Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Устное народное творчество




1. Исторические песни:

· Песня о взятии Казани, об обороне Пскова от Стефана Батория

· Песня о гневе Ивана Грозного на сына

· Песня об Иване Грозном и разбойниках

· Песни о Ермаке Тимофеевиче.

Характерно, что гл политическим врагом оставались степняки, наследники монголо-татар.

ПРОСВЕЩЕНИЕ

· Памятник первопечатнику Ивану Федорову в Москве.

· Укрепляется скоропись.

· Стоглавый собор – учинить училища для детей православных. Но эта идея не была активно воплощена.

· Главными учебниками были молебна, но так же начали появляются грамматики и арифметики.

· Появляется книгопечатание. Первые попытки датируют 1559 годом. Но более чем за 10 лет до этого были сделаны пробные попытки, сох-сь нск книг. Во главе типографии стали наши первопечатники 1564 г – «Апостол» Ивана Федорова – первая печатная книга в России. Опирались на определенные законы оформления рукописных книг. Потом вышел «Часословиц». Потом все это переехало в Литву: типо начались гонения церковью, но эта версия отвергается, ведь начальники были сами связанны с церковью. Другая версия – это укрепление нашего влияния на ту тер-рию. 1574 – первый букварь.

ИСТОРИЧЕСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ И ПУБЛИЦИСТИКА.

ХАРАКТЕРНАЯ ЧЕРТА ЭТОГО ВРЕМЕНИ – ТЕСНЕЙШАЯ СВЯЗЬ ИТСОРИЧЕСКОЙ МЫСЛИ С ПУБЛ И ОБРАЩЕНИЕ БУБЛИЦИСТОВ К ИСТОРИЧЕСКИМ СОБЫТИЯМ.

Летописание – дальнейшее разрушение его синтетической формы.:

· «Летописец начала царствования великого князя Ивана Васильевича».

· Никоновская летопись:

- «Лицевой свод»

· «Книга степная царского родословия». Подчеркивается связь с церковью.

Новый тип исторического сочинения - Сюжетная историческая повесть:

· «История о Казанском царстве». Больше напоминает худ/произведение.

· «Повесть о происхождении Стефана Батория на град Псков»

Развитие хронографов:

· «История о великом князе московском» князя А.М. Курбского. Тут не просто попытка изложения царствования, но и попытка вскрыть причины исторических перипетий: личная жестокость и деспотизм И4, советники.

ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ К.15- НАЧ 16 ВВ.

В это период времени начинается подъем, в центре внимания оказываются:

1. Вопросы самодержавной власти

2. Места церкви в гос-ве

3. Международное положение России.

Кр/произведения:

· «Сказания о вел князях Владимирских» - это легло в официальную идеологию. Подчеркивалась исконность самодержавия в России. Ссылка на иностранное происхождение предавала особый авторитет власти. Обоснование прав на выдающееся международное положение России.

· Тезис «Москва – третий Рим» (Послания игумена Филофея Василию 3), 1510-11.

· «Повесть о белом клобуке(шапка монахов)» (Новгород).

· Спор «нестяжателей» (Нил Сорский) и «иосифлян (Иосиф Волоцкий)». 1503 г, Иван 3 поставил вопрос об отнимании церковных земель. Подавляющее большинство оказалось на позициях «иосифлян» (если у монастырей не будет владений, то знатные не смогут постричься в монахи, а значит не обеспечат себе спасения в сл жизни).

- за аскетизм и нравственное самосовершенствование монахов, монашество должно отрешится от всего мирского и добывать хлеб собственным трудом. Недопустимость владения церковью земными богатствами.

- большинство церковников высказались против этого, он находился в оппозиции к великокняжеской власти. Безусловное превосходство духовной власти над светской. Необходимость укрепления материальных богатств церкви. Нужно было провести реформу монастырей для поднятия ее авторитета в среде народа.

ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ В 16 ВЕКЕ.

Первая половина:

1. Нестяжатели: Вассиан Патрикеевв, Максим Грек (близок к нестяжателям).

2. Федор Карпов. Выступал против доктрины терпения. Все должно строится на светских началах (на верховенстве гос законов).

Вторая половина:

1. Протопоп Сильвестр. Подчинение светской власти духовной. Ограничение монастырского землевладения.

