Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Праздники Древнего рима.




Квинкватрии (лат. Quinquatrus или лат. quinquatria)- Древнем Риме праздник в честь Марса и особенно Минервы, с 19 по 23 марта. Ложно понятое название праздника, означающее собственно пятый день после ид, привело впоследствии к тому, что праздник в честь Минервы справлялся пять дней сряду. В нём принимали участие все, чьи занятия находились под покровительством богини: ученики и учителя, вязальщицы и прядильщицы, всякого рода ремесленники и художники, врачи и поэты.

В июне цех флейтщиц праздновал в честь богини в течение трёх дней малые Квинкватрии (quinquatria minores или quinquatria minusculae).

Консуалии (латHYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA". Consuales Ludi, Consualia) — древнеримские празднества и игры в честь бога Конса.

По легенде, основоположником праздника являлся Ромул, он якобы нашёл алтарь, посвящённый богу, в земле. Именно во время проведения консуалий римляне украли сабинянок. Празднества открывались ежегодно в цирке символической церемонией открытия алтаря, посвящённого богу. Торжества начинались 21 августа конными бегами и гонками на колесницах[2]. Во время празднеств лошади и мулы не использовались в работах и украшались гирляндами и цветами.

 

Лему́рии (лат. Lemuria), лемура́лии (Lemuralia) — праздники мертвых в Древнем Риме. Они проводились 9, 11 и 13 мая. Считалось, что в эти дни души блуждают по миру в виде призраков-вампиров, которых называли лемурами или ларвами.

Отец семейства вставал в полночь и обходил босиком весь дом, чтобы отогнать духов. После этого он мыл руки в родниковой воде, клал в рот зерна чёрных бобов, которые затем перебрасывал через дом, не оглядываясь назад. При этом он девять раз повторял заклинание: «Это отдаю вам и этими бобами выкупаю себя и своих близких». По поверию, невидимые духи шли следом за ним и собирали рассыпанные по земле бобы. После этого глава семьи снова омывался водой, брал медный таз и бил в него изо всех сил, прося, чтобы духи покинули дом.История местных верований, культов и религиозных обрядов как неотъемлемая часть происхождения римских празднеств и зрелищ.Из истории Древнеримской цивилизации доподлинно известно, что гораздо больше, чем музыка, выступления танцоров и даже театральные представления, жителей притягивали к себе состязания на колесницах в цирке и кровавые действа в амфитеатрах. Как и в Греции, происхождение римских празднеств и зрелищ неотделимо от истории местных верований, культов и религиозных обрядов. Древние итальянцы не знали антропоморфизма, и только под влиянием этрусков, а позднее греков римляне начали представлять своих богов и богинь в человеческом облике. В древней Италии ни один праздник не обходился без музыки, пения и танцев, поэтому о них мы и поговорим в первую очередь. Все музыканты, композиторы, а так же учителя музыки и пения в Риме были в основном иностранного происхождения, а именно из Греции или греческих городов на юге Италии, и Египта. А профессиональные танцовщицы и танцоры, выступавшие публично, приезжали в Вечный город из Сирии и Испании. С тех пор как в Риме стали утверждаться восточные культы и обряды, в них стали участвовать музыканты, прибывшие оттуда, откуда был заимствован и сам культ. В обрядах в честь богини Исиды принимали участие музыканты из Египта. Зато музыкантами, сопровождавшими чисто римские обряды, военными музыкантами и теми, кто аккомпанировал актерам на сцене, были преимущественно люди римского или италийского происхождения. Многие римские граждане относились почтительно к иноземным певцам и исполнителям, но некоторые показывали явное недовольство, так как опасались влияния чуждых Риму обычаев и нравов. Более того, некоторые музыканты пользовались в Риме особыми привилегиями, в награду за те услуги, которые оказывали они своей игрой или пением на общегосударственных торжествах. Известным певцам и музыкантам даже удавалось завязывать дружеские отношения с представителями знатнейших родов. Примером этого может служить судьба певца Тигелия Старшего из Сардинии, отмеченного благосклонностью самого Цезаря, а также его племянника или приемного сына Тигеллия Гермогена, певца и музыканта, неоднократно воспетого Горацием и восхищавшего своим искусством и царицу Клеопатру, когда она приехала в Рим, и Октавиана Августа.

