Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы правового регулирования гражданского оборота культурных ценностей (памятников истории и культуры).




 

Проблема правового регулирования гражданского оборота культурных ценностей (памятников истории и культуры) является частью проблем более общего уровня. Во-первых, это проблема регулирования имущественного оборота вообще; во-вторых, это проблема охраны памятников истории и культуры. Сфера имущественного оборота регулируется гражданским правом, с присущим ему диспозитивным методом правового регулирования; тогда как вопросы охраны культурных ценностей регулируются, по большей части, правом административным, где преобладающим методом правового регулирования является императивный метод. Таким образом, сфера регулирования гражданского оборота культурных ценностей является той частью частного права, в которой элементы и цели, присущие праву публичному, выражены достаточно явно.

В настоящее время проблема правового регулирования гражданского оборота культурных ценностей является весьма актуальной для позитивного права, теории и правоприменительной практики. Связано это с тем, что нормы российского законодательства, устанавливающие особенности гражданского оборота культурных ценностей, не носят системного характера и содержат целый ряд пробелов и коллизий. Это создает значительные сложности при их применении.

Наименее урегулированной сферой гражданского оборота культурных ценностей в настоящее время является оборот движимых культурных ценностей. Вступивший в силу летом 2002 г. Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" регулирует отношения в сфере оборота недвижимых памятников истории и культуры. Что же касается регулирования отношений в области оборота движимых культурных ценностей, то эту задачу на законодательном уровне еще только предстоит решить. Урегулировать оборот движимых культурных ценностей несравненно сложнее, чем оборот культурных ценностей, относимых к недвижимости. Связано это со сложностями их учета, а также способностью к быстрому перемещению, как в пространстве, так и по кругу лиц. Именно особенности гражданского оборота, состоящие в некоторых ограничениях, являются основным критерием выделения движимых культурных ценностей в особую категорию объектов гражданских прав. В то же время движимые культурные ценности формально нельзя рассматривать в качестве ограниченно оборотоспособных объектов гражданских прав в смысле ч. 2 п. 2 ст. 129 ГК РФ. Основными критериями ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, установленными этой нормой, является допущение их принадлежности лишь определенным участникам оборота либо допущение их нахождения в обороте только по специальному разрешению. Подобных ограничений в отношении движимых культурных ценностей законодательством не предусмотрено. Вещи, относимые к движимым культурным ценностям, могут принадлежать любым субъектам гражданского права без каких-либо ограничений. Также не требуется никаких специальных разрешений на их нахождение в гражданском обороте.

Особенности гражданского оборота вещей, относимых к движимым культурным ценностям, выражаются в следующем:

1. Пункт 2 ст. 233 ГК РФ устанавливает специальное основание возникновения у государства права собственности на вновь обнаруживаемые памятники истории или культуры;

2. Статья 240 ГК РФ предусматривает возможность принудительного выкупа бесхозяйственно содержимых культурных ценностей у их собственника;

3. Пункт 3 ст. 349 ГК РФ устанавливает возможность обращения взыскания на предмет залога только по решению суда, если предметом залога является имущество, имеющее значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества;

4. Закон РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей" устанавливает специальные правила перемещения движимых культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации;

5. Часть 3 ст. 43 Закона РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей" устанавливает увеличенные сроки для приобретения движимых культурных ценностей в собственность по давности владения;

6. Части 1 и 2 ст. 25 Федерального закона "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" предусматривают возможность применения государством преимущественного права покупки движимых культурных ценностей, отчуждаемых их собственником.

Пункт 2 ст. 233 Гражданского кодекса устанавливает специальное основание возникновения у государства права собственности на памятники истории или культуры, зарытые в земле или сокрытые иным способом, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право (клад). "В случае обнаружения клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, они подлежат передаче в государственную собственность. При этом собственник земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, и лицо, обнаружившее клад, имеют право на получение вместе вознаграждения в размере пятидесяти процентов стоимости клада". Приведенная норма фактически устанавливает презумпцию принадлежности вновь обнаруживаемых движимых памятников истории и культуры государству