2. Ермолай-Еразм

3. Митрополит Макарий. Воинствующий иосифлян. Противился стремлению ограничить монастырское землевладение.

4. Полемика Курбского и Ивана 4.

5. И.С. Пересветов. Челобитные. 1549 г. Главным пороков византийской – засилье аристократии.

Предлагал военные реформы: создание сильной армии служилых людей, обеспеченных гос-ым довольствием. Усиление роли гос-ва в торговле, контроль над ценами.

ЕРЕСИ

· Середина 14 века – ересь «стригольников» в Новгороде и Пскове. Отрицание церкви как учреждения и церковной иерархии. Выступали против поставления священнослужителей на пост за плату, проповедовали демократическую церковь. Отвергали обрядовую сторону религии. Религия должна основываться не на слепой вере, а на разуме. 1375 г – публичная казнь.

· Конец 15 века – ересь «жидовствующих» в Новгороде и Москве. Отрицали церковную иерархию и обряды. Отказывались признавать священными иконы и мощи, т.к. они созданы человеком. Выступали против церковного стяжательства, не признавали одного из основных догматов - о троичности Бога. Федор Курицин. Новгородцы уделяли внимания церковным проблемам,в Москве роли церкви и гос. 1490 – суд.

· 60-70е гг 16 века. – Феодосий Косой. Самый радикальный мыслитель своего времени.

05/04/12

АРХИТЕКТУРА

1. Формирование общего стиля

 

Ø Духовская церковь Троице-Сергиева монастыря, 1476г.

Ø Собор Ферапонтова монастыря на Белоозере, 90 е 15в.

Ø Грандиозная перестройка кремля. - >Успенский собор. 1475-79, Аристотель Фиораванти. В честь победы на Шеломе (1471г). Первоначально перестройка собора была перестройка русскими. Он рухнул на глазах. Потом было поручено найти иностранца. Ароистотель изучил традиции разных русских школ перед тем как приступить к работе. Тем самым он создал синтез ранних московских традиций и рении ренессансных начал. Он работал «по правилу и кружалу», т.е. по расчетам. Предложил кирпич спец, был даже специально построен кирпичный завод. Предназначение: венчание на царство, Земские соборы. Вплоть до начала 18 века он служил эталоном для отечественных специалистов. Богат вн убранством. «Мономахов трон» (царское место).

Ø Стены и Башни московского Кремля. Пьетро Антонио Саванни, Маркол Руко, Аливис Сани, «Фрязины» - выходцы из Италии.

- Тайницкая Башня – 1485 (Антон Фрязин). Некогда там находился тайных колодец.

- Беклемишевская, 1487, Марко Руффо.

-Свибловская (Водовзводная), 1488, Антон Фрязин

-Баровицкая, 1490, Пьетро Солари

-Константино-еленинская, 1490, -=-, на месте монастыря

-Фроловская (Спасская), 1491, Пьетро + Руффо.

-Никольская, 1491, Пьетро + Руффо

-Собакина (Угловыая Арсенальная)

-Троицкая, 1495, Аливиз Миланец.

Ø Благовещенский Собор мск Кремля. 1484-1489. Предполагается, что здесь находилась казна. Считался домовой церковью великих русских князей. Фиофан Грек, Рублев, Прохор С городца. Строительство было поручено псковским мастерам. Во внш облике собора явные признаки псковского зодчества, но тем не менее это синтез традиций. Первоначально он был трехкупольный, тогда в этот собор были перенесены старые иконы. Росписью занимался сын Дионисия, Феодосий. Большое место занимала тема светской власти. Был представлена галерея античных мудрецов: римский поэт Вергилий, флс Аристотель и Платон, Меандра. Они молодцы т.к. они находили элементы монотеистической релдигии. При Иване 4 храм переживает последнюю достройку, - многокупольный 9 шт.

Ø Грановитая палата. 1487-91 (Пьетро и Руффо). Название из-за внш облика – грани, отделанные стены с самым большим залов на то вр в Европе. Предназначен для политических мероприятий. Тайная смотрильная палатка, в которой находилась царица с детьми.

