Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Книгоиздание было направлено на решение задач социального воспитания будущих граждан. Эти задачи и определяли предметную область изданий.




Характер современного книгоиздания для детей еще ожидает своего исследователя. Однако ясно, что в этой области многое изменилось. Преобразована организационно-функциональная структура книжного дела: детскую литературу издают не только государственные, но и частные издательства.

Значительно видоизменилась и расширилась предметная область современной отечественной книги. Книгоиздание предлагает более широкий, чем раньше, выбор произведений отечественной и зарубежной литературы. Расширилась предметная область книги.

Серьезное развитие получила тематика и проблематика изданий. Снят запрет с многих проблем, и их толкование получает разнообразное звучание. Дети получают знания и навыки в области бизнеса, рыночных отношений и пр.

Репертуар современной детской книги характерен прежде всего многоаспектностью. Используя опыт развития детской литературы, издатели выпускают книги широкой тематики.

Однако главным остается то же - знакомство детей с окружающим миром, формирование личности, отвечающей современным требованиям.

Предметная область изданий охватывает вопросы компьютеризации общества, процесса углубления связей науки, техники, производства, воспитания нравственных качеств, активности, энергичности, совестливости, душевной теплоты. На детей смотрят как на людей, которые в будущем должны способствовать прогрессу!

По мере продвижения общества часть литературы уходит в так называемую пассивную часть массива изданий, теряя свою актуальность, заменяясь новой литературой. И вместе с тем постоянно формируется «активная» часть массива изданий, создающая основу современного репертуара. Сюда прежде всего входят произведения национального классического наследия, которые необходимо постоянно переиздавать для детей. Задача редактора - не оставить вне пределов своего внимания ни одно из них, поскольку именно эти произведения составляют базу национальной культуры, помогая читателям овладеть духовным потенциалом своего народа.

Таким образом, предметная область издания определяет специфику круга детского чтения в каждый период формирования личности, а также отбор произведений, предлагаемых читателю. Причем те произведения литературы, предмет которых отвечает критериям оценки современной книги, переиздаются постоянно. Они, собственно, составляют ядро круга детского чтения.

Книгоиздание сохраняет определенный набор произведений литературы, которые формируют ребенка, развивают его. Раз появившись еще в начале XIX в., многие сочинения, как было показано выше, через книгу передаются из поколения в поколение, помогая детям пройти дорогу своих родителей в овладении знаниями, навыками, впечатлениями детства. Тут прошлое и детство - связанные понятия. Мы рассмотрели предметную область изданий для детей. Обратимся к области социальных функций.

Социальные функции изданий для детей, так же как и предметная область, формируются под влиянием педагогических воззрений общества. Мы можем говорить о целых комплексах функций, которые обеспечивает система изданий. По мере развития общества эти функции изменяются.

Педагогическая, воспитательная направленность литературы для детей подразумевает активное многогранное влияние издания на личность. Система изданий полифункциональна и обеспечивает комплексы коммуникативных, управленческих, познавательных, эстетических функций.

Как же реализуются функции и в чем они проявляются? Рассмотрим каждый комплекс.

Комплекс коммуникативных функций изданий для детей реализуется прежде всего в процессе формирования социальных граней личности. Получая знания о связях и отношениях в обществе, а также о том, как каждая отдельная личность обеспечивает эти связи и отношения, о месте личности в обществе, читатель формирует свой гражданский, социальный облик. В процессе чтения он получает представления о социальных явлениях жизни, осваивает понятия, характерные для общественных отношений. Коммуникативные функции книги обеспечивают овладение традициями, позволяют читателю связать прошлое с настоящим, обозначить возможности будущего, понять саму суть прогресса цивилизации.

Управленческие функции издания включают воспитательные моменты: используя различные способы влияния на личность, книга формирует систему нравственных критериев человека, создает базу развития мировоззренческих позиций.

Познавательные функции реализуются прежде всего за счет усвоения содержания книги: в этом плане информационные качества книги становятся ведущими, причем основное внимание уделяется отбору данных об окружающей действительности с учетом возрастных особенностей детей.