Существовали разные формы молитв, заклинаний и обрядовых песен, часто связанные с определенными районами страны. Здесь можно назвать фесценнины - народные сатирические песни или стихи в форме диалога, происхождение которых связывают с этрусским городом Фесценнией. Эти полные насмешки, задиристые, иногда едкие и язвительные куплеты, понизанные «италийским остроумием», звучали на торжествах в честь сельских богов, например в праздник урожая, а также на некоторых семейных празднествах, чаще всего на свадьбах. Скорее всего, что в фесценнинских песенках таились уже зачатки местной, италийской драмы, подобно тому, как в Греции из песен комосов – участников праздничных деревенских шествий, прославлявших животворящие силы природы, - родилась древнегреческая комедия. Быть может, театральное искусство в Риме развивалось бы иными, самобытными путями, если бы в III в. до н.э. благодаря греку Ливию Андронику на римской сцене не утвердилась бы греческая драма.

Хотя сельские обряды и праздники носили культовый характер, они не стали общегосударственными празднествами, как Дионисийские торжества в Афинах. Римский календарь изобиловал праздниками. Праздники подразделялись на общегосударственные и праздники низшего ранга, официальные и семейные, сельские и городские, те, которые справлялись постоянно или от случая к случаю, праздники отдельных божеств и профессий. Программы празднеств в течение столетий менялись: к элементам постоянным, таким, как жертвоприношения, молитвы, торжественные шествия, добавлялись мероприятия чисто зрелищные, развлекательные. Это могли быть схватки гладиаторов или бои с дикими зверями в амфитеатре, гонки на колесницах в цирке, театральные представления. Если в Греции зрелища были одной из форм культовых торжеств, формой почитания богов, своего рода мистериями, а кроме того, долго сохраняли характер соревновательный, агонистический, то в Риме зрелища рассматривались исключительно как массовые развлечения.

Общегосударственные праздники справлялись с особой пышностью. Очень торжественно проходило, например, празднование Нового года, ставшее с 153г. до н.э. традицией и в Риме, и во всей Италии, а после того, как влияние Рима распространилось и на отдаленные земли, во всей империи. В этот день проходили официальные торжества, связанные со вступлением в должность новоизбранных консулов; сначала 1-го марта, затем 1-го января. В доме каждого из консулов собирались сенаторы, друзья, знакомые, потом торжественная процессия двигалась к Капитолию, где обе процессии, направлявшиеся из домов обоих консулов, встречались и их участники приносили благодарственные жертвы Юпитеру Капитолийскому, покровителю Римского государства. В эпоху империи новоизбранные должностные лица давали в день Нового года присягу на верность императору, а войско – своему полководцу. После завершения официальной части празднества начинались пиры и приемы: у консулов собирались высшие должностные лица и друзья хозяина дома, в других местах римляне ходили в гости друг к другу по очереди. Римляне верили - и это поверье живо до сих пор, – что каким будет новый год, таким будет и весь год.

Среди многочисленных римских праздников, справляющихся ежегодно, преобладали древнейшие, а именно торжества в честь сельских, в особенности земледельческих, богов и богинь. Очень популярны были праздники посевов и Паганалии в честь богинь земного плодородия Теллюс и Цереры: одной приносили в жертву борова, другой – меру ячменя или полбы.

В феврале-месяце ритуальных очищений – справляли знаменитые Луперкалии – первоначально праздник пастухов в честь Фавна – Луперка, бога стад, соответствующего греческому Пану.

