Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие товарных знаков и их виды.




 

При многообразии форм собственности товарные знаки являются неотъемлемым элементом рыночной экономики. Рыночный механизм чутко реагирует на реакцию потребителя на произведенный продукт. Потребитель либо признает этот товар (услугу), либо нет. Товарный знак призван помочь покупателю сделать свой выбор и впоследствии придерживаться его. Популярный товарный знак вызывает у покупателя определенные представления о качестве товара и в связи с этим приобретает значительную экономическую ценность.

Товарный знак – это условное символическое обозначение, размещаемое на самих товарах или продукции, на упаковке или сопроводительной документации. Его необходимо отличать от сведений об изготовителе товара или продукции, о качестве и свойствах товара.

Товарный знак необходим для коммерческого использования в предпринимательской деятельности. Он теряет свою экономическую и правовую сущность в отрыве от товара.

Можно выделить следующие функции товарных знаков: информационная (каждый знак отсылает человека к обозначаемому предмету), отличительная (товарный знак характеризуется отсылкой к определенному товаропроизводителю), гарантийная (помимо простого отличия одного товара от другого товарный знак гарантирует потребителю определенный набор полезных свойств товара, его качество и репутацию на рынке), рекламная (товарный знак выделяет из массы однородных товаров именно данный товар), ограничительная (товарный знак запрещает другим лицам его использование без разрешения).

Товарные знаки следует отличать от фирменных наименований, которые призваны различать производителей (а не производимые товары или услуги). Значительное число товарных знаков воспроизводит часть фирменного наименования его владельца. Кроме того, возможны ситуации, когда фирменные наименования будут совпадать с товарными знаками (например, когда в качестве товарного знака зарегистрировано наименование юридического лица). Однако и в последнем случае не воспроизводится полное фирменное наименование (не указывается организационно-правовая форма юридического лица).

По общему правилу, должен соблюдаться запрет регистрации словесных обозначений в качестве товарных знаков, сходных до степени смешения с фирменными наименованиями зарегистрированных юридических лиц. Однако осуществить это на практике достаточно сложно. Действующее законодательство о государственной регистрации юридических лиц не предусматривает обязательной проверки совпадения фирменного наименования регистрируемого юридического лица с фирменными наименованиями других лиц, а также с зарегистрированными товарными знаками.

Фирменные наименования и товарные знаки отличаются по условиям возникновения и прекращения правовой охраны, порядку регистрации прав, правомочиям правообладателей.

Однако существующие различия не позволяют достаточно просто разрешать коллизии, возникающие при реализации прав на фирменное наименование и товарный знак. Возникновение таких коллизий обусловлено тем, что по своей правовой природе оба этих права являются абсолютными и исключительными. При этом действующее законодательство допускает, что одно и то же словесное обозначение может получить правовую охрану и в качестве товарного знака и фирменного наименования. А в качестве субъектов права на них могут одновременно выступать лица, занимающиеся сходной или даже одинаковой деятельностью. Отсутствие единого государственного реестра фирменных наименований затрудняет применение указанного основания для отказа в охране.

Товарный знак следует отличать и от промышленного образца. Основное отличие товарного знака от промышленного образца заключается в том, что промышленный образец как художественно-конструкторское решение, определяющее его внешний вид, является составной частью самого промышленного изделия (форма, цвет, рисунок), тогда как товарный знак лишь проставляется на изделии, являясь средством его индивидуализации. Проблема смешения этих двух понятий возникает лишь в случае, когда товарный знак является трехмерным. Экспертиза в таких случаях должна также проводиться в Государственном реестре промышленных образцов РФ, и при выявлении воспроизведения в регистрации товарного знака должно быть отказано.

Являясь одним из объектов гражданских прав, товарный знак активно участвует в гражданском обороте. Так, в соответствии с п. 2 ст. 132 ГК в имущество предприятия, которое является объектом хозяйственного оборота, входит также и товарный знак.

Основным правовым актом, регулирующим товарные знаки (знаки обслуживания) в настоящее время в Российской Федерации, является Закон РФ от 23 сентября 1992 г. «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». В ст. 1 указанного Закона дано следующее определение товарного знака: товарный знак и знак обслуживания (далее – товарный знак) – обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (далее – товары) юридических или физических лиц. Указанное обозначение определяется совокупностью признаков, необходимых для регистрации в качестве товарного знака.

Отличие знака обслуживания от товарного знака заключается в том, что вместо товаров объектом использования являются услуги. Вместе с тем нередки случаи, когда один знак регистрируется и по классу товаров, и по классу услуг.

Иногда применительно к товарным знакам можно встретить такие термины, как логотип, слоган (лозунг) и брэнд.

Логотипом принято называть оригинальное изобразительное исполнение словесного обозначения с использованием специальных шрифтов. Слоган - это охраняемое авторским правом произведение, используемое для маркировки товаров и услуг. Иногда в средствах массовой информации можно встретить термин «брэнд», под которым обычно понимается товарный знак, получивший широкую известность.

В определении не перечисляются признаки товарного знака, однако путем толкования ст. 1 Закона о товарных знаках можно прийти к выводу о том, что основным признаком обозначения, позволяющего зарегистрировать его в качестве товарного знака и отличающего одно от другого, является новизна. Сущность новизны в данном случае состоит в том, что представленное для регистрации обозначение не должно быть сходным со знаками, ранее зарегистрированными или заявленными для маркировки подобного рода изделий.