Ø Архангельский собор кремля. 1505-8. Алевиз Новый. Смерть Ивана 3. Первый архангельский собор построен при Иване Калите. -> это положило начало хранения умерших вел князей в архангельском соборе. Привнесены своеобразные раковины – идея возрождения человека в загробном мире.

Ø Церковь Ризположения, 1484-6. Название от старого византийского праздника. Псковские мастера. Урашение барабанов (под купалом). Самое гл достоинство- удачно вписали небольшую церковь в соборную площадь Кремля

Ø Церковь-колокольня Ивана Великого (Ионана Лествичника), загадочный итальянец Бон Фрязин. 1505-8. Высота колокола более 80 метров. В течении нск веков была самым большим здание м в Москве.

Ø Псковская башня окольного города. Псков. Конец 15 в.

Ø Башня «Дуло» Симонова монастыря в Москве. 16 век.

Ø Смоленский кремль («Ожерелье земли русской»). 1595-602. Федор Конь.

Ø Новодевичий монастырь. 1524 г. Усиливается вертикализм –т.е. сооружения устремляются вверх, купала жмутся друг к другу. Соотношение ширины и высоты (в успенском 2:5, в новод 1:7). Эта тенденция подготовила рождение нового стиля в каменной архитектуре – «Шатровый стиль».

v Церковь Вознесения в Коломенском. 1532 г. «Восмерик на четверики».

v Троицкая (покровская) церковь в Александровской слободе. 1510е. Аливиз Новый-???

v Церковь Иоанна Предтечи в Дьякове. Сер 16 века.

v Покровский собор (Василия Блаженного) «на рву». 1555-1561. Барма и Постник Яковлев.-??? это два разных человека или один и тот же. 11 пределов. Сначала предполагалось 7. 1817 г – А1 поехал в Англию. Там увидел собор на картинке. Восхитился. Оказалось, что это был этот самый собор. Идея победы христианской церкви над иноверцами.

v Малый собор Донского монастыря. 1593.

 

ЖИВОПИСЬ

1. Окончательно ведущее положение заняла московская шк.

2. Противоречивые тенденции:

¤ Дионисий (1440- после 1519). Выполнял заказы Вел князя и митрополита:

- Фрески церкви рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.

-Светля. Яркие, радостные тона. Изображение фигур – стройные, преувеличено вытянутые, изящные.

- икона «Распятие».

¤ Строгановская школа. (Строгановы финансировали)

- воплотила в себе противоречивые тенденции: не отступала от Рублевкого стиля. Обращение не к дух миру, а к технике письма. Это ступенька для перехода к реалистической живописи.

- Прокопий Чирин. «Никита-воин», к 16 в.

-Илия-пророк. Нач 17.

26.03.12

Нач 18 века.

Общее:

1. Консолидация русской нации. Формирование русской национальной культуры

2. Преобладание светского начала, развитие и преобладание рационализма в общ-ом сознании.

3. Окончательный разрыв с традициями изоляционизма и открытость культуры, развитие культурных контактов с Западной Европой, европеизация русской культуры

4. Ускорение и усложнение историко-культурного процессах, формирование новых сфер культуры.

5. Формирование нового «механизма» распространения культуры, ее демократизация (расширение круга производителей и потребителей культуры), сдерживаемая, однако, сохранением сословного хар-ра просвещения.

6. Начало формирования отечественной интеллигенции. Формирование из разночинных слоев населения.

Культурное развитие первой четверти 18 века. (Петр 1).

ПРОСВЕЩЕНИЕ

1. Впервые сфера образования становится объектом гос-ой политики.

2. Отлич особ сист образования: светский хар-р и профессиональная направленность.:

-1701 г – навигатская школа.

- 1703 – немецкая гимназия (открыт по инициативе посольства). Эрнест Глюк – начальник.

- 1701 – артил шк, инженерная, на Урале горно-заводские училища.

3. на основании указов пеетра открылись сифирские школы (бессословный принцип). Там преподавали математику, геометрию. От принципа бессословности начали отступать и в 40 эти школы слились с гарнизонными школами (дети солдат).

1703 – издан учебник – Арифметика Ливицкого.

Реформа азбуки (1708-10 гг): введение гражданской азбуки. Лично исправлен петром. Изъятие ряда букв: омега, пси, нпр. Отменены значки тикла, сила и т.п. Числа заменены арабскими цифрами.

