Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философская мысль в Киево-Могилянской академии.




В духовной культуре Украины второй половины XVII века – период формирования мировоззрения Просвещения, центром философской культуры, новатором в прочтении новоевропейской науки становится Киево-Могилянская академия – первое высшее учебное заведение, которое по-новому представило свое понимание философии. Философия стала дисциплинарной формой знания.

В Киево-Могилянской академии философия вводится как предмет изучения.. Основное внимание уделяется проблемам познания природы и человека. Разделяя философские идеи Возрождения, философская мысль видит свое предназначение в осмыслении законов природы, а значит и законов существования самого человека.

Философская мысль обращается к наследию Аристотеля, но ее отношение в классику отличается от средневековых схоластов. Не оставалась академическая мысль в стороне и от классических проблем средневековой гносеологии – активно обсуждала проблему универсалий. В трактовке этого вопроса Киево-Могилянская философская культура тяготела к умеренному номинализму с его эмпирико-сенсуалистической направленностью. Философская мысль академии настойчиво проводила идею о том, что общее существует в вещах, выступает их общей основой, объединяет вещи и повторяется в подобном.

В философских курсах обозначается ряд проблем теоретико-познавательной направленности. Особый интерес вызывают вопросы, связанные с познавательными и психологическими возможностями человека. В плане определения этапов познавательной деятельности академическая мысль высказалась определенно: существует два уровня познания – чувственное, несовершенное, и интеллектуальное познание. Такая интерпретация познавательного процесса предвосхищает марксистско-ленинское понимание диалектичности познавательного процесса.

В лекционных курсах П. Могилы, Ф. Прокоповича особое внимание уделялось проблемам взаимодействия человека и государства, государства и церкви. Государственная власть, по их мнению, скорее, призвана охранять природные права человека, чем обуздывать антисоциальные формы поведения человека. Перенос акцента на правоохранительную деятельность государства подразумевает оригинальное прочтение самого человека: - он выступает не столько как объект действия правовых норм, но, прежде всего, как субъект свободного социального и правового действия. Именно поэтому в стенах Киево-Могилянской академии предпочтение отдается морально-этической проблематике, философскому анализу темы гуманизма.

Проблема счастья в философских идеях Киево-Могилянской академии звучит соответственно духу времени и идеологии Просвещения. Счастливым считается тот, кто живет, руководствуясь соображениями разума, признает авторитет знания и науки и понимает, что счастье – не погоня за материальными благами и не аскетическое бегство от жизни, а умение согласовать свои ценностные ориентации с сущностью природных закономерностей. «Законы природы - суть законы разума» - отчетливо звучит в антропологической проблематике лейтмотив эпохи Просвещения.

Г.С. Сковорода в КМА создал систематическую философскую концепцию. Его взгляды формировались под влиянием античной культуры(эпикуреизма и стоицизма), неоплатоников, философии Киевской Руси, прогрессивной русской культуры. В центре его философских исканий - проблема человека, его природы и предназначения, смысла жизни и счастья. Главная тема философии – самопознание человека. Основными положениями философии Сковороды являются идеи о двух натурах и трех мирах. Три мира: макрокосм (природа), микрокосм (человек) и «мир символов» (духовный мир символов Библии) представляют себя в «двух лицах» – видимой натуре, внешним, не подлинным бытием и невидимым образом - истинным бытием божественного смысла. Существуя в одном целом, видимая и невидимая стороны образуют целостность мира, в частном случае – целостность человека. Задача философии в этом плане – понять мир как целое и осознать человека как единство двух начал – видимости и духовности.

Мировоззрение Г.Сковороды имеет четко ориентированный пантеистический характер – Сковорода понимает Бога не как верховную всемогущую сущность вне природы, мира и человека, а как смысл смыслов, находящийся везде – в природе, человеке, мире. Он утверждет мысль о том, что истинным богом является природа, закон всего сущего, имеющий глас истины. Важное место в философских взглядах Г.Сковороды занимает теория познания, которая также несет на себе отпечаток противоречивости его системы. Исходным пунктом его гносеологии было признание познаваемости мира и вера в неограниченные возможности человеческого разума. Однако с этим, Сковорода полагал, что источником познания духовной сущности вещей является именно Библия.

Значительное место в философском учении Сковороды занимают его социологические и этические идеи. Господствующим в обществе принципам «зла» Сковорода противопоставлял принцип «добра», паразитизму и тунеядству, шире – эксплуатации - труд как основу истинной нравственности, богатству и присвоению чужого труда - довольствование результатом своего, отчужденному отношению людей (далее об этом заговорит Руссо и Маркс) - дружелюбие, основывающееся на равноправии.

Противоречия в мировоззрении Сковороды, его колебания между материализмом и идеализмом, диалектикой и метафизикой, противоречия между острой постановкой социальных проблем и поисками выхода из них в «самопознании» и «сродном труде», дали основание для неоднозначного отношения к Философии Сковороды в культурной среде его современников и следующих этапов развития философской мысли КМА.

Значение Киево-Могилянской философской традиции велико не только потому, что она дала мощный толчок развитию отечественной просветительской концепции и представила философию как особую форму научного знания, отделенную от богословия, но еще и в том, что как ни какая другая философская культура этого периода способствовала направленности философии в плоскость мировоззренческого контекста, понимания человека как ценности и самоцели истории.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...