Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Странствующий ум / звуки. Боль / неприятные ощущения / эмоции




СТРАНСТВУЮЩИЙ УМ / ЗВУКИ

 

Когда ум размышляет или странствует, а звуки привлекают ваше внимание, просто осознавайте это. Мышление – это естественная деятельность ума. Обладая хорошим слухом, вы естественным образом будете слышать звуки.

 

Ваша практика успешна, если вы осознаете, что ум размышляет или слышит. Но если вы чувствуете, что мысли и звуки беспокоят и мешают вам, или, если вы реагируете на них, или их осуждаете, значит, здесь есть проблема с вашим отношением. Странствующий ум и звуки – это не проблема, а вот ваша установка, что «звуков не должно быть вокруг» – проблема. Итак, поймите, что вы стали осознавать просто некоторые функции ума. Они также лишь объекты вашего внимания.

 

Мышление – это активность ума. Когда вы только приступили к практике, вам не следует стараться непрерывно наблюдать мышление. В то же время вам не стоит и избегать наблюдения за мыслями, немедленно возвращаясь к основному объекту медитации. Когда вы осознаете, что размышляете, в первую очередь, обращайте внимание на мысль, и затем напоминайте себе, что мысль – это просто мысль. Не думайте о том, что это «ваша» мысль. После этого вы можете вернуться назад, к основному объекту медитации.

 

Когда ваш ум взбудоражен размышлением, напомните себе, что ваша практика заключается не в том, чтобы остановить мысли, а, скорее, в распознавании и признании мышления, когда бы оно ни возникало. Если вы не осознанны, то вы не можете знать, что размышляете. Помните, не важно то, как много ум размышляет, странствует, или из-за чего-то раздражается, главное – все это осознавать.

 

Не имеет значения, прекратилось размышление или нет. Намного важнее, что вы понимаете, какие из ваших мыслей умелые или неумелые, уместные или неуместные, полезные или бесполезные. Вот почему сущность обучения состоит в том, чтобы наблюдать мышление, не вовлекаясь в него. Когда мысль «разрастается», несмотря на все ваши усилия просто за ней наблюдать, то здесь, вероятно, вы каким-то образом вовлеклись в эту мысль.

 

Когда это происходит, когда мышление становится настолько непрерывным, что вы больше не можете наблюдать его, прекратите за ним наблюдать и попытайтесь вместо этого наблюдать за лежащими в его основе чувствами или телесными ощущениями.

 

Независимо от того, чем вы заняты, – сидите и медитируете или выполняете медитацию при ходьбе, или заняты повседневной деятельностью, спрашивайте себя время от времени: «Что делает мой ум? Думает? Осознает? Что именно он осознает? ».

 

 

БОЛЬ / НЕПРИЯТНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ / ЭМОЦИИ

 

Когда вы испытываете боль и другие неприятные телесные ощущения, – это означает, что в вашем уме присутствует сопротивление, и поэтому вы еще не готовы наблюдать их прямо. Никому не нравится боль, и если вы, наблюдая ее, все еще ощущаете сопротивление, она будет становиться только сильнее. Это похоже на случай, когда вы гневаетесь на какого-то человека, и, если вы смотрите на него снова и снова, то становитесь еще более раздраженным. Так что никогда не принуждайте себя наблюдать боль. Это не борьба, а благоприятная возможность для обучения. Вы наблюдаете боль не для того, чтобы она уменьшилась или ушла. Вы наблюдаете боль, особенно реакции ума на нее, чтобы понять связь между реакциями ума и вашим восприятием физических ощущений.

 

Во-первых, проверьте свое отношение. Желание уменьшения или исчезновения боли – это неверное отношение. Неважно, ушла боль или нет. Боль – это не проблема, но ваша негативная умственная реакция на нее – проблема.

 

Если причиной боли является какое-то телесное повреждение, вам, конечно, следует быть осторожным и не делать себе хуже, но если вы в порядке и здоровы, то боль – это просто благоприятная возможность практиковать наблюдение работы ума. Когда присутствует боль, умственные переживания и реакции сильны, и поэтому наблюдать их нетрудно. Учитесь наблюдать в своем уме раздражение, сопротивление, напряжение или дискомфорт. Если необходимо, то чередуйте между наблюдением за вашими чувствами и наблюдением за отношением, стоящим за вашим сопротивлением. Напоминайте себе о необходимости расслаблять ум и тело и наблюдать за тем, как это влияет на сопротивление ума. Существует прямая связь между состоянием вашего ума и болью. Чем более расслаблен и спокоен наблюдающий ум, тем менее интенсивной будет казаться боль. Конечно, если ум сильно реагирует на боль (то есть, если вы ощущаете боль как невыносимую), то вам следует изменить позу и принять такую позу, в которой будет комфортно.

 

Итак, если вы хотите научиться умело справляться с болью, попытайтесь сделать следующее: как только вы начали ощущать боль (неважно, насколько она интенсивна), проверьте напряжение в уме и теле, а затем расслабьтесь.

 

Часть вашего ума будет оставаться осознанной по отношению к боли. Таким образом, снова и снова проверяйте, не напряжены ли вы, и расслабляйтесь. Проверяйте свое отношение и продолжайте напоминать себе, что у вас есть возможность изменить позу, если ощущение боли будет слишком сильным, так как тогда ваш ум охотнее будет с ней работать. Повторяйте этот процесс до тех пор, пока не устанете наблюдать за напряжением, страхом, желанием закончить медитацию, или нежеланием оставаться с болью. Теперь вы можете изменить позу.