Издано больше книг, чем за 150 лет существование книгопечатания в России. Сам хар-р печатки изменился: светские, справочники, учебные пособия. Изменился внш облик.

· Первая бубличная библ- 1714 г.

· Рождение периодики. 1702 или 1703. Ведомости. Более 1000 тираж.

· С 1708 начали издаваться ежегодные календари.

· С этого времени внедряется цензура.

· Кунсткамера. 1714г. Коллекция доктора Рюйша. Готторпский глобус.

НАУКА

1. Создание пит академии наук – 1725 г.:

· Синтез научных и пед функций.

· При академии созданы университет и гимназия.

· 3 класса: 1 – математические науки, 2- физические науки, 3 - гуманитарный.

· Изучались на урале.

· Кр экспедиции. 1ая камчатская (Беренг).

2. Нартов А.К. – токарный ренторезный станок.

ОБЩ-АЯ МЫСЛЬ.

1. Идеология абсолютизма: утвержденире или негативная оценка его.

· Феофан Прокопович.- за. Создатель духовного регламента.

· Петр Шафиров – за. «рассуждения о причинах свейской войны».

2. Проблема социально-экономической политики.

¤ Иван Тихонович Пасашков – типо первый экономист – «Книга о скудости и богатстве». Идеи протекционизма и меркантилизма.

АРХИТЕКТУРА ПЕТЕРБУРГА

1. В центре внимания стоял человек. В архитектуре во гл внимания не храмы а светские постройки. В живописи портреты.

2. В литературе жанр – гисторий – небольшие приключ повести.:

¤ О русском матросе Васии Кореоцком.

¤ 1705 – трагикомедия «Владимир» - Феофан Прокопович.

Ø От радиально-кольцевой планировки. Единые правила застройка города.

Ø Проникновение классического ордера.

 

ü Петропавловская крепость. Доменико Трезини.

ü Петропавловский собор.

ü Жан батист Леблон.

ü Дворец А.Д. Меньшикова. Готфрид Шедель.

ü Здание 12 коллегий. Г. Шендель.

ü Здание кунсткамеры. Маттарнови и др.

ü Александро-невская лавра.

АРХ ПЕТЕРГОФА

ü Двореу Монплезир. Шютер, Браунштейн. 1714-22.

ü Дворец Эрмитаж. Браунштейн.

ü Дворец Марли. -=-

 

4/05/12

ЖИВОПИСЬ

1. Приобретает светски хар-р и обретает батальный жанр, исторический, портретный.

2. Перемены в самой технике в живописи: осн метод становиться реализм. Принцип ретроспективы, осваивают свет.

3. Проблема времени в изображении – изображение в момент его свершения.

4. Живопись становиться все более динамичней.

5. Изменения в материале. До этого была доска, в это вр ее заменил холст. Появилось масленые краски.

Типы портретов:

1. Парадный: пампезность, идеализация изображаемого, в полный рост,

2. Интимный: погрудное изображение, гл внимание на психологическое состояние, индивидуальные черты.

3. Камерный:

4. Алегорический: нпр, изображение императоров в образе античных героев.

· Иван Никитич Никитин – художники. Портретист. Первыми его учителями были иностранцы, обучался в Италии: Венеция, Флоренция.

- «Портрет напольного гетмана».: командующий полевыми войсками; опальный гетман. Есть версия, что это автопортрет.

- Многочисленные портреты Петра 1. В том числе на смертном ложе.

· Андрей М. Матвеев.

 

СКУЛЬПТУРА

В основном зарубежные скульпторы. Многие скульптуры завозились из зарубежья. (Летний сад).

1. Скульптурная группа «Мир и победа». Барат.

2. Карло Бартоломео Растрелли:

- Скульптурные портреты Петра 1 и А.Д. Меншикова.

- Анна Иоановна с арапченком. 1741 г.

- Памятник Петру 1. Создавать начал после нск лет после приезда в Россию. Через 6 лет отлита форма, 20 лет занял процесс изготовления из бронзы. И сменялась политическая власть. Только в начале 19 века памятник был установлен напротив Михайловского дворца при Павле 1.

 

Культура середины и 2й половины 18 века.

Общи тенденции: те же, что и до этого.

