Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Познавательная деятельность




Слуховое восприятие неречевых звуков

Различение звучания игрушек

Стереогноз

Узнавание на ощупь фактуры предметов:

дерево _______металл________

стекло _________пластмасса __________

Узнавание на ощупь формы предметов:

катушка _________ложка______

карандаш _________чашка______

Узнавание на ощупь геометрических фигур:

шар ____________ куб __________

цилиндр______ пирамида________

Различение на ощупь предметов по величине:

большой _______ средний ________ маленький______

Зрительное восприятие

Восприятие цвета

Цвет Идентификация Называние
Красный    
Синий    
Желтый    
Зеленый    
Коричневый    
Черный    
Белый    
Розовый    
Голубой    

 

Восприятие формы

Форма Идентификация Название
Круг    
Квадрат    
Треугольник    
Ромб    
Прямоугольник    
Овал    

 

Восприятия величины

Параметры величины Идентификация Название
Большой – маленький    
Длинный – короткий    
Высокий – низкий    
Толстый – тонкий    
Широкий – узкий    

 

Пространственные представления

Ориентировка в сторонах собственного тела (правая, левая)_______________

Различение понятий:

выше — ниже _________ дальше — ближе ____________________________

справа — слева _______ впереди — сзади ____________________________

Конструктивный праксис:

прямое копирование образца

из 3 элементов (для четырехлетних детей) _____________________________

из 5 (для пятилетних детей) _________________________________________

из 6 (для шестилетних детей) ________________________________________

Временные представления

День ________ Вечер _________

Ночь ________ Утро __________

Зима ________ Весна ________

Лето _______ Осень __________

С пятилетнего возраста:

Вчера ______Сегодня ______ Завтра ________

С шестилетнего возраста:

Минута _______ Час ________

День______ Сутки _________

Математические представления

С четырехлетнего возраста:

Один________ Много _______ Поровну________

Прямой счет до 3 ____________________________________________

С пятилетнего возраста:

Прямой счет до пяти__________________________________________

Сравнение количеств (на конкретном материале)_____________________

Пересчитать предметы. Сколько их?________________________________

С шестилетнего возраста:

Сравнение чисел _________________________________________________

Количественный состав чисел из единиц (отложить 3 палочки)___________

Мышление

Исключение лишнего предмета («четвертый лишний») __________________

Классификация предметов (овощи — посуда) __________________________

Понимание переносных значений слов («золотые руки», «золотые

волосы»)_________________________________________________________

Память

Зрительная память:

раскладывание 4 предметных картинок в заданной последовательности без называния при запоминании и воспроизведении через 5 секунд __________

Вербальная память:

Повторение серии слов: дом, лес, стол, кот _____________________________ через 5 секунд____________________________________________________

Зрительно-вербальная память:

раскладывание 4 предметных картинок в заданной последовательности с называнием при запоминании и воспроизведении________________________

через 5 секунд____________________________________________________

Пересказ_________________________________________________________

Характеристика внимания

Объем ___________________________________________________________

Концентрация ____________________________________________________

Переключаемость__________________________________________________

Заключение о развитии познавательной деятельности

Стереогноз _______________________________________________________

Зрительное восприятие _____________________________________________

Пространственные представления_____________________________________

Временные представления_________________________________________

Математические представления ____________________________________

Мышление_______________________________________________________

Память___________________________________________________________

Внимание_________________________________________________________

Характеристика работоспособности___________________________________

 

Приложение 3. Карта оценки результатов

Коррекционного обучения

I—II год обучения

1.Регулярность посещения занятий__________________________________

2.Характеристика отношения ребенка к занятиям, поведение на занятиях

3.Динамика развития речи__________________________________________

 

—Импрессивная речь______________________________________________

—Общая характеристика экспрессивной речи _________________________

—Логопедический диагноз _________________________________________

4.Динамика развития познавательных процессов:

Стереогноз _______________________________________________________

Зрительное восприятие ____________________________________________

Пространственные представления__________________________________

Временные представления__________________________________________

Математические представления _____________________________________

Мышление ________________________________________________________

Память___________________________________________________________

Внимание_________________________________________________________

5.Заключение о развитии познавательной деятельности _________________

III год обучения

1.Регулярность посещения занятий ___________________________________

2.Характеристика отношения ребенка к занятиям, поведение на занятиях

3.Динамика развития речи __________________________________________

4.Динамика развития познавательных процессов:

Стереогноз ________________________________________________________

Зрительное восприятие ______________________________________________

Пространственные представления ____________________________________

Временные представления __________________________________________

Математические представления _____________________________________

Мышление_______________________________________________________

Память___________________________________________________________

Внимание_________________________________________________________

5.Заключение о развитии познавательной деятельности _________________

6.Сформированность предпосылок школьного обучения ________________

Навыки коллективной работы________________________________________

Усидчивость на фронтальных занятиях ______________________________

Графические навыки _____________________________________________

Чтение (знание букв, чтение обратных слогов, чтение прямых

слогов; послоговое чтение, чтение целыми словами)____________________

Характеристика к выпускной медико-психолого-педагогической комиссии

 

Приложение 4. Примерное распределение

Программного материала по развитию

Познавательной деятельности

Средняя группа

Развитие сенсорной сферы:

—Восприятие основных цветов спектра: различение, называние, классификация по цвету.

