Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правила автоматизации звуков 5 глава




 

Игра «Что я знаю о профессиях?»

Цель игры: научить ребенка составлять предложения о людях знакомых профессий, обогатить словарный запас, раз­вить связную речь, память, внимание. Оборудование: сюжетные картинки с изображением людей различных про­фессий: шофер, повар, учитель, строитель, врач и т. д.

Ход игры. Взрослый показывает ребенку картинки и предлагает ему соста­вить предложение о человеке этой профессии. Например: «Врач лечит детей», «Повар варит суп», «Учитель учит детей»

 

Игра «Сломанное предложение»

Цель игры: тренировать ребенка в исправлении деформированной фразы, развить связную речь, внимание, память, мышление.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый зачитывает ребенку слова, а тот должен их переставить таким образом, чтобы получилось целое предложение. Например: мама, печь, торт, вкусное — Мама печет вкусный торт. Маша, играть, с, кукла — Маша играет с куклой.

 

Игра «Семья»

Цель игры: научить ребенка составлять предложения о чле­нах семьи, опираясь на сюжетные картинки. Оборудование: сюжетные картинки, на которых изображены члены семьи в разных ситуациях.

Ход игры. Взрослый показывает ребенку картинку и спрашивает его: «Кто это? Что он (она) делает?» Ребенок должен внимательно рассмотреть картинку и ответить на вопросы полным предложением, например: «Мама играет с ребенком (вяжет, читает газету, готовит еду и т. д.)», «Папа читает газету (играет в шахма­ты, помогает маме, смотрит телевизор и т. д.)».

 

Игра «Нужное слово»

Цель игры: познакомить ребенка со значением в речи про­стых предлогов, обогатить словарный запас, развить связ­ную речь.

Оборудование. Игрушки ребенка, различные предметы, сюжетные картин­ки.

Ход игры. Взрослый дает ребенку различные несложные поручения, специ­ально пропуская при этом предлоги. Малыш должен по смыслу предложения до­гадаться, какого слова здесь не хватает. Например: положи мяч (в) коробку; книга лежит (на) полке; кошка сидит (на) диване.

По мере усвоения игры можно предложить ребенку составлять предложения с предлогами по сюжетным картинкам.

 

Игра «Составь рассказ»

Цель игры: развить связную речь ребенка, воображение, мышление, память, обогатить словарный запас.

Оборудование: серия сюжетных картинок, которые связаны одним сюжетом.

Ход иг ры. Взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть сюжетные картинки, разложить их по порядку и придумать по ним небольшой рассказ.

На начальном этапе взрослый может зада­вать ребенку различные наводящие вопросы, давать начало предложения, кото­рое ребенок смог бы закончить. Также взрослый помогает ребенку с использова­нием начальных, вводных и заключительных оборотов, придумыванием назва­ния к составленному рассказу. По мере тренировки малыш может быть более самостоятельным: работать без наводящих вопросов, проявить фантазию, объ­ясняя причины того или иного поступка героев.

 

Игры, помогающие в обучении чтению

Когда нужно начинать учить ребенка читать? Пожалуй, этот вопрос волнует многих родителей и педагогов. Одни считают, что учить ребенка читать слишком рано не нужно, его всему научат в школе, другие же считают, что чем раньше ре­бенок научится читать, тем успешнее он будет обучаться в школе.

Для того чтобы научить ребенка читать, лучше всего использовать обучение в процессе игры, ведь дето очень любят не только играть, но и учиться и узнавать что-то новое.

Необходимо отметить и то, что чтение весьма сложный процесс, который со­стоит из нескольких, следующих друг за другом операций, а потому требует от ребенка определенного уровня развития речи. Он должен запоминать и узнавать буквы, по­нимать то, что буквы связаны с тем или иным звуком, уметь соединять буквы в слоги, слоги в слова, а также понимать прочитанное.