ПРОСВЕЩЕНИЕ

- усиление принципа сословности.

- открыт ряд учебных заведения: 1731 – сухопутный шляхтенский корпус, кадетские, 1753 – морской шляхтенский корпус,1759 - пажеский. Готовили к военной или придворной службе. 1764 – в Спб – воспитательное общ-во благородных девиц-> Смольный. Это первое в Европе светское образовательное учреждение для девушек. Инициатор реформы И.И. Бетской. Осн идеи: создание сети закрытых сословных УЗ. В основе их деятельности: приоритет воспитания над обучением: гуманное воспитание, воспитывать в изоляции от порочной соц среды.

-открывались УЗ сословные и закрытые для детей др сословий: коммерческое училище в Москве (Демидовское) для детей купцов и мещан. Открывались воспитательные дома для детей разнгочинцев. Открываются художественные шк: 1738 - танцевальная школа - > училище им. Ваганова. 1757 – академия художеств.

- 1755 –. При Мкс унив-те было открыто 2 гимназии. После появилась 3ья гимназия в Казани.

- 1786 – издан устав народных училищ. Одним из авторов стал сербский педагог Янкович Педико. В уездных и гл городах создавались главные 4х классные народные училища, которые по перечню уч предметов были близки к ср шк, а в др меньших городах создавались малые 2х классные.

- 1755 г – открытие Мс кун-та.

- 1779 г – учительская семинария при Мск ун-те.!782 – Петербургское гл народное уцчилище для подготовки чителей.

ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКА МЫСЛЬ

1. Иван Кулибин

- Часы в форме пасхального яйца. И вообще часовые механизмы. Он был допущен к ремонту часов павлин.

- Трехколесный экипах-самокадка с пидальным приводом.

- ФОНАРЬ – прожектор Кулибина.

- речное судно

-проекты одноарочного моста через Неву.

2. Иван Ползунов – паровая машина.

3. Козьма Фролов – гидротехник, изобретатель в обл горно-заводского дела. Земляная плотина.

4. 1733 – была организована 1ая академическая экспедиция (более 3 тыс человек). 2ая Камчатская экспедиция. ГЕРАРД ФРИДРИХ МИЛЛЕР. «История Сибири».

5. В 60-70х продолжилась деятельность этих экспидиций: П.Палас, Гмелины (дядя и племянник), Степан Крашинильников (изучение камчатки),

6. Леонард Эйлер (математика), Леонид Бернули, Карл Вольф, Ломоносов. Татищев – история России. Щербатов, Болтин.

ЛИТЕРАТУРА

Быстрее всего заменяется барокко классицизмом.

Жанры: ода, басня, комедия, трагедия.

Важнейшим процессом – складывание нац русского классического языка.

Писатели 1й половины и сер 18 века:

-.Прокопович.

-М.В. Ломоносов оды - ямбы

-А.П. Сумароков, - оды, драматургия. Первые русские комедии и трагедии.

- В.К. Тредиаковский – реформатор рус стихосложения. Он первым сформулировал принципы силаботонического стихосложение – чередование ударных и безударных слогов. Первые русские оды,

- А. Кантемир. – первые стихи признанные в Европе.

Писатели 2й половины 18 века:

-Фонвизин Д.И.

- Г.Р.Державин. демократизация. Земной образ монархов.

- И.А.Крылов. басни

-Н.М. Карамзин. Начало сементализма. Бедна Лиза.

-А.Н. Радищев. Проза, вышла вперед в посл десятилетие.

ТЕАТР 18 в.

1703 – в мск построен спец театральное здание = театральная хоромина. В 1706 г закрыт остатки труппы влились в придворный театр.

Растет кол-во театральных труп – любительских. Левицкий – художник.

Профессиональный театр – Ярославль, 1750 г по инициативе Федора Волкова, выходца из купечества. В 1756 – вышел указ Елизаветы о создании в СПб русского для представления комедий и трагедий театра.

Крепостные театры. Не уступали профессиональным европейским. Шереметьевы (Прасковья ковалева-Жемчугова), Юсуповых.

МУЗЫКА

1. Осипов Козловский.

ЖИВОПИСЬ

1. Антропов А.П. один из первых русских портретистов. Его ученик Д.Левицкий.

