Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Медитация осознанности. (satipatthĀna). Работа ума. Расслабление




МЕДИТАЦИЯ ОСОЗНАННОСТИ

(SATIPATTHĀ NA)

 

В этом центре мы практикуем медитацию осознанности (Satipatthā na). Перед тем как мы начнем практиковать, нам следует знать, как практиковать. Для того чтобы мы обладали верным отношением (yoniso manasikā ra) во время практики, нам необходимо иметь достоверную, правильную информацию и представление о сути практики.

 

Мы медитируем на четыре основы осознанности (тело, чувства, ум и качества ума). Как только практика развивается и прогрессирует, мы начинаем уделять больше внимания уму, так как медитация – это работа с умом.

 

Для того чтобы начать практиковать, вам будет достаточно нижеизложенного. Позже, в беседах о Дхамме, вы сможете углубить свое понимание практики. Пожалуйста, читайте и перечитывайте это руководство медленно и внимательно.

 

 

РАБОТА УМА

 

Медитация – это работа ума, заключающаяся в том, чтобы быть осознанным. Это не работа тела, не то, как вы держите свое тело, не то, как вы сидите, ходите или двигаетесь Медитация – это прямое переживание ума и тела, момент за моментом, с правильным пониманием.

 

Например, если вы соединяете свои ладони и обращаете на это внимание, то чувствуете и осознаете ощущения, которые появляются от соединенных ладоней – это и есть работа ума.

 

Можете ли вы осознать ощущение прикосновения, если думаете о чем-то другом? Очевидно, что нет. Вам следует быть внимательными. Когда вы обращаете внимание на свое тело, то можете почувствовать множество ощущений. Знаете ли вы о различных свойствах этих ощущений? Нужно ли вам мысленно называть ощущения, чтобы их осознавать? Нет.

 

Напротив, наклеивание ярлыков, процесс обозначения ощущений будет мешать вашей способности наблюдать детали. Просто будьте осознанны! Но и осознанность – это только одна из сторон медитации.

 

Чтобы работать с осознанностью разумно, вы нуждаетесь в правильной информации и ясном понимании практики. Прямо сейчас вы читаете эту книгу, чтобы понять медитацию осознанности. Эта информация будет работать на подсознательном уровне, когда вы будете практиковать. Чтение, обсуждение, размышление о Дхамме, о том, как практиковать – все это является работой с умом, все это – часть медитации.

 

Для этой практики и для медитативной работы ума в целом необходима непрерывность. Вам нужно напоминать себе об осознанности на протяжении всего дня.

 

Наблюдайте себя везде, все время, когда вы сидите, ходите, делаете уборку, говорите. Что бы вы ни делали – наблюдайте это, знайте об этом, осознавайте все, что происходит.

 

 

РАССЛАБЛЕНИЕ

 

Когда ваш ум работает, необходимо расслабиться и практиковать без напряжения и принуждения. Чем больше вы расслабляетесь, тем легче развивать осознанность.

 

Мы не говорим: «сосредоточьтесь», «сконцентрируйтесь» или «проникните», потому что это предполагает использование чрезмерной энергии. Вместо этого мы советуем: «наблюдайте», «следите», «осознавайте», «обращайте внимание».

 

Если вы напряжены или заметили, что начинаете напрягаться – расслабьтесь. Не нужно намеренно прилагать усилия. Прямо сейчас, – осознаете ли вы свою позу? Осознаете ли вы то, как ваши руки прикасаются к книге? Ощущаете ли вы свои ноги?

 

Отметьте, как мало энергии или усилия вам необходимо, чтобы все это осознавать! Это вся энергия, которая требуется, чтобы сохранять осознанность, но помните, это нужно делать на протяжении всего дня.

 

Если вы практикуете таким образом, ваша энергия в течение дня будет увеличиваться. Если же ваш ум затрачивает чрезмерное количество энергии и попусту ее тратит, то вы быстро почувствуете усталость. Для непрерывной практики нужно всего лишь напоминать себе об осознанности. Такое правильное усилие позволит вам практиковать расслабленно, освободившись от напряжения. Если ум очень напряжен или слишком устал, то вы не сможете ничему научиться. Если ум и тело утомляются, значит, вы неверно практикуете.

 

Проверьте свою позу и то, как вы медитируете. Удобно ли вам, бдительны ли вы? Проверьте также свое отношение. Не преследуйте в практике никаких целей, не имейте ожиданий. Иначе результатом будет лишь то, что вы себя утомите.

 

Итак, вы должны знать, когда вы напряжены или когда расслабленны. Проверяйте это постоянно, на протяжении всего дня. Если вы чувствуете напряжение – наблюдайте его; иначе оно будет только увеличиваться (см. посл. абзац раздела ПОВСЕДНЕВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ). Как только вы расслабитесь, медитировать станет легче.