Однако, несмотря на это, большинство психологов сходятся во мнении, что чем рань­ше ребенок научится читать и печатать, тем лучше он будет учиться в школе. И даже если у малыша имеются нарушения речи, то его тоже следует учить читать. Ведь в процессе чтения у такого ребенка будут развиваться мыслительные процессы, он научиться осуществлять звукобуквенный анализ, у него увеличится словарный запас.

Помимо традиционных методов обучения чтению педагоги рекомендуют ис­пользовать и дополнительные, а именно куклотерапию (обучение чтению через манипуляцию куклами), сказкотерапию (обучение через моделирование сказоч­ных ситуаций), игры на развитие речевого слуха, мышления, внимания и памяти.

Для того чтобы в памяти малыша закрепились образы той или иной буквы, детям можно предложить выложить буквы из счетных палочек, обвести их по контуру, нарисовать пальцем в воздухе и т. д.

 

Игра «Буква из палочек»

Цель игры: развить пространственные представления, воображение, зрительную память и внимание, совершенствовать мелкую моторику.

Оборудование: счетные палочки, горох, фасоль, спички, карточки с буквами.

Ход игры. Взрослый показывает ребенку карточку с буквой, предлагает ее внимательно рассмотреть, а затем просит выложить увиденную букву из счет­ных палочек, спичек, фасоли или гороха, соблюдая при этом правильное распо­ложение всех ее элементов. Если малышу трудно выполнить задание, взрослый может ему помочь, показывая при этом, как нужно расположить палочки. Можно также предложить ребенку выкладывать букву прямо на карточке. Если в соста­ве буквы есть круглые элементы, то они выкладываются в виде квадрата или прямоугольника.

По мере тренировки это упражнение можно усложнить: превратить одну из букв в другую наиболее рациональным способом.

 

Игра «Обводилки»

Цель игры: развить мелкую моторику рук, научить ре­бенка правильно держать в руке карандаш, вести ровную линию, не выходя за контур.

Оборудование: карточки с написанными штрихами буквами, простой карандаш.

Ход игры. Взрослый показывает ребенку карточки с буквами и предлагает соединить штрихи одной целой ровной линией так, чтобы получилась буква.

 

Игра «Сломанная буква»

Цель игры: развить у ребенка пространственное представление, воображение, мелкую моторику, мышление.

Оборудование: листы бумаги в клетку, на которых написаны буквы с недостающими элементами.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку дописать недостающую часть так, чтобы получилась существующая в алфавите буква.

 

Игра «Заколдованный мешочек»

Цель игры: развить у ребенка тактильную чувствительность, воображение, мышление, мелкую моторику, научить узнавать буквы на ощупь. Оборудование: буквенная мозаика, непрозрачный мешочек из плотной тка­ни.

Ход игры. Взрослый показывает ребенку несколько букв, затем кладет их в мешочек и перемешивает. Затем предлагает ребенку опустить руку в мешочек, выбрать одну букву, ощупать ее и угадать, что это за буква. После этого ребенок называет ее, вытаскивает из мешочка и убеждается в том, правильно ли он назвал ее или нет.

 

Игра «Первый звук» практически то же самое

Цель игры: научить ребенка выделять в слове начальный звук (сначала гласный, а затем соглас­ный), развить фонематических слух, внимание, па­мять.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый называет ребенку простые по звуковому составу слова, выделяя при этом голосом и интонацией первый звук. Причем, если слово начи­нается на гласный звук, то он должен быть под ударением. Если же первый звук согласный, то взрослый должен произнести его с силой, так, чтобы он отличался от других звуков слова.

Например: аист — звук [а], утка — звук [у], муха — звук [м], Оля — звук [о], нос — звук [н] и т. д. Поначалу допускается называние целого слога — му-, но-, из которых затем с помощью взрослого выделяется краткий звук [м], [н].

 

Игра «Цепочка из слов»

Цель игры: научить ребенка выделять первый и последний звуки в словах, обогатить словарный запас, развить слуховое внимание, мышление, память.