В конце февраля приносили жертвы богу границ и межей Термину, по имени которого праздник 23 февраля назывался Терминалиями. Жертвоприношения носили вегетарианский характер. Особенно щедрым на сельские праздники был апрель. 12-го справляли Цереалии: в этот день, как рассказывает Овидий, древний обычай повелевал деревенским жителям выпускать лисиц с зажженными факелами на хвостах и даже сжигать чучело лисы-похитительницы кур. 21 апреля, в годовщину основания Рима, наступал еще один праздник пастухов – Палили, в честь древнеиталийского божества Палес – покровительницы стад и пастушества. Богине творили жертвоприношения, не требовавшие пролития крови животных: жертвовали лепешки, молоко, другие деревенские продукты. В этот же день, отмечали и годовщину основания Вечного города – при императоре Адриане во II в.н.э. он стал важным государственным праздником, сохранившимся до V в. 28 апреля обитатели многих областей Италии чтили богиню растительности Флору. Флоралиями завершался длинный цикл весенних сельских праздников.

Но, пожалуй, из всех римских сельских праздников самым известным и популярным были декабрьские Сатурналии, справлявшиеся как в деревне, так и в городе. Праздник длился 5 дней и был посвящен древнеиталийскому богу посевов и земледелия Сатурну, супругу богини Опс; впоследствии Сатурна отождествили с греческим Кроном и стали считать отцом Юпитера, Нептуна, Юноны и Плутона, Свергнутым Юпитером с небесного престола. В 497 г. до н.э. богу Сатурну воздвигли в Риме храм у подножия Капиталийского холма, и с тех пор вошел в обычай праздник Сатурналий. Это были дни, исполненные радости, всяких забав, смеха. Римляне верили также, что легендарные «сатурновы веки» были временем всеобщего равенства и свободы; люди тогда жили, как братья, не зная рабства. В память о той счастливой эпохе Сатурналии выступали как праздник вседозволенности. Рабам в эти дни предоставляли немалую свободу, в том числе и свободу слова – они могли позволить себе даже весьма вольные шутки по адресу своих хозяев. Рабы усаживались пировать – и хозяева должны были прислуживать им за столом. В Сатурналии полагалось обмениваться подарками – обычай этот римляне блюли неукоснительно. Существовали праздники людей труда. В середине марта справляли Большие квинкватры – пятидневные празднества в честь Марса, а позднее - в честь Миневры, культ которой постепенно утверждался в Риме как культ ремесленников и людей искусства, а так же учащейся молодежи. В первый день квинкватр богине приносили в жертву лепешки, маслины, вино. В следующие дни устраивали рецитации, выступления поэтов, чтецов.

К праздникам военным относились все торжества в честь бога Марса, и в первую очередь Эквиррии в конце февраля и в середине марта. В программу праздника входили конные состязания на Марсовом поле. Октавиан Август учредил 12 мая однодневные Севиральные игры, в честь Марса Мстителя. В большом цирке в Риме выступали шесть отрядов конницы, каждый со своим предводителем. С играми были связаны и другие праздники. Древнейшими считались Таврские игры в честь подземных богов, устроенные впервые римским царем Тарквинием гордым. Название игр происходит от этрусского слова, означающего «могила», происходило воздаяние почестей богам подземного царства, а затем Юпитеру, Юноне, Аполлону как богу, предотвращающему мор, и Диане Луцине – богине деторождения, дарующей жизнь. Таврские игры устраивались раз в 5 лет 25 и 26 июня; в программу входили конные выступления в Цирке Фламиния.

К старейшим и важнейшим причисляли и Римские, или Великие, игры, проходившие ежегодно начиная с 4 сентября. Они были посвящены Юпитеру и поначалу длились всего 4 дня. При Августе игры растянулись на 16 дней. После торжественных жертвоприношений Юпитеру на Капитолии процессия направлялась по улицам города к цирку. Возглавлял шествие сам Юпитер Копитолийский – в лице консула или претора, одетых как триумфаторы и окруженные толпою граждан, отрядами войска и молодежью. Несли статуи богов; далее шли танцоры, актеры мимов, иные были переодеты сатирами и разыгрывали всевозможные комические сценки. Меньше ясности в происхождении знаменитых Секулярных игр, устраивавшихся всего один раз в столетие, к юбилею Вечного города. Присхождение Секулярных игр связывают иногда с Терентинскими играми, проходившими в Теренте – части Марсова поля. Терентинские игры были устроены впервые в 249г.до н.э., в разгар 1-ой Пунической войны. В жертву подземным богам (Отцу Диту-прозвище Плутона) были тогда принесены Черный бык и корова. В программу торжеств тогда входили конные состязания в цирке. Этим жители пытались умилостивить богов в пору тяжких испытаний и войн, а так же во времена нашествия эпидемий чумы.