 

 

ВЕРНОЕ ОТНОШЕНИЕ (yoniso manasikara)[2]

 

Расслабление и осознанность – это основа, но также очень важно иметь в уме верное отношение. Что это означает? Верное отношение – это такое видение вещей, которое способствует удовлетворенности, отсутствию напряженности и чувству легкости к тому, что вы переживаете. Неправильные идеи, неверная информация или не узнавание омрачений, – все это влияет на ваше отношение.

 

У нас у всех присутствуют неверные отношения, мы ничего не можем с этим поделать. Поэтому не старайтесь иметь верное отношение, а вместо этого пытайтесь распознавать, имеете ли вы верное или неверное отношение. Важно осознавать верное отношение, но еще важнее распознавать и исследовать неверное. Пытайтесь понять неверные отношения ума, выяснить, как они влияют на вашу практику, и увидеть, как они формируют ваши ощущения. Наблюдайте за собой и постоянно проверяйте, с каким состоянием ума вы практикуете.

 

Верное отношение позволяет вам принять, признать и наблюдать все, что бы ни происходило, будь это приятное или неприятное, пребывая в расслабленности и бдительности. Вам следует принять и отслеживать как приятные, так и неприятные переживания. Каждое переживание, хорошее или плохое – это благоприятная возможность учиться наблюдению за тем, принимает ли ум вещи такими, как они есть, испытывает он приятное или неприятное чувство, реагирует ли он или выносит суждения.

 

Когда вам что-то нравится – это означает, что вы это желаете (lobha), а неприязнь к чему-то означает отвращение (dosa). Желание и отвращение являются омрачениями, проистекающими из неведения, а неведение или заблуждение (moha) само по себе является омрачением. Таким образом, не пытайтесь ничего создавать, потому что желание что-то создать – это алчность (lobha).

 

Не отвергайте то, что происходит; отвержение того, что происходит, – это отвращение. Незнание того, что происходит или прекратило происходить – это заблуждение.

 

Не старайтесь, чтобы все происходило так, как вам хочется. Знайте происходящее таким, какое оно есть. Думать о том, что вещи должны происходить тем или иным образом; желать того, чтобы что-то произошло или не произошло, – все это является ожиданием. Ожидания создают беспокойство, тревогу и могут привести к отвращению. Важно осознавать свои отношения.

 

Выносить суждения о своей практике и чувствовать неудовлетворенность от того, как она протекает – это неверное отношение. Неудовлетворенность возникает либо от идеи, что вещи происходят не так, как вы ожидали, либо от желания их изменить, или же от незнания того, что является правильной практикой.

 

Такие отношения ограничивают ум и препятствуют практике. Пытайтесь распознать неудовлетворенность, полностью ее принять и пристально за ней наблюдать. В процессе наблюдения и исследования неудовлетворенности могут проясниться ее причины. Понимание причин растворит это ощущение и поможет научиться их распознавать, если они снова возникнут. Вы ясно увидите, какой вред приносит неудовлетворенность вашему уму и телу, и станете лучше осознавать свое критическое отношение, и таким образом, постепенно откажетесь от него. Подобным образом, вы разовьете навыки работы с омрачениями.

 

Причина неверных отношений кроется в заблуждении. Каждый из нас находится под их влиянием. Все неверные отношения ума, такие как страстное желание и отвращение являются омрачениями, так же, как и их «родственники» – эйфория, печаль, уныние, или беспокойство. Непринятие омрачений будет их только усиливать. Омрачения препятствуют вашему прогрессу в медитации и мешают вам жить более полно. Они также стоят на пути обретения подлинной умиротворенности и свободы.

 

Не смотрите на омрачения свысока, иначе они посмеются над вами!

 

Будьте бдительны и узнавайте возникающие в вашем уме омрачения. Наблюдайте за ними и пытайтесь их понять. Не привязывайтесь к ним, не отвергайте, не игнорируйте их и не отождествляйтесь с ними. Как только вы перестанете привязываться к омрачениям или отождествляться с ними, их сила начнет постепенно убывать. Необходимо постоянно проверять, с каким отношением вы медитируете.

 

Всегда помните, что медитация осознанности является обучающим процессом, во время которого вы познаете взаимоотношение ума и тела. Будьте естественны и просты, нет необходимости замедлять неестественно свой ритм в практике.

 

Вы просто стремитесь воспринимать вещи такими, какие они есть.

 

Нет необходимости прилагать усилия для сосредоточения. Сосредоточение будет естественным образом повышаться вместе с практикой. Ваша цель состоит в развитии осознанности. Чем более непрерывной будет ваша осознанность, тем острее и восприимчивее будет ваш ум.

 

Не забывайте, объект внимания, в действительности, не важен; что на самом деле имеет значение, так это чтобы наблюдающий ум, работающий на «заднем плане», был бы осознан. Если наблюдение ведется с верным отношением – любой объект будет верным объектом.

 

Обладаете ли вы верным отношением?

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...