Оборудование. Специального оборудования не требуется.

Ход игры. В игру можно играть с одним ребенком или группой детей. Один из участников игры называет слово (существительное в единственном числе и име­нительном падеже), следующий участник придумывает слово на последний звук и т. д.

Например, яблоко — овал — луна — апельсин — нитка — ананас — собака и т. д.

 

Игра «Хлопушки»

Цель игры: научить ребенка выделять среди других звуков заданный, развить внимание, мышление, память.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый дает инструкцию ребенку, чтобы он хлопнул, если услы­шит какой-то определенный звук. Затем он начинает четко произносить сначала ряд звуков, затем слоги, потом слова, а ребенок должен хлопнуть только тогда, когда прозвучит заданный звук. Например, выделяется звук [Л].

Звуки: О, Л, Н, Л, У, Л, О, А, М, Л, Т, Ы, У и т. д.

Слоги: ОН, УЛ, АЛ, УХ, ПО, ЛЫ, УТ, ЛА, НО, ЛУ и т. д.

Слова: ложка, кот, луна, Умка, лес, муха, ласточка, Аня, ива, вилка и т. д.

 

Игра «Сначала хлопни, а потом – топни»

Цель игры: научить ребенка различать похожие звуки, развить навыки фонематического анализа, память, внимание. Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Эта игра проводится на слух, перед началом игры взрослый сооб­щает ребенку о том, что сегодня он будет учиться не только слышать звуки, но и отличать их друг от друга.

Для игры следует подбирать звуки, которые похожи друг на друга, напри­мер: О—У, Ы—И, М—Н, К—Т, П—Т и т. д., пары согласных по глухости-звонко­сти (Б—П, Д—Т, Г—К, В—Ф) и по твердости-мягкости (М—М', Т—Т, К—К' и ДР-)-

Сначала игру можно проводить на отдельных звуках, а затем на слогах и сло­вах.

Взрослый подбирает речевой материал и четко его проговаривает, а ребенок по инструкции взрослого на один из звуков хлопает, на другой — топает. Напри­мер, различаются звуки [О—У].

Звуки: О, У, Н, У, О, Ы, О, У, А, М, У, Т, О и т. д. Слоги: ОН, УК, ПО, УТ, КО, НУ, МО, УП, МУ и т. д.

Слова: Оля, утка, осень, окно, удочка, иду, корова, утро, озеро, Уля и т. д.

Игра «Подбери картинку»

Цель игры: научить ребенка подбирать картинку со словом, которое начинается на заданный звук, расширить словарный запас, развить зрительное внимание, память.

Оборудование: предметные картинки со словами, начинающимися на задан­ный звук, несколько картинок, начинающихся на другие звуки.

Ход игры. Взрослый выкладывает перед ребенком картинки и объясняет, что тот дол­жен выбрать только те, на которых изобра­жены слова, начинающиеся на определен­ный звук, например, [Д]. После этого взрос­лый четко произносит все слова, а ребенок выбирает только подходящие (кот, дом, де­рево, луна, дорога, солнце, дрова и т. д.).

 

Игра «Нужные слова найди»

Цель игры: научить ребенка выделять в словах заданный звук, расши­рить словарный запас, развить фонематический слух, память, внимание.

Оборудование: предметные картинки со словами, в которых есть заданный звук, по несколько картинок на каждый из них.

Ход игры. Взрослый раскладывает перед ребенком на столе картинки, назы­вает их, а затем предлагает ребенку объединить картинки в несколько кучек по заданному звуку. Например:

[М] — машина, меч, мяч, корм, мак, гном и т. д.;

[А] — аист, ананас, луна, вилка, шарф, карета и т. д.;

[О] — озеро, зеркало, осень, оса, коса и т. д.;

[Н] — ножницы, слон, луна, карандаш и т. д.

