Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семья в русской православной культуре




Специфика семьи как малой социальной группы

Семья как малая социальная группа имеет ряд специфических характеристик. Ю.Е. Алешина и Л.Я. Гозман отмечают следующие особенности семьи:

1. Семья является группой, максимально контролируемой в нормативном плане (жесткие представления о требованиях к семье, отношениям внутри нее).

2. Особенность семьи в ее составе - небольшом размере: от 2 до 5-6 человек в современных условиях, гетерогенности по полу, возрасту или по одной из этих характеристик.

3. Закрытый характер семьи - ограниченность и регламентированность входа и выхода из неё, конфиденциальность функционирования.

4. Полифункциональность семьи, что приводит не только к взаимному дополнению аспектов её жизнедеятельности, но и к множественному (часто конфликтному) характеру жизненных семейных ролей.

5. Семья - исключительно долговременная по замыслу группа. Она динамична, история семьи включает в себя качественно различные этапы развития. При анализе проблем семьи невозможно абстрагироваться от сознательного и бессознательного опыта наблюдений в конкретной семье.

6. Всеобщий характер включения индивида в семью. Значительная часть жизни человека проходит в общении с членами семьи, при постоянном наличии положительных и отрицательных компонентов.

3. Семья в русской православной культуре и культуре католицизма

Семья в русской православной культуре

По оценке В.Н. Дружинина, систему религиозного мировоззрения россиян можно оценить как «двоеверие». Язычество переплеталось с христианством в системе обычаев, поведения, отношения к миру и к семье. Я. Шапов отмечает, что «по древнерусскому праву дочери не получали наследства, и общество было заинтересовано в том, чтобы они были обеспечены браком еще при жизни содержавших их родителей». Женщину взаперти не держали, а жены казаков пользовались еще большей свободой, которую они сохранили до XX в.

Но нравы были суровыми: жены обманывали мужей, мужья били жен. Источники свидетельствуют, что счастливое замужество было исключительной редкостью. Частенько жена старалась «извести» мужа, муж отвечал подозрительной враждебностью, иногда муж и жена жили порознь, не встречаясь друг с другом. Родители опекали своих дочерей и заключали письменные договоры с зятем, чтобы он не бил жену.

Вместе с тем мужчины испытывали страх перед женщинами: женское начало считалось источником таинственной мистической силы, как правило, - злотворной. Уважение не к женщине, а к ее «магическим» способностям характеризует поведение мужчин эпохи язычества.

Смягчение нравов и нормирование отношений в русском семейном быту связывают с победой православия в конце XVI в.

Православный символ веры обязывает верить в единого Бога, который всегда повсеместно выступает в трех лицах. Бог-отец, от которого исходит Святой Дух, доминирует в идеальной семье. Ниже его - Бог-сын (богочеловек), хотя и божественный по природе, но от него не исходит Святой Дух. Ниже его - Богородица. Для русского православия очень важно место Богородицы в структуре семьи. Не случайно христиане со своими просьбами и молитвами обращались не к Богу, а к Богородице. Вот что пишет Е.Г. Яковлев: «Вседержатель представлялся... слишком далеким, к тому же грозным и страшным. Ближе были разные святые угодники, ангелы и, главное, Богородица. Женщина в роли «почти бог» представлялась более мягкой, милосердной и доступной, чем даже ее сын... Почитание, которым пользовалась Богородица в народной массе, находило отклик у церкви: последняя была достаточно гибка, чтобы видеть, какие верования можно наилучшим способом использовать в своих интересах».

Популярности Богородицы в России способствовала традиция, считающая Богородицу покровительницей земледельцев. Н.А. Бердяев в своей работе «Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века» пишет: «В народном понимании спасения милостыня имеет первостепенное значение. Очень сильна в русском народе религия земли, что заложено в очень глубоком слое русской души. Земля - последняя заступница. Основная категория - материнство. Богородица идет впереди Троицы и почти отождествляется с Троицей. Личное воплощение получает мать-земля. Часто упоминается о Духе. Народ более чувствовал близость Богородицы-Заступницы, чем Христа. Христос - Царь Небесный, земной образ его мало выражен. Св. Г. Федотов подчеркивал, что в духовных стихах не достает веры в Христа-Искупителя, Христос остается судьей, т.е. народ как бы не видит... Христа». Н.Бердяева можно упрекнуть в неправославности: Христос православный - утешитель, всеблагой, заступник (равно как и Богородица) за людей перед Богом-отцом.

Структура идеальной православной семьи является производной от общехристианской модели. Но выбор православие делает в пользу «божественной» семьи, а не Святого Семейства (Иисус, Иосиф-Обручник, Мария). Доминирует в триаде Бог-отец, причем его доминантная роль чрезвычайно выражена: он высится над Сыном и Богородицей и не виден в своей небесной резиденции. Возникает ощущение его незримого присутствия в мире, но нет его конкретного облика - он правит миром издали, не присутствуя в нем. Мать и дитя предоставлены сами себе, но периодически ощущают незримую и грозную власть Отца. Доминирование Отца над Сыном в православии несомненно. Богородица - в подчиненном положении. Менее выражена ответственность Бога-отца: он доминирует, властвует, но не управляет. Отвечает за дела семьи Мать и Царица небесная. Сын психологически ближе к Матери, чем к Отцу, Мать также ближе к Сыну, чем к Отцу.

По мнению В.Н. Дружинина, прибегая к магическому заклинанию в качестве последнего аргумента, «православный» книжник показал свою совершенную неспособность решить проблему отцов и детей, а точнее отца и сына с христианских позиций: через воспитание не только послушания отцу, но и чувства ответственности сыновей за мать и семью в целом.

Позже, в XVIII и к середине XIX вв., в России начала преобладать малая индивидуальная семья из 2-3 поколений родственников по прямой линии. Это послужило предпосылкой христианизации структуры русской семьи, поскольку модель православной семьи описывает малую семью.

Христианизация отношений повлекла, с одной стороны, преодоление забитости младшего поколения сложной семьи. Сыновья стали вмешиваться в хозяйственную деятельность отца и сами строить личную жизнь. С ослаблением воли «большака» женщина стала независимой, и жены, на первый взгляд, стали равноправны с мужьями. Однако главой семьи остался отец. Именно отец представлял семью перед обществом, в сельских собраниях и пр. В отсутствие отца интересы семьи в миру отстаивал старший сын, он же руководил делами внутри семьи и наследовал отцу. Женщина становилась главой семьи после смерти мужа лишь в том случае, когда в семье не было взрослого сына.

Хотя этнографы и подчеркивают, что к концу XIX в. женщина в российской традиционной семье (низших классов и сословий) получала большую самостоятельность, поскольку мужья часто уходили на заработки, но признают, что в крестьянской среде долго держалось мнение, что женщина должна быть в подчинении мужчины. Это мнение поддерживалось церковью и закреплялось юридическим неравенством.

Пролетаризация, по мнению В.Н. Дружинина, приводит к повышению авторитета женщины в рабочей семье. Скорее всего, за счет падения авторитета мужа. Еще в начале века этнографы отмечали, что авторитет женщины в семье рабочего выше, чем в крестьянской семье.

Современная российская семья не подходит под категорию православной, о ней пойдет речь в дальнейшем.

Таким образом, к XIX в. в российской культуре низших слоев населения утвердился тип малой семьи со структурой, соответствующей модели православной семьи: шкала доминирования соответствует шкале ответственности, члены семьи ранжированы в порядке убывания ответственности - отец, сын, мать.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...