Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внимание, важно!. Внимание, пример!. 3.3. Мотивация ребенка – важный прием ТРИЗ




Внимание, важно!

Список для каждого может быть свой и в качестве примера его можно продолжать до бесконечности. Любая ситуация в жизни или в сказке может стать интересным решением в формате

ТРИЗ и полезным уроком для ребенка. Определенно важно уметь родителям видеть эти возможности самим, не манкировать ими, уметь показать и объяснить детям, то есть научить их вариативно размышлять.

Для многих родителей – в силу ряда причин – сегодня актуальным вопросом является недостаточное внимание к духовности и преобладание материалистических идей и веяний. Действительно, надо признать, что в XXI веке все мы живем в гедонистическом обществе, ориентированном на потребление и удовольствие, и духовность теряем. Многие испытывают трудности в сопереживании, сострадании, аналитическом размышлении. Отсюда актуальная и сложная задача – как взрослым научиться видеть вокруг что-то интересное, чтобы делиться этим с детьми?

 

Внимание, пример!

Одна мама на форуме пишет: мне все видится серым и обыденным. И никак не могу пробудить в себе какой-то творческий взгляд на жизнь и очень переживаю, что и дети мои будут видеть радость лишь в материальных ценностях. Понимаю-что простого решения нет, надо просто не лениться и работать над собой! Количества общения с детьми у меня много, но вот качество… Самой знаний не хватает.

Это довольно распространенная ситуация. Начинайте с малого. Постепенно приручайте привычку находить в сказках вопросы. Их можно обсудить уже после чтения и даже придумать после чтения, необязательно прямо на ходу. Потом научитесь находить что-то интересное на прогулке. Поставьте цель прежде всего для себя: «найти что-то удивительное сегодня на прогулке». Когда уже освоите эти простые «упражнения», возьмите за правило хотя бы раз в день играть в ассоциации или придумывать сказку вместе или прогнозировать «что будет если…». Через 1–2 месяца общение выйдет на новый качественный уровень.

Другой непростой вопрос – как увлечь ребенка в беседу. Есть дети, которые буквально погружаются в сказку, не желают отвлекаться, размышлять – им больше всего хочется непрерывно слушать дальше. Даже если сказку им читают восьмой раз. Это такой характерный тип личности. И если такой малыш не включается сразу в беседу-обсуждение, это еще не значит, что он не сопереживает. Он проигрывает прочитанное в ролевых играх – молча. Но – размышляет. А вопросы для ТРИЗ, разумеется, можно находить не только в сказках, но всегда в жизни, дома, на улице, в магазине – «на каждом шагу».

Чтобы продвинуться вперед важно начать применять на практике описанные рекомендации. Сначала самому избавиться от шаблонного мышления, чтобы научить этому детей. Пока дети открыты разнообразным решениям – надо их желание к поиску нового вводить в привычку.

Помните, что чем старше ребенок, тем сложнее его искренне заинтересовать. Опыт, этот сын ошибок трудных оказывает свое влияние уже в детстве. Вот почему иссякает вера в волшебников и деда мороза. Во время прогулки и в бытовых играх в ассоциации и ее дополнение сюжетно-ролевые игры нужно практиковать постоянно.

 

3. 3. Мотивация ребенка – важный прием ТРИЗ

 

Не хотелось бы повторяться, ибо по этой теме я писал диссертацию, и кто желает может дополнительно самостоятельно ознакомиться с монографией: Кашкаров А. П. Личностный интерес ребенка. [Монография] – Dtisseldorf, LAP LAMBERT Academic Publishing. – 2016. – 112 c. – ISBN: 978-3-659-84634-2.

Обоснованно считаю, что необходимо поощрять любой детский интерес к новому. Важной особенностью мотивирования является сама мотивационная форма, которую обыватели называют также просто: учить – не уча. То есть так, чтобы не было и тени менторского тона, дидактики или наставления. А что остается кроме этого? Правильно, всего два – в общем смысле – варианта. Новые знания в игре и новые знания от ребенка к ребенку, при условии, что вы сами – умудренный опытом взрослый-воспитатель – на время становитесь ребенком. И если, соглашусь, трудновато многих сорока-пятидесятилетных пап и мам заставить встать на четвереньки и нагрузив себе на спину своего малыша, прокатить его несколько кругов по комнате, то попросить размышлять как ребенок, наверное, возможно. Но, опять же, одно дело порекомендовать, обоснованно попросить, и другое дело – как конкретный взрослый выполнит эту задачу. В этом деле тоже нужен талант, или, как минимум, желание.

Самое простое – это давать «руководящее» указание на то, что нужно делать. И я, и редактор книги могли бы изменить смысловое наполнение текущего предложения, если бы решились следовать условиям деликатности. К слову, в Европе не терпят повелительного наклонения. В изданных там книгах любой тематики, включая и руководства по психологии воспитания, не принято пользоваться менторским тоном. В руководствах по кулинарии не говорят «возьмите пару яиц…», но вместо это пишут: «дваяйца, взятые вами…». Казалось бы, это мелочи. Но мелочей не бывает, есть детали. Тот же подход мною предложен и в этой книге. А повелительное наклонение в примере «превозносим» мы оставили только как пример того, как говорить и даже думать – при реализации ТРИЗ в детском творчестве – не надо.

Если ребенок на вопросы отвечает «не знаю», скорее всего, это похожий случай незаинтересованности, немотивированной ситуации. Что в этой ситуации делать?

Часто дети реагируют подобным образом, если чувствуют, что их хотят «проверить, протестировать». В современном мире детей начинают обучать (а не развивать) буквально с пеленок. И, конечно, родители хотят видеть результат своих трудов. А потом постоянные проверки: «покажи – где синий цвет? », «где у тебя ушки? », «это какая буква? » сопровождают детей постоянно. Поразительно, когда родители не понимают, что их дети уже давно перешагнули этот латентный барьер, но все равно разговаривают с ними по давно «освоенному материалу». Иногда родители пытаются вклинить такие проверки-задачи в игру. Любой ребенок с сохранным интеллектом чувствует разницу между игрой и такими «задачками», как бы искусно их не маскировали родители и не убеждали себя, что они «занимаются, играя». Будем сначала честными сами перед собой. Это не занятия, а профанация, паллиатив.

Позволю себе, никак не увлекаясь менторским тоном и излишней дидактикой, несколько советов, которые помогут ребенку начать рассуждать и думать, когда у него что-то спрашивают, а не говорить «не знаю».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...