—Восприятие геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник. Различение, называние, классификация. Сравнение и рядообразование по величине.

—Восприятие величин. Различение, называние, классификация. Сравнение и рядообразование по величине.

—Восприятие пространственных отношений: верх — низ, право — лево, впереди — сзади по отношению к себе.

—Конструирование из 3—4 элементов.

—Восприятие фактуры предметов: твердое — мягкое, гладкое — шероховатое.

—Слуховое восприятие неречевых звуков: различение звучания игрушек.

—Различение простых темпо-ритмических структур: I, II, III. Развитие речи:

—Выделение звука в звуковом ряду.

—Выделение начальных гласных звуков в словах.

—Дифференциация согласных звуков по твердости—мягкости, звонкости—глухости.

—Знакомство со звуками и буквами: а, о, у, и, м, п, к, т. Составление и чтение слогов и трехзвуковых слов из этих букв.

—Формирование представлений о словах, начинающихся с данных звуков.

—Пополнение активного и пассивного словаря по разделам программы «Адаптация».

—Соотнесение лексических значений слов с обозначаемыми ими явлениями, различение фонетически сходных слов.

—Различение слов, обозначающих сходные объекты и действия.

Развитие обобщающих значений слов.

Подбор действий к предметам и наоборот.

Подбор признаков к предметам и наоборот.

Вставка недостающих слов в предложения.

Соотнесение значений слов с эмоциональными реакциями.

—Развитие суффиксального способа словообразования.

—Изменение существительных по числам.

—Согласование прилагательных с существительными единственного числа в роде.

—Формирование падежных конструкций с предлогами: в, на.

—Согласование существительных с глаголами настоящего времени в числе.

—Формирование простого распространенного предложения: субъект — предикат, субъект — предикат — объект.

—Пересказ сказки по серии сюжетных картин.

Развитие мышления:

—Складывание пирамид.

—«Почтовый ящик».

—Доски Сегена для вставки геометрических форм.

—Складывание разрезных картин, фигур, картин на кубиках из 2—4-х частей (элементов).

—Классификация объектов по одному признаку.

—Классификация объектов по категориям.

—Исключение предметов («четвертый лишний»).

—Отгадывание загадок, основанных на перечислении внешних признаков предметов.

Развитие внимания и памяти:

—«Чего не стало?», «Что изменилось?» с применением 3—4 элементов на конкретном материале.

—Игры типа: «Угадай, что звучит», «Угадай, кто позвал».

—Прямое копирование образца в конструировании.

—Звучание поговорок, стихов. Формирование математических представлений:

—Счет до пяти.

—Формирование представлений «один — много».

—Пересчет предметов в пределах пяти.

—Соотнесение количеств в пределах пяти.

—Решение задач на сложение и вычитание в пределах трех на конкретном материале.

—Состав чисел 2 и 3.

—Представление о временах года. Названия, основные отличительные признаки, последовательность сезонов.

Старшая группа

Развитие сенсомоторной сферы:

—Восприятие оттенков цветов спектра: различение, называние, классификация по цвету, рядообразование по интенсивности цвета.

—Восприятие геометрических форм: овал, прямоугольник. Различение, называние, классификация. Сравнение и рядообразование по величине.

—Восприятие контурных изображений знакомых предметов.

—Восприятие недорисованных изображений.

—Дифференциация предметов и изображений по длине, высоте, ширине, толщине. Рядообразование по этим параметрам.

—Восприятие фактуры предметов: различение по материалу.

—Восприятие пространственных отношений: верх—низ, право—лево, впереди—сзади по отношению к себе и другим объектам.

—Узнавание и различение неречевых звуков в природе: шум ветра, звон капели и т.д.

—Восприятие и воспроизведение темпо-ритмических структур из 3 элементов: I 11, 11 I, 111, I, 11.

—Конструирование по образцу из пяти элементов.

—Лабиринты.

Развитие речи:

—Дифференциация свистящих и шипящих звуков.

—Выделение согласных звуков в конце слов.

—Деление слов на слоги. Определение количества слогов в слове.

—Знакомство со звуками и буквами: ы, э, н, б, в, г, д, л, с, з, ф, х.

—Составление и чтение слогов и слов из этих букв.

—Формирование представлений о словах, начинающихся с данных звуков.

—Определение наличия изучаемых звуков в словах.