В соответствии со ст. 5 Закона о товарных знаках в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. При этом товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.

Несомненно, что наибольшее распространение в повседневной жизни получили словесные товарные знаки. Они хорошо запоминаются, легко различимы, более удобны для рекламы. По форме они представляют собой оригинальные слова, названия, словосочетания и короткие фразы. Эти слова могут быть как уже существующими, так и придуманными. Их темой могут быть астрономические названия (Марс), исторические личности (Наполеон), имена героев, наименования рек, морей, озер, название природных явлений и т.д.

В качестве словесных товарных знаков широко используются искусственные слова (неологизмы), т.е. сочетания букв, которые в ряде случаев не имеют смыслового содержания (фантазийные). В качестве примера можно привести такие слова, как «Электролюкс», «Виагра» и т.д.

Для образования неологизмов нередко используются так называемые форманты, т.е. типичные элементы словесных окончаний, указывающие на принадлежность к той или иной отрасли промышленности, буквосочетания, регулярно повторяющиеся в товарных знаках разных владельцев, но не вызывающих коллизии товарных знаков и являющихся слабым элементом обозначения.

Изобразительные товарные знаки представляют собой рисунки различных тем. Это могут быть разного рода орнаменты, символы, изображения животных, птиц, комбинации из различных фигур, стилизованных букв. Материалом для выбора сюжетов могут служить народные орнаменты, графические рисунки, изображающие само предприятие, персонажи различных сказок, былин, также нередко используют различные символические мотивы. Композиционное построение может иметь рекламный характер. Особым типом изобразительных товарных знаков являются словесные обозначения, выполненные в оригинальной графической манере (логотипы). По законодательству некоторых стран (Англия) товарным знаком может быть признано определенное соотношение цветов, однако возможность признания товарным знаком цвета как такового или сочетания цветов российским законодательством не допускается.

Объемные товарные знаки – это трехмерные (по длине, высоте, ширине) обозначения, которые могут изготавливаться из любого материала, как искусственного, так и естественного. Один из наиболее известных объемных товарных знаков – это товарный знак фирмы «Мерседес». К объемным товарным знакам относятся также флаконы для духов, коробки для сигарет и т.д. Одним из самых известных объемных товарных знаков является форма бутылки кока-колы.

Комбинированные товарные знаки содержат в себе одновременно изобразительные и словесные знаки. Вместе с тем теоретически возможно сочетание изобразительных словесных и объемных элементов. Композиция (комбинированный товарный знак) может содержать сочетание: рисунка и слова, рисунка и букв, букв и фигур и т.д.

В некоторых странах охране подлежат товарные знаки особых видов – звуковые, световые, однако, в Российской Федерации они практически не применяются, хотя из смысла ст. 5 Закона о товарных знаках вытекает, что такая возможность не исключается (другие обозначения).

В зависимости от числа субъектов, которые имеют право пользования товарным знаком, различают индивидуальные и коллективные товарные знаки. Различие состоит в том, что индивидуальный товарный знак – это обозначение, зарегистрированное на имя отдельного юридического или физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью.

Коллективным признается товарный знак, предназначенный для обозначения товаров, производимых и (или) реализуемых входящими в данное объединение лицами и обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками. Коллективный знак и право на его использование не могут быть переданы другим лицам.

По степени известности товарные знаки можно подразделить на обычные и общеизвестные. К числу последних относятся обозначения, известные широкому кругу лиц и ассоциирующиеся в их сознании с определенными товарами. В литературе также высказывалось мнение о необходимости выделить в качестве особой категории знаменитые товарные знаки.

Закон о товарных знаках прямо упоминает об общеизвестных товарных знаках. В частности, о них говорится в главе 2.1 Закона о товарных знаках. На них распространяются положения п. 1 ст. 7 Закона о товарных знаках, в котором говорится о товарных знаках, охраняемых без регистрации в силу международных договоров. Кроме того, в соответствии со ст. 2 Закона о товарных знаках правовая охрана товарных знаков может предоставляться непосредственно в силу международных договоров, участником которых является Россия. К числу таких договоров относится Парижская конвенция по охране промышленной собственности.

При решении вопроса о критериях, по которым тот или иной товарный знак признается общеизвестным, учитывается следующее: это определенный процент лиц, подтвердивших знание того или иного товарного знака при проведении социологических опросов; интенсивность использования товарного знака; перечень населенных пунктов, где происходит реализация товаров, маркированных данным товарным знаком; время использования; объем реализации; способы использования товарного знака; среднегодовое количество потребителей; положение изготовителя на рынке в определенном секторе экономики; затраты на рекламу товарного знака; стоимость товарного знака в соответствии с данными, содержащимися в годовых финансовых отчетах и т.д.

Общеизвестность товарных знаков определяется Высшей патентной палатой (в настоящее время Палатой по патентным спорам). После вступления в силу ее решения о признании того или иного знака общеизвестным он незамедлительно вносится в перечень общеизвестных в РФ товарных знаков.

Товарные знаки можно также разделить на первичные и вторичные. Под первичными понимаются знаки, владелец которых зарегистрировал знак на свое имя и использует его в собственной предпринимательской деятельности. Вторичными называются знаки, право на использование которых получено от другого лица.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...