образом оценивает полноту содержания произведений учебной литературы, сопоставляя различные по целевому назначению издания. Прямая управляющая связь обеспечивается полным соответствием содержания обучающих изданий учебной программе. При анализе обучающего издания редактор выявляет соответствие тематики и структуры произведения тематике и структуре программы или ее части. Разделы учебника должны полностью совпадать с разделами программы по названиям, соотношению объемов, последовательности.

Необходимо привлекать учебную программу и при анализе содержания других учебных материалов. Тут перед редактором стоит задача уяснить, как данный материал связан с программой и с учебником, и помочь автору выявить эту связь. Это обеспечивает комплексность системы изданий по данной дисциплине.

Информация учебника является базовой для учебных пособий, методических указаний, рекомендаций. Особенно важно проследить связь учебника с заданиями для самостоятельной работы. В последних особое значение приобретает дополняющий момент. Те ключевые, знаковые части учебника, которые должны быть усвоены обучаемым, необходимо отразить в материалах для самостоятельной работы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...