 

Если вы способны переносить боль, это еще не значит, что вы невозмутимы. Большинство из нас начинает практику с того, что изо всех сил пытается сидеть не двигаясь, установленные промежутки времени. Если нам удалось просидеть целый час, то мы очень довольны, а в противном случае воспринимаем это как неудачу. Обычно мы стараемся переносить боль как можно дольше, то есть пытаемся увеличить свой болевой порог. Однако в этом процессе мы пренебрегаем наблюдением ума, и в действительности не осознаем наши умственные реакции на боль. Мы не понимаем, что развитие высокого болевого порога не означает, что ум не реагирует на боль.

 

Если вы перестанете заставлять себя сидеть заданные промежутки времени, а вместо этого начнете наблюдать умственные реакции описанным выше способом, то ваше сопротивление боли постепенно уменьшится, и ум станет все более невозмутимым. Очень важно понимать разницу между невозмутимостью и способностью переносить боль. Медитация осознанности – это не принуждение, не форсирование, но – понимание. Настоящая невозмутимость является результатом подлинного понимания природы пристрастия и неприязни посредством наблюдения и исследования.

 

Лучше всего непосредственно наблюдать боль только в том случае, если вы к ней не чувствуете сопротивления. Помните, что здесь может быть реакция ума на тонком уровне. Как только вы распознали умственный дискомфорт, направьте внимание на это чувство. Если вы можете видеть тонкий умственный дискомфорт, наблюдайте за его изменением: увеличивается ли он или уменьшается?

 

Как только ум станет более невозмутимым и восприимчивым, он будет гораздо легче распознавать тонкие реакции. Когда вы на более тонком уровне наблюдаете умственный дискомфорт, вы можете достичь такого состояния, в котором ум будет ощущать полную невозмутимость. Если вы прямо наблюдаете боль, и при этом присутствует подлинная невозмутимость, то умственный дискомфорт больше не возникает.

 

Помните: вы наблюдаете за реакциями ума не для того, чтобы они ушли. Всегда используйте реакции ума как возможность для исследования их природы. Задавайте себе вопросы, как они (реакции) влияют на ваши ощущения? Какие мысли присутствуют в вашем уме? Как то, о чем вы думаете, влияет на то, что вы чувствуете? Как то, что вы чувствуете, влияет на то, что вы думаете? Какое отношение стоит за вашими мыслями? Как все это изменяет ваше восприятие боли?

 

Старайтесь применять указанные выше методы, имея дело с любым физическим дискомфортом, таким как зуд, ощущение жары или холода. Более того, все навыки, которые мы приобретаем, имея дело с реакциями ума на физический дискомфорт, могут быть применены и в нашей работе с омрачениями, такими как гнев, разочарование, ревность, недовольство или неприятие, а также к чувству счастья, удовольствия, вожделения или привязанности. С такими эмоциями, так же, как и с родственными им омрачениями, даже самыми отдаленными, необходимо поступать таким же образом, как и с болью. Вам необходимо учиться распознавать и отпускать как привязанность, так и отвращение.

 

Когда вы исследуете подобные эмоции, важно напоминать себе, что они являются природными явлениями. Они не являются «вашими» эмоциями, – все их переживают. Вам необходимо всегда помнить об этом, когда вы исследуете мысли и умственные образы, сопровождающие эмоции. Все мысли, с которыми вы отождествляе­тесь, являются в действительности лишь «топливом» для эмоций.

 

Если эмоция, которую вы переживаете, очень интенсивна, вы не сможете беспристрастно наблюдать сопровождающие ее мысли, не став при этом еще более эмоциональным. В этом случае лучше всего сначала ясно осознать эту эмоцию и понаблюдать за приятными или неприятными чувствами и ощущениями, которые ее сопровождают.

 

Если даже наблюдение за этими чувствами и ощущениями выводит вас из равновесия, направьте внимание к нейтральным или приятным объектам, таким например, как дыхание или звук. Поступая таким образом, вы умело отвлечете ум и остановите поток мыслей, или, по крайней мере, ослабите его.

 

«Вы» уже не будете настолько вовлечены в вашу «историю» (прим. пер.: связанный часто одной темой поток воспоминаний, мыслей), и поэтому эмоции утихнут. Тем не менее, не игнорируйте полностью эти чувства и ощущения, и время от времени наблюдайте за ними.

 

Когда сильные эмоции утихли или когда вы наблюдаете за слабой эмоцией, вы сможете отслеживать чувства, мысли и телесные ощущения. Чем лучше вы понимаете, как они взаимосвязаны, тем более умело и эффективно вы сможете обходиться с любыми разновидностями эмоций.

 

Не забывайте проверять отношение: проверяйте, принимаете ли вы эмоцию, или же сопротивляетесь ей.

 

Любое незамеченное сопротивление по отношению к ней и любое незамеченное отождествление с эмоцией будет ее «подпитывать» и приведет к ее большему росту, эффекту снежного кома. Помните: мы не стремимся к прекращению эмоций. Цель состоит в том, чтобы знать, к каким эмоциям вы склонны, знать, о чем вы думаете, когда они присутствуют, понимать как их «природу», так и поведение своего ума.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...