Пункт 1 ст. 234 Гражданского кодекса устанавливает правило о том, что "лицо... не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество". Таким образом, срок приобретательной давности в отношении движимых вещей, в соответствии с Гражданским кодексом, равен пяти годам. Однако Законом РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей" для вещей, относимых к движимым культурным ценностям, предусмотрен иной срок приобретательной давности. Часть 3 ст. 43 Закона устанавливает правила приобретения движимых культурных ценностей по давности владения: "Физическое или юридическое лицо, не являющееся собственником культурной ценности, но добросовестно и открыто владеющее ею как собственной не менее 20 лет, приобретает право собственности на эту культурную ценность". Как видно из приведенных норм, срок приобретательной давности, установленный Законом РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей" для приобретения в собственность движимых культурных ценностей, на пятнадцать лет больше срока приобретательной давности, установленного ст. 234 Гражданского кодекса РФ для приобретения в собственность движимых вещей. Налицо коллизия правовых норм. Данная коллизия может разрешаться на основании положения, содержащегося в п. 2 ст. 3 ГК РФ, согласно которому нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу. Приоритет нормы ГК перед нормой Закона РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей" можно обосновать также с помощью правила о приоритете более поздней нормы над ранней нормой. Однако, если исходить из правила приоритета специальной нормы над нормой общей, получается обратная ситуация. Общей нормой, в данном случае, является правило, установленное Гражданским кодексом, а специальной - правило, установленное Законом РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей", ввиду того, что в ст. 234 ГК речь идет о движимых вещах вообще, а в Законе РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей" - об особой категории движимых вещей - движимых вещах, относимых к культурным ценностям. Неприменение правила о приоритете более поздней нормы над ранней нормой в данном случае можно обосновать следующим образом: в момент вступления в силу Закона РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей" действовала норма Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик (ч. 3 ст. 50), которая устанавливала тот же, что и ст. 234 ГК РФ, срок для приобретения права собственности в силу давности владения на движимые вещи (пять лет). Таким образом, норма Закона РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей" уже тогда носила специальный характер по отношению к норме Основ и была более поздней. На наш взгляд, увеличение срока для приобретения по давности движимых культурных ценностей по сравнению с другими движимыми вещами в четыре раза является вполне оправданным с точки зрения защиты права собственности на движимые культурные ценности.

Специальной обязанностью лица, владеющего вещью, отнесенной к культурным ценностям, является обеспечение надлежащего содержания этой вещи. Данная обязанность прямо сформулирована в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Федеральном законе "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", Законе Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей", в Основах законодательства Российской Федерации о культуре, Законе РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры", Положении об охране и использовании памятников истории и культуры.

Понятие "надлежащее содержание культурных ценностей" в указанных нормативных актах не раскрывается, однако это понятие может быть выведено путем их анализа и толкования.

Представляется, что надлежащим содержанием вещей, относимых к культурным ценностям, является:

1) обеспечение их физической сохранности, недопущение порчи (потери ими своих качеств);

2) осуществление, в случае необходимости, мероприятий по их ремонту (реставрации);

3) принятие мер по недопущению их хищения;

4) недопущение передачи культурных ценностей лицу, не способному обеспечить их надлежащее содержание.

За нарушение обязанности по надлежащему содержанию культурных ценностей установлена ответственность. Меры ответственности за ненадлежащее содержание культурных ценностей предусмотрены нормативными актами различных отраслей права, а потому отличаются друг от друга по своей правовой природе. Так, Гражданский кодекс РФ, в качестве возможного последствия ненадлежащего (бесхозяйственного) содержания культурных ценностей, предусматривает специальное основание прекращения права собственности на них - принудительный выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей.

Гражданский кодекс не содержит специальных правил о форме сделки в отношении движимых культурных ценностей, однако в ч. 1 ст. 45 Закона РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей" такие правила установлены. В соответствии с данной нормой сделки в отношении движимых культурных ценностей должны заключаться в письменной форме. Таким образом, специальное правило о форме сделок в отношении движимых культурных ценностей установлено не Гражданским кодексом РФ, а Законом РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей". Этим же Законом предусмотрены последствия несоблюдения письменной формы сделки: "сделки, заключенные с нарушением установленного порядка, признаются недействительными" (ч. 3 ст. 45).

Одной из форм отчуждения культурных ценностей является выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей. Этому весьма специфическому основанию прекращения права собственности, посвящена ст. 240 Гражданского кодекса РФ: "В случаях, когда собственник культурных ценностей, отнесенных в соответствии с законом к особо ценным и охраняемым государством, бесхозяйственно содержит эти ценности, что грозит утратой ими своего значения, такие ценности по решению суда могут быть изъяты у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов".

По нашему мнению, можно выделить следующие особенности прекращения права собственности на бесхозяйственно содержимые культурные ценности:

1) в силу прямого указания закона предметом отчуждения могут являться только те культурные ценности, которые в соответствии с законом отнесены к особо ценным и охраняемым государством;

2) основанием для прекращения права собственности является такое неисполнение собственником культурных ценностей обязанности по их надлежащему содержанию, которое угрожает утратой культурными ценностями своего значения;

3) прекращение права собственности на бесхозяйственно содержимые культурные ценности является своего рода санкцией, носит принудительный характер и не зависит от волеизъявления собственника этих ценностей;

4) изъятие бесхозяйственно содержимых культурных ценностей у их собственника осуществляется только на основании судебного решения;

5) изъятие бесхозяйственно содержимых культурных ценностей у их собственника носит возмездный характер (размер выкупной цены определяется в зависимости от способа отчуждения: соглашением собственника с государством, а при недостижении согласия – судом, либо устанавливается в ходе проведения публичных торгов);

6) различаются два способа прекращения права собственности на бесхозяйственно содержимые культурные ценности: принудительный выкуп государством и продажа с публичных торгов.