 

В тот момент, когда дети находятся на этапе буквенного и слогового чтения им еще трудно хорошо осмысливать прочитанное, а потому педагоги рекоменду­ют использовать игры, которые помогут убедить ребенка в том, что он уже умеет читать и прекрасно понимает смысл короткого задания.

Смысл подобных игр сводится к тому, что ребенок читает задание, выполняет инструкцию взрослого и получает сюрприз. По мере овладения ребенка навыком чтения, текст становится более развернутым, а инструкция более сложной. Пра­вильно прочитав, ребенок достигает цели, выполняет задание и получает от этого огромное удовольствие. В качестве награды взрослый может использовать кра­сочные картинки и наклейки, фишки, книги для послогового чтения, сладости и т. п.

 

Игра «Искатель»

Цель игры: развить пространственное мышление, внимание, закрепить умение читать, обогатить словарный запас.

Оборудование: окружающие ребенка в помещении предметы, небольшая ин­тересная вещь для сюрприза (наклейка, фишка, конфета и т. д.).

Ход игры. Взрослый прячет сюрприз в определенном месте, после чего дает инструкцию ребенку, как его найти: рисует стрелки, куда нужно идти, готовит карточку, на которой может быть написано слово или небольшая фраза, подска­зывающая ребенку, где искать сюрприз (например, на шкафу, под столом, смот­ри в первом ящике и т. д.). Ребенку нужно про­читать карточку и найти сюрприз.

 

Игра «Разведчики»

Цель игры: тренировать детей в чтении неболь­ших слов-указаний.

Оборудование: игрушки.

Ход игры. Лучше всего проводить эту игру с группой детей в лесу или саду, где лег­че спрятать предмет, незаметно от участни­ков. Дети разбиваются на 2 отряда, каждый из которых получает боевое задание — найти спрятанный командиром (взрослым) предмет (игрушку) с помощью записок и указателей. Записка может содержать направление дви­жения или уточнение места: иди влево, смот­ри под деревом и т. д. Указатели — это стрелки, указывающие куда идти. Отряд, раньше других нашедший предмет, считается победителем.

 


Глава 4. Игры на развитие дыхания и пальчиковые игры для детей от 3 до 5 лет

 

Артикуляционные игры

 

Статические артикуляционные игры

Игра «Язычок на скамеечке»

Цель игры: развить артикуляцию ребенка,

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый просит ребенка высунуть язык и положить на нижнюю губу. Можно сделать это так: «Высуни язычок, пусть он погуляет, посидит на ска­меечке». Важно следить, чтобы язык не дрожал. Пусть ребенок подержит язык в таком положении в течение 10—15 с.

 

Игра «Язычок-чашка»

Цель игры: развить артикуляцию.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый просит ребенка широко раскрыть рот, а язык поднять вверх так, чтобы передний и боковые его края загибались вверх, потянуться к верхним зубам, но не касаться их: «Открой ротик широко-широко, а язычок под­ними вот так (взрослый показывает ребенку, как нужно делать)». Малыш должен постараться удержать язык в таком положении в течение 10 с.

 

Игра «Язычок потягивается»

Цель игры: развить артикуляцию,

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый просит ребенка высунуть язык далеко вперед, сделать его узким и тонким. «Язычок долго спал, пусть он потянется, высуни его вот так (взрослый показывает ребенку, как нужно делать)». Пусть малыш подержит язык в таком положении в течение 10 с.

 

Игра «Мостик»

Цель игры: развить артикуляцию.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый просит ребенка приоткрыть рот, а боковые края языка прижать к верхним коренным зубам, уперев кончик языка в нижние передние зубы, а спинку выгнув. Действия можно сопровождать словами: «Что-то язычок засиделся, пусть он немного позанимается (взрослый показывает ребенку, как нужно делать)». Малыш должен продержать язык в таком положении 15 с.

