Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5.3. Методы исследования функционального состояния




5. 3. Методы исследования функционального состояния

нервной и нервно-мышечной систем

Цель: освоить методику проведения и оценки результатов проб, используемых при исследовании указанных систем.

Необходимые приборы: кистевой динамометр, угломер, миотонометр, секундомер.

В иерархии органов и систем несомненна ведущая, координирующая роль нервной системы. Это необходимо учитывать при оценке функционального состояния организма.

Студент, тренер и преподаватель физического воспитания должны владеть методическими навыками проведения отдельных проб, характеризующих состояние нервной системы, нервно-мышечного аппарата и уметь оценить полученные результаты, используя их в практике физического воспитания.

Алгоритм выполнения задания: студенты, разбившись попарно, выполняют друг на друге нижеследующие задания, четко следуя приведенным методикам.

Определение координационной функции нервной системы

по данным пробы Ромберга.

Статическая координация – это способность организма к сохранению равновесия в простой и усложненной позах.

Простая поза. Испытуемый стоит без обуви, плотно сдвинув стопы, руки вытянув вперед, пальцы расслаблены, глаза закрыты.

Усложненные позы:

1) ноги испытуемого стоят на одной линии (пятка одной упирается в носок другой). Положение рук и глаз прежние;

2) стоя на одной ноге, опираясь подошвой другой ноги о колено опорной. Руки и глаза – аналогично первой позе;

3) поза " ласточки". Стоя на одной ноге, другая поднята назад, руки в стороны, глаза закрыты.

Учитывается длительность устойчивого стояния в позе Ромберга, наличие или отсутствие дрожания век, рук, покачивания туловища.

Нормальным считается устойчивое стояние, отсутствие дрожания рук и век в течение 15 сек. и более.

Удержание позы в течение 15 сек. с небольшим покачиванием и тремором – удовлетворительная реакция; неудовлетворительная – потеря равновесия ранее 15 сек., сильное дрожание рук, век.

Пальце-носовая проба (динамическая координация). Вначале медленным движением руки с открытыми глазами дотронуться до кончика носа (отдельно каждой рукой), затем повторить это движение с закрытыми глазами.

При нормальном состоянии ЦНС отмечается точное попадание в нос, при патологии ЦНС (травмы, переутомление) – промахивание, дрожание указательного пальца или кисти.

Колено-пяточная проба (динамическая координация) выполняется в положении лежа на спине. Пяткой одной ноги при медленном движении необходимо попасть в колено другой и провести по передней поверхности голени. Делается поочередно обеими ногами.

При переутомлении, травмах ЦНС отмечается непопадание в колено, дрожание ноги при движении, невозможность провести пяткой по голени прямо.

 

Исследование вестибулярной функции. Проба Яроцкого.

В положении стоя вращательные движения головой с закрытыми глазами в одну сторону в темпе 1 оборот в секунду. По секундомеру отмечается длительность сохранения равновесия. Испытуемого необходимо страховать от падения.

Сохранение равновесия в течение 28 сек. и более считается хорошей реакцией на пробу.

Проба ВНИИФКа.

Стоя по стойке " смирно", нужно сделать наклон туловища вперед на 90°, закрыть глаза и выполнить 5 оборотов вокруг вертикальной оси (скорость вращения – 1 оборот за 2 секунды). После выполнения оборотов нужно 5 сек. стоять не разгибаясь, а затем выпрямиться и пройти по прямой линии с закрытыми глазами 5 м.

Реакция оценивается по степени отклонения туловища в сторону вращения и наличию вегетативных симптомов: побледнение лица, учащение пульса, потливость, тошнота, рвота, обморок.

Слабая реакция – небольшой наклон (1-я степень), средняя реакция – явный наклон (2-я степень), сильная (3-я степень) – наклон вплоть до падения. При выполнении этой пробы обеспечивается страховка.

5. 4. Исследование анализаторов

Анализатор – сложная система, состоящая из рецептора, афферентного проводящего пути и участка коры головного мозга. Эта система создана для восприятия и анализа внешнего воздействия.

Внешние рецепторы воспринимают раздражения из внешней среды, внутренние говорят о состоянии внутренних органов. Для определения функционального состояния зрительного анализатора определяют остроту зрения (с помощью таблицы, удаленной на 5 м, с рядами букв разной величины), цветоощущение (набор цветных полосок бумаги), поле зрения в градусах (специальный прибор – периметр).

Эти качества важны в различных видах спортивной деятельности (игровые виды, стрелковые, гимнастика и пр. ) Регулярные тренировки совершенствуют глазодвигательный аппарат, улучшают его функции.

Слуховой анализатор изучается с помощью шепотной речи (на расстоянии 5 м от испытуемого, который стоит спиной, произносятся слова, цифры), исследуется каждое ухо отдельно.

Кроме того, состояние анализатора можно определить с помощью камертонов и методом аудиометрии. Понижение слуха у спортсменов травмоопасно, снижает результативность.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...