Под 216г.до н.э. впервые засвидетельствованы в Риме Плебейские игры в честь Юпитера. Устраивали их в ноябре в цирке Фламиния. В программу празднества входили торжественные шествия, конные состязания, театральные представления: в 200г. до н.э. во время Плебейских игр была представлена зрителям комедия Плавта «Господа и рабы».

В 212 или 211г. до н.э, когда бушевала трудная для государства 2-я Пуническая война, римляне, следуя пророческим книгам, организовали игры в честь Аполлона, умоляя на этот раз ниспослать городу не исцеление от чумы или моровой язвы, а победу над опасным врагом. Спустя три или четыре года игры были повторены, когда в Риме разразился мор, а затем их стали справлять ежегодно, поначалу устраивали только конные выступления в Большом цирке, но уже со II в. до н.э. в программу включили и спектакли.

В 204г. до н.э. были учреждены ежегодные Мегалезийские игры (с греческого «мегаэл» - великая). Торжественная процессия доставляла символ божества в храм Виктории, богини победы, на Палатинском холме. После чего все отправлялись в цирк на представления. С 191г. до н.э. в дни Мегалезийских игр люди спешили не только на цирковые состязания, но и на театральные представления. В 166г.до н.э.были представлены несколько комедий Теренция: «Девушка с Андроса», «Свекровь»(165г.), позднее «Самоистязатель», через 2 года «Евнух». При императорах эти игры длились целую неделю; всего они просуществовали до IV в. н.э.

Нетрудно заметить, как тесно связан был римский календарь праздников с местными культами. В течение долгих столетий римской истории некоторые торжества утратили свое значение, а другие продолжали справляться по традиции, хотя их религиозный или исторический смысл мало кому был известен, так что римским писателям часто приходилось объяснять публике происхождение того или иного обычая или обряда.


 

Заключение

Новым традициям, обрядам и праздникам как важному средству коммунистического воспитания культурной жизни общества и посвящена моя работа. Не было цели осветить теоретические аспекты проблемы. Здесь присутствовала иная задача - рассказать теорию и показать практический опыт работы по внедрению в быт людей новых праздников, обрядов, традиций, ритуалов и церемоний.

Понятия обряд, ритуал, обычай, церемония, традиция продолжают жить и в современном мире, многие не устарели и остались теми же, а некоторые видоизменились. Они приобрели какие-то свои новые качества, которые их сделали понятнее для современного человека.

За неделю до представления расклеивались по городу афиши. Они были небольшого формата – размером в развернутый печатный лист. В центре афиши в красках была помещена картина, изображающая суть пьесы, а текст помещался сверху или снизу картины.


 

Список использованной литературы:

1.Большая Советская Энциклопедия.

2.Брудный В.И. Обряды вчера и сегодня. М.,"Просвещение",1975.

3.Бузескул В.П.Открытия в области истории Древнего мира, С.,"Академия",1923.

4.Генкин Д.М.Массовые праздники., М.,"Просвещение",1975.

5.Ильинская Л.С.Античность: Краткий энциклопедический справочник,М.,1999.

6.Марьянов Б.Праздники, обряды, традиции. М.,"Молодая гвардия",1976.

7.Массовые празднества сборник Комитета социологического изучения искусств Л,,1926.

8.Роберт Ж.И.Повседневная жизнь Древнего Рима через призму наслаждений,М.,2006.

9.Суханов И.В.Обычаи, традиции и преемственность поколений.

10.Страничка из истории народных зрелищ.(В Древнем Риме),Вестник театра,1920.

11.Сергеенко М.Е.Жизнь в Древнем Риме, С.,"Журнал Нева",2000.

12.Словарь античности,М.,1994.

13.Театрализованные праздники и зрелища, М.,"Искусство",1976.

14.Ходасевич Валентина. Массовые действа, зрелища и праздники,М.,1933.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...