Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Честь, достоинство, деловая репутация как объект гражданско-правовой защиты.




 

Институт защиты чести и достоинства не является новым в российском гражданском праве. Указания на него имеются и в Гражданском кодексе РСФСР (ст. 7), и в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик (ст. 7). Однако защита чести, достоинства и деловой репутации по праву считается, наряду с возмещением морального вреда, вехой нового времени.

Каждому лицу индивиду присущи такие блага, как честь и достоинство. Честь – это общественная оценка личности, определённая мера духовных, социальных качеств гражданина. Достоинство – внутренняя самооценка собственных качеств, способностей, мировоззрения, своего общественного значения. Категории чести и достоинства, в частности, определяют отношение к человеку как к высшей общественной ценности.

Честь, достоинство, деловая репутация гражданина в совокупности определяют “доброе имя”, неприкосновенность которого гарантирует Конституция (ст. 23).

Честь и достоинство имеют как объективную, так и субъективную стороны. Так, честь – это и общественная оценка, признание, и стремление поддержать свою репутацию. Оценка деятельности индивида коллективом, обществом воспринимается как нечто объективное (и честь выступает как своего рода этическое благо) и выступает как оценочная категория, направленная от общества к личности. Субъективная же сторона заключается в способности человека оценивать свои поступки и действовать в соответствии с принятыми в обществе нормами морали. Аналогично достоинство объективно определяется существующими общественными отношениями и в известной мере нередко не зависит от человека. Но данная категория выступает ещё и как сознание и чувство собственного достоинства. Эти субъективные стороны достоинства представляют собой осмысление и переживание человеком своей моральной ценности и общественной значимости, они обуславливаются общественными отношениями и зависят от них. Между тем, несмотря на связанность понятий критерием нравственности, между честью и достоинством существуют различия. Они заключаются в том, что честь – объективное общественное свойство, а в достоинстве на переднем плане – субъективный момент, самооценка. Отсюда можно сделать вывод, что достоинство человека находится в определённой зависимости от его воспитания, от внутреннего духовного мира, особенностей его психического склада. В конечном итоге – от способности человека должным образом оценивать то мнение, которое складывается о нём у окружающих.

Деловая репутация представляет собой набор качеств и оценок, с которыми их носитель ассоциируется в глазах своих контрагентов, клиентов, потребителей, коллег по работе, поклонников (для шоу-бизнеса), избирателей (для выборных должностей) и персонифицируется среди других профессионалов в этой области деятельности. Репутация отдельной личности или организации определяется её местом в системе общественных отношений, сложившимися в этой системе нравственными критериями и принципами.

Право на честь, достоинство и деловую репутацию является абсолютным правом ввиду того, что субъективному праву управомоченного лица корреспондирует обязанность неопределённого круга лиц. Согласно ст. 152 Гражданского кодекса РФ, гражданин (а в случае защиты деловой репутации и юридическое лицо) вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Отмечается, что само опровержение может состоять из двух частей. Удовлетворяя требование об опровержении, суд признаёт порочащие сведения не соответствующими действительности, и потому само решение суда содержит опровержение. Затем суд возлагает обязанность по опровержению на ответчика, при исполнении которой реализуется второй вид опровержения. Опровержение ограничивается судебным признанием сведений не соответствующими действительности в тех случаях, когда решение не исполнено должником либо выносится не в исковом, а в особом производстве (пп. 4 и 6 ст. 152 Гражданского кодекса РФ).

Опровержение, таким образом, есть специальный способ защиты указанных благ. Он может быть использован при наличии трех условий.

Во-первых, сведения должны быть порочащими. В основу оценки сведений как порочащих положен не субъективный, а объективный признак. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» говорится, что «порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица».

Во-вторых, сведения должны быть распространены. Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу. Сообщение таких сведений лицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением, если лицом, сообщившим данные сведения, были приняты достаточные меры конфиденциальности, с тем, чтобы они не стали известными третьим лицам.

В-третьих, сведения не должны соответствовать действительности.

Не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения. Не могут рассматриваться как не соответствующие действительности сведения, содержащиеся в судебных решениях и приговорах, постановлениях органов предварительного следствия и других процессуальных или иных официальных документах, для обжалования и оспаривания которых предусмотрен иной установленный законами судебный порядок (например, не могут быть опровергнуты в порядке статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации сведения, изложенные в приказе об увольнении, поскольку такой приказ может быть оспорен только в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом Российской Федерации).

П. 2 ст. 152 Кодекса предусматривает порядок опровержения порочащих сведений, опубликованных в средствах массовой информации: “Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, распространены в средствах массовой информации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации”. Подробнее регламентирует этот процесс Закон РФ “О средствах массовой информации”. По ч. 2 ст. 44 Закона, опровержение в периодическом печатном издании должно быть набрано тем же шрифтом и помещено под заголовком “Опровержение”, как правило, на том же месте полосы, что и опровергаемое сообщение или материал. По радио и телевидению опровержение должно быть передано в то же время суток и, как правило, в той же передаче, что и опровергаемое сообщение или материал. Аналогично решается вопрос о праве на опубликование ответа гражданином в случае опубликования сведений, ущемляющих его права и свободы (ч. 3 ст. 152 ГК РФ).

Опровержение не есть единственный способ защиты. Гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...