-портрет статс-дамы Измайловой.

2. Рокотов Ф. Выходец из крепостного крестьянства.

-портрет Екатерины 2.

- портрет Г. Орлова.

-Портрет графини Санти.

-портрет Струйской

- Портрет Новосильцевой

-портрет поэта Майкова

-Портрет неизвестного в треуголке.

3. Д.Левицкий. выходец из Украины, сын священника.

- портрет Дьяковой.

- портрет Кокоринова

- Ек 2

-Дидро

- Смолянки. – серия портретов воспитанниц Смолянского института.

4. Боровисковский В. Часто его называют первым семинталистом. Основное направление – женские портреты.

- М. Лопухиной.

- Г. Державаина.

- Екатерины 2. (интим).

5. Аргунов Иван. Был еще и архитектором. Он испытывал интерес к крестьянской тематике.

6. Лосенко Антон. Выходец из Украины. Начин как певчий в придворном хоре. Историческая живопись.

- Прощание Гектора с Андромахой.

- Владимир перед Рогнедой.

СКУЛЬПТУРА 2й половины 18 в.

Происходят сдвиги в сторону классицизма: простота, ясность, семмитричность, отсутствие богаого декора.

1. Ф. Шубин. Родон из Холмагоров. Занимался резьбой по кости. По примеру Ломоносова пришел в столицу. Его заметил Шувалов. За его счет пступил в академию художеств.

- бюст Ек2

-Екатерина-законодательница.

-Ломоносова.

-бюст Павла 1.

2. ФальконЕ Этьен Марис.

-Медный всадник. Петру 1. По совету дени Дидро был найден скульптор, которого Ек 2 взяла для исполнения этого проекта. Образ царя-созидателя. Помагала ему Мариан Кально, его ученица, она изготовила его голову. Какой сделать постамент?: огромный камень- гром камень.

АРХИТЕКТУРА БАРОККО

Смена двух эпох.

Декор элементы:

- Картуш. Полуразвернутый сверток.

- рокайль – завиток раковени

- маскарон – скульптурное укрошение в форме головы человека или животного.

-анфилада – ряд последовательно примыкающих др к др помещений, дверные проемы которых расположены на одной оси. Екатерининский дворец.

Здание не симметричны, нет прямых линий.

1. Ф.Б. Растрелли.

-Зимний дворец. В виде замкнутого прямоугольника. Ни один из фасадов не повторяют др др. Более 1000 помещений, 117 лестниц, 1900 дверей, 2000 окон.

- Смольный собор (Смольный монастырь).

 

Петергоф

1. Растрелли.

- перестройка большого дворец.

-интерьеры. Использованеи больших оконных проемов и зеркал.

Царское село

1. Растрелли.

- ворота,

-екатерининский дворец.

-английский парк.

АРХИТЕКТУРА КЛАССИЦИЗМА (Поладио – европ. классицизм)

1. Простота и ясность.

2. Симметричность

3. Простые геометрические формы.

4. Колонный портик.

СПБ:

· Академия художеств. Арх – Ж-Б. М. Валлн-Деламот и А.Кокоринов. вн круглый двор.

· Троицкий собор Алексанро-Невской лавры. Арх. – И.Старов.

· Таврический дворец. Арх И.Старов.

· Агатовые комнаты и Холодные бани в Царкском селе. Арх – Ч.Камерон. (анг). Он и декоратор. Многие комнаты были украшены им.

· Камеронова галерея в Царском селе (в форме периптора), окруженный колоннадой. Ч. Камерон.

· Павловский дворец (г. Павловск). Ч. Камерон. (итальянский зал)

· Колоннады аполлона.

· Павельон «храм дружбы».

· Эрмитажный театр. Дж. Кваренги.

· Здание сигнационного банка в СПб. Дж. Кваренги.

· Гостиный двор. Дж. Кваренги.

· Здание академии наук. Дж.Кваренги.

· Смольный институт. Дж. Кваренги.

МСК:

· Дом Пашкова. Василий Иванович Баженов. (Российская гос библ).

· Царицынский дворец. Баженов + Казаков М. Баженов решил создать его в стиле мавритано-готическим.

· Колонный зал Благородного собрания. Арх – М.Казаков.

· Дом генерал-губернатора Москвы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...