 

Игра «Подуй через трубочку»

Цель игры: развить артикуляцию.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый просит ребенка высунуть язык, загнув боковые края вверх и через получившуюся трубочку подуть. Действия можно сопровождать словами: «Давай изобразим ветер, только дуть будем не просто, а по особенному, вот так (взрослый показывает ребенку, как нужно делать). Выполнять в медлен­ном темпе 10—15 раз.

 

Динамические артикуляционные игры

Игра «Часы»

Цель игры: развить артикуляцию.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый просит ребенка тянуться языком то к правому, то к лево­му углу рта: «Давай посмотрим, как ходят часы, повторяй за мной». Языком нуж­но двигать в медленном темпе под счет, выполнить 15 раз.

 

Игра «Вверх и вниз»

Цель игры: развить артикуляцию.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый просит ребенка высунуть язык и тянуться им попере­менно, то к носу, то к подбородку. Действия можно сопровождать словами: «Ты любишь качаться на качелях? Пусть язычок тоже покачается, вот так». Выпол­нить 10 раз.

 

Игра «Как вкусно»

Цель игры: развить артикуляцию.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый просит ребенка высунуть язык и облизать сначала верх­нюю губу, потом нижнюю. Действия можно сопровождать словами: «Представь, что ты только поел варенья. Вкусно? Покажи как вкусно, вот так (взрослый пока­зывает ребенку, как нужно делать)». Повторить 10—15 раз.

 

Игра «Прятки»

Цель игры: развить артикуляцию.

Оборудование. Специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый просит ребенка широко открыть рот и высунуть вперед язык, а потом высовывать его и убирать: «А ты знаешь, что язычок любит играть в прятки? (взрослый показывает ребенку, как нужно делать)». Двигать языком в медленном темпе 10—15 раз.

 

Игра «Валик»

Цель игры: развить артикуляцию.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый просит ребенка упереть кончик языка в нижние перед­ние зубы, а боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Малыш должен «выкатывать» язык вперед и убирать вглубь рта. В отличие от предыду­щего упражнения язык в форме валика перемещается вперед — назад. Повто­рить 10—15 раз.

 

Игра «Язычок-кисточка»

Цель игры: развить артикуляцию,

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый просит ребенка широко открыть рот и кончиком языка провести от верхних резцов до мягкого нёба, потом от правых коренных зубов к левым: «А ты знаешь, что язычком можно работать, как кисточкой (взрослый по­казывает ребенку, как нужно делать)». Выполнять в течение 10—15 с.

Игра «Как едет лошадка»

Цель игры: развить артикуляцию,

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый просит ребенка цокать языком медленно и сильно. Действия можно со­провождать словами: «А ты помнишь, как едет лошадка? Цок-цок. Давай повторим вместе». Вы­полнить 10—15 раз.

 

 

Игра «Как растет гриб»

Цель игры: развить артикуляцию.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку до­тронуться языком до нёба и подержать его в та­ком положении 5—10 с. Действия можно сопровождать словами: «Знаешь, как растут грибы? Нет? Дотронься кончиком языка до нёба, вот так, а теперь акку­ратно опускай подбородок». Выполнять нужно пружинящими движениями, опуская при этом подбородок вниз.

 

Игра «Сдуй снежинку»

Цель игры: развить артикуляцию, научить ребенка направлять воздушную струю посередине языка.

Оборудование: кусочек ваты.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку высунуть язык вперед и припод­нять таким образом, как если бы он хотел достать до носа. На нос ребенку нужно аккуратно положить кусочек ваты. Действия можно сопровождать словами: «Да­вай поиграем. Представь, что тебе на нос упала снежинка, сдуй ее (взрослый по­казывает ребенку, как нужно делать)». Взрослый должен следить за тем, чтобы выдох проводился на язык, а не на губы.

