Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Направлению к Природе полезны для здоровья хотя бы потому, что запускают




наши естественные механизмы адаптации. Двигаться к Природе (земля без

асфальта, небо над головой, ветер, вода, трава и т.п.) сложнее, потому что

надо расставаться с прелестями Цивилизации (родной диван, любимый телевизор,

теплый унитаз и т.п.). Все аргументы против гуляний (за очень редкими

исключениями, которые описаны выше) не выдерживают никакой критики и

обосновываются страхом, занятостью и ленью.

Поэтому давайте гулять!

Не смотря ни на что!

 

СОН

 

"Мы созданы из вещества того же,

Что наши сны. И сном окружена

Вся наша маленькая жизнь."

Вильям Шекспир

 

Начнем с хорошо известного факта: треть жизни человек спит. Это обычный

человек, взрослый. Дети спят больше. Новорожденные, так те вообще только тем

и занимаются, что спят, устраивая лишь небольшие перерывы на перекус ("когда

не спят - они едят, когда едят - они не спят").

Неудивительно, что сон, как глобальное явление, играет важную роль в

человеческом бытие. И, как всякое глобальное явление, процесс сна окружен

множеством самых разнообразных проблем.

Что такое сон, для чего он нужен вообще? В течение многих лет ученые

придерживались довольно наглядной, логичной и убедительной теории, согласно

которой бодрствование сопровождается накоплением в организме человека

определенных веществ (факторов сна), вызывающих "усталость мозга". Для

нейтрализации этих самых веществ и нужен сон, во время которого "факторы

сна" разрушаются, отдохнувший мозг получает возможность бодрствовать, а

владелец мозга вести активный образ жизни.

Приведенная выше теория подкупает своей абсолютной понятностью даже для

не специалистов. Со специалистами сложнее - пытаясь доказать абсолютно

понятные вещи они десятилетиями пытались и пытаются обнаружить "факторы

сна", но ничего не получается. Чем больше люди исследуют сон, тем меньше

понимают смысл этого явления - нет убедительных ответов на вопрос: зачем

человеку следует 1/3 жизни тратить на непродуктивное пребывание в кровати?

Но, какими бы сложными ни были современные теории сна, элементарный

жизненный опыт человечества в целом и отдельного человека в частности

показывает: сон жизненно необходим. Ну вот так природой заведено -

нормальная жизнедеятельность животных (человек здесь рассматривается как

частный случай особо умного животного) невозможна без особой формы работы

головного мозга, которая носит название сна.

 

2.4.1. СОН ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ

 

Ни одно руководство по воспитанию детей не обходиться без конкретной

таблицы, в коей указано, сколько в соответствующем возрасте ребенок должен

спать - сколько раз и сколько часов.

 

Весьма скептически относясь к попыткам строгой математической

регламентации образа жизни, автор, тем не менее, считает своим долгом

привести некие средние значения рекомендуемых параметров.

От 1-го до1,5 лет: количество периодов дневного сна - 2 (1-й - 2 - 2,5

ч, 2-й - 1,5 ч); ночной сон - 10-11 ч;

От 1,5 до 2 лет: количество периодов дневного сна - 1, его

продолжительность - 2,5 - 3 ч; ночной сон - 10-11 ч;

2 - 3 года: 1 дневной сон продолжительностью 2 - 2,5 ч; ночной сон -

10-11 ч;

В дальнейшем - до 7 лет - рекомендуется 1 дневной сон (около 2 ч)

ночной сон 10 ч. После 7 лет днем разрешают не спать, ну а ночью - не менее

8 - 9 ч.

 

Отдав долг "нормам" рассмотрим конкретные проблемы.

Все, что мы уже писали раньше про детскую комнату 86, не

имеет возрастной специфики. Напомним требования:

- оптимальная температура - 18-20(С;

- лучше 16(чем 22(;

- лучше пижама потеплее, чем самый наилучший обогреватель;

- в детской комнате не желательны никакие накопители пыли - ковры,

мягкая мебель, мягкие игрушки; любые предметы, недоступные влажной уборке.

С точки зрения врача, главное требование, предъявляемое ко сну, кажется

достаточно простым - сон должен создавать условия, для адекватного

бодрствования после пробуждения. Практическая реализация этого весьма

незамысловатого положения окружена проблемами, больше относящимися к другим

наукам (педагогике, социологии) - естественно, когда человек спит не потому,

что спать пора, а потому, что спать хочется. Естественно просыпаться не

потому, что так надо, а потому что выспался. Но правила человеческого

общежития не могут (именно не могут, а не не хотят) учитывать эти

биологические "фокусы".

Организм человека, и ребенок любого возраста не исключение, живет по

особым ритмам (суточным, сезонным, годовым) определяющим потребность и

соотношение периодов сна и бодрствования. На желание спать, на время,

необходимое для полноценного отдыха, на глубину сна влияют множество

факторов - упомянутые биоритмы, метеорологические условия, состояние

здоровья, образ жизни.

Каждому известно, что желание спать во многом связано с интенсивностью

физических нагрузок, в то же время излишние эмоциональные нагрузки сну

препятствуют.

Основная родительская проблема - " не хочу спать ". Подход к ее решению

во многом определяется утренним пробуждением и позволяет сформулировать

простое правило:

если подъем по утрам происходит естественно и без негативных эмоций,

время отхода ко сну никакого значения не имеет.

Отмечу, что родительский лозунг "пора спать" может быть продиктован

интересами самих родителей - папа хочет спать, или, как вариант, папа хочет

маму, а комната всего одна. Указанная проблема не может быть решена

посредством советов врача-педиатра.

 

Особая и весьма частая ситуация может быть охарактеризована фразой " не

уложишь не поднимешь ". Влияющие на нее факторы во многом поддаются контролю.

Но ряд моментов никаким педагогическим влияниям не подвластны, поскольку

определяются индивидуальными биоритмами (знаменитое и не вызывающее сомнения

деление человеческих особей на "жаворонков" и "сов").

Рациональных способов борьбы с детским "спать не хочу" три.

Способ первый. Увеличение физических нагрузок - спорт, максимальное

пребывание на свежем воздухе, работа по дому.

Способ второй. Ограничение нагрузок эмоциональных, особенно по вечерам,

- по крайней мере, не желательно дарить долгожданную игрушку в 20.00, а

проверка дневника в 21.00 должна рассматриваться как педагогическое

преступление.

Способ третий. Не создавать проблему там, где она отсутствует в

принципе. Учитывать стремления детей к копированию взрослых. Тема "пора

спать" вообще не должна подниматься. Или ребенок захочет спать сам, или

будет укладываться в постель, подражая папе и маме. Чем больше внимания

уделяется в семье времени отхода ко сну, чем чаще родители смотрят на часы,

чем громче и строже звучит распоряжение: - отправляйся в постель, - тем

больше возникает проблем.

Теперь рассмотрим некоторые нарушения сна, имеющие место у абсолютно

здоровых детей.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...