Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возрастные границы подвижны, так как одни дети взрослеют раньше, другие позже. Но это уже вопрос выбора книги для чтения, а не вопрос ее подготовки.




Кроме того, следует иметь в виду, что и читатели каждой возрастной категории развиваются, меняя свои интересы и пристрастия под воздействием постоянно меняющейся действительности. Это ставит перед редактором задачи постоянно изучать читателей, стараться понять особенности их запросов и отношения к миру и к книге в каждый конкретный период времени.

Мы рассмотрели специфику возрастных периодов читателей - детей и подростков.

Но в реальной издательской практике отечественного книгоиздания категории читателей рассматриваются более крупными группами. Выделяют дошкольный (от 3 до 7 лет) и школьный - младший (от 8 до 11 лет); средний (11-14 лет) и старший (14-18 лет) - возрасты. Ясно, что такая дифференциация не всегда может удовлетворять необходимости учитывать интерес и возможности восприятия содержания книги читателем. Моделируя издание, особенно при подготовке познавательной литературы, редактор должен представлять себе более конкретный круг читателей, ориентируясь на рекомендации специалистов в области дошкольной и школьной психологии и педагогики. Так, известно, что период детства необходимо рассматривать не только как период накопления знаний, формирования эмоций. Это время, когда мир предстает бесконечно новым, необычным явлением, которое постепенно и часто неожиданно раскрывает свои тайны, знакомство с которым вызывает порою в ребенке удивление. Эмоция удивления - важное свойство восприятия окружающего, которая участвует в управлении процессами познания и формирования интереса.

То, что представляется обыкновенным взрослому человеку, может вызвать в ребенке ощущение новизны, необычности, трансформируясь в эмоцию более длительную - интерес. Поэт сказал о детстве: «Это было время, когда луг, роща, ручей, земля и каждая обыденная вещь казались мне облаченными в небесный свет, ореол свежести мечты». Зная механизм формирования эмоции удивления, можно воздействовать на него, используя особенности книги. Эмоция удивления возникает, очевидно, тогда, когда в уже установившуюся систему бурно вторгается новый сенсорный импульс и дезорганизует данную структуру. Напомним, что понятие «сенсорный» произошло от латинского слова «восприятие, чувство, ощущение». Эмоция удивления вызывается прежде всего воздействием внешней среды, направленным на чувства субъекта и меняющим структуру его восприятия. Следовательно, применительно к книге можно разработать целый комплекс требований, которые были бы направлены именно на возбуждение сенсорного импульса у читателей различных возрастных групп. Так, и неожиданность формы, и неожиданность содержания произведения могут значительно усилить восприятие книги. Известно, например, что дети любят стихотворные, песенные произведения. Можно предположить, что эти произведения привлекают их своей непохожестью на обыденную речь. Ломка привычной структуры текста усиливает возможности его восприятия ребенком, поскольку необычность изложения вызывает эмоцию удивления. Ту же эмоцию может вызвать и необычная форма книги (книжка-картинка, книжка-игрушка), которая должна быть яркой, отличаться от других предметов либо общим видом, либо цветом и необычным пятном «врываться» в мир внешних впечатлений и восприятий детей.

Это особое свойство детства - способность удивляться, которая стимулирует восприятие различного рода информации, - необходимо учитывать при подготовке детской книги, стремясь к тому, чтобы за удивлением ребенок почувствовал интерес к чтению, к познанию через книгу окружающего мира.

Таким образом, читательский адрес изданий для детей - это и различные категории читателей, имеющих особый тип восприятия произведений литературы, который определяется возрастными особенностями детей, уточняет целевое назначение произведения в зависимости от задач обучения и воспитания, решаемых в тот или иной период развития детей.

Облсти предмета и социальных функций

Объектом изданий для детей являются произведения литературы для детей, причем предметная область изданий шире предметной области собственно литературы, так как реализуется не только в литературном произведении, но и в ппарате, иллюстрациях, в оформлении изданий. Следовательно, в предметную область изданий входит окружающая действительность, отраженная во всех элементах издания в целях раскрытия перед читателем этой действительности, объяснения явлений и характеристики объектов и людей, живой природы и материальной культуры, созданной человеком, которая представлена в форме, удобной для восприятия детьми. Содержанием издания являются знания о природе, обществе, человеке, искусстве, науке, технике и о других областях деятельности, отраслях знания.

Но категория предметной области издания охватывает не только собственно отраженные знания. В ее состав входит и отношение автора к окружающей действительности, его оценка событий и явлений, которая фиксирует специфику общественного сознания.

Отношение автора выражается в различных аспектах содержания и направлено на то, чтобы сформировать в читателе такое же отношение к действительности и такую же оценку, которая дана в издании. В этом - отличие предметной области издания для детей от предметной области издания для взрослого читателя: тут автор не только вступает в диалог с читателем, но и определенным образом ориентирует читателя в сложных вопросах, объясняет собственную позицию, влияя на него и реализуя тем самым воспитательные задачи издания.

Поэтому можно констатировать, что предмет изданий для детей отражает представления общества о системе знаний, необходимых в процессе становления человека, а также о структуре интересов детей в определенный возрастной период, об общественно необходимых и обязательных для данного этапа развития личности нравственных и эстетических оценках объектов и явлений.

Произведение литературы может рассматриваться в качестве объекта издания только в том случае, если предметная область этого произведения не утратила своей актуальности.

Содержание детской книги, как правило, отвечает представлениям общества о главных педагогических задачах соответствующего времени, определяется воспитательными идеалами, а также уровнем развития литературы. Так, первые шаги становления книги для детей связаны с задачами религиозного воспитания, поэтому основное место среди рукописных книг занимает религиозная литература. Кроме того, возникшие на Руси во второй половине XV в. произведения для детей создавались ради популяризации грамматики. В то время грамматика считалась главной наукой.

С появлением книгопечатания стали издаваться и книги для детей. От второй половины XVI в. осталось 12 детских книг, предназначавшихся для учебных целей. Это азбуки или грамматики, включавшие алфавит, упражнения для чтения и хрестоматийную часть - разнообразные тексты. Первой печатной книгой для детей является азбука, составленная Иваном Федоровым, изданная им во Львове в 1574 г. В хрестоматийной части этой азбуки были помещены произведения, которые можно рассматривать как зачатки поэзии, прозы, публицистики, познавательной литературы для детей.

В XVII в. литература растет количественно, изменяется качественно. На страницах учебных книг увеличивается число текстов для чтения. Книга оформляется буквицами, заставками, концовками, орнаментом, гравюрами.

В XVIII в. основное внимание уделяется обучению детей, а детство рассматривается как время накопления полезных знаний, навыков, положительных качеств характера. Эти задачи повлияли на предмет изданий для детей того времени.

Первой русской печатной книгой, которая специально создана с учетом воспитательных задач, мы можем назвать книгу, вышедшую в 1717 г. Это известная всем «Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению». Собрание от разных авторов. Напечатана повелением царского величества. В Санкт-Петербурге Лета Господня 1717. Февраля 4 дня. 29+88 стр. Предметом данного издания является система требований к человеку, которые необходимо усвоить в юности.

И до 1760 г. это была единственная, специально предназначенная детям книга. А в 1760 г. появилась еще одна: «Наставления сыну». Соч. г. Теплова. СПб., 1760, которая была переиздана в 1768 г. Эти издания содержат нравственные уроки детям.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...