Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Утраты станции. Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина (ныне Партизанская)




Утраты станции

 

1. Барельеф на фасаде вестибюля с профилем И. В. Сталина. Демонтирован при замене названия станции в 1961 году.

2. Скульптура И. В. Сталина в кассовом зале. Увезена, вероятно, в 1956 году при развенчании культа личности.

3. Барельеф с профилем И. В. Сталина в торце станции над орденом «Победа».

4. Фамилия Сталина под его цитатой в торце центрального зала. Заретуширована в 1961 году.

5. Люстры в боковых залах. Заменены на люминесцентные лампы.

 

 

Ст. Сталинская. Один из барельефов на путевой стене

 

Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина (ныне Партизанская)

 

Станция с таким названием завершала собой Покровский радиус метро. Она была открыта 18 января 1944 года. Станция мелкого заложения, она заметно выделяется своими внушительными размерами. Это объясняется тем, что станция предназначалась для обслуживания больших пассажиропотоков — посетителей Измайловского парка культуры, а самое главное, посетителей строящегося большого Стадиона Народов им. Сталина. Для этого было сооружено две платформы и три пути. Перед началом матча на стадионе, планировалось разгружать по два поезда сразу, а по окончании матча — загружать два состава. Гигантский стадион так и не был построен, поэтому планы по одновременному использованию трех путей реализованы не были. В настоящее время используются два пути как у обычной станции.

Архитектор станции Б. С. Виленский. Им было спроектировано решение станции таким образом, что вестибюль сливался со станционным залом. Широкие лестницы ведут из вестибюля на обе платформы. На площадке между лестницами установлена скульптурная группа «Партизаны» работы М. Г. Манизера. На стене этой площадки, облицованной мрамором, была выложена металлическими буквами надпись «Защита Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР» (статья из Конституции СССР 1936 года). Над этими словами располагался барельеф с профилем И. В. Сталина. Рядом с колоннами, ближайшими к выходу, установлены скульптуры Зои Космодемьянской и Матвея Кузьмина — их автор также скульптор Манизер. Путевые стены украшены барельефами на тему партизанского движения скульптора С. Л. Рабиновича. Если говорить о «партизанской» теме станции, то это объясняется временем ее постройки. Изначально у станции должна была быть спортивная тема оформления из-за строящегося рядом стадиона, но война «подкорректировала» проект.

Потолок станции в центральной его части живописно был украшен серией панно «Небо Родины», выполненных по эскизам художника А. Д. Гончарова. Порядок фресок был выбран неслучайно: пассажир, проходя вдоль станции и, наблюдая изображенные в кессонах пейзажи, видел изменяющееся небо: от облачного цвета войны до ясного неба мирной жизни. В первом кессоне на фоне темных туч и верхушек елей развевается красное знамя партизан. На следующих фресках облака редеют, появляются птицы, ели сменяются дубами. На одной из фресок была изображена радуга на прояснившемся небе. На последней фреске изображено лето, зеленые деревья и три красных знамени с пятиконечными звездами, легко развевающихся на ветру. Пассажиру через них передается основная мысль: «Война — это не конец жизни. Всё будет хорошо! ». Два купола по краям станции расписывались Гончаровым по периметру в виде орнамента из пятиконечных звезд, веток лавра и дуба, сплетенные красной лентой. Также в куполах были подвешены круглые люстры для подсветки орнамента. К сожалению, фрески до нашего времени не сохранились, они продержались недолго и были замазаны в 1960-х годах. Причиной их малого срока службы послужили некачественные материалы для росписи, а также спешка в их написании. Уже к 1951 году живопись пожухла, а в некоторых местах отпала целыми кусками, а к концу 1950-х годов на своде не было ни одной целой фрески… Оригинальные светильники также до нас не дошли, они были заменены типовыми люминесцентными лампами.

 

 

Cт. Измайловский ПКиО им. Сталина. Роспись плафона. Фрагмент. (Фотограф: А. Соркин, 1940-e г. г. )

 

 

Ст. Измайловский ПКиО им. Сталина. Скульптурная группа «Партизаны»

 

Наземный вестибюль построен также архитектором Б. С. Виленским. Монументальное тяжелое здание желтого цвета с четырьмя колоннами, облицованными черным гранитом и разделяющими пассажиропотоки. Здание планировалось как временное, поэтому оно несколько невыразительно по сравнению с другими вестибюлями.

В 2005 году по решению мэра Москвы Ю. М. Лужкова станция поменяла свое название с Измайловского Парка на Партизанскую «в честь 60-летия победы в Великой Отечественной войне». Это было первое переименование станции метро после волны переименований начала 1990-х и последующего длительного затишья. Новое название станции вызвало бурные споры. Хотя оно как нельзя точно подошло к архитектурно-художественному оформлению станции.

 

 

Ст. Измайловский ПКиО им. Сталина Скульптура «Зоя Космодемьянская»

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...