По мнению А.М. Эрделевского, наличие вины собственника не входит в число условий принудительного выкупа. Аналогичного мнения по поводу наличия вины собственника в бесхозяйственном содержании культурных ценностей придерживается и М.Г. Масевич: "Пункт 1 ст. 240 ГК не ставит принудительный выкуп указанного имущества в зависимость от характера поведения собственника, т.е. его вины в бесхозяйственном содержании культурных ценностей". С приведенными мнениями можно согласиться.

Весьма важно выяснить вопрос о возможности распространения нормы о выкупе бесхозяйственно содержимых культурных ценностей на движимые культурные ценности. Сама норма о принудительном выкупе бесхозяйственно содержимых культурных ценностей не содержит каких-либо ограничений, касающихся предмета действия. Исходя из буквального ее толкования, она распространяется как на движимые, так и на недвижимые вещи. Однако, как видно из приведенной нормы, предметом принудительного выкупа могут быть не любые бесхозяйственно содержимые культурные ценности, а лишь культурные ценности, отнесенные в соответствии с законом к особо ценным и охраняемым государством. Таким образом, ст. 240 ГК РФ отсылает к другим нормативным актам, регулирующим отнесение культурных ценностей к особо ценным. Причем такое отнесение должно осуществляться в соответствии с законом. В отношении недвижимых культурных ценностей порядок определения особо ценных объектов установлен ст. 24 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". В соответствии с этой нормой Правительство Российской Федерации может принять решение о признании объекта культурного наследия федерального значения, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации. Именно такие объекты и могут быть предметом принудительного выкупа при их бесхозяйственном содержании собственником. Что же касается иных бесхозяйственно содержимых недвижимых культурных ценностей, не внесенных в Реестр, не являющихся объектами культурного наследия федерального значения и не признанных Правительством РФ особо ценными, то их принудительный выкуп на основании ст. 240 ГК РФ невозможен. Порядок отнесения движимых культурных ценностей к особо ценным в настоящее время законом не определен вообще. Таким образом, сегодня движимые культурные ценности не могут быть предметом принудительного выкупа государством даже в случае их бесхозяйственного содержания, угрожающего утратой ими своего значения.

Одним из наиболее острых и противоречивых вопросов, связанных с оборотом культурных ценностей, является вопрос о возможности применения государством преимущественного права покупки культурных ценностей, отчуждаемых их владельцами. В действующем ГК норма о преимущественном праве государства на приобретение культурных ценностей отсутствует. Однако нормы о преимущественном праве покупки культурных ценностей государством содержатся в Федеральном законе "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (ст. 25 Закона), а также в Положении об охране и использовании памятников истории и культуры. Для целей формирования адекватной модели правового регулирования оборота культурных ценностей необходимо определить, насколько целесообразным и оправданным с экономических и правовых позиций будет закрепление за государством преимущественного права покупки культурных ценностей. Целью установления преимущественных прав, содержащихся в Гражданском кодексе, является защита интересов участников некоторых видов юридических лиц, сособственников, арендаторов, нанимателей, наследников. Все эти интересы являются частными. Преимущественные права, установленные специально для защиты публичных интересов, в настоящее время в Гражданском кодексе РФ отсутствуют. Таким образом, включение в Гражданский кодекс нормы о преимущественном праве покупки государством культурных ценностей вряд ли будет соответствовать общей парадигме защиты права частной собственности, а также принципу равенства всех субъектов гражданских правоотношений.

Подводя итоги, необходимо отметить следующее.

1. Законодательство, регулирующее оборот движимых культурных ценностей в Российской Федерации, в настоящий момент находится в стадии развития. Основным направлением этого развития должно быть обеспечение сохранения культурных ценностей для последующих поколений. При этом нужно ориентироваться на положительный опыт, выработанный в этой сфере правового регулирования иностранными правовыми системами, на нормы международного права, а также на некоторые прогрессивные нормы советского права, не потерявшие своей актуальности в настоящее время.

2. Существует значительная специфика правового регулирования гражданского оборота движимых культурных ценностей, связанная, прежде всего, с наличием четко выраженного публичного интереса в их сохранении и, как следствие, со значительным количеством императивных норм, направленных на обеспечение этого интереса.

3. В действующем гражданском законодательстве, регулирующем оборот движимых культурных ценностей, имеются коллизии и пробелы. Нуждаются в скорейшей доработке нормы, регулирующие отношения, связанные с приобретением культурных ценностей по давности владения, выкупом государством культурных ценностей, заявленных к вывозу за рубеж, страхованием временно вывозимых культурных ценностей, осуществлением принудительного отчуждения бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, осуществлением государством преимущественного права покупки культурных ценностей, регистрацией сделок с культурными ценностями.

4. Продуманное и теоретически обоснованное применение гражданско-правовых норм для регулирования оборота движимых культурных ценностей будет способствовать становлению и развитию в Российской Федерации легального и цивилизованного рынка культурных ценностей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...