—Увеличение активного и пассивного словаря по программе «Адаптация».

—Подбор антонимов к словам.

—Образование прилагательных от существительных.

—Изменение существительных единственного числа по падежам.

— Формирование предложно-падежных конструкций с предлогами: над, под, за, перед.

—Согласование существительных и глаголов прошедшего времени в роде.

—Формирование простого распространенного предложения из 4 и более элементов.

—Пересказ сказки или короткого рассказа по сюжетной картине.

—Придумывание конца рассказа по сюжетной картине.

—Составление рассказа по серии сюжетных картин.

Развитие мышления:

—Доски Сегена с сюжетными изображениями.

—Складывание разрезных картинок, фигур, картинок из кубиков — до шести элементов.

—Классификация объектов по двум признакам.

—Определение понятий — предметов по их назначению.

—Классификация предметов по категориям.

—Исключение предметов («четвертый лишний»)

—Отгадывание загадок, основанных на выделении функциональных свойств объектов.

Развитие внимания и памяти:

—«Чего не стало?», «Что изменилось?» с применением до шести элементов.

— Прямое и следовое копирование образца в конструировании — из пяти элементов.

—Заучивание поговорок, стихов.

Формирование математических представлений:

—Порядковый счет: прямой в пределах десяти, обратный — в пределах пяти.

—Ориентирование в числовом ряду в пределах пяти.

—Знакомство с цифрами.

—Пересчет предметов в пределах десяти.

—Соотнесение количеств предметов.

—Выбор заданного количества в пределах пяти без пересчета.

—Сравнение количеств.

—Составление чисел 2, 3, 4.

—Решение задач на сложение и вычитание в пределах пяти на конкретном материале.

—Составление задач с использованием конкретного материала.

—Называние месяцев по сезонам.

—Знание и называние дней недели. Различение будних и выходных дней.

—Ориентирование в частях суток.

Подготовка к письму:

—Обучение удержанию карандаша для письма.

 

—Формирование навыков пространственной ориентировки в тетради.

—Написание палочек в строке, очерченной сверху и снизу (в тетради в крупную линейку).

Подготовительная группа

Развитие сенсомоторной сферы:

—Трансформация геометрических форм.

—Узнавание перечеркнутых изображений.

—Узнавание наложенных друг на друга изображений.

—Сравнение предметов и фигур по величине и трансформация.

—Классификация предметов по фактуре.

—Восприятие и узнавание неречевых звуков в быту и в природе.

—Восприятие и моделирование пространственных отношений между предметами.

—Конструирование из шести элементов.

—Восприятие и воспроизведение темпо-ритмических структур из 4—5 элементов.

—Лабиринты.

Развитие речи:

—Определение места звука в слове.

—Определение количества слогов в слове.

—Определение количества звуков в 3—4 звуковых словах.

—Придумывание слов на заданный звук.

—Знакомство с буквами: ш, ж, ц, щ, и, р, ч, ю, я, е, ё

—Составление и чтение слогов и слов.

—Пополнение пассивного и активного словаря по программе «Адаптация».

—Подбор синонимов к словам.

—Формирование представлений о многозначности слов.

—Согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах единственного и множественного числа.

—Формирование предложно-падежных конструкций с любыми предлогами.

—Формирование сложных предложений с сочинительными и подчинительными союзами.

—Составление рассказов по сюжетным картинкам.

—Составление рассказов на заданную тему.

—Пересказ сказки или рассказа без опоры на наглядность.

Развитие мышления:

—Вкладыши Равена.

—Складывание разрезных картинок, фигур, картинок на кубиках — из девяти элементов.

—Классификация объектов по разным параметрам.

—Определение понятий.

—Сравнение понятий (девочка и кукла, лошадь и трактор, самолет и птица).

—Отгадывание загадок.

—Понимание переносных значений слов.

—Определение последовательности событий.

Развитие внимания и памяти:

—«Чего не стало?», «Что изменилось?» с применением до восьми элементов.

—«Разноцветные цепочки» — 8 элементов — Следовое копирование образца.

—Заучивание стихотворений.

Развитие математических представлений:

—Прямой и обратный счет в пределах десяти.

—Ориентирование в числовом ряду в пределах десяти.

—Счет от заданного до заданного числа.

—Соотнесение и сравнение количеств предметов.

—Уравнивание количеств предметов.

—Состав чисел 2, 3, 4, 5.

—Решение задач на сложение и вычитание с использованием конкретного материала в пределах десяти, без использования — в пределах шести.

—Составление задач с использованием конкретного материала.

—Порядковое перечисление месяцев.

—Порядковое перечисление дней недели. Ориентирование в последовательности дней недели.

—Элементарные представления о продолжительности часа, минуты, секунды.

—Знакомство с часами.

—Сравнение временных интервалов.

Подготовка к письму:

—Написание в строчках различных элементов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...