Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внимание, пример!. 3.1.2. Апробированные практиками варианты заданий. 3.1.3. Формирование навыков размышления и анализа




Внимание, пример!

В нашей многодетной семье постоянно возникают различные смешные ситуации. Вот одна из них.

Четырехлетний сынишка Андрюха и трехлетняя дочка Лиза уже много месяцев сложно встают с утра. Несмотря на то, что мы стараемся уложить в кровать их относительно рано, в 19 часов, после ежедневного легкого мытья в ванной комнате. Это нормально: дети взрослеют, и проявляют себя по-новому, показывая характер и регулярно тестируя нас, взрослых. Уже в течение года, просыпаясь, каждый из моих маленьких детей подолгу валяется в постели, и стонет «не хочу». Видимо, в смысле «не хочу идти в детский сад». Лиза просто лежит, «отклячив» кверху попу, пытаясь спать дальше. Анди извивается как червяк, меняя позы, и вот сегодня жена Юлити в сердцах и чуть повысив голос сказала ему: «ну, Андрюша, ну разве так можно – каждый день одно и тоже. Нельзя так себя вести, Катя ждет, Лиза ждет, Элля опаздывает в школу, в чем же у тебя-то дело, почему не одеваешься?! ». Он еще немного «поизвивался» в пижаме, и произнес: «А Лиза потрогала мой стакан! ».

Казалось бы, «в огороде бузина, а в Киеве дядька», но детское мышление – особое, не всегда нам взрослым понятны причинно-следственные связи и логика детских ассоциаций. Так вот с этой ситуацией мы справились, на мой взгляд, довольно успешно, иначе не было бы смысла в этой книге так пространно описывать финский креативный опыт. Мы сводили детей вечером в спальную комнату финской библиотеки и, воспользовавшись удобным случаем, поспали там все вместе до утра. Дети встали самые первые, захотели в этом «домике» жить всегда, и мы пообещали, что будем теперь посещать его, по возможности, часто. В результате, младшие дети, как будто бы сговорившись, больше не капризничают по утрам. Но часто просят снова поспать в «том домике». Чем не креативный подход в решении практической задачи?

 

Внимание, пример!

Возьмем Большую книгу сказок для самых маленьких». Составитель А. Е. Польской. Минск: Харвест, 1998. Сказки предлагаются детям от 5 лет и старше. Взрослый читает текст, а ребенок выполняет различные «превращения», глядя на картинки. Впрочем, можно использовать не только картинки из самой книги, но и любые картинки, подходящие к тексту, а также игрушки или игрушки-рукавички, пиктограммы с выражением эмоций. Дети с более развитым воображением могут выполнять «превращения» и действия без опоры на картинки, а только на слух. Вот как это происходит.

«Шел как-то коричневый песик прогуляться на лужайку». Изображаем песика.

«А в это время на лужайку пошел погулять и серый котик». Изображаем котика. Мурлычем.

«Встретились песик с котом, замерли, шерсть дыбом встала. Котик зашипел, а песик принялся громко рычать». Выполняем действия по ходу текста – напрягаемся, замираем, делаем злобное выражение лица, шипим, как котик, рычим, как песик.

«Кинулись они в драку. Пес котика укусить старается, а кот себя в обиду не дает, острыми когтями царапается». Выполняем действия по ходу текста – имитируем, как царапаемся острыми когтями.

«Тут на шум прибежала девочка Катя и закричала: «Как вам не стыдно! Надо дружить, а не драться! » Грозим указательным пальцем.

«Хорошенько пристыдила Катя драчунов, и они бросились обнимать друг друга, пожали друг другу лапы и решили дружить». Улыбаемся, делаем доброжелательное выражение лица; сжимаем свои ладони, изображая знак «дружбы»; обнимаемся друг с другом.

«С тех пор песик с котиком стали большими друзьями и уже никогда не ссорились. » Делаем отрицательный жест пальцем.

 

3. 1. 2. Апробированные практиками варианты заданий

 

Апробированные практиками варианты заданий таковы:

«Покажи такое же чувство, как у песика с котиком, когда они встретились». Ответ – злость.

«А такое же чувство, как у песика с котиком, когда они решили дружить? » Ответ – радость.

К примеру, по фразе «однажды жарким солнечным днем слоненку стало очень скучно и одиноко». Взрослый уточняет: «Слоненок веселый или грустный? » Далее предлагается изобразить мимикой грусть – морщим лоб, сдвигаем брови, опускаем глаза.

Решил слоненок сходить в зоопарк. «Там столько интересных зверей! Я обязательно должен на них посмотреть», – подумал он. Изображаем эмоцию интереса – широко раскрываем глаза, приподнимаем брови.

Ходил слоненок по зоопарку и смотрел, какие все звери удивительные. Сперва он увидел попугая и сказал: «Ты такой пестрый! » Изображаем эмоцию удивления – изображаем перья на голове у попугая – ставим на голову наложенные друг на друга ладошки «перья».

 

3. 1. 3. Формирование навыков размышления и анализа

 

Научить ребенка думать и размышлять, конечно же, насущная главная родительская задача. Но решается она всегда индивидуально. Да разве и может быть иначе, если ни дети, ни взрослые друг на друга и между собой не похожи, у каждого уникальный собственный опыт. Поэтому люди в принципе способны в каждой детали видеть закономерность, быстро вникать в суть многих вещей, легко изобретать красивые решения и находить выход в, казалось бы, безвыходных ситуациях. Как говорил Шерлок Холмс: «Всякая жизнь – это огромная цепь причин и следствий, и природу ее мы можем познать по одному звену». У меня вызвала интерес эта тема применительно ТРИЗ для детей, ибо она неразрывно связана с развитием мышления.

Сильное мышление – долгосрочная цель, к которой трудно прийти и увидеть конечный результат. Когда учишь ребенка читать, понятно, что результатом будет читающий ребёнок. Если усиленно тренируешь логическое мышление – то результат тоже не заставит себя долго ждать, и вы с гордостью будете наблюдать, как ребенок легко решает сложные головоломки. А что же с мышлением? И можно ли научить ребенка думать? Не так-то просто… Когда ребенок хорошо решает те же логические головоломки, но с трудом может придумать хотя бы один ответ на вопрос «Как зайти в магазин, если с собой взяли санки? В магазин с санками – нельзя, а около входа – любой может взять».

Размышляя об этом вместе с ребятами, я взял за пример тот же финский опыт: там детские коляски – для посетителей – стоят почти в каждом муниципальном и государственном учреждении – в концертных залах, библиотеках, поликлиниках-амбулаториях и в других общественных местах – см. рис. 3. 6.

 

Нет рисунка

Рис. 3. 6. Креативное решение – коляски для детей в общественном месте

 

Поэтому развивать мышление тоже надо системно. Наблюдая, какие задачи в основном фигурируют в книгах по подготовке к школе, мне кажется, что упор делается на пространственное и логическое мышление, но никак не на творческое, системное или диалектическое. Диалектикой должны заниматься мы – родители. И тут совсем необязательно ждать подготовки к школе, начинать создавать условия можно уже с двухлетнего возраста. Впрочем, точку начального внимания к ребенку пусть каждый родителей выберет сам.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...