В процессе чтения ребенок познает также собственно книгу - как явление культуры, как средство варьирования впечатлений, разгадки тайн, поиска ответов на возникающие вопросы. Особое значение приобретают обучающие свойства книги, формирующей само мышление, демонстрирующей методику овладения знаниями, развивающей логическое мышление, познание абстрактных понятий, умение сопоставлять, оценивать, отбирать, давать характеристики предметам и явлениям; книга способствует развитию языка субъекта, создает тезаурус информационной культуры личности.

Эстетические функции книги реализуются через восприятие художественного образа, направлены на развитие эстетической сферы личности, знакомя детей с искусством, с понятием прекрасного. Художественная литература, в свою очередь, развивает в детях художественно-образное восприятие действительности, умение познавать окружающий мир при помощи художественного образа, учит образному мышлению и выражению своих чувств и мыслей. Поэтому литературно-художественное издание направлено в первую очередь на развитие духовного начала человека.

Знакомство с литературно-художественным изданием, как отмечают психологи, активно воздействует на духовно-эмоциональную сферу личности. Как всякое искусство, художественная литература является формой художественного освоения действительности. Причем, если книга воспринимается эмоционально, она формирует соответствующие эмоции и по отношению к конкретной реальности, что помогает детям прояснять и осознавать нравственные оценки. Следовательно, эстетическое восприятие определяет нравственную позицию, формируя определенные свойства личности ребенка.

Таким образом, социальные функции изданий определяются теми задачами, которые решает система книгоиздания в целом, а также потенциальными возможностями влияния этой системы на читателей.

Так, XVIII в. формировал человека нравственного и религиозного, обладающего чувством гражданственности, XIX в. - широко, разносторонне образованного, духовного богатого, социалистическое книгоиздание XX в. прежде всего было направленно на воспитание классового сознания, коммунистического мировоззрения. Социальные функции современной книги, так же как и предметная область, нуждаются еще в глубоком теоретическом осмыслении. Однако можно сказать, что современное книгоиздание призвано решать задачи воспитания разностороннего, оригинально и неординарно мыслящего человека, способного активно действовать, энергично овладевать знаниями и навыками, стремящегося к наиболее полному самовыражению, надеющегося прежде всего на собственные силы.

Из сказанного выше ясно, что основные задачи изданий для детей имеют педагогическую направленность. Издания участвуют в воспитании человека, формировании личности, способствуют познанию мира и человека.

Причем задача воспитания и образования в тот или иной период развития цивилизации определяется самим обществом и фиксируется системой высказываний, которые можно объединить в конкретные педагогические концепции, отражающие взгляды людей на подход к процессам воспитания и обучения.

В периоды, когда воспитание направлено исключительно на подготовку человека к «взрослой» жизни, основной упор делается на познавательные и обучающие функции изданий. Задача развития гармонической личности усиливает эстетические функции системы изданий. Религиозное воспитание предполагает прежде всего управляющее воздействие системы изданий, причем среди управленческих функции превалирует обеспечение нравственного влияния на личность и формирование структуры этических норм человека в соответствии со свойственной данной религии моралью.

Виды изданий для детей

ГОСТ 7.60 - 90 «Издания. Основные виды. Термины и определения» отражает классификацию изданий по разным основаниям (по целевому назначению, по знаковой природе информации, по материальной конструкции и т.д.), однако издание для детей специально ни в одном ряду этого ГОСТа не рассматривается. В отраслевой стандарт «Издания, термины и определения» (ОСТ 29.130 - 97) это издание включено и определено следующим образом: «Издание для детей и юношества - издание, содержащее произведение(-я) художественной литературы или познавательного характера, выпущенное для читателей до 17 лет и отличающееся особым полиграфическим и художественным оформлением». Данное определение не отражает специфики изданий для детей, так как оформление «особым полиграфическим способом» не всегда используется в изданиях, предназначенных детям.

Однако известно, что специфика изданий для детей проистекает из особенностей читательского адреса и отражается во всех компонентах издания, а не только в произведении. С точки зрения теории и практики редактирования важен именно аспект, который определяется читательским адресом, так как специфика читательского адреса придает этим изданиям некоторые особые свойства, которые редактор должен учитывать. Поэтому дифференциация изданий для детей в теории редактирования рассматривается специально и основывается на ряде важнейших характеристик читателей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...