Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гегелевская диалектика и энциклопедия философских наук. Философия природы Гегеля.




Основное достижение Гегеля это создание на объективно-идеалистической основе систематической теории диалектики. Ее центральное понятие — развитие — есть характеристика деятельности абсолюта (мирового духа), его сверхвременного движения в области чистой мысли в восходящем ряду все более конкретных категорий (бытие, ничто, становление; качество, количество, мера; сущность, явление, действительность, понятие, объект, идея, завершающаяся абсолютной идеей).

В ЭФН Гегель раскрывает следующие понятия:

Логика – наиболее трудная наука, поскольку связана не с чувственными представлениями, а с чистыми абстракциями, поэтому требует способности углубляться в чистую мысль, фиксировать ее и свободно двигаться в ней.

Метафизика. Первичное отношение мысли к объективности – наивный образ мышления, содержащий веру, что посредством размышления познается истина.

Эмпиризм. Потребность в конкретном содержании и в прочной опоре, которая исключала бы возможность все доказывать по методу конечных определений, привели к эмпиризму, черпающему истинное из опыта.

Критическая философия. Всеобщность и необходимость не имеют своего источника в эмпирическом, они принадлежат спонтанности мышления, даны a priori. Определения мышления образуют объективность опытного познания, они содержат в себе отношения и образуют синтетические суждения a posteriori.

Непосредственное знание. Непосредственное знание — бесконечное, вечное, бог, то, что есть в нашем представлении, существует, что в сознании неразрывно с этим представлением связана достоверность его бытия.

Логическое по своей форме имеет 3стороны (но не части): 1) абстрактную 2) диалектическую 3) спекулятивную.

Бытие —понятие в себе; в своем различии его определения суть другие по отношению друг к другу, и их дальнейшее определение (форма диалектического) есть переход в другое. Это дальнейшее определение есть одновременно обнаружение вовне и, следовательно, развертывание в себе сущего понятия и вместе с тем погружение бытия в себя, его углубление в самое себя. Чистое бытие образует начало, а первое начало не может быть чем-нибудь опосредствованным и определенным.

Наличное бытие. В становлении бытие как тождественное с ничто и ничто как тождественное с бытием суть лишь исчезающие моменты; благодаря своему внутреннему противоречию становление впадает (fallt) в единство, в котором оба момента сняты. Результат становления представляет собой, следовательно, наличное бытие.

Для-себя-бытие – завершенное качество содержит в себе бытие и наличное бытие как свои идеальные моменты. Для-себя-бытие есть простое отношение с собой, оно определенно, но теперь эта определенность уже не конечная определенность, но бесконечная определенность, содержащая в себе различие как снятое.

Количество – чистое бытие, в котором определенность снятая, или безразличная, находит полную определенность в числе, которое подобно своему элементу — единице — содержит в себе как свои качественные моменты множество со стороны момента дискретности и единство — со стороны момента непрерывности.

Степень. Отличие непрерывных и дискретных величин от экстенсивных и интенсивных состоит в том, что первые относятся к количеству вообще, а вторые — к границе, или определенности количества, как таковой.

Мера – единство качества и количества есть, следовательно, вместе с тем завершенное бытие.

Сущность есть бытие как видимость в себе самой.(понятия: Тождество. Различие. Основание. Существование).

Действительность – ставшее непосредственным единство сущности и существования, внутреннего и внешнего. Обнаружение действительного – само действительное, так что оно в этом обнаружении также остается существенным и лишь постольку существенно, поскольку оно имеется в непосредственном внешнем существовании.

УЧЕНИЕ О ПОНЯТИИ. Поступательное движение понятия не есть больше ни переход, ни видимость в другом, но есть развитие, так как различенное одновременно непосредственно положено как тождественное с другим и с целым и определенность положена как свободное бытие целостного понятия.

Понятие как таковое содержит в себе: 1) момент всеобщности 2) момент особенности 3) момент единичности, Суждение есть понятие в его особенности, как различающее отношение своих моментов, которые положены как для себя сущие и вместе с тем тождественные с собой, а не друг с другом: α) Качественное суждение. β) Рефлективное суждение. γ) Суждение необходимости. σ) Суждение понятия.

Философия природы составляет среднее звено в цепи гегелевской системы, ее задача соединить между собой логическую идею (человеческий дух) и дух (божественный дух). Философия природы присутствует у Гегеля также как необходимый компонент целостной философии, без которого система философского знания состояться не может. Испытав сильное влияние трансцендентализма Шеллинга, Гегель в своем зрелом творчестве явно расходится также и с натурфилософией Шеллинга.

Таким образом, философия природы призвана не подменять собой физику, а продолжать исследование природы глубже опытных данных с помощью понятия. Двигаясь как бы параллельно с физической наукой (части гегелевской философии природы составляют механика, физика и органическая физика), Гегель зачастую оказывается в чем-то выше или ниже уровня современной ему естественной науки. Так, он предпочитает теорию физических стихий, качественных элементов материи: земли, воды, воздуха и огня, уже существовавшему тогда химическому атомизму. В результате он спорит с утверждениями, что вода состоит из кислорода и водорода, а воздух из кислорода и азота. Он отвергает эволюционный подход к природе, преувеличивающий значение количественных изменений, по его мнению, и предпочитает представление о качественных скачках-метаморфозах природы, следуя натурфилософии Гете.

Гегель также утверждает, что природа не развивается во времени, а только в пространстве, т. е. различные этапы ее движения не замещают один другой, а накладываются друг на друга и сосуществуют.

С другой стороны, гегелевская философия, подчеркивая качественное своеобразие ступеней природы, стремится исправить уклон в редукционизм со стороны естественных наук: сведение химических процессов к механическому движению атомов и процессов в живой природе — к химическим

Естественно, что именно гегелевская философия природы вызывала и вызывает до сих пор массу нареканий со стороны ученых и философов. Неудивительно, что на настоящий момент в отличие от других частей гегелевской системы философия природы вызывает наименьший интерес и практически забыта.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...