 

Игра «Изобрази индюка»

Цель игры: развить артикуляцию

Оборудование: специального оборудования не требуется

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку приоткрыть рот и переднем краем языка провести по верхней губе вперед и назад, не отрывая язык от губы. Теперь можно попросить малыша: «Знаешь как болбочет индюк? Бл-бл-бл, попробуй так же»

 

Игра «Хомячок»

Цель игры: развить артикуляцию.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку, не открывая рта, упереть язык с си­лой сначала в левую щеку, потом в правую, а потом приподнять и опустить его вверх и вниз, изображая хомячка, одновременно упираясь в щеку.

 

Игры на развитие дыхания

 

Игра «Трубочка»

Цель игры: научить ребенка в течение длительного времени направлять воздушную струю посередине языка. Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры. Взрослый должен попросить ребенка сделать глубокий вдох носом и задержать дыхание. Губы он должен вытянуть в трубочку, а язык про­сунуть между ними, свернуть его и подуть в полу­чившуюся трубочку. Чтобы ребенку было интерес­но, можно попросить его подуть на занавеску, полоску бумаги, прикрепленную к чему-либо.

Взрослый должен следить, чтобы выдох малыш де­лал плавно.

 

Игра «Листья»

Цель игры: помочь ребенку развить плавный и направленный выдох.

Оборудование: сухие листья и трубочка.

Ход игры. Подвесить на уровне рта ребенка сухие листья, потом предложить ему определить их цвет и подуть на них через трубочку, не раздувая щек. Можно устроить небольшое соревнование, кто сильнее подует на листья.

 

Игра «Фрукт или овощ?»

Цель игры: научить ребенка глубоко вдыхать носом и различать запахи.

Оборудование: овощи и фрукты, которые имеют ярко выраженный запах, например, чеснок, лук, апельсин, мандарин и пр.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть овощи и фрукты, понюхать их. Далее нужно попросить малыша закрыть глаза и попы­таться определить запах. Взрослый должен смотреть за тем, чтобы вдох через нос был плавным и глубоким.

 

Игра «Произнеси на выдохе»

Цель игры: научить ребенка правильно и глубоко дышать через нос, а так же различать знакомые запахи.

Оборудование: тарелка, на которой лежат дольки шоколада, мандарин и вет­ка ели или сосны.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку подойти к тарелке, понюхать и на выдохе произнести «Вкусно!», «Как хорошо пахнет!» и т. д. Игру можно прово­дить и в группе. У кого лучше всех получиться произнести какую-то фразу на выдохе, тот и выиграл.

 

Игра «Подуй»

Цель игры: отработать с ребенком длительную, на­правленную посередине языка, воздушную струю.

Оборудование: кусочек ваты.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку улыбнуться, высунуть язык и прижать его к верхней губе, вдохнуть носом и подуть на ват­ку. Взрослый должен следить за тем, чтобы ма­лыш выдыхал на язык. Можно провести сорев­нование: у кого получится сдуть вату, тот и победил.

 

Игра «Попади в ворота»

Цель игры: научить ребенка целенаправленно менять силу выдоха.

Оборудование: кубики и кусочек ваты.

Ход игры. Взрослый помогает ребенку построить из кубиков ворота, на неко­тором расстоянии от которых кладется вата, и просит его подуть на нее так, чтобы она попала в ворота. Игру можно проводить как вдвоем, так и с несколькими деть­ми, устраивая соревнование, кто дальше задует свою вату.

Для усложнения задачи ворота можно сделать узкими.

 

Игры «Кто кого»

Цель игры: научить ребенка выдувать плавную воздушную струю и когда нужно менять ее направление. Оборудование: конструктор.

Ход игры. Эту игру лучше всего проводить как соревнование. На столе из конструктора строятся двое широких ворот. На одинаковом от них расстоянии выкладывается кусочек ваты. Двое детей встают каждый к своим воротам. Сна­чала один дует на вату, стараясь задуть ее в ворота противника, потом другой. Дети должны дуть следующим образом: губы растягиваются в улыбке, язык при­поднимается к верхней губе, произносится звук [ф]. При выдохе дети не должны раздувать щеки. Выдыхать можно только через губы.

 

Игра «Пузыри в стакане»

Цель игры: помочь развить сильный и целенаправленный выдох. Оборудование: трубочка и стакан с водой.

Ход игры. Взрослый ставит перед ребен­ком стакан с водой и опускает в него трубочку. Потом предлагает ему глубоко вдохнуть через нос, вытянуть губы и сильно подуть в трубочку так, чтобы вода забурлила. Взрослый должен следить за тем, чтобы ребенок не делал дополнительных вдохов.

 

Игры «Гудок»

Цель игры: научить ребенка длительному и целенаправлен­ному выдоху.

Оборудование: стеклянные пузырьки, с горлышком, диаметр которых при­мерно 1 см.

Ход игры. Взрослый должен показать ребенку, как нужно гудеть с помощью пузырька: кончик языка касается горлышка, а сам флакончик — подбородка. По­том нужно глубоко вдохнуть носом и сильно выдохнуть на язык. Пусть ребенок попробует выполнить это самостоятельно. Если у него хорошо получается, можно погудеть дуэтом.

 

Игра «Путешествие»

Цель игры: научить ребенка менять силу и направление вы­доха.

Оборудование: таз водой, бумажная лодочка.

Ход игры. Ребенок садится рядом с тазом с лодочкой. Взрослый предлагает ему совершить прогулку по «морю» в другую «страну», которая обозначена флажком на другой стороне таза. Чтобы лодочка смогла закончить свое путеше­ствие, необходим попутный ветер. Попросите малыша, чтобы он помог кораблику добраться до берега. Взрослый должен следить за тем, чтобы губы ребенка во время выдоха были растянуты как для произнесения звука [ф]. Выдох должен быть плавным.

 

Игра «Самолетики»

Цель игры: развить у ребенка длительный и целенаправлен­ный выдох.

Оборудование: бумага

Ход игры. Вместе с ребенком из бумаги нужно изготовить самолетики. Взрос­лый и ребенок ставят самолетик на край стола и садятся напротив. По сигналу, который дает взрослый, они на одном выдохе стараются продвинуть самолетик по столу как можно дальше.

 

Игра «Надуй шарик»

Цель игры: развить у ребенка сильный и непрерывный вдох.

Оборудование: воздушные шарики, надутые неплотно.

Ход игры. Взрослый дает ребенку шарик и предлагает его надуть, плавно выдыхая воздух в отверстие. Игру можно провести как соревно­вание.

 

Игра «Дуй сильнее»

Цель игры: научить ребен­ка сильному выдоху

Оборудование: бумажная, потом пластмассовая вертушка.

Ход игры. Взрослый просит ребенка сделать глубокий вдох носом, а потом сильный выдох ртом на вертушку, чтобы она начала вращаться. Пусть ребенок сначала потренируется на бумажной, так как она легче. Если у малыша получи­лось все сделать с первого раза, то можно вручить ему поощрительный приз.

 

Игра «Пушинки»

Цель игры: научить ребенка вырабатывать длительную не­прерывную воздушную струю. Оборудование: одуванчик.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку сдуть с одуванчика все пушинки. Для этого он должен сделать глубокий вдох носом и сдуть пушинки одним силь­ным выдохом.

 

Игра «Задуй свечки»

Цель игры: развивать у ребенка сильный направленный вы­дох.

Оборудование: песочный набор, свечки для торта.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку поиграть в день рождение или лю­бой другой праздник, где нужно задувать свечи. Малыш сам изготавливает «ку­личики» из песка, в которые нужно вставить свечи свечки. Задача ребенка, сде­лав глубокий вдох, одним сильным выдохом задуть все свечки.

Игра «Подуй на предмет»

Цель игры: научить ребенка сильному и направленному выдоху.

Оборудование: легкие пластмассовые пред­меты, например, ручка, катушка, бусинка.

Ход игры. Взрослый кладет предмет на стол, а ребенок, сделав глубокий вдох носом, должен подуть на него.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...