Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследование двигательного анализатора




Исследование двигательного анализатора

(мышечно-суставное чувство).

1. Качество анализа информации о положении тела и его отдельных частей в пространстве можно проверить с помощью угломера.
Стоя, руки вытянуть вперёд и согнуть в локтевом суставе до заданного угла под контролем угломера, повторить под контролем зрения. Через 10 сек. повторить сгибание с закрытыми глазами 2-3 раза. Ошибка в результате больше ±10° недопустима, требуется дополнительная тренировка двигательного анализатора.

 

2. Качество анализа информации о мышечном усилии исследуется с помощью кистевого динамометра.

Определяется величина максимального усилия кисти. Под контролем зрения выполняется усилие, равное 50 % от максимального. Затем необходимо 3-кратное повторение аналогичного усилия без контроля зрения с интервалом в 30 сек.

Можно выполнять задание с усилием, равным 75 % от максимального. Допустимо отклонение в результате в пределах ±20 %. При большей ошибке требуется тренировка двигательного анализатора.

 

3. Теппинг-тест.

Берут лист бумаги, делят на 4 квадрата размером 10ґ10 см, квадраты нумеруют.

В каждом из них движением кисти делается максимальное количество точек за 10 сек. Подсчитывают точки путем зачеркивания

Оценка результата: оптимальное количество точек в первом квадрате составляет 70.

В последующих оно возрастает при хорошем функциональном состоянии ЦНС и двигательного анализатора.

При утомлении количество точек меньше указанного и они либо уменьшаются в динамике, либо то возрастают, то уменьшаются.

 

4. Измерение времени простой двигательной реакции.

Этот показатель характеризует состояние ЦНС, важен при развитии двигательного качества быстроты.

Выражается во времени от подачи сигнала (свет, звук, речь) до ответного движения испытуемого. Сигнал воспринимается в коре головного мозга, анализируется, формируется двигательный ответ.

С возрастом время уменьшается даже без специальной подготовки (до 15 лет), с 35 лет – увеличивается. Для незанимающихся физкультурой и спортом оно составляет 200... 300 мс, у спортсменов – 100... 200 мс.

Методика: линейка длиной 30-50 см (или гимнастическая палка с делениями по 1 см) удерживается вертикально экспериментатором. Испытуемый вытягивает вперед руку.

Нижний конец линейки с нулевым делением находится между большим и указательным пальцами испытуемого.

Палка отпускается, испытуемый должен ее подхватить как можно раньше.

Учитывается расстояние на линейке по верхнему краю кисти в сантиметрах.

Выполняется 3-5 проб, находят среднюю величину.

Перевод в единицы времени проводят по специальной таблице (табл. 10).

5. Исследование реакции на движущийся объект.

В последние годы для характеристики функционального состояния центральной нервной системы у спортсменов широко применяется метод определения точности реакции на движущийся объект (РДО). Определение проводится с помощью специального электросекундомера. Циферблат секундомера имеет деления и цифры от 0, 1 до 1, 0 сек. и стрелку, которая приводится в движение при помощи включения тумблера.

Целым рядом исследований доказано, что показатели РДО улучшаются после разминки, и после основной части тренировки; к концу тренировки они могут ухудшаться, что связано с утомлением ЦНС. Отмечено, что показатели РДО различны и зависят от индивидуальных особенностей ЦНС, степени тренированности и др., поэтому его используют при отборе и спорт и как тест тренированности.

Ход исследования: В бригадах из 2-3 человек определяется у одного испытуемого показатель РДО в состоянии покоя. Испытуемый старается остановить стрелку секундомера на нуле. После пробных 5-7 попыток, испытуемый выполняет 10 проб.

Точное попадание обозначается – 0, преждевременное с минусом (-1; -2 и т. д. ) и запаздывающее с плюсом (+1). По окончании исследования РДО в покое испытуемый получает нагрузку в виде нашагивания на скамейку с максимально возможной частотой в течении 3-х минут, затем вновь определяется РДО 10 проб.

Далее делается математическая обработка данных с определением средней величины квадратного отклонения, ошибки средней величины и коэффициента точности.

Для вычисления средней величины используется формула

где, – среднее арифметическое;

xn – индивидуальные показатели;

n – количество показателей в выборке.

Среднеквадратическое отклонение средней арифметической (стандартное отклонение) высчитывалось по формуле:

где, – среднее арифметическое;

xn – индивидуальные показатели;

n – количество показателей в выборке.

Стандартную ошибку определяли по формуле:

σ – среднеквадратическое отклонение средней арифметической;

n – количество показателей в выборке.

Сравнительный анализ осуществляли по t-критерию Стьюдента .

х1 – средний результат в тестах первой группы;

x2 – средний результат в тестах второй группы;

m1 – стандартная ошибка первой группы;

m2 – стандартная ошибка второй группы.

Степень достоверности (Р) находили по таблице критерия Стьюдента. Если Р < 0, 05, то ошибка меньше 5% и результат достоверен. Если Р > 0, 05, то ошибка больше 5% и результат не достоверен.

КТ – коэффициент точности, определяется по формуле

 

КТ= (количество точных ответов х 100 